Акцизы в рф на год. Но предусмотрят налоговые льготы для производителей

Основание и правовые основы

Акциз - это косвенный налог , то есть налог, который включается в цену того или иного товара (услуги), и таким образом его уплата перекладывается на конечного потребителя.

Косвенные налоги являются одним из основных источников формирования доходной части федерального бюджета, поэтому порядку их исчисления и уплаты уделяется большое внимание. К косвенным налогам относится также НДС.

Акцизом облагаются так называемые подакцизные товары - алкоголь, табак, топливо, легковые автомобили и некоторые мотоциклы.

Основы регулирования акциза установлены главой 22 Налогового кодекса РФ. Детали часто рассматриваются в Федеральных законах и постановлениях Правительства РФ, а также других подзаконных актах.

Налогоплательщики акцизов

  • Организации.
  • Индивидуальные предприниматели.
  • Лица, деятельность которых связана с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза

Организации и лица указанные выше признаются налогоплательщиками только если они совершают операции подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.

Обязательные условия и свидетельства о регистрации

Лица, совершающие операции с прямогонным бензином, с этиловым спиртом, средними дисстилятами, а также бензолом, параксилолом или ортоксилолом, обязаны получить и зарегистрировать в налоговых органах соответствующие свидетельства.

Срок действия этих свидетельств – до одного года.

Выдача свидетельств или уведомление об отказе в выдаче должно по закону произойти не позднее 30 календарных дней с момента представления в налоговый орган заявления и копий предусмотренных документов.

Порядок выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, утвержден Приказом Минфина РФ от 03.10.2006 N 122н.

Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, установлен Приказом Минфина РФ от 09.10.2006 N 125н.

Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, установлен приказом ФНС России от 27.10.2015 N ММВ-7-15/475@

Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции средними дистиллятами, установлен Федеральным законом от 23.11.2015 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”. Этот закон дополняет статью 333.33 Налогового кодекса подпунктом 9.2, устанавливающим госпошлину за выдачу свидетельства о регистрации лица, работающего со средними дистиллятами. Изменения вступили в силу с 23.01.2016.

Налоговые органы могут приостановить действие свидетельства на срок до 6-ти месяцев в случае неисполнения требований, изложенных в ст. 179.2, 179.3, 179.4 НК РФ.

В случае, если в установленный срок нарушения не были устранены, свидетельство аннулируется, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика в письменной форме в 3-дневный срок со дня принятия решения.

Подакцизные товары

Подакцизными товарами признаются:

  • спирт этиловый, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением:
    • лекарственных средств (включая гомеопатические лекарственные препараты),
    • препаратов ветеринарного назначения, разлитых в емкости не более 100 мл;
    • парфюмерно-косметической продукции, разлитой в емкостях не более 100 мл с долей спирта до 80% (включительно) и с долей спирта до 90% (включительно) при наличии пульверизатора, а с объемной долей этилового спирта до 90%, разлитой в емкости до 3 мл (включительно);
    • отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок и ликероводочных изделий, подлежащих дальнейшей переработке и использованию для технических целей;
    • виноматериалов, виноградного сусла, иного фруктового сусла, пивного сусла;
  • алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, шампанское, винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%);
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин;
  • средние дистилляты;
  • авиационный керосин;
  • природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации);
  • бензол, параксилол, ортоксилол;
  • электронные системы доставки никотина;
  • жидкости для электронных систем доставки никотина;
  • табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.

Обращаем внимание !

Последние три пункта в перечне подакцизных товаров добавлены в п. 1 статьи 181 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ. Таким образом, с 2017 года расширен список товаров, в стоимость которых включен акциз. В целях стимулирования здорового образа жизни граждан акцизом теперь облагаются электронные сигареты, жидкий никотин и табак, употребляемый путем нагревания.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения акцизами признаются, в частности, следующие операции:

  • Реализация на территории РФ подакцизных товаров.
  • Продажа конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства.
  • Передача произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров.
  • Ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
  • Получение (оприходование) денатурированного этилового спирта.
  • Получение прямогонного бензина.

Полный перечень операций, облагаемых акцизом, содержится в статье 182 НК РФ.

Операции, не облагаемые акцизом

Освобождаются от налогообложения акцизами следующие операции:

  • Передача подакцизных товаров несамостоятельными структурными подразделениями друг другу для производства иных подакцизных товаров.
  • Реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории РФ.
  • Передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, если данные товары реализуются за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.
  • Первичная реализация (передача) конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, которые подлежат передаче на промышленную переработку под контролем таможенных и налоговых органов либо уничтожению.
  • Передача в структуре одной организации:
    • произведенного этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции или спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
    • ректификованного этилового спирта, произведенного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;
    • произведенных дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового для выдержки и (или) купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой же организацией алкогольной продукции.

    Обратите внимание! Вышеперечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

  • Ввоз на территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ, и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность, а также в случае их размещения в портовой особой экономической зоне.

    Эти операции не облагаются акцизом только при условии фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории РФ в таможенной процедуре экспорта или ввоза подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

    Ввоз и вывоз подтверждается представлением всех соответствующих документов в налоговый орган.

    Обращаем внимание !

    Ранее от уплаты акциза при совершении таких операций налогоплательщик освобождался только при подаче в налоговый орган банковской гарантии. Ее подают в инспекцию не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика возникает обязанность представления декларации по акцизам. Период ее действия должен составлять не менее 10 месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате акциза.

    Однако с 1 июля 2017 года экспортеры могут получить освобождение от уплаты акциза при предоставлении договора поручительства. Нововведние обозначено в п. 2.2 ст. 184 НК РФ - в действующей редакции Кодекса этого пункта нет, он вступит в силу с 1 июля 2017. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем (третьим лицом, не обязательно кредитным учреждением), по форме, утверждаемой ФНС. Срок действия такого договора должен составлять не менее десяти месяцев со дня истечения установленного срока исполнения экспортером обязанности по уплате акциза и не более одного года со дня заключения договора поручительства. Операции по выдаче поручительств налогоплательщиком, не являющимся банком, по норме нового пп. 15.3 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению.

    Новые правила применяются к договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года.

    Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Ставки акцизов

Ставки по различным видам подакцизных товаров указаны в ст. 193 НК РФ.

Ниже приведена таблица сравнения ставок акцизов в 2016 и 2017 году.

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)

Этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый:

реализуемый организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, и организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза (в том числе этиловый спирт, ввозимый в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющийся товаром Евразийского экономического союза), и (или) передаваемый при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, и (или) реализуемый (или передаваемый производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза (в том числе этиловый спирт, ввозимый в Российскую Федерацию, не являющийся товаром Евразийского экономического союза), и (или) передаваемый в структуре одной организации при совершении налогоплательщиком операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, за исключением операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, а также за исключением этилового спирта, реализуемого (или передаваемого производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, и этилового спирта, реализуемого организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке

102 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

107 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая продукция (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке)

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)

500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

523 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)

400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

418 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Вина, за исключением вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), фруктовые вина, винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята

9 рублей за 1 литр

10 рублей за 1 литр

Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, за исключением игристых вин (шампанских)

5 рублей за 1 литр

5 рублей за 1 литр

Сидр, пуаре, медовуха

9 рублей за 1 литр

10 рублей за 1 литр

Игристые вина (шампанские), за исключением игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения

26 рублей за 1 литр

27 рублей за 1 литр

Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения

13 рублей за 1 литр

14 рублей за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно

0 рублей за 1 литр

0 рублей за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива

20 рублей за 1 литр

21 рубль за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента

37 рублей за 1 литр

39 рублей за 1 литр

Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции)

2 000 рублей за 1 кг

2 520 рублей за 1 кг

Сигары

141 рубль за 1 штуку

171 рубль за 1 штуку

Сигариллы (сигариты), биди, кретек

2 112 рублей за 1 000 штук

2 428 рублей за 1 000 штук

Сигареты, папиросы

1 250 рублей за 1 000 штук + 11 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1 330 рублей за 1 000 штук

1 562 рубля за 1 000 штук + 14,5 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 123 рублей за 1 000 штук

Табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания

4 800 рублей за 1 кг

Электронные системы доставки никотина

40 рублей за 1 штуку

Жидкости для электронных систем доставки никотина

10 рублей за 1 мл

Автомобили легковые:

с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно

0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)

с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно

41 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.)

43 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)

с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

402 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)

420 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)

Автомобильный бензин:

класса 5

7 530 рублей за 1 тонну

10 130 рублей за 1 тонну

не соответствующий классу 5

10 500 рублей за 1 тонну

13 100 рублей за 1 тонну

Дизельное топливо

4 150 рублей за 1 тонну

6 800 рублей за 1 тонну

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

6 000 рублей за 1 тонну

5 400 рублей за 1 тонну

Прямогонный бензин

10 500 рублей за 1 тонну

13 100 рублей за 1 тонну

Бензол, параксилол, ортоксилол

3 000 рублей за 1 тонну

2 800 рублей за 1 тонну

Авиационный керосин

3 000 рублей за 1 тонну

2 800 рублей за 1 тонну

Средние дистилляты

4 150 рублей за 1 тонну

7 800 рублей за 1 тонну

В 2017 году новым п. 9 ст. 194 НК РФ введен также повышающий коэффициент T к специфической ставке акциза на сигареты, и (или) папиросы, и (или) сигариллы, и (или) биди, и (или) кретек. Он применяется при реализации этой продукции в сентябре - декабре в объемах, превышающих среднемесячный объем реализации за прошлый календарный год. Это сделано для равномерного поступления акцизов от продажи в течение года, поскольку обычно пик реализации такой продукции приходится на конец налогового периода.

Если в отношении подакцизных товаров установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждой из них.

Ставки применяются в зависимости от установленного порядка:

  • твердые в абсолютной сумме (в рублях и копейках) за единицу измерения;
  • адвалорные (в процентах);
  • комбинированные, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной.

Выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату реализации подакцизных товаров.

Особенности, установленные для табачных изделий

Определение расчетной стоимости табачных изделий имеет свои особенности.

Налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту учета (или в таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров) уведомление, содержащее информацию о максимальных и минимальных розничных ценах по каждой марке (наименованию) табачных изделий. Предоставляется оно каждый месяц, не позднее, чем за 10 календарных дней до начала месяца, с которого будут наноситься указанные в нем максимальные цены.

Информация о максимальных розничных ценах, указанная в уведомлениях, поступающих в налоговые и таможенные органы, публикуется в электронно-цифровой форме в информационной системе общего пользования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела).

Максимальная розничная цена - это цена, выше которой пачка табачных изделий не может быть продана потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Эти цены должны быть нанесены на каждую пачку табачных изделий отдельно по каждой марке (наименованию). Действуют они не менее одного календарного месяца.

Если в течение одного месяца налогоплательщиком осуществляется реализация табачных изделий одной марки с разными максимальными розничными ценами, указанными на пачке, то расчетная стоимость определяется как произведение каждой максимальной розничной цены, указанной на пачке табачных изделий, и количества проданных пачек, на которых указана соответствующая максимальная розничная цена.

То же правило действует и для ввозимых на территорию Российской Федерации табачных изделий с разными максимальными розничными ценами.

Налоговый период

Календарный месяц.

Определение даты реализации или получения подакцизных товаров

Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих товаров, в т.ч. структурному подразделению, осуществляющему их розничную реализацию.

  • При передаче на территории РФ произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику этого сырья, либо другим лицам в собственность в счет оплаты услуг по производству товаров давальческого сырья датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.
  • Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку.
  • Датой получения прямогонного бензина произведенного в результате оказания ему услуг по переработке сырья (материалов) или произведенного в указанной структуре из сырья (материалов) принадлежащего указанному лицу на праве собственности, признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина.
  • При недостаче подакцизных товаров дата их реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (кроме естественной убыли в пределах норм).
  • Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.
  • При приобретении бензола, параксилола, ортоксилола в собственность, датой их реализации признаётся день его получения лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом.
  • При оприходование указанным лицом бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в результате оказания указанному лицу услуг по переработке сырья (материалов) или оприходование в структуре указанного лица бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в указанной структуре из сырья (материалов) принадлежащего указанному лицу на праве собственности датой оприходования признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом, ортоксилолом.
  • При приобретении авиационного керосина в собственность по договору с российской организацией, датой его получения признаётся день его получения лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
  • При приобретении средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией датой получения признается день их получения российской организацией, имеющей свидетельство, предусмотренное статьей 179.5 Налогового Кодекса.
  • Датой реализации средних дистиллятов признается последнее число месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных пунктом 23 статьи 201 НК РФ, при реализации на территории Российской Федерации российскими организациями:
    • имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности
    • заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов
    • иностранным организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза

Формы реестров счетов-фактур, порядок их представления и проставления налоговыми органами отметок утверждены Приказом Минфина РФ от 03.10.2006 N 123н.

Сроки уплаты акциза

При реализации произведенных подакцизных товаров акциз необходимо уплатить в полном объеме не позднее 25-го числа следующего месяца.

Уплата акциза производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом при реализации подакцизных товаров налогоплательщиками:

  • имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, - при совершении операций с прямогонным бензином;
  • имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, - при совершении операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;
  • имеющими свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, - при совершении операций со средними дистиллятами;
  • имеющими свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - при совершении операций с денатурированным этиловым спиртом;
  • включенными в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющими сертификат (свидетельство) эксплуатанта, - при совершении операций с авиационным керосином.

Уплата акциза производится не позднее 25-го числа шестого месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 30 и 31 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса (речь идет о продаже средних дистиллятов российскими организациями иностранным организациям в некоторых случаях).

По общему правилу акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту их производства.

Но есть и исключения:

  • при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта он уплачивается по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров;
  • при получении прямогонного бензина и средних дисстилятов акциз уплачивается по месту нахождения налогоплательщика;
  • при получении организациями:
    • включенными в реестр поставщиков бункерного топлива,
    • имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах),
    • заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов,
    • иностранным организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза,
    • включенной в реестр поставщиков бункерного топлива, средних дистиллятов, приобретенных в собственность и помещенных под таможенную процедуру экспорта,
    • иностранным организациям, выполняющим работы (оказывающим услуги), связанные с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и (или) добычей углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации.

Уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика либо по месту нахождения обособленных подразделений в части осуществляемых ими операций.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле.

Производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции освобождаются от уплаты авансового платежа акциза при условии представления банковской гарантии в налоговый орган одновременно с извещением об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.

Налоговые органы предъявляют банку-гаранту требование по погашению обеспеченной банковской гарантией денежной суммы в размере авансового платежа акциза в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком суммы акциза.

Налоговая отчетность по акцизам

Налоговые декларации необходимо представлять в налоговые органы по месту своего нахождения (или нахождения обособленных подразделений, в которых налогоплательщики состоят на учете) за налоговый период в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, совершающие операции с прямогонным бензином, денатурированным этиловым спиртом, бензолом, параксилолом или ортоксилолом, средними дистиллятами или авиационным керосином представляют декларации не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Налогоплательщики,

  • включенные в реестр поставщиков бункерного топлива,
  • имеющие лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах),
  • заключившие с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов,
  • иностранные организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза,
  • включенные в реестр поставщиков бункерного топлива, средних дистиллятов, приобретенных в собственность и помещенных под таможенную процедуру экспорта,
  • иностранные организации, выполняющим работы (оказывающим услуги), связанные с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и (или) добычей углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации

представляют налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа шестого месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены соответствующие операции.

Форма налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, утверждена Приказом ФНС России от 12.01.2016 N ММВ-7-3/1@ .

Форма налоговой декларации по акцизам на табачные изделия утверждена Приказом Минфина России от 14.11.2006 N 146н (ред. от 17.06.2011).

Авансовые платежи по акцизам

Организации, осуществляющие на территории России производство алкогольной продукции (за исключением вин, фруктовых вин, игристых вин, сидра, пуаре, медовухи, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива) и подакцизной спиртосодержащей продукции, обязаны уплачивать авансовый платеж акциза.

Организации, осуществляющие производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, от обязанности по уплате авансового платежа акциза освобождаются.

Аванс - это предварительная уплата акциза по алкоголю или спиртосодержащей продукции до закупки этилового спирта.

Размер авансового платежа акциза определяется исходя из общего объема закупаемого спирта этилового, в том числе спирта-сырца (в литрах безводного спирта), и соответствующей ставки акциза.

Аванс необходимо заплатить до 15 числа каждого месяца исходя из общего объема этилового спирта, закупка или ввоз которого в Российскую Федерацию будет осуществляться в следующем месяце.

При уплате аванса нужно до 18-го числа месяца представить в налоговый орган:

  • копию платежного документа, подтверждающего перечисление аванса в бюджет;
  • копию выписки банка, подтверждающую списание аванса с расчетного счета;
  • извещение об уплате авансового платежа в четырех экземплярах, в том числе один экземпляр в электронной форме.

Эти документы должны храниться 4 года - как у налогоплательщика, так и в налоговом органе.

Если производитель алкогольной продукции освобожден от уплаты аванса, он обязан до 18 числа предоставить в налоговую банковскую гарантию и извещение об этом освобождении.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Распределение

Зачисляются в бюджет и распределяются акцизы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".

Акцизы: что нового в 2017 году?

В 2017 году:

  • На 3 пункта расширен список подакцизных товаров - согласно изменениям, внесенным в п. 1 статьи 181 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ, акцизом с 2017 года облагаются электронные системы доставки никотина (электронные сигареты), жидкости для электронных сигарет с содержанием никотина и табак, предназначенный для употребления путем нагревания. Ставки акциза на эти товары составляют: электронные системы доставки никотина - 40 рублей за 1 штуку; жидкости для них - 10 рублей за 1 мл.; табак для потребления путем нагревания - 4 800 рублей за 1 кг.
  • С 1 июля 2017 года изменяются правила освобождения от уплаты акциза при продаже товаров за пределы РФ - появляется альтернатива банковской гарантии, а именно, договор поручительства, который может быть оформлен между налоговым органом и третьим лицом - не обязательно банком. Ранее у экспортеры могли быть освобождены от уплаты акциза только на основе банковской гарантии, а это нововведение расширяет их возможности. Изменения внесены в п. 3 ст. 184 НК РФ - новые правила (возможность использования договора поручительства вместо банковской гарантии) применяются только к налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года.
  • Увеличены ставки акциза на:
    • этиловый спирт, реализуемый организациями, не уплачивающими аванс, с 102 до 107 рублей за литр содержащегося этилового спирта;
    • спиртосодержащую продукцию (кроме продукции в аэрозольной упаковке) с 400 до 418 рублей за литр содержащегося этилового спирта;
    • алкоголь с долей этилового спирта свыше 9% (кроме пива и вин) с 500 до 523 рублей за литр содержащегося этилового спирта;
    • алкоголь с долей этилового спирта до 9% (кроме пива и вин) с 400 до 418 рублей за литр содержащегося этилового спирта;
    • вина (кроме вин с защищенным географическим указанием) с 9 до 10 рублей за литр;
    • сидр, пуаре и медовуху с 9 до 10 рублей за литр;
    • игристые вина (кроме вин с защищенным географическим указанием)с 26 до 27 рублей за литр;
    • игристые вина с защищенным географическим указанием с 13 до 14 рублей за литр;
    • пиво с содержанием этилового спирта от 0,5% до 8,6% с 20 до 21 рубля за литр;
    • пиво с содержанием этилового спирта свыше 8,6% с 37 до 39 рублей за литр;
    • табак (кроме сырья для производства) с 2 000 до 2 520 рублей за кг.;
    • сигары со 141 до 171 рубля за 1 штуку;
    • сигариллы, биди, кретек со 2 112 до 2 428 рублей за 1 000 штук;
    • сигареты, папиросы с 1 250 рублей 1 000 штук + 11% от расчетной розничной максимальной цены до 1 562 рублей за 1 000 штук + 14,5% от расчетной розничной максимальной цены;
    • автомобили мощностью от 90 до 150 л.с. с 41 рубля до 43 рублей за 1 л.с.;
    • автомобили мощностью свыше 150 л.с. с 402 до 420 рублей за 1 л.с.;
    • мотоциклы мощностью свыше 150 л.с. с 402 до 420 рублей за 1 л.с.;
    • автомобильный бензин класса 5 с 7 530 до 10 130 рублей за 1 тонну;
    • автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, с 10 500 до 13 100 рублей за 1 тонну;
    • дизельное топливо с 4 150 до 6 800 рублей за 1 тонну;
    • прямогонный бензин с 10 500 до 13 100 рублей за 1 тонну;
    • средние дистилляты с 4 150 до 7 800 рублей за 1 тонну.
  • Уменьшены ставки акциза на:
    • моторные масла для двигателей с 6 000 до 5 400 рублей за 1 тонну;
    • бензол, параксилол, ортоксилол и авиационный керосин с 3 000 до 2 800 рублей за 1 тонну.
  • В 2017 году новым п. 9 ст. 194 НК РФ введен повышающий коэффициент T к специфической ставке акциза на сигареты, и (или) папиросы, и (или) сигариллы, и (или) биди, и (или) кретек. Он применяется при реализации этой продукции в сентябре - декабре в объемах, превышающих среднемесячный объем реализации за прошлый календарный год. Это сделано для равномерного поступления акцизов от продажи в течение года, поскольку обычно пик реализации такой продукции приходится на конец налогового периода.
  • В пункт 2 статьи 200 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ внесены изменения. Согласно дополнению, при использовании в налоговом периоде приобретенного подакцизного товара для производства одновременно подакцизных и неподакцизных товаров порядок определения суммы вычета должен определить сам налогоплательщик и закрепить его в налоговой учетной политике.

    Уточнить порядок можно:

Обращаем внимание !

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Налоговые вычеты

Согласно статье 200 НК РФ плательщики акцизов вправе уменьшить сумму налога по подакцизным товарам на установленные этой нормой налоговые вычеты. По пункту 2 указанной нормы суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию РФ подакцизных товаров, приобретших статус товаров Таможенного союза, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, подлежат вычетам.

При расчете акциза на спиртосодержащую продукцию и алкогольную продукцию (кроме натуральных вин без спирта)налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, произведенным на территории РФ, исходя из объема использованных товаров и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза.

При использования в качестве сырья товаров, ввезенных на территорию РФ, налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной исходя из объема использованных товаров и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза.

Для использования налоговых вычетов:

  • акциз должен быть предъявлен плательщику к уплате;
  • уплачен налогоплательщиком;
  • подакцизные товары обязательно должны использоваться в качестве сырья для производства.

По пункту 3 ст 201 НК РФ вычеты производятся в части стоимости соответствующих подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья, фактически включенной в расходы на производство других подакцизных товаров, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Ранее оставался не урегулированным вопрос - как определять сумму вычета, если товар использовался как сырье одновременно при производстве подакцизных и неподакцизных товаров.

В 2017 году неопределенность устранена - в пункт 2 статьи 200 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ внесены изменения. Согласно дополнению, при использовании в налоговом периоде приобретенного подакцизного товара для производства одновременно подакцизных и неподакцизных товаров порядок определения суммы вычета должен определить сам налогоплательщик и закрепить его в налоговой учетной политике.

Уточнить порядок можно:

  • при изменении технологии производства;
  • с начала нового налогового периода, но не ранее чем по истечении 24 следующих подряд налоговых периодов.

Власти предложили отменить льготы производителям российского марочного алкоголя

Отечественные виноделы, производящие защищенные вина, лишатся пониженных ставок акциза, следует из «Основных направлений бюджетной и налоговой политики». Уравнять акцизы на российские и импортные вина требуют правила ВТО

Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

​Минфин в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на 2019-2021 годы, обсуждаемом сегодня в Госдуме (*.pdf), предложил ряд значительных изменений в порядке акцизного обложения винной продукции. Главное из них — отмена с 2019 года пониженной ставки акциза на вина и шампанское с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП). Поскольку винами с ЗГУ и ЗНМП могут быть только российские вина, произведенные из российского винограда, предложение Минфина означает, что акцизы на отечественные и импортные вина будут уравнены.

По правилам ВТО

Сейчас акцизы на тихие вина без ЗГУ и ЗНМП составляют 18 руб. за литр, на игристые вина без защиты — 36 руб. за литр, а на защищенные вина и игристые вина — 5 и 14 руб. соответственно. Минфин и ФТС в мае прошлого года , что по российскому законодательству импортные вина не могут быть отнесены к винам с ЗГУ/ЗНМП, а значит, они облагаются обычным акцизом, а не пониженным. После этого импортеры вина стали утверждать, что акцизные преференции для российских виноделов нарушают правила Всемирной торговой организации (ВТО). В октябре 2017 года министр экономического развития Максим Орешкин подтверждал , что у Евросоюза есть претензии в рамках ВТО к российским акцизам на импортные вина.

По правилам ВТО, нельзя создавать налоговые преференции для аналогичных местных товаров, поэтому льготный акциз на вина с ЗГУ не вписывался в нормы организации, говорит руководитель WineRetail Александр Ставцев. Цель выравнивания акцизов — «создать благоприятные условия для развития виноделия в России, которые в то же время отвечали бы нормам международного права, взятым Россией на себя международным обязательствам», подтвердила РБК пресс-служба Минфина.

В случае принятия предложения Минфина ставки акцизов на отечественные и импортные вина станут одинаковыми: 18 руб. для тихих вин и 36 руб. для игристых. В 2020 году по действующему законодательству они вырастут на 1 руб. — до 19 и 37 руб. В проекте «Основных направлений» Минфин говорит, что ставки всех акцизов, уже установленные на 2019-2020 годы , меняться не будут, а на 2021 год будут проиндексированы на прогнозный уровень инфляции (4%). Исходя из этого, акцизы на тихие и игристые вина в 2021 году составят 20 и 38 руб. соответственно.

Из собственного винограда

Инициатива Минфина уравняет в акцизах не только российские и импортные вина, но и отечественные вина с ЗГУ/ЗНМП и без. Однако чтобы сохранить для отечественных виноделов стимул создавать производства защищенных вин, Минфин намерен ввести акцизы на виноград, используемый для производства вина, шампанского, коньячного дистиллята, а тем производителям, которые используют виноград собственного производства, предоставлять налоговый вычет «с применением повышающего коэффициента».

Развитие собственных виноградников заложено в развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации на период до 2025 года — в частности, речь идет о «стимулировании роста количества малых виноделен, в которых осуществляется производство винодельческой продукции из собственного винограда». Из документа Минфина следует, что производители вина, которые не сами выращивают виноград, а закупают его у других российских предприятий, не получат право на вычет.

Пока в России производится очень мало вина с ЗГУ и ЗНМП, поэтому поступления акцизов с них символические. В 2017 году консолидированный бюджет собрал лишь 88 млн руб. акцизов на защищенные вина и шампанские; при этом акцизов на импортные вина, шампанские и винные напитки поступило на 6,2 млрд руб. (данные Федерального казначейства).

По итогам 2017 года в России было произведено около 4-5 млн бутылок вина с ЗГУ, что соответствует не более чем 1,5% от общего объема производства вина, приводит статистику президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. Однако, по его словам, выпуск таких вин постоянно растет, поэтому на сегодняшний день их доля может составлять уже около 2-3%.

Уравнивание российских производителей и импортеров плохо скажется на российском рынке вина, считает Попович. Однако налоговый вычет для производителей, которые используют собственный виноград, дает надежду, что негативный эффект будет сглажен, добавляет он. При этом важно, чтобы закон предполагал вычет за использование не «собственного», а «произведенного в России» винограда — не все виноделы готовы выращивать необходимое количество винограда, но могут закупать его у других российских производителей, говорит Попович.

Российские производители вина с большим трудом в последние годы пытались добиться минимальных льготных условий, и предложение Минфина во многом перечеркивает эту работу, утверждает президент винного дома «Абрау Дюрсо» Павел Титов. Сам «Абрау Дюрсо» производит часть вина из собственного винограда и часть — из импортного виноматериала, поэтому действующие льготы распространяются не на все производство, пояснил Титов. В целом пока инициатива министерства не до конца ясна — например, почти никогда у производителя вина нет исключительно «собственного винограда», говорит он. А производить оплату акциза за виноград будет тяжело даже с учетом вычета, в итоге это снова приведет к закредитованности производителей, заключает Титов.

Пресс-служба Минфина уточнила РБК, что налоговый вычет будет предоставляться производителям винодельческой продукции «полного цикла производства», использующим в качестве сырья «любой виноград» (то есть в том числе закупаемый у других российских юрлиц). «Конкретные предложения с наиболее оптимальными размерами налогового вычета, повышающего коэффициента и т.д. будут определены в дальнейшем. Эти вопросы пока обсуждаются», — добавили в пресс-службе.

Также Минфин предложил взимать акцизы с «винных напитков без добавления этилового спирта» в таком же размере, что и на шампанские вина. Сейчас такие напитки, часто маскирующиеся под шампанское, облагаются акцизом по ставке 18 руб. за литр, как обычное вино. Минфин, таким образом, предлагает повысить акциз по ним до 36 руб. Приравнивание ставок акциза для винных напитков, маскирующихся под шампанское, к акцизам на шампанское — давно ожидаемая и справедливая мера, говорит Попович, она нацелена на устранение экономических стимулов для изготовления таких напитков.

Акцизы на парфюм

Еще одной важной мерой акцизного регулирования, которую предложил Минфин, является включение в перечень подакцизных товаров любой спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, независимо от объема тары, в которую она разлита. При этом на такую продукцию предлагается ввести нулевую ставку акциза (сейчас нулевой акциз действует только в отношении парфюмерии и косметики в металлической аэрозольной упаковке). Кроме того, Минфин предлагает дать таким производителям право на налоговый вычет в размере суммы акциза, исчисленной при покупке этилового спирта, если производитель документально подтверждает использование спирта в целях выпуска парфюмерно-косметической продукции.

Минфин ранее готовил законопроект , содержащий аналогичные предложения. Смысл инициативы заключается в том, чтобы мерами налогового регулирования дополнительно контролировать оборот этилового спирта и ограничить оборот спиртосодержащих продуктов, используемых в качестве суррогатного алкоголя. Акциз в бюджет с продажи парфюмерии при нулевой ставке не платится (то есть фискальной логики здесь нет), но производитель обязан сдавать дополнительную декларацию по акцизам, из которой видно, сколько спиртосодержащей продукции произведено.

Участники парфюмерно-косметической отрасли законопроект Минфина тогда раскритиковали. Они предупреждали, что на добросовестных участников рынка ляжет дополнительное бремя в виде увеличения количества отчетности (хотя они и так тщательно контролируются регуляторами), а на производителей спиртосодержащих жидкостей «двойного назначения» это никак не повлияет. С суррогатами лучше бороться путем установления минимальных розничных цен на спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию на уровне розничной цены на водку, говорилось в отзывах бизнеса на законопроект Минфина. В итоге Минэкономразвития в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия не поддержало законопроект и попросило Минфин его доработать.

Таблица со ставками акцизов на 2017 год приведена в данном материале для бухгалтеров. Актуальные ставки на подакцизные товары необходимы для верного расчета и перечисления в бюджет необходимой суммы.

Виды ставок

Ставки акциза зависят от вида товаров и установлены на 2017 года статьей 193 Налогового кодекса РФ.
Товары, признаваемые подакцизными, перечислены в пункте 1 статьи 181 НК РФ. К подакцизным товарам относятся:

  • спирт этиловый из всех видов сырья;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%);
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин;
  • бензол, параксилол, ортоксилол;
  • авиационный керосин;
  • природный газ.

Варианты расчета

Ставки акцизов на 2017 год для каждого вида подакцизных товаров установлены статьей 193 НК РФ. Однако варианты расчета акцизов в 2017 году могут быть различными. Это зависит от формы установления ставки. Приведем пояснения по разным вариантам расчета.

Акцизы 2017 года
Твердые ставки Комбинированные ставки
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187-191 НК РФ. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Ставки акцизов для каждого вида подакцизных товаров установлены статьей 193 НК РФ. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187- 191 НК РФ.

Ставки акцизов на 2017 год: общая таблица

С 1 января 2017 года в пункт 1 статьи 193 НК РФ внесен ряд изменений. В частности, увеличились ставки акцизов на этиловый спирт, алкоголь и табачные изделия. Например, ставки для сидра, пуаре и медовухи увеличатся до 21 руб. за 1 литр (в 2016 году было 9 руб. за 1 литр), а ставки для сигар составят 171 руб. за 1 штуку (в 2016 году было 141 руб. за 1 шт.). Соответствующие поправки предусмотрены Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ.

С 2017 года в перечень подакцизной продукции добавлены электронные системы доставки никотина, жидкости для электронных систем доставки никотина и табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания (новые подп. 15 – 17 п. 1 ст. 181 НК РФ). Таким образом, с 2017 года введен акциз на вейпинг. Подробнее об изменениях по акцизам с 2017 года см. « ».

Этиловый спирт
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Этиловый спирт из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец и дистилляты (винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) При реализации производителям:
· спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке;
· спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке
При реализации плательщикам авансового акциза (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию с территорий государств – членов Таможенного союза, являющийся товаром Таможенного союза)
При передаче в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ
При передаче производителями в структуре одной организации или при реализации для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ
При реализации организациям, которые не платят авансовый акциз (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию, не являющийся товаром Таможенного союза) 107 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
При передаче в структуре одной организации для совершения операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, кроме этилового спирта:
– который передается в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ;
– который реализуется (передается в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ;
– который реализуется для производства продукции бытовой химии и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке
Спиртосодержащая продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция (кроме парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии в металлических аэрозольных упаковках)
Алкогольная продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (кроме пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 523 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 418 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Вина, фруктовые вина (кроме вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 18 руб. за 1 л
Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, кроме игристых вин (шампанских) 5 руб. за 1 л
Игристые вина (шампанские), кроме игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 36 руб. за 1 л
Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 14 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно 0 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, а также напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные без добавления спирта этилового 21 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента 39 руб. за 1 л
Сидр (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода) 21 руб. за 1 л
Пуаре (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения грушевого сусла и (или) восстановленного грушевого сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода) 21 руб. за 1 л
Медовуха (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 до 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8% меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта) 21 руб. за 1 л
Табак и табачная продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, насвай, нюхательный, кальянный (кроме табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) 2520 руб. за 1 кг
Сигары 171 руб. за 1 шт.
Сигариллы (сигариты), биди, кретек 2428 руб. за 1000 шт.
Сигареты, папиросы 1562 руб. за 1000 шт. + 14,5% расчетной стоимости, определяемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 2123 руб. за 1000 шт.)
Табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания 4800 руб. за 1 кг
Электронные системы доставки никотина 40 руб. за 1 шт.
Жидкости для электронных систем доставки никотина 10 руб. за 1 мл
Автомобили и мотоциклы
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно 0 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно 43 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) 420 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.)
Нефтепродукты
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Автомобильный бензин:
не соответствующий классу 5 13 100 руб. за 1 т
класса 5 10 130 руб. за 1 т
Дизельное топливо 6800 руб. за 1 т
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 5400 руб. за 1 т
Прямогонный бензин 13 100 руб. за 1 т
Бензол, параксилол, ортоксилол* 2800 руб. за 1 т
Авиационный керосин 2800 руб. за 1 т
Средние дистилляты 7800 руб. за 1 т

Иллюстрация: polit.info

Предложение правительства РФ повысить ставки акцизов на вина являет собой очередной характерный образчик заботы чиновников об отечественном бизнесе. Теоретически предлагаемые меры призваны помочь российским виноделам, выпускающим качественные напитки из собственного винограда - им обещан налоговый вычет. Однако повышение акциза неизбежно приведет к подорожанию всех вин, что в условиях низкой покупательной способности населения никак нельзя назвать стимулом для виноделов, переживающих затяжной спад продаж. В результате в выигрыше останутся производители нелегального алкоголя, а также импортеры дешевого низкокачественного вина, которые, как показала практика последних лет, прекрасно научились адаптироваться к быстро меняющимся условиям на российском рынке. Правильной мерой поддержки российского виноделия в той кризисной ситуации, в которой оказалась отрасль, было бы ограничение импорта вин с низким уровнем контроля качества (например, из Грузии), но о таких мерах честным отечественным производителям можно только мечтать.

Согласно поправкам в Налоговый кодекс, которые правительство внесло в Госдуму, начиная с 2020 года предлагается повысить акциз на тихие вина с 18 до 31 рубля за литр и на игристые вина - с 36 до 40 рублей за литр. Одной из мотиваций в обоснование подобной меры называется необходимость соблюдения норм ВТО, предполагающих равные ставки акцизов на российские и импортные вина.

В настоящий момент для вин, произведенных из российского винограда (категорий ЗГУ - защищенного географического наименования и ЗНМП - защищенного наименования по месту происхождения), действует пониженная ставка акциза в размере 5 рублей за литр. В принципе это правильное решение, создающее существенные преференции для компаний, развивающих производство полного цикла. Окупаемость инвестиций в виноделие очень долгая (новый виноградник дает первые пригодные для переработки плоды только через четыре-пять лет после посадки), а доля полноценных отечественных вин в торговых сетях по-прежнему существенно ниже, чем во многих винодельческих странах. Поэтому без различных стимулирующих мер от государства российскому виноделию никак не обойтись.

От самой идеи, что вино из российского винограда должно пользоваться налоговыми льготами, правительство не отказывается. Но теперь в качестве льготного механизма предлагается не пониженный акциз, а налоговый вычет для производителей - после того, как акциз уже уплачен и заложен в стоимость бутылки на полке магазина. Именно этот момент и вызывает большие сомнения у виноделов.

«Предложение не до конца понятно - точнее, его имплементация, - комментирует представитель одной из крупных винодельческих компаний. - В частности, предполагается, что после увеличения акциза с 18 до 31 рубля за литр в случае, если для производства вина был использован собственный виноград, разница в 13 рублей будет возвращена производителю. Если же это вино ЗГУ/ЗНМП, то разница к возвращению составит 25 рублей (чтобы акциз был равен нынешним 5 рублям за литр). Более того, даже если это покупной виноград, то такую разницу в 13 рублей получит продавец/производитель виноматериала. При этом предполагается, что увеличение акциза не должно сказываться на отпускной цене на вино, ведь разница будет возвращена производителю.

Но так вряд ли случится - по нескольким причинам. Во-первых, если не вкладывать повышение в продажную цену, то производитель вина может уйти в минус, так как возмещение разницы акциза будет иметь место «когда-нибудь», а 31 рубль за акциз ему нужно уплатить уже сейчас. Во-вторых, повышение цены произойдет в любом случае, поскольку НДС в размере 20% рассчитывается на цену бутылки вина плюс увеличившийся акциз. В-третьих, в случае покупного виноматериала, если производитель вина не повысит цену, он обязательно уйдет в минус, так как даже это запоздалое возмещение пойдет не ему, а производителю винограда/виноматериала".

С критикой предлагаемых правительством мер выступила и предпринимательская организация «ОПОРА РОССИИ». В письме, направленном ей в Минфин РФ, говорится, что запланированные поправки в Налоговый кодекс могут негативно повлиять на винодельческую отрасль. Максимальная ставка акциза, которая будет соответствовать спросу и покупательной способности, не должна превышать 25 рублей за литр, считают в организации. При этом ее повышение должно происходить поступательно: единовременное повышение не должно превышать уровня 20 рублей за литр с последующей индексацией на 1−2 рубля в год.

«Мы призываем остановить рост налоговой нагрузки, потому что отрасль только начала восстанавливаться. Если даже повышать налоги, то нужно это делать плавно, в течение длительного периода. Представьте, что у вас подоходный налог был 13 процентов, а через полгода из зарплаты вычтут уже 26 процентов. Как к этому можно относиться?», - заявил руководитель «ОПОРы РОССИИ» Александр Калинин .

Существенное повышение ставки может привести к росту цен на 15−20%, особенно в низкой ценовой категории, отмечено в письме организации в Минфин. В результате покупатель начнет воспринимать российские вина как дорогой продукт, а также будет видеть существенное ценовое искажение по сравнению с европейскими странами, где вино стоит 2−4 евро за бутылку, в отличие от 600 рублей в России. Снижение доступности винодельческой продукции противоречит концепции снижения потребления алкоголя, которая, в частности, предполагает переход населения на напитки с меньшим содержанием спирта, напоминают также авторы письма.

Аргументы «ОПОРы РОССИИ» выглядят совершенно обоснованными, особенно если вспомнить о той ситуации, в которой отечественное виноделие оказалось в результате кризиса 2014 года. Предыдущие кризисы с девальвацией рубля (1998 и 2008 года) помогали отечественным производителям вина, которые сразу получали серьезное преимущество перед импортом. Однако двукратная девальвация рубля в конце 2014 года стимулировала спрос на российское вино сравнительно недолго. Возвращению на полки магазинов недорогих зарубежных вин способствовали торговые сети, которые стали активно создавать собственные структуры, занимающиеся импортом вин, а также смогли найти новых иностранных поставщиков, готовых предлагать конкурентоспособные цены. Поэтому положительный эффект девальвации для российских виноделов был быстро исчерпан - сейчас им вновь приходится конкурировать с импортом без какого-либо существенного ценового преимущества.

Уже в 2017 году российские виноделы пережили серьезный спад производства: в стране было выпущено 31,9 декалитров (дал) вина, что было во многом связано с погодным фактором. Но в 2018 году падение продолжилось - за 11 месяцев было выпущено на 4,7% меньше вина, чем годом ранее, и на сей раз основной вклад в это внесла падающая покупательная способность населения вкупе с возвращением сравнительно недорогого импорта. Кроме того, на полках стало все больше дешевых заменителей натуральных вин - так называемых винных напитков без добавления спирта (ВН БДЭС), которые постоянно наращивают свою долю рынка. По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), за 4 месяца текущего года объем их продаж составил 8,546 млн дал, увеличившись на +11,26%, или 0,865 млн дал. Для сравнения, объем продаж тихих вин (без учета сегмента HoReCa - отели, рестораны, кейтеринг) вырос всего на 1,32% до 16,65 млн дал, а игристых вин упал на 0,83% до 4,54 млн дал.

