Что нужно приготовить на поминки. Поминальный стол на похороны: правильная организация поминок

В жизни любой семьи наступает день, когда их покидает близкий человек. В таком случае нужно знать, как проводить поминки на 40 дней. В этот день душа усопшего покидает наш мир, поэтому важно провести всё правильно, как подобает правилам церкви. РБК «Maestro» имеет поминальный зал, а также помогает родственникам организовать мероприятие в соответствии со всеми правилами.

Организовывать всё самому в такой день крайне сложно, поэтому помощь сторонних людей, которым небезразлично происходящие, станет отличной разгрузкой. Мы имеем собственное меню на поминки на 40 дней, в котором учтены все правила.

Как проводить поминальное мероприятие?

Есть несколько основным правил, которые необходимо соблюдать в этот день. К ним относятся:

  • За столом должны собраться только верующие люди, так как только они со своей верой способны помочь душе усопшего, уходящей в иной мир;
  • Церковными правилами запрещено употреблять алкоголь на поминальном мероприятии, устраивать веселье: танцы, песни и т.д.;
  • Если вы знаете, как проводить поминки на 40 дней, то должны соответствовать строгому меню, состоящему из нескольких обязательных блюд.


На столе в день поминок на 40 дней должны присутствовать следующие блюда:

  • Кутья и блины;
  • Бутерброды, сделанные из хлеба и рыбной продукции;
  • Салат из овощей и рыбы;
  • Пироги с начинкой из картофеля, яблок или рыбы;
  • В качестве напитков выбирается кисель, квас или лимонад.

Наше поминальное меню на 1000 рублей

Холодные закуски
Ассорти из домашних солений 50 гр.
Соленые огурцы, корнишоны, черри маринованные, капуста квашенная
Ассорти из свежих овощей 50 гр.
Паприка сладкая, огурцы, помидоры, редис.
Селедочка с картофелем и маринованным луком 50 гр.
Селедочка в традиционно русском стиле
Блины 2 шт.
Кутья 50 гр.
Традиционная поминальная каша с медом, изюмом и орехами

Если вы ни разу не проводили подобное мероприятие, можете не беспокоиться о его правильности, если будете сотрудничать с нами. Чтоб у вас не возникал вопрос как проводить поминки на 40 дней, мы поможем все организовать на высоком уровне в соответствии со всеми обычаями.

Почему стоит выбрать наш Ресторанно-Банкетный комплекс?


На данном рынке мы предоставляем услуги много лет. Имеем огромный опыт и профессиональную команду поваров и обслуживающего персонала. К нашим основным преимуществам относятся:

  • Уютные залы с современным ремонтом, в которых можно проводить близкого человека в последний путь;
  • Опытный персонал на кухне, который идеально приготовит поминальный обед;
  • Собственное меню на поминки на 40 дней, которое разрабатывалось в соответствии с церковными правилами.

ВИДЕО - почему и зачем поминают усопших на 40 дней?

Если вы ещё не сделали окончательный выбор, то пора сделать это. С нами всё будет организовано на высочайшем уровне за минимальную стоимость, которую вам не предложат наши основные конкуренты. Для начала сотрудничества достаточно позвонить нам или приехать в ресторанно-банкетный комплекс.

Похороны и первые поминальные дни проходят в атмосфере скорби и всеобъемлющего горя. А когда проходит первый год, боль от потери притупляется, но многие люди все так же хотят сделать все по православным традициям, чтобы ушедший навсегда человек покоился с миром.
В годовщину смерти родственники приходят на кладбище и посещают могилу, устраивают поминальный обед и раздают поминальное угощение всем, кто знал или даже не знал покойного. Очень важно в этот день соблюсти основные каноны православия и достойно отдать свой последний долг умершему.

Что заказать в церкви на годовщину смерти

Молитва всегда считалась самым лучшим оберегом, как для живых, так и для мертвых. По церковным канонам считается, что многие души подвергаются страшным мукам. Добрые мысли и искренние молитвы к Богу могут помочь им найти успокоение.

Чтобы достойно помянуть ушедшего из жизни человека через год после кончины, люди заказывают в церкви Божественную Литургию. Это нужно сделать заблаговременно, например, с вечера на утреннюю службу, или рано утром до начала богослужения. Утром прийти на службу и выстоять ее до конца, молясь вместе со священником об отпущении грехов ушедшего близкого человека.

На годины смерти в церкви заказывают также сорокоуст. Если дата попадает на дни празднования Пасхи, можно заказать пасхальный канон. Церковные молитвы во время службы действуют намного сильнее, чем обычная молитва дома или на кладбище.

В церкви можно купить и поставить свечу, помолиться за упокой и просить в это время перед иконами святых о даровании ушедшей душе Царства небесного и отпущения всех вольных и невольных грехов. В память об ушедшем можно также взять в церкви просфору, богослужебный хлеб, который нужно съесть на голодный желудок.

Сходить на могилу

По традиции, на годовщину смерти родственники посещают могилу, убираются на ней, возлагают цветы и зажигают свечу или лампадку. Затем в умиротворенной атмосфере кладбища хорошо постоять тихонько у могилы, вспомнить все хорошее, связанное с покойным и помолиться за упокоение души. Те, кто хочет в полной мере добросовестно придерживаться церковных правил, приглашают священника на могилу для проведения ритуала на годовщину смерти.

Если позволяет сезон, у могилы высаживают живые цветы, а также красивый куст или дерево. В славянских традициях для кладбища наиболее популярны хвойные и вечнозеленые растения, как символ вечности, а также береза, калина, сирень.

К годовщине обычно стараются поставить памятник, оградку и окончательно оформить могилу. У могилы вкапывают стол со скамьей, за которым семья может собраться, чтобы помянуть усопшего. Чтобы осталась память для потомков, на памятнике размещают фотографию умершего. В церковных правилах не оговариваются сроки установки памятника на кладбище. Это делается на усмотрение родственников.

Поминальный стол на годовщину смерти

На годовщину смерти проводят четвертый со дня похорон обязательный поминальный обед. На поминки на 1 год принято приглашать самых близких людей, которых родственники выбирают сами. Стол в этот день может быть очень богатым и разнообразным.

  • В память о почившем для него оставляют место за столом и ставят символический прибор - тарелку и рюмку с водой и кусочком хлеба сверху. Православная церковь категорически отрицает алкоголь на поминках и считает употребление спиртного грехопадением, которое может очень сильно навредить вознесшейся душе.
  • Перед началом обеда старший член семьи или тот, кто берет на себя эту роль, должен прочитать молитву и высказать слова благодарения покойному. Затем подается символическое поминальное блюдо - кутья, которую обязательно должен отведать каждый участник застолья.
  • Поминальное меню включает набор традиционных блюд, которые с древних времен несут определенную символику. Например, первое горячее блюдо с поднимающимся паром символизирует легкий и скорый путь вознесения души на небо. На поминках обычно подают суп с лапшой, щи, борщ или солянку.
  • На второе часто подается каша, так как зерно несет в себе вечную жизнь. Оно способно очень долго храниться, прорастать и приумножаться в колосе, затем новые зерна образуют новый жизненный цикл. Во многих местностях традиционно обязательно готовят на поминки любимое блюдо покойного.
  • Остальные блюда могут быть очень разнообразными: рыба в любом виде, мясные рулеты, запеканки, нарезки, голубцы, сыры и колбасы, заливное и пр. Обязательно на поминальном столе присутствуют пирожки с любыми начинками.
  • Полноценный обед включает также сладкие блюда на десерт. Напитки подаются безалкогольные.

Так как в этот день собираются родственники и близкие для семьи люди, они могут вместе вспомнить счастливые моменты, посмотреть старые фотографии, видео. Нужно все хорошее и благодарить покойного и судьбу, за то что этот человек встретился на жизненном пути.

Поминки в пост

Если годины выпали в церковный пост, то его нужно строго соблюсти. Поминки в пост проводятся без употребления мясопродуктов. Все они удачно восполняются сытными грибными блюдами. Прекрасной заменой мясу является также чечевица.

Постное меню может быть не менее богатым и вкусным, чем обычное: любые овощные салаты, котлеты капустные или морковные, фаршированные овощами или рисом кабачки, перцы, баклажаны. Стол можно разнообразить также кашами и соленьями.

Главное в этот день - единение семьи в общем воспоминании о покойном, в общей молитве за него и закреплении доброй памяти о нем, которая останется в сердцах родных на всю жизнь.

– это не застолье и не простой обед. Это ритуал прощания с душой родственника (или друга). Вопрос, что приготовить на поминки, нередко задают молодые хозяйки, впервые столкнувшиеся с необходимостью готовить блюда для поминальной трапезы.

Обилие дорогих яств на поминках неуместно. Но есть блюда, которые обязательны на поминальных обедах.

Кутья – блюдо, о котором стоит знать больше

Без кутьи – сладкой зерновой каши – не обходятся ни деревенские поминки, ни городские поминальные трапезы. Духовный смысл этого блюда интересен и важен: зерно символизирует бессмертие души, изюм и мёд «напоминают» о вечной сладости, которую даёт духовность.

Вопрос, как приготовить кутью на поминки, актуален для тех, кто готовится провести «проводы» на сороковой день после смерти родственника. Рецепт этого блюда часто спрашивают и те, кому поручено организовать трапезу через год после скорбного события.

Напомним, что кутью можно готовить только из цельных зёрен пшеницы или риса. Этого ингредиента вам понадобится пятьсот грамм. Кроме пшеницы (риса) вам нужно подготовить такие продукты:

  • Изюм (сто пятьдесят – двести грамм).
  • Восемьдесят грамм мёда.
  • Измельчённые ядра ореха (грамм тридцать).
  • Также вам понадобится литр воды.

Нюансы приготовления кутьи

Чтобы кутья была рассыпчатой, рис (или пшеница) перед варкой замачивается в воде на пять–семь часов. Потом рис нужно ставить на средний огонь и варить, пока зёрна не станут мягкими. За несколько минут до готовности добавьте в кашу мёд, разбавленный водой, изюм (хорошо помытый), орехи. Готовое блюдо нужно понести на панихиду (в ближайший храм), чтобы священник освятил кутью. Напомним, что поминальная трапеза начинается с этого блюда. Каждому приглашённому человеку стоит съесть немного кутьи, а потом переходить к другим блюдам – супу, бутербродам.

Что приготовить на поминки 40 дней

Сороковины – непростая дата, а можно сказать, решающая. Ведь именно на сороковой день душа усопшего узнает, какое будущее уготовано ей Высшими Силами: присоединится ли она к Господним Ангелам или погрузится в хаос и тьму. Родственники и друзья усопшего, собираясь за поминальным столом, молятся о душе покойного, вспоминают его благородные поступки. Хорошо, если поминающих людей будет много, и молитвы этих людей будут искренними.

Самые популярные блюда для поминальной трапезы


Главное предназначение поминальной трапезы – подкрепить гостей, объединить их в горе. Поэтому постные блюда должны быть по возможности простыми, но сытными.

Что приготовить на поминки 1 год

Если вы готовитесь к поминкам, приуроченным к годовщине со дня смерти родственника, помните, что эта трапеза – только для самых близких людей почившего. Лишних кулинарных трудностей сами себе не создавайте. Кроме кутьи (она «царица» любой поминальной трапезы), можно приготовить такие блюда:

Стандартные блюда на годовщину смерти близкого человека

  • Борщ.
  • Картофельное пюре или тушёный картофель с грибами.
  • Жареное рыбное филе.
  • Блины.
  • Кисель.
  • Куриные котлеты.

Зная предпочтения покойного, можете приготовить блюдо, которое он любил особенно сильно (жаркое, пирожки, салат).

Сегодня я подробнее расскажу о традициях поминального стола, а также о том, что было принято готовить на поминки. О самих поминальных обрядах на день смерти, 9, 40 дней и год со дня смерти мы уже рассказывали подробно, но сейчас немного больше о поминальном меню, как об одном из важнейших традиционных составляющих этого процесса и ритуала, провожания бессмертной души родственников в мир иной.

О том, что душа человека бессмертна, смогли подтвердить учёные. Но людям это известно еще с ветхозаветных времен. Как говорил Екклезиат: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего». (Прем. 2,23)

Каких родственников следует и принято поминать в поминальные дни?

В дореволюционной России в каждой семье из поколения в поколение передавалась тетрадь, называемая «Помянник». В этой тетради записывались имена всех усопших членов данного рода. Поэтому, молитвы возносились даже за тех родственников, кого уже не помнили, даже самые старейшие, из здравствующих, членов семьи.

Поэтому в родительские субботы поминали родителей и всех прародителей рода. К сожалению, в наше время эта традиция во многих семьях утрачена. Помнить о своих корнях, составлять генеалогическое древо, великое благо, так как сила вашего рода и его поддержка вашему дому от этого возрастет. Однако память эта будет неполноценной, если она не освящена молитвой.

Через молитву происходит таинственная мистическая встреча с усопшим. Наши чувства намного огрубели, мы не видим таинственного мира душ. А молитва в родительскую субботу, или в другой день поминовения (об этих общих днях поминания подробнее читайте в отдельной статье), помогает не только встретиться, но и преподнести подношение.

Лучшим поминовением является молитва в церкви, но если вы не можете попасть в храм, можно вспомнить своих предков дома, или сходить на кладбище, как это чаще принято сегодня.

Как помянуть в церкви усопших?

Приносимые в родительскую субботу в церковь съедобные продукты: вино «кагор» и мука, используются для Богослужения. Из муки пекут просфоры. Которые вместе с кагором необходимы для служения литургии – главной христианской службы, где поминаются усопшие, происходит церковное таинство с вкушением плоти и крови Христовой.

Чтобы именно ваших усопших помянули в алтаре, необходимо подать записку об упокоении с именами. На листочке надо поставить небольшой крест и написать «О упокоении». Далее в столбик напишите имена почивших.

Мало кто знает, но в церкви можно жертвовать еще и ладан на помин души усопшего . Покупают его в церковной лавке. А самым простым способом поминовения, усопшего является свеча, которая ставится о его упоении.

Ну и конечно хорошо по старинной традиции в этот день устроить домашнюю поминальную трапезу с традиционным поминальным столом и соответствующими яствами.

Что подают на поминальный стол?

Прежде всего, на поминальный стол подают кутью, о том, мы уже писали отдельно, но расскажу кратко. Фактически кутья это тоже самое, что и коливо.

Обычно делается она из пшеницы или риса, кстати, у нас на

Желательно чтобы к поминальному столу кутья уже была освящена в церкви, но если нет возможности - это сделать, то можно просто дома окропить ее святой водой.

Что символизирует поминальная кутья?

Вкратце в поминальной кутье зерна - это символ воскресения. Чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть. Так и тело умершего предается земле, чтобы истлеть и во время всеобщего воскресения восстать нетленным для будущей жизни.

Что символизирует мед на поминках?

Мед или изюм в кутье знаменуют духовную сладость благ вечной жизни в Царстве Небесном. Таким образом, кутья — это видимое выражение уверенности живых в бессмертии усопших. И в воскресении их и в вечной жизни их через Господа Иисуса Христа.

С давних пор поминальным кушаньем и традиционной составляющей поминального стола считается мед. Его можно приносить на могилы усопших. Мед кладут так же во взвар (узвар), это прообраз современного компота. Кстати, компот тоже обязательное поминальное блюдо.

Поминальные блины

Традиционное блюдо на поминки – блины. Если поминки происходят в скоромные дни, то можно печь блины по рецептам масленичным. Если же поминки выпадают во время поста, то возьмите в конце статьи рецепты специальных постных блинов, так как поминальный стол также должен соблюдать

Поминальный кисель

Принято также подавать во время поминок кисель. В старину кисель (от слова «кислый») готовили из муки ржаной, овсяной или пшеничной. Сначала ставилась опара на закваске, а потом уже готовился кисель.

Такой поминальный кисель был настолько густым, что его резали ножом или ели ложкой. Вспомните из сказок молочные реки с кисельными берегами. О том, как приготовить традиционный славянский овсяный или ржаной кисель мы расскажем подробнее.

Каким должно быть спиртное на поминальном столе?

На поминальном столе по традиции всегда отсутствует спиртное. Обычай ставить напитки спиртные на поминальный стол, это отголосок языческих тризн.

Тем более, если мы поминаем своих умерших в родительскую великопостную субботу, то спиртное в пост употреблять категорически нельзя.

Кроме того, молитва и нетрезвый ум несовместимы и даже может приравниваться к богохульству. Прислушается ли Господь к словам нетрезвых ходатаев? Между тем души наших умерших родных очень ждут молитвенной поддержки от нас.

Как начинать поминальный стол?

Еще один совет — начинайте поминальную трапезу именно с обрядовых блюд, так как традиционный поминальный обед и стол должен начинаться с этого.

