Интересные факты про картофель. Любимая картошка

Картофель едят все и везде, это, без сомнений, самый популярный, любимый и часто употребляемый овощ в нашей стране. Блюда из картофеля всегда вкусные, сытные. Не зря его и назвали в народе вторым хлебом. Стоит ли давать картофель детям и каких качеств в нем больше – полезных или вредных – мы попробуем разобраться.

  • За счет углеводов, которые в большей части представлены крахмалом, 100 г картофеля содержит 70–80 (в зависимости от сорта) ккал, это в выше в два-три раза по сравнению с другими овощами. Порция картофельного блюда обеспечит организм ребенка десятой частью энергии. Картофель является одним из главных источников минералов и витаминов для жителей нашей страны: он доступен всем по своей цене, картофельные блюда очень вкусные, разнообразные, порция картофеля содержит 1/3–1/5 необходимых минералов, 1/2 суточной дозы витамина С и Р (100 г свежего картофеля содержит 20–25 мг витамина С, картофель, пролежавший до весны, в разы меньше). Дело не в том, что картофель очень богат витамином С, просто этот продукт в нашей стране употребляется ежедневно и в количестве, превышающем то, которое рекомендуют диетологи. Включая картофель в рацион ежедневного питания, можно его сделать настоящим комплексом из полезных витаминов и минералов.
  • Картофель полезен для системы пищеварения ребенка: за счет содержания минералов оказывает ощелачивающее действие, в нем содержится много клетчатки, поэтому, потребляя блюда из картофеля, организм очищается от токсинов, стимулируется работа желудка и кишечника. Отварной, запеченный картофель, картофельный сок принесет пользу детям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвы, заболевания печени), т. к. картофель обладает обволакивающим и противовоспалительным свойством. Ученые из Великобритании доказали, что в картофеле содержатся уникальные антибактериальные вещества, которые предотвращают рост и размножение болезнетворных бактерий в желудке.
  • Картофель является источником калия, который необходим для нормальной работы сердца и почек. Калий укрепляет работу сердечной мышцы, способствует выведению избытка жидкости из организма. В 100 г свежего неочищенного картофеля содержится в среднем около 500 мг калия. Норма детского организма в потреблении калия 600–1700 мг (15–30 мг на 1 кг массы тела). Калия больше под кожурой, поэтому запеченный картофель в мундире с этой точки зрения будет полезнее.
  • Картофель является лидером из всех овощей по содержанию селена, который необходим для нормальной работы щитовидной железы, иммунной системы, оказывает антидистрофическое и противоаллергическое действие.
  • Бронхиты и простуды быстро проходят, если использовать горячий картофельный отвар или свежесваренный истолченный картофель в виде ингаляций, в этих парах содержатся антисептические и антибактериальные вещества. Компресс из истолченных клубней на грудь способствует улучшению кровообращения в легких и бронхах, при гайморитах отварной в мундире картофель эффективно прикладывать к носу и на область гайморовых пазух.
  • Картофельный сок имеет спазмолитический эффект, поэтому вполне может применяться при головных болях.
  • Первая помощь при ожогах –приложенная отрезанная долька картофеля (для лучшего эффекта картофель можно натереть на терке), держать 20–40 минут. Картофель обладает ранозаживляющим и противовоспалительным свойством.

Вред картофеля

  • При хранении под кожурой картофеля образуется соланин. Больший процент этого вещества в проросшем, позеленевшим картофеле. Чтобы им отравиться, нужно съесть несколько килограммов неочищенного старого картофеля, но все же, чтобы избежать попадания даже маленьких доз вредного вещества в организм, лучше срезать слой кожуры потолще и не допускать употребления позеленевшего и проросшего картофеля.
  • Противопоказано употребление картофеля при мочекаменной болезни.
  • Для похудения картофель не рекомендуется употреблять: это . При ожирении употребление картофеля не должно превышать двух раз в неделю.

Интересно знать! Американские ученые (Калифорнийский университет в Дэвисе) провели эксперимент и теперь считают, что нормально приготовленный картофель (не картофель фри и не чипсы) может иметь место даже в диетическом питании. Ведь на увеличение веса влияет не так картофель, как кетчупы, майонез, соусы, питательные салаты и жирная пища (котлеты, зажарки, жареное мясо), которые традиционно с ней подаются.

С какого возраста картофель можно детям

Картофель — гипоаллергенный продукт. Его разрешено вводить в рацион ребенка с 5-6 месяцев.

Интересно знать! В среднем каждый житель России в месяц съедает 6–10 кг картофеля. Больше всего картофеля съедают в Ирландии, 145 кг картофеля на одного жителя в год, немного меньше в Литве, Латвии и Польше – 130 кг на одного жителя в год. Зато в Германии в два раза меньше – 70 кг. За последние годы в странах ЕС снизилось потребления продуктов переработанного картофеля (картофеля фри и чипсов).

Как варить картофель

  • В свежем картофеле кожуру срезать тоньше, а лучше запекать или отваривать в мундире, в старом картофеле слой срезанной кожуры должен быть порядком толще.
  • При приготовлении картофеля в мундире его следует тщательно вымыть под струей воды, поскоблить ножом.
  • Готовить картофель можно на пару или в малом количестве воды в кастрюле с плотно закрытой крышкой.
  • Бросать картофель надо не в холодную, а в кипящую воду.
  • Варить картофель следует минут 15–20, чем он мельче, тем и быстрее, если вы варили картофель 30 и более минут, скорее всего вы купили не пищевой сорт картофеля. Для варки желательно выбирать клубни одинакового размера.
  • Чистить картофель стоит непосредственно перед приготовлением, не стоит хранить очищенный картофель в воде, на свету.

Самые вкусные сорта картофеля

Ранние сорта: «бородянский розовый», «розалинд», «снегирь», «адретта», «винета», «тимо», «импала», «спринт», «ред скарлетт».
Средние сорта: «аврора», «голубизна», «моцарт», «симфония».
Поздние сорта: «веснянка», «симпли рэд», «темп».

Применение картофельного крахмала

Картофельный крахмал в быту чаще используется для приготовления киселей, можно его добавлять в качестве загустителя в котлеты, подливы, муссы, кондитерские крема. Крахмалом можно посыпать ожоги, при аллергических высыпаниях делать крахмальные ванны (заварить 4 ст. л. крахмала из расчета на одну ванну). Крахмал является клейстером и, как экологически чистый и безопасный продукт, идеально подойдет для поклейки стен в детской комнате.

Картофель содержит в основном сложные углеводы, которые через 15 минут пребывания в желудке становятся сахаром. Мясо – это пища белковая, притом белок животный. На переваривания такого белка желудку требуется не менее 3 часов. Употребляя эти продукты вместе, вы нарушаете процесс всасывания и того и другого, нагружаете работой желудок, ухудшается всасывание полезных веществ, активируется процесс брожения, все это проявляется тяжестью в желудке, чувством переполнения. Употребление картофеля, макарон и других мучных продуктов с мясом способствует росту жировой ткани.

На заметку!

Тушить картофель следует в закрытой посуде, залив небольшим количеством горячей воды или бульона, вкуснее будет, если добавить томатную пасту, обжаренные лук и морковь, петрушку, лавровый лист, черный перец.
Жарить картофель можно как сырой, так и предварительно сваренный, добавляя на сковороду животный жир либо растительное масло.
Запекать картофель в духовке нужно до появления золотисто-коричневой румяной корочки. Предварительно картошку можно отварить, пожарить или потушить. Противень смазать растительным маслом и посыпать мукой или панировочными сухарями.

Интересно знать! Английские медики университета Бирмингема считают, что ежедневное употребление картофеля способствует улучшению настроения, а употребление запеченного картофеля и пюре на ужин поможет справится с бессонницей. Весь секрет в большом содержании углеводов, триптофана и аминокислот.

Рецепты с картофелем


Картофельные драники нельзя отнести к полезным блюдам, но иногда их можно предлагать ребенку, чтобы разнообразить его рацион.

Картофель является наиболее часто используемым овощем на кухне. Его можно добавлять во все супы (можно сварить даже молочный суп с картошкой), варить, жарить, тушить, запекать. Ниже предоставлены наиболее вкусные рецепты из картошки для детей.

Суп-пюре из картофеля

  • Картофель – 3 шт. средние,
  • Капуста цветная – 200 г,
  • Морковь и лук – по 1 шт.,
  • Чеснок – 1 зубчик,
  • Сыр твердый – 100 г,
  • Сметана – 3 ст. л.,
  • Вода – 5 стаканов,
  • Соль, перец черный молотый по вкусу.

Вымытый и очищенный картофель нарезать кубиками, вымыть и разделить на соцветия капусту, морковь натереть на крупной овощной терке, лук и чеснок мелко порезать. Воду влить в кастрюлю, когда вскипит, добавить в нее картофель и капусту, варить до полной готовности. Морковь, чеснок и лук обжарить на сковородке (для маленьких детей лук и морковь можно бросать вариться в кастрюле вместе с картофелем, капустой). Добавить обжаренные овощи в кастрюлю и все покипятить на медленном огне еще несколько минут. Затем все взбить блендером добавить соль, перец, сметану, все хорошо перемешать. Перед подачей посыпать суп-пюре тертым сыром и рубленой свежей зеленью. Подавать с черным хлебом или гренками.

Молочный суп с картофелем

  • Картофель – 5 шт.,
  • Вода – 300 мл,
  • Молоко – 500 мл,
  • Соль, сливочное масло по вкусу.

Картофель нарезать кубиками и забросить в кипящую воду. Через 15 минут добавить молоко и все варить еще минут 5. В конце добавить соль и масло. Вместе с картофелем в суп можно добавить морковь (только ее следует дольше поварить), вареное яйцо.

Картофельное пюре

  • Картофель – 250 г,
  • Молоко – 50 мл,
  • Масло сливочное – 10 г,
  • Яйцо куриное – 1/2 шт. или только желток,
  • Соль по вкусу.

Картофель отварить на пару до готовности, истолочь, добавить горячее молоко, помешивая прокипятить меньше минуты, чтобы не подгорело. Пока пюре горячее, добавить масло, яйцо и соль, все тщательно перемешать. Можно подавать с томатным соком, тушеными овощами, салатом.

Драники картофельные

  • Картофель – 1 кг,
  • Мука пшеничная – 3–3,5 ст. л.,
  • Яйцо – 2 шт.,
  • Соль по вкусу,
  • Масло растительное для сковороды.

Картофель вымыть, очистить от кожуры и измельчить на мелкой терке. Постепенно помешивая, добавить яйца, муку и соль. Обжаривать на сковороде с растительным маслом с обеих сторон до корочки. Подавать драники со сметаной, соленой сметанно-творожной пастой.

Картофельная бабка с мясным фаршем

  • Картофель – 1 кг,
  • Фарш мясной – 300–400 г,
  • Морковь – 2 шт. средние,
  • Лук – 2 шт.,
  • Яйца – 2 шт.,
  • Соль, черный перец молотый по вкусу,
  • Растительное и сливочное масло.

Картофель очистить от кожуры и натереть на крупной овощной терке. Лук мелко порезать, морковь натереть на такой же овощной терке. На разогретую сковороду с растительным маслом выложить лук, когда он подрумянится, добавить на сковороду морковь и все вместе еще обжарить в течение 1–2 минут. В конце добавить кусочек сливочного масла. Затем к тертому картофелю добавить обжаренные лук и морковь, яйца, соль. Все хорошо перемешать. К мясному фаршу добавить немного сырого мелко порезанного лука, соль, перец. Форму для запекания смазать растительным маслом, ровным слоем выложить половину овощной смеси, затем распределить слой фарша и сверху все закрыть оставшейся овощной смесью. Запекать при температуре 180 C минут 50 до образования румяной корочки. Подавать такое блюдо можно со сметаной, стаканом кефира.

Клецки

  • Картофель сырой – 10 шт. среднего размера,
  • Картофель отварной – 2 шт.,
  • Мука – 3–4 ст. л.,
  • Соль по вкусу.

Картошку надо стереть на мелкой терке или с помощью кухонного комбайна, отжать весь сок с помощью марли до консистенции пластилина. Получившемуся картофельному соку дать отстояться минут 10, затем слить сок, а крахмал добавить обратно к картофелю. Отварную картошку истолочь в пюре и добавить в тесто, посолить. Тесто хорошо перемешать и лепить клецки размером с шарик для настольного тенниса. Варить минут 20–30. Клецки можно сделать с начинкой из мясного фарша, грибов. Традиционно клецки подаются с молоком, сметаной, медом или жареным луком.

Картофель сочетается с:

  • Нежирной сметаной, сливками, брынзой, сыром, растительным и сливочным маслом;
  • Любыми овощами, зернобобовыми;

Не рекомендуется сочетать с мясом, птицей, со сладкими, кондитерскими изделиями, помидорами, сухофруктами и фруктами, с любыми жирными продуктами (в том числе и молочными продуктами с высокой жирностью).
Польза картошки очевидна. Картошкой можно заменить дорогостоящие продукты, сохраняя сбалансированный полезный рацион питания.

При правильном употреблении, проявляя за столом умеренность и дальновидность, никакого вреда в употреблении картофеля вы не причините ни себе, ни своему ребенку.


1. В Европу картофель завезли испанцы в 1565 г., во времена Христофора Колумба. Он постепенно стал распространяться по европейскому континенту - сначала как декоративное растение , затем в качестве продукта питания и корма для животных.

2. Картофель - один из основных источников витамина С , особенно зимой и ранней весной. При ежедневном употреблении 300 г этого продукта суточная потребность человека в витамине С удовлетворяется на 70-75 %. В молодых клубнях витамина С содержится больше - до 25-30 мг/100 г.

3. Из 1 тонны картофеля в среднем можно получить 80 кг глюкозы/170 кг патоки/110 л спирта .

4. В клубнях картофеля при определенных условиях созревания и хранения образуются токсические гликоалколоиды - соланин и чаконин, которые придают картофелю горьковатый привкус. Они сосредоточены в основном в кожуре, но при прорастании клубней могут переходить в мякоть. Особенно много гликоалколоидов в позеленевших клубнях, употребление в пищу которых нежелательно.

5. Одна из знаменитых картин Ван Гога называется «Едоки картофеля» . «В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду.» — писал художник своему брату.


6. В городе Блэквуд штата Айдахо есть музей картофеля. Каждый купивший билет в музей получает вдобавок ящик картофеля, который можно увезти с собой.

7. Блюдо «Путин» или «Пуци́н» (фр. Poutine) - национальное канадское блюдо из картофеля фри, сыра и соуса, особенно популярное в Квебеке. Блюдо, в частности, предлагается в заведениях быстрого питания McDonald’s, A&W, KFC, и Burger King. Появилось в середине XX века.

8. В России довольно распространен необычный сорт картофеля с синеватой кожурой — «синеглазка». Однако мало кто знает, что по-научному этот сорт называется «Ганнибал» , в честь прадеда Александра Пушкина Абрама Ганнибала, который первым провёл опыты по селекции и хранению картофеля в России.

9. «La Bonnotte» - самый дорогой в мире картофель . Жители французского острова Нуармутье каждый год собирают не более 100 тонн этого сорта в год. Стоимость такого деликатеса обойдется примерно в 500 евро за килограмм.

10. Картофель стал первым овощем, испытавшем на себе невесомость - его вырастили на космическом корабле «Колумбия» в октябре 1995 года.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 г. Горбатов

Конспект интегрированного

занятия по экологии

«Беседа о картофеле»

(для детей старшей группы)

Подготовила:

воспитатель

Феклина Е. М.

2014г

Задачи

1.Дать детям представление о происхождении картофеля, приемах его возделывания.

Уточнить и дополнить знания детей о картофеле как продукте питания и как о лекарственном продукте.

Дать представление о картофеле как о живом организме.

Дать конкретные представления о труде человека по выращиванию картофеля.

2. Научить согласовывать свои действия с действиями других, развивать любознательность.

3. Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая), развивать связную речь, логическое мышление.

4. Воспитывать интерес к длительным экспериментам.

Дидактический материал

Глобус, портрет Христофора Колумба, письмо от профессора, открытки с изображением блюд из картофеля, картофель сырой (проращенный, не проращенный), вареный, терка, 2 салфетки (одна накрахмалена), крахмал, мука (емкость для них), поделки из картофеля, халат, схема описания картофеля, модели: роста, условия роста, живого организма, банка с водой, горячая вода в термосе, для аппликации: лист бумаги с изображением ботвы овощей, картонные листы для вырезания картофеля.

Предварительная работа

Заучивание загадок об овощах.

Дидактические игры «Узнай по силуэту», «Узнай на ощупь», «Вершки и корешки».

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята, я получила очень загадочное письмо. Вот послушайте:

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому приглашаю вас к себе в лабораторию и кое-что расскажу интересное. О чем? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре-самолете. Ваш профессор Огород »

Интересно, о чем нам хочет рассказать профессор? Полетим к нему в гости?

Дети: Да, полетим.

Воспитатель: Садитесь на волшебный ковер, закройте глаза и представьте, что мы летим над лесом, озером, лугом.

Дети выполняют. Воспитатель надевает белый халат, очки, берет в руки папку – превращается в профессора. Детям предлагается открыть глаза.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Профессор: Ой, кто это ко мне прилетел? Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Профессор: Ребята, вы откуда? А вы знаете, куда прилетели? (ответы детей ). Правильно, в лабораторию к профессору Огороду. Профессор – это я. Я сегодня проводил опыты с одним овощем. Угадайте, что это за овощ?

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко –

Под кустом …

Дети: Картошка.

Профессор: Правильно! (показывает детям клубень картофеля ) Дети, вы знаете, откуда у нас появился картофель? Хотите узнать? Я знаю очень интересную историю о нем. Садитесь и слушайте. (Дети рассаживаются на стульчики)

Давно это было! 500 лет назад вернулись из дальнего плавания корабли отважного мореплавателя Христофора Колумба (показывает портрет путешественника). Прибыли они издалека, из Южной Америки, переплыли океан. И самым ценным грузом, который они привезли, были семена картофеля. В Южной Америке жили индейцы, и их основной пищей был картофель. В его честь устраивали даже праздники. Женщины наряжали крупные клубни как кукол, шили юбочки из разноцветных кусочков ткани (показывает поделки из картофеля ). Мужчины танцевали, поставив на голову мешок с клубнями. А когда его привезли из Южной Америки в другие страны, то дарили картофель как драгоценность богатым людям. Когда же картофель перестал быть редкостью, то появился и у простого народа. Теперь картофель стал для нас и других народов вторым хлебом. Как вы думаете, почему?

Дети: Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд: его варят, жарят, пекут.

Профессор: Какие блюда можно приготовить из картофеля?

Воспитатель вместе с детьми перечисляет, что можно приготовить, и показывает детям открытки с изображением блюд из картофеля.

Профессор: Картофель нужен людями не только для еды. Он – хорошее лекарство. Может быть, вы знаете, как лечится картошкой?

Дети: Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет.

Профессор: А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой это удивительный овощ! Кто знает загадки о картофеле?

М.К.: Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда, вкусная картошка.

М.Ш.: Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну рассыпчата вкусна!»

Д.В.: Под землей птица гнездо свила,

Яиц нанесла.

Профессор: Много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель. Кто видел, и знает, что нужно сделать, чтобы вырастить картофель?

Дети: Сначала надо вскопать землю, затем посадить картошку, потом окучить грядки, надо поливать, а осенью выкопать.

Профессор: Для того, чтобы картофель и другие овощи, начал расти, необходимы определенные условия. Какие это условия?

Дети рассказывают.

Профессор: Вот мы посадили картофель, создали необходимые условия, клубень картофеля превращается в растение. Какие части растений вы знаете? Выберите необходимую модель. (Дети выбирают модель: корень, стебель, лист, цветок, плоды). Давайте проверим (показывает прорастающий в стеклянной банке клубень картофеля: есть корень, стебель, лист). Можно сказать, что картофель живое существо?

Дети: Да

Профессор: Почему?

Дети: Он растет, питается, погибает, если за ним не ухаживать.

Педагог предлагает рассмотреть модель роста растений: движение, дыхание, рост, питание, размножение.

Игра «Собери урожай» (психологическая минутка)

Профессор: Встаньте свободно. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель. Делаем наклоны вперед.

Лето наступило, солнышко сияет,

И картофель наш быстро вырастает.

Дети поднимают руки, тянутся вверх.

Ветер сильный дует,

Качают вытянутыми руками в стороны.

И грохочет гром,

Топают ногами.

А картофелю всё это ни по чем.

Снова в синем небе

Солнышко сияет,

И картофель снова

Быстро вырастает.

Тянутся руками вверх.

Картофель вырос, пора урожай собирать.

Делают наклоны.

Профессор: Молодцы! А теперь занимайте свои места за столом, только тихо. В моей лаборатории не шумят, ничего руками не трогают без моего разрешения. Ребята, вот какой мы собрали урожай картофеля! Картошины называют клубнями – это мясистое утолщение корня. Повторите. (Дети повторяют .) А теперь возьмите по клубню в руки и рассмотрите его, расскажите всё, что вы о нем знаете.