«У потребителя опережающими темпами растет интерес к винным напиткам в рамках постоянного объема винодельческой продукции. Видимо, бедность побеждает. Но раз не упали фактически вина и игристые, то побеждает не бедность, а рост интереса к винодельческой продукции в бедных слоях населения, которым вино и игристые и сегодня недоступны по цене», - констатирует руководитель ЦИФРРА Вадим Дробиз .

Легко догадаться, что повышение акциза на вина в первую очередь ударит по кошелькам этой категории потребителей, чувствительной даже к небольшому повышению цен. Нынешние цены на «винные напитки» в районе 150 рублей за бутылку - это и есть те самые 2 евро, за которые можно купить бутылку полноценного вина в супермаркете во Франции или Германии. Именно вина, а не «винного напитка», в составе которого виноматериал занимает лишь некоторую долю. Разумеется, при грамотном подходе к развитию отрасли этот нижний ценовой сегмент практически неисчерпаем, и замещение «винных напитков» недорогим, но вполне качественным вином могло бы стать одной из важнейших задач национальной алкогольной политики. Но у правительства, похоже, иные приоритеты.

«Меня уже сегодня больше волнует массовый рынок эконом-вина - что с ним будет происходить, с потребителями этого сектора? - продолжает Вадим Дробиз. - Их обидеть нельзя - плюнут и уйдут с рынка заводской винодельческой продукции. А если бы государство думало по-государственному (как было в советский период, хотя слово „маркетинг“ можно было прочесть только в журнале „Наука и Жизнь“ в переводных западных статьях), то срочно создало бы для российских мужчин сегмент дешевых портвейнов (до 120 рублей в рознице за 0,75 литра по 20% крепости). Еще лет 10−15 назад такой сегмент продукции превышал 20 млн дал в год. Пусть бы производили его на госзаводах „Росспиртпрома“, если есть боязнь за спирт в продукте. И ни с кем бы продукт (кроме нелегальной водки и прочих суррогатов) не конкурировал».

Для потребителей более высокого ценового сегмента - вин стоимостью в диапазоне от 300 до 600 рублей - повышение акциза явно будет не настолько болезненным, однако эта мера едва ли снизит долю импортных вин на полках, если не наоборот. Российские виноделы по-прежнему вынуждены работать в рамках общего федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (ФЗ-171), а конкурировать им приходится с виноделами из стран, где регулирование этой отрасли куда более гибкое, а себестоимость продукции, как следствие, гораздо ниже российской. Как показал последний по времени кризис, новых недорогих ниш для импорта в Россию на мировом рынке вина предостаточно. Скажем, в сетях в последние годы стали очень заметны вина из Португалии и Македонии - стран, раньше очень слабо представленных в российском масс-маркете. Теперь же их продукция является прямым конкурентом российским винам средней ценовой категории.

Особая история - грузинские вина, которые также успешно борются за российского потребителя, который тратит на алкоголь не последние деньги. «Популярность грузинского вина у среднего класса России в последние годы резко выросла - в разы даже к 2005 году. Тогда была и дешевая Грузия (свыше 50% объема) не только для среднего класса, которой теперь нет», - констатирует Вадим Дробиз.

Однако следует признать, что во многом эта популярность грузинских вин основана на слабой винной культуре россиян. Едва ли основная масса покупателей отнюдь не дешевых грузинских вин задается вопросом о том, каково происхождения виноматериала в бутылках с такими известными названиями, как «хванчкара», «киндзмараули» или «твиши». Несмотря на то, что Грузия позиционирует себя как винодельческая страна, никакой национальной системы контроля виноматериала по месту происхождения там так и не появилось. Поэтому при покупке вина с раскрученным брендом нет никакой гарантии того, что это вино было произведено и разлито именно в той местности, на которую указывает его наименование (что и ценят в вине его знатоки). В России, кстати, такая система в последние годы активно формируется - сегодня маркировка ЗГУ и ЗМНП используется уже и крупными производителями, и небольшими винодельнями. Но им все равно приходится конкурировать с теми же грузинскими винами, зачастую малопонятного происхождения. А заодно и с так называемыми «винами Абхазии», которые, как хорошо известно всем, более или менее погруженным в винную тематику, представляют собой молдавский материал весьма сомнительного качества.

Вопрос о том, нужно ли снова вводить эмбарго на грузинские вина в связи с недавними событиями в Тбилиси, безусловно, является дискуссионным. Полный запрет на ввоз грузинского вина станет серьезным ударом по компаниям, которые развивали этот бизнес на протяжении многих лет и чаще всего не имели никакого отношения к политике. Однако принципиальная постановка вопроса о качестве и происхождении попадающих в Россию грузинских вин необходима прежде всего ради интересов тех отечественных производителей, которые всерьез заботятся о репутации и бренде. Вино - это один из важнейших элементов маркетинга территории, и если одни производители играют по сложившимся в мировой практике правилам, а другие эти правила демонстративно нарушают, то перед нами просто недобросовестная конкуренция - опять же вне какой-либо политики. Грузия, безусловно, имеет полное право распоряжаться своими винными брендами как ей вздумается - право на киндзмараули и твиши у нее никто отнимать не собирается. Однако это не значит, что на российском рынке должна массово продаваться продукция, которая вводит покупателя в заблуждение (и хорошо еще, если это грузинское вино произведено в Грузии, а не в какой-нибудь Болгарии). То же самое, впрочем, касается и ряда других популярных винных брендов - от Крыма и Абхазии до Кьянти и Бордо. Так или иначе, регулирование рынка вина - это гораздо больше про репутацию и про доброе имя производителя, чем про акцизы, так что пока правительство видит в виноделии лишь очередную «дойную корову», все усилия наших честных производителей будут оставаться тщетными.

Николай Проценко