Более подробно, о порядке проведения поминок и за поминальным столом читайте также отдельно, чтобы не повторяться, а сейчас мне бы хотелось дать напоследок несколько рецептов самых традиционных кушаний на поминальном столе.

Рецепты традиционных блюд поминального стола

Потные блины – помянники

Чтобы приготовить старинные блины «помятники» к поминальному столу, необходимо взять 1-2 стакана пшеничной муки соединить с отрубями, 2 стакана воды, 3 столовые ложки растительного масла, добавляем 1 столовую ложку меда или сахара и 1/3 ложки соды. Лимонную кислоту добавить и соль по вкусу.

В одном стакане воды растворяем соду, соль, мед или сахар всыпать муку с отрубями. Далее в одном стакане теплой воды растворяем лимонную кислоту и соединяем две части. Размешиваем до тех пор, пока не получится однородное тесто без комочков. Выпекаем на сковороде, причем для каждого блина добавляем масло.

Старинные заварные русские блины к поминкам

1,3 стакана гречневой и 2,3 стакана пшеничной муки, 25 гр. дрожжей, ¼ ч. ложки соли, 1/2ч. Ложки сахара, масло для выпечки.

С вечера взять всю гречневую муку и половину пшеничной муки, заварить 2,5 стакана кипятка и быстро перемешивая с мукой сделать ком теста. Когда ком теста остынет добавить в него 1, 5 стакана теплой воды в нем распустить дрожжи и хорошо все тесто перемешать.

На другой день прибавить оставшуюся муку, соль, сахар. Тесто должно получиться немного гуще обыкновенных блинов. Хорошо его перемешать, когда тесто поднимется выпекать блины, тесто более не перемешивать.

Как приготовить кисель к поминальному столу?

Кисель. Это не только обрядовое поминальное блюдо, но еще и традиционно русское вкуснейшее кушанье. Кисели в древности варили зерновые, при этом заквашивая зерна. И только лет 200 назад отдавать стали предпочтение ягодным киселям.

При этом кисели очень полезны. Например, овсяной кисель улучшает обменные процессы в организме, помогает при лечении последствий инфаркта и болезней желудка. А ягодные и плодовые кисели стимулируют иммунитет и лечат желудочно-кишечный тракт.

Одним словом, лучше блюда на третье, чем кисель не найти. А уж в пост, это просто необходимое кушанье. Да и готовить его не так уж сложно, главное приноровиться.

Кисель овсяной старинный на поминки и не только

800гр. овса ли овсяной крупы, 2 ½ литра воды, 1 литр кваса, соль.

Чтобы приготовить традиционный славянский кисель на поминки и не только, необходимо измельчить овес на кофемолке, или взять овсяную крупу и залить горячей водой, оставляя его в теплом месте на полтора дня. Затем размешать, процедить, отжать овсяную шелуху. Тот раствор, что стечет, называется цежь .

Цежь при непрерывном помешивании варить, до загустения. Посолить по вкусу и когда загустеет снять с огня. Остудить и разрезать на кусочки. Подавать с квасом.

Поминальный кисель из черного хлеба

200гр. ржаных сухарей, 1 литр воды, 125 гр. сухофруктов, 125 грамм сахара, 50 гр. крахмала.

Чтобы приготовить кисель из черного хлеба к поминальному столу по традиции, необходимо взять подсушенные сухари их черного хлеба залить кипятком до разваривания и протереть через сито. Добавить сахар, размоченные сухофрукты, влить крахмал, разведенный в холодной воде и довести до кипения. Вылить готовый кисель на блюдо посыпать сахаром и остудить.

Естественно это далеко не все блюда, традиционно приготавливаемые к поминкам и поминальному столу христианами и славянами, но как минимум я хочу довести до читателей одну мысль, что основная цель поминальной трапезы – общая молитва за усопших.

И надеюсь, что наш материал поможет вам правильно и с пользой для всех провести поминальные дни, а также желаю вам как можно более спокойно и осознанно «по-христиански» с верой и любовью в сердце, пережить свою утрату. А также чтобы более полно ознакомиться с традициями поминальных блюд и порядком их подачи на стол во время поминок, советую ознакомиться со статей И конечно как проводить , полгода и .

После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. "Очищались" также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы - должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
Поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.


В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...".
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы - переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).
Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.
Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.
Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.


Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность "томады-ведущего". По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим "на вынос" с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью.
После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полутраур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.