Дети высказываются с опорой на схему: где растет, какого цвета, формы, что внутри.

Профессор: Возьмите картофель и рассмотрите: что есть у картофеля? Да, выемки-глазки – будущие ростки. А теперь возьмите в руки проращенный картофель. Обратите внимание на белые ростки, которые есть на каждом клубне. Они появились на месте глазков. Ростки сначала белые, а потом зеленые – это начало роста картофеля. Весной проращенные клубни сажают в теплую землю, и через некоторое время появляются зеленые ростки. Они становятся все больше и больше, вскоре можно увидеть стебель, множество листьев и даже небольшие цветочки (показывает на картинке). В земле это зеленое растение удерживается с помощью корня, на котором созревает множество клубней – молодых картофелин. Десять дней назад я посадил клубень картофеля, у него появились корни, ростки в стебли превратились, выросли листья. Как вы думаете, каким он будет еще через десять дней? (Профессор выслушивает высказывания детей и предлагает все зарисовать).

Через десять дней мы увидим, насколько вы правы. Какие еще овощи растут в земле? На земле?

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Профессор: Молодцы! Много овощей знаете. А скажите, почему сваренный картофель (показывает вареный картофель ) рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нем содержится крахмал или картофельная мука. Чем больше крахмала в картофеле, тем он рассыпчатей, а значит – и вкуснее.

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда, вкусная …

Дети: Картошка

Профессор: Что содержится в картофеле? (показывает крахмал)

Дети: Крахмал.

Профессор: Да, его вырабатывают из картофеля и продают в магазинах.

Эксперимент «Картофельный крахмал»

Профессор: Чтобы доказать, что в картофеле содержится крахмал, проведем эксперимент: давайте вместе попробуем получить крахмал из картофеля. Берем заранее натертый картофель. Он уже посинел от нетерпения. Опускаем его в стакан с водой. Обратите внимание на осадок в стакане – это и есть крахмал. Картофель вынимают, воду осторожно сливают, осадок сушат. Получается крахмал. Как вы думаете, почему крахмал называют еще картофельной мукой? (Ответы детей). Ребята, а вы сможете отличить крахмал от муки? У вас на столе стоят два блюдца: в одном – мука, в другом – крахмал. Посмотрите на них, потрогайте, понюхайте, только не сильно наклоняйтесь и вдыхайте (дети выполняют). А теперь скажите и покажите, в каком блюдце мука, а в каком крахмал? Правильно. Крахмал светлее, чем мука. На ощупь крахмал как бы скрипит. Чем они похожи (Ответы детей). А как вы думаете, для чего нужен крахмал?

Дети: Крахмал нужен для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты.

Профессор: правильно. Вот сравните две салфетки6 одна накрахмаленная а другая – нет. Заметили разницу? А еще мы пользуемся крахмалом в детском саду во время занятий аппликацией. Если заварить крахмал кипятком, то получим клей – клейстер (показывает). Мы и сегодня используем его на нашем занятии. Понравилось вам проводить опыты, как настоящим ученым? К сожалению, ребята, у меня закончилось время и мне надо идти проводить другие опыты. Ждите следующего приглашения ко мне в гости. Понравилось вам быть у меня в гостях? Садитесь на ковер-самолет и отправляйтесь в группу. Не забудьте взять с собой клейстер, он пригодится вам. Закрыли глаза, вот вы летите над лесом, озером. Вдалеке показался детский сад.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель снимает халат, очки, убирает папку и ручку, пока дети сидят с закрытыми глазами.

Воспитатель: Открываем глаза. Ребята, где же вы были? Что вы там узнали?

Дети делятся своими впечатлениями. Воспитатель с интересом выслушивает каждого ребенка.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Теперь я тоже буду знать о картофеле: родился он в Южной Америке, привез его Христофор Колумб. В нем содержится крахмал, который отличается от муки. Картофель надо поливать, окучивать. Будем ждать приглашения от профессора и обязательно навестим его еще раз… А что это в баночке у вас?

Дети: Это клейстер, он сварен из крахмала.

Воспитатель: Вот как хорошо: мы используем наш клейстер для изготовления аппликации «Наклей овощ к ботве» .


Дорогие ребята! Вы, конечно, знаете, как выглядит картофелина. Она не очень крупная, округлой или продолговатой формы. Снаружи покрыта плотной кожурой коричневатого или розоватого цвета. Если картошку разрезать ножом, то внутри она окажется белой, но на воздухе быстро потемнеет, поэтому очищенный картофель хранят в холодной воде.

Сейчас картофель — один из самых распространенных и важнейших продуктов питания жителей европейских стран. Но появился он в Европе сравнительно недавно — примерно 400 лет назад. Родина картофеля — Южная Америка. Уже 14 тысяч лет назад индейцы употребляли картофель в пищу. В 1565 году испанские моряки привезли первые картофельные клубни в Европу. Картофель тогда называли «земляным орехом».

Слово «картофель» происходит от итальянского «тар- туфель», что означает «трюфель». Трюфели — грибы, растущие под землей. Итальянцы увидели сходство между этими грибами и клубнями картофеля, которые тоже растут под землей. Итальянское слово «тартуфель» постепенно превратилось в «картофель».

Послушайте сказку про картофель.

Вкусный картофель

Нежными голубыми, розоватыми и сиреневыми цветами любила украшать свою прическу одна модница-принцесса. Однажды она прогуливалась в парке и заметила на клумбе изящные цветочки. Принцесса сорвала голубой цветок и приколола его к своим пышным волосам. Получилось очень красиво!

Скоро многие придворные дамы последовали ее примеру. Никому из них и в голову не приходило, что это цветы обыкновенного картофеля.

Однажды принцессу увидел старик-волшебник и спросил ее, знает ли она, что это за цветок.

Принцесса не знала. Тогда волшебник присел на корточки, порылся в мягкой и влажной земле и вытащил клубень картошки.

— Ваше величество! — вежливо обратился он к принцессе. — Это картофель. У него не только красивые цветы, но и очень приятный вкус клубня.

Приятный вкус? — удивилась принцесса. — Но на вид он такой невзрачный, серый, грязноватый.

— Если Вы позволите, к ужину принесу Вам блюдо из картофеля.

— Что ж, хорошо! Подождем до ужина, — ответила девушка.

Волшебник еще порылся в земле и выкопал с десяток клубней. Он аккуратно завернул их в платок и отправился домой.

Дома старик тщательно вымыл клубни, очистил кожуру острым ножом, вымыл клубни еще раз, порезал на тонкие ломтики, а потом поджарил с маслом на сковороде. Скоро ломтики зарумянились и стали выглядеть очень аппетитными. Волшебник слегка посолил готовое блюдо и понес во дворец, выложив его на серебряную тарелку.

Когда принцесса увидела жареный картофель, она очень удивилась. Попробовала один ломтик, потом другой. Картофель понравился ей на вкус.

— Это просто прелесть! — воскликнула она. — А что еще можно приготовить из картофеля?

— О, много разнообразных блюд! — ответил старик- волшебник. — Завтра я устрою званый обед и буду счастлив, если Вы и Ваша свита пожалует ко мне во дворец.

Разодетые в пух и прах дамы, украшенные цветами картофеля, пришли во дворец волшебника. Он с радостью угощал их отварным, жареным картофелем и картофельными биточками, пирожками с картофелем, постным пюре с зеленью и помидорами и другими яствами. Стол украшал букет цветов картофеля.

Всем очень понравилось угощение старика.

Через несколько лет он написал книгу о пользе картофеля, где давал рецепты полезных и вкусных блюд.

Принцесса приказала поставить памятник замечательному волшебнику. А картофель стал любимой едой многих людей.

Ответьте на вопросы

Какими цветами украшала принцесса свою прическу?

Кто рассказал ей, что картофель — съедобный овощ?

Кого пригласил старый волшебник в свой дворец?

Чем он угостил придворных?

Понравился ли людям картофель?

Что приказала принцесса поставить в память о волшебнике?

В России картофель появился в конце XVII века. Первый мешок картофеля прислал из Голландии в столицу царь Петр I. Но посадки картофеля распространялись очень медленно, потому что крестьяне не привыкли к этому овощу и не знали, что можно из него приготовить. В XIX веке в России даже вспыхивали «картофельные бунты». И крестьян насильно заставляли сажать картофель.

Но постепенно картофель «обрусел». Из него стали готовить много замечательных блюд. Картофель отваривают и жарят, из него делают запеканки, пюре и клецки, пекут оладьи, его кладут в супы или салаты, д обавляют в начинку для пирожков. Недаром картошку называют «вторым хлебом»!

Послушайте стихотворение.

Из картошки много блюд

Приготовить можно

И простых и сложных:

Ее варят, жарят, трут,

На костре ее пекут.

Что вкуснее в целом мире,

Чем картошечка в мундире?

Наверное, вы, ребята, пробовали картошку, запеченную на костре?

Послушайте стихотворение.

Печеная картошка

Головешки догорают,

Дотлевают угольки.

Словно змейки, пробегают

По поленьям огоньки.

Подождем еще немножко,

Чтобы огонек погас.

Испечем в углях картошку

Да достанем хлебный квас.

Как картошка ароматна,

Как рассыпчата, вкусна!

Получился ужин знатный —

Посидим здесь дотемна.

Какие полезные вещества содержатся в картофеле?

В нем есть витамины, а также микроэлементы, например калий, который помогает нормальной работе сердца. Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, глюкозу и фруктовый сахар, использующийся в кондитерской промышленности, а картофельная ботва идет на корм скоту.

Картофель в огороде сажают в мае, когда зацветает черемуха. На вспаханной и удобренной земле делают глубокие борозды, а в них — лунки глубиной 3—5 см. В лунку кладут приготовленную для посева картофелину и слегка присыпают ее землей. Это делают для того, чтобы на стеблях, обсыпанных землей, образовались веточки с округлыми клубнями. Ведь клубень — утолщенный стебель, покрытый почками и наполненный питательными веществами. Поэтому овощеводы называют клубень картофеля клубнеплодом.

У картофеля есть опасный враг — колорадский жук. Личинки жуков объедают листья — растение начинает болеть и плохо растет.

На больших полях колорадских жуков уничтожают с помощью ядохимикатов. Есть несколько способов победить прожорливые личинки жуков. Можно посадить между кустами картофеля бобы: запах этого растения отпугивает колорадских жуков. Можно завести цесарок: эти домашние птицы с удовольствием склевывают жуков, разгуливая между картофельными бороздами.

Послушайте стихотворение.

Чок-чок-чок-чок!

Прилетел к нам жучок,

На картофель сел,

Все листочки съел.

Позову цесарку:

— Не гуляй по парку,

Поспеши к нам в огород —

Тебя вкусный завтрак ждет.

Поскорее приходи

И жучков проглоти!

Наконец, есть еще один способ борьбы с колорадскими жуками. Надо собрать вредителей вручную со стеблей и уничтожить.

Ну вот и пришло время убирать урожай. Огородники выкапывают картошку в сентябре. Недаром говорится: «Всяк корешок в своей поре».

Клубни подсушивают, перебирают, укладывают в мешки и убирают в подпол. В сухом и прохладном помещении картофель может храниться долго.

Ответьте на вопросы

Как выглядит картофель?

Что такое клубень картофеля? Почему его называют клубнеплодом?

Откуда родом картофель?

От какого итальянского слова происходит название «картофель»? Что оно означает?

Как использовали картофель во Франции в XVII веке?

Кто первым понял цену картофеля как пищевого продукта?

Какие блюда готовят из картофеля?

Почему картофель называют «вторым хлебом»?

Какие полезные вещества содержатся в клубнях картофеля?

Как овощеводы борются с врагом картофеля — колорадским жуком?

Нет такого ребенка, который не любил бы картошку! Картофель не зря называют “вторым хлебом”, из него готовят невероятное количество разнообразных блюд. Это настолько популярный овощ, что он присутствует практически во всех кухнях мира.
А что знают о нем школьники? Как картофель оказался на нашем столе? Все это можно узнать, если провести с детьми праздник картошки.

Цели. Расширить знания детей о картофеле; учить подбирать нужный материал; развивать художественные и творческие способности детей; учить анализу и обобщению собранного материала, воспитывать уважение к людям труда.

Учебные материалы. Выставка картофеля; газета «История картофеля»; набор открыток «Растения-переселенцы».

Предварительная подготовка. Класс делится на группы. Каждая группа готовит разные задания. Первая группа должна сочинить «Оду картофелю», вторая группа – подобрать или сочинить о картофеле частушки и загадки, третья группа – выпустить стенгазету.
В этот день для детей в столовой приготовили картофельное пюре с огурцами и салат из капусты.

ХОД ПРАЗДНИКА

Учитель. Послушайте стихотворение.

Ученик 1.

На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь и пять,
Что, впрочем, можно сосчитать.
О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал.
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам.
О той, чьи странные глазки
Росли день ото дня,
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко –
А вдруг это... (картошка )?

(Д. Чиарди )

У. Сегодня мы будем говорить про всем нам хорошо известный и любимый овощ – картофель. Родина картофеля – Южная Америка. Известно ли вам, как он появился у нас в стране?

Ведущий. Дорогие ребятя, наша игра начинается! Сейчас мы с вами, отвечая на вопросы игры «Поле чудес», узнаем о том, откуда картофель попал к нам на стол.

Тур 1

Как называются горы, в которых произрастает картофель в диком виде? (Анды. )

Тур 2

Страна, в которую впервые по морю был привезен картофель. (Испания. )

У . Испанцы не поняли ценность продукта. Картофелю пришлось обойти всю Европу и вернуться снова в Испанию уже почитаемым продуктом. Картофель в качестве подарка папе римскому попал в Италию, где и получил свое название от слова тартуффоли – так итальянцы называли грибы трюфели, напоминающие формой новые подземные плоды.

Тур 3

Как звали французского физика и фармацевта – ярого пропагандиста картофеля? (Пармантье. )

У. Пармантье устраивал бесплатные обеды из одних только картофельных блюд, сопровождая их занимательными беседами и остроумными рассказами. Он обращался с горячими призывами к французской знати и даже достиг королевского двора. Королева благосклонно выслушала ученого и включила цветок картофеля в свой туалет. И тут же вспыхнул среди знати спрос на цветы нового растения. Рассказывают, что некоторые поборники нового растения, разводя его с большим рвением, но зная о нем понаслышке, старательно собирали завязавшиеся на ботве после цветения зеленые плодики и, заготовив их в достаточном количестве, пытались отведать вареными и сырыми. Можно представить, какое ждало их разочарование!
А король Людовик ХVI пропагандировал картофель так: он велел на королевском огороде возле Парижа засадить целое поле картофелем и охранять его.

Игра со зрителями

Что назначил король Людовик за кражу картофеля? (Штраф. )

У. Страже Людовик велел «не замечать» воров. А запретный плод, как известно, сладок. Что охраняется, то должно быть ценным. Тут же появились воры. После созревания картофеля на поле не осталось клубней. В России начал вводить картофель царь Петр I. Приказ царя употреблять его в пищу приводил к «картофельным бунтам».

Финал

Что выдавал Петр I за посев картофеля? (Премия. )

Супер игра

Как русский народ называл картофель? (Чертово яблоко. )

В. История освоения картофеля в Европе и Азии похожа на приключенческий роман. Земляные яблоки, как их еще называли, завоевывали все новые и новые страны: Швейцарию, Голландию, Ирландию. И вот из Ирландии картофель попадает в Северную Америку. Только потом выяснили, что картофель совершил чуть ли не кругосветное путешествие, вернувшись на свой материк.
Сколько препятствий претерпела картошка, прежде чем попасть на стол, вы можете узнать из сказки Х.К. Андерсена «Картошка».

У. Когда у нас сажают картофель?

Дети. В последних числах апреля – начале мая.

У. Как летом за ним ухаживают?

Д. Картофель боронят, рыхлят, окучивают, подкармливают, борются с сорняками, болезнями и вредителями.

У. Вот видите, сколько нужно приложить человеку сил, чтобы вырастить картофель! Когда нужно собирать урожай?

Д. В начале сентября картофель можно выкапывать.

У. Если вы посадили одно ведро картошки, то сколько примерно ведер вы можете собрать осенью?

Ученики отвечают .

У. От чего зависит урожайность картофеля?

Д. От сорта (насчитывается более 200 видов этого овоща), почвы, удобрения, ухода и еще от многих причин.

У. Если у вас есть только несколько крупных картофелин, а вы хотите посадить побольше, что можно сделать?

Д. Нужно разрезать картофелину на несколько частей, но так, чтобы в каждом кусочке был глазок.

Учитель показывает картофель с глазками.

У. Молодцы! В старших классах вы будете проводить различные опыты с картофелем, чтобы подтвердить то, о чем мы сейчас говорили. Теперь послушаем, как три группы подготовили домашнее задание.

Первая группа

Ода картофелю

У. В одном прекрасном царстве...
Д. А может, и не в царстве...
У. Жила-была картошка...
Д. А может, не жила.
У. Была она большая...
Д. А может, небольшая...
У. Кругла, бела, глазаста...
Д. А может, не была.
У. А если в чугуночке
Ее ты в печке сваришь...
Д. А если и не сваришь...
У. Но можно ведь сварить.
Посолите немножко...
Д. А может, посильнее...
У. С огурчиком хрустящим...
Д. С соленым, может быть,
Ее ведь можно съесть.
Вкуснятина!

Дети исполняют на мотив песни «А у нас во дворе»:

В огороде у нас
есть картошка одна,
Среди всех овощей
неприметна она.
Почему ж это так
неприметна она?

Можно на обед
Нажарить вам котлет,
Но картофель к ним
Все ж необходим.

Ведь картофель для нас
очень ценный продукт,
Он заменит всегда
самый вкусненький фрукт.
Почему ж это так:
самый вкусненький фрукт?

Можно на обед
Сделать и омлет,
Но картофель все ж
Очень всем хорош.

Вторая группа

Веселые частушки

Мы девчата боевые,
Дружно, весело живем.
Мы сейчас свои частушки
Про картошку пропоем.

Заросла моя картошка
Травой дикой – лебедой.
Прополола я немножко
И сказала: «Шут с тобой!»

За столом картошку ела,
Подошел Алешка.
Попросил Алешка ложку:
Берегись, картошка!

Ой, спасибо, Петр Первый,
Что картошку нам привез.
А то ели бы доныне
Только репу и овес.

Загадки о картошке

    Неказиста, мешковата,
    А придет на стол она –
    Скажут весело ребята:
    «Ну, рассыпчата, вкусна!»

    Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

    Между гор
    Лежит толстый Егор.

    Курочка-пустодом
    Свила гнездо за двором,
    Яйца несет,
    В землю кладет.

    Кругла, рассыпчата, бела
    На стол она с полей пришла.
    Ты посоли ее немножко,
    Ведь правда, вкусная... (картошка )?

Третья группа

Ребята представляют стенгазету”История картофеля”.

Ведущий. Картофель – важнейший источник витамина С. В картофеле содержится 32 микроэлемента, из которых очень важным считается калий (в кожуре его в 1,5 раза больше). Для лечения разных болезней используют все органы растения, но чаще всего клубни. Они обладают противоязвенным и противовоспалительным действием. Картофельный сок помогает при лечении ангины. Настой из ростков клубней может помочь восстановить зрение. Горячий картофель в мундире вылечит кашель. Даже бородавки исчезнут, если натирать их сырым картофелем.
Картофель называют «вторым хлебом». Из него готовят невероятное количество разнообразных блюд. Это настолько популярный овощ, что он присутствует практически во всех кухнях мира.

У. Какие блюда можно приготовить из картофеля?

Д. Картофельное пюре, картофель-фри, картофель с сельдью, запеканку картофельную с грибами, рулет картофельный, картофель тушеный с мясом и многие другие блюда.

Ведущий. А теперь послушайте стихотворение Михаила Есеновского «Бутерброд про картошку» (из «Книги для чтения за едой»).

Ученик 2.

Как-то мальчик Юра
ел себе картошку,
Он картошку кушал
твердою рукой.
Говорит картошка:
– Что-то я забыла,
Кто же я такая?
Кто же ты такой?
Кто же мы с тобою,
милый мальчик Юра?
Кто бы мог доверить
эту тайну нам?
– Я-то мальчик Юра,
А вот ты откуда,
я не знаю сам.
Может, ты испанка,
может, ты японка,
Может, ты цыганка,
может, папуас?
Может, ты бандитка,
может, ты шпионка?
Может, с парашютом
сброшена на нас?
Шепотом картошка
говорит тихонько:
– Ты меня не выдашь,
ты ведь не трепач?
Ты меня не знаешь,
ты меня не видел,
Ты меня, шпионку,
за щекою спрячь!

Ведущий. Картофель идет не только в пищу – он превращается в автопокрышки и кинопленку, высокоценные лаки для окраски подводных лодок и самолетов, искусственный шелк и духи, разнообразные пластмассы и сотни других разных изделий.

В конце праздника учитель и ведущий детей награждают: за лучшую частушку, за самую интересную загадку, за активное участие в выступлениях, за победу в игре «Поле чудес», за выставку, где выбирают самую большую, самую маленькую, самую причудливую картошку.