Кто придумал пиво? История появления напитка. Пиво: история происхождения

По способу брожения

В США и большинстве стран Европы основной классификацией сортов пива является именно такая. Согласно ей, большинство сортов пива по способу брожения можно отнести к лагеру или элю.

Эль сбраживается при относительно высокой температуре (15-25 °C) с использованием дрожжей веpхового брожения. Эли часто имеют фруктовый привкус, обычно в них повышенное содержание спирта.

Лагер - наиболее распространённый в мире тип пива. При приготовлении лагера используются дрожжи низового брожения. Лагер сбраживают при относительно низких температурах (5-15 °С), после чего длительное время выдерживают при температуре около 0 °C - за это время пиво осветляется и насыщается углекислым газом.

Однако некоторые сорта пива в Европе не вписываются в такую классификацию и выделяются в самостоятельные группы:

Ламбик (бельгийское пиво самопроизвольного брожения) - сбраживается без использования культурных дрожжей при помощи микроорганизмов, присутствующих в самом сусле и попадающих в него из воздуха.

Пшеничное пиво - помимо наличия пшеничного солода отличается тем, что для приготовления пива используют метод дображивания в бутылке. Как правило, пшеничное пиво подается нефильтрованным, поэтому вместо названия Weizenbier (нем. - пшеничное пиво) используют Weissbier (нем. - белое пиво).

Гибридные сорта - их приготовление связано с комбинированием ингредиентов и технологий, характерных для разных типов пива.

Особые сорта - как правило, к этой категории относят необычные по составу сорта пива, а также пиво с различными добавками, или родственные пиву напитки на основе брожения.

По цветам

Классификация пива по цветам широко распространена в России, а также некоторых других европейских странах, например Испании. Различают тёмное, светлое, красное и белые виды пива.

При приготовлении тёмного пива используется обжаренный солод.

Цветность пива определяется степенью обжаренности солода и количеством темного солода, используемого при варке. Наиболее темные сорта солода не могут использоваться самостоятельно без светлых сортов, так как при обжаривании теряют ферменты, необходимые для осахаривания сусла.

Наиболее распространённые виды темного солода:

  • Мюнхенский
  • Венский
  • Карамельный
  • Шоколадный
  • Жжёный

Чёткого сопоставления цветов и классификации по способу брожения нет: тёмным может быть как эль, так и лагер.

Безалкогольное пиво

Несмотря на название, в безалкогольном пиве содержится 0,2-1,0 % спирта, полностью от него избавиться не удаётся. Существует несколько технологий получения безалкогольного пива. Спирт, содержащийся в обычном пиве, убирают при помощи вакуум-дистилляции (используя низкую точку кипения спирта) и при помощи диализа (мембранный способ). Также избавляются от спирта путем подавления брожения, с применением особых дрожжей, не превращающих мальтозу в алкоголь, либо останавливают процесс брожения, понижая температуру. Мембранный способ считается лучшим, поскольку используется традиционная технология производства, и вкус пива менее всего отличается от обычного. Но из-за малого содержания спирта вкус безалкогольного пива при любой технологии получается другим, т.к. спирт оказывает существенное влияние на вкус пива. Из-за более сложной технологии производства безалкогольного пива, его стоимость выше чем у обычного.

Отдельные виды

  • Портер
  • Стаут
  • Альтбир
  • Кёльш
  • Пильзнер
  • Ламбик
  • Vores
  • Полпиво - старинное название слабого пива, которое получали разведением содержимого чана (вари) наполовину водой
  • Брага - в прошлые века домашнее пиво, каждый раз разного качества с добавлением различных ароматизаторов
  • Зелёное пиво - ещё не готовое пиво, полуфабрикат
  • Канун - пиво, которое готовилось к большим праздникам, таким как Михайлов день (6 сентября), день Николая Чудотворца (Никола зимний, 6 декабря), в честь празднования которого сохранилась пословица «Красна Никольщина пивом и пирогами». Канун варили также в храмовый праздник в день того святого, которому была посвящена церковь. Такой праздник назывался «братчина», так как устраивался всей общиной совместными трудами на общие деньги.

Все началось предположительно около 8000 года до н. э. Забывчивый пекарь из эпохи неолита оставил тесто слишком надолго на солнце, тесто стало жидким и забродило. Тот пекарь брезгливо попробовал забродившую массу, не подозревая, что только что изобрел пивоварение. Но, как свидетельствует история, ему понравился полученный результат. Наверное, так или подобным образом мог появиться этот напиток.

Примерно через 4000 лет в Двуречье между Евфратом и Тигром поселились люди, именовавшие себя шумерами. Их высокоразвитая культура проявилась и в многообразии пива. Шумерские женщины пили пиво из спельты — разновидности пшеницы. Существовали и смешанные сорта пива, кроме того, в пиво добавляли различные приправы, только хмель еще не был известен, а, возможно, его не хотели использовать в пивоварении.

Пиво употребляли в больших количествах, и почти половина всего шумерского урожая зерновых превращалась в солод, из которого затем делали пиво.

Всевозможные осадки в пиве вынуждали древних сирийцев и египтян пить пиво через трубочки. Изображение на глыбе известняка выставлено в египетской части берлинского музея Воде. И еще одно примечание: в начале 1993 года пивоваренный завод «Hoepfner» в Карлсруе решил поэкспериментировать, используя историческое наследие. На протяжении нескольких месяцев испытывались различные комбинации зерновых и пряностей, после чего в соответствующем этому стилю заведении «Nacht von Susa» интернациональной публике, в том числе профессионалам, были представлены три сорта пива, приготовленного по рецептам древних шумеров. Отзывы были самые разные: от «Лучше уж пльзенское пиво 1993 года!» до «отлично!».

Когда кто-то умирал, на надгробии изображался слуга, старающийся задобрить богов пивом. Похороны были общественным событием, люди пили вместе, и священнослужителя за его услуги вознаграждали пивом и хлебом. Конечно же, уже тогда было повсеместно известно о расслабляющем и веселящем действии пива.

Пиво постепенно завоевывало симпатии египтян. Спрос на этот прекрасный напиток стремительно рос, и пиво покупали в самом Вавилоне. Проделавшее столь долгий путь пиво, естественно, теряло свои качества, и жителям долины Нила не оставалось ничего другого, как самим начать его производство, и пиво вскоре стало народным напитком, одним из основных продуктов питания. Древнеегипетский иероглиф, обозначающий трапезу, в буквальном переводе звучит как «хлеб и пиво», т. е. тесная связь между питанием, хлебом и пивом существовала уже в те древние времена.

Несмотря на то что потребление пива в древнем Египте всегда было велико, ни одному из фараонов на протяжении тысячелетий не пришло в голову облагать пиво налогами. Это пришло в голову лишь Птолемеям, последней знаменитой представительницей которых была Клеопатра (69 — 30 гг. до н.э.). Они хотели снова строить пирамиды, для чего им нужны были деньги. Так был введен первый налог на напитки.

Официальным обоснованием новых сборов, конечно же, послужило намерение снизить общую тенденцию к пьянству. Нам точно не известно, было ли пьянство действительно настолько распространено, однако можно предположить, что уже египетское пиво сильно кружило голову. Мысль о налоге на пиво, зародившаяся во времена Птолемеев, прочно заняла свое место в мире.

Через греков и римлян пиво дошло до Центральной Европы. У Публия Корнелия Тацита (ок. 55-115 г.) мы можем прочесть кое-что о древних германцах. Общеизвестно, что они с удовольствием утоляли жажду пивом. Тацит пришел к выводу, что с германцами можно покончить не только копьем и мечом, но и поставками cervisia (пива). Эту мысль можно рассматривать как предложение по гуманизации ведения войны, а можно — наоборот.

И уж совсем непонятно, как германцы пили ту бурду. Они использовали для приготовления пивного сусла все, что им казалось подходящим, например, дубовую кору, листву ясеня и бычью желчь. Такие необычные добавки практически не претерпели изменений, когда первые монахи появились в Германии. Более того, они продолжали эксперименты, используя для производства пива можжевельник, чернику и грибы.

Небольшим шагом по направлению к нынешнему пиву в 786 году стало первое упоминание возделывания хмеля в документах Пиппина III. Монахи занимались этим ремеслом систематичнее, чем частные домашние пивоварни. Монахи в письменной форме передавали дальше свой опыт, приобретенный путем проб и ошибок. Качество монастырского пива благодаря хмелю становилось все лучше и лучше. Для благочестивых монахов производство хорошего и крепкого пива стало вопросом жизни и смерти, ведь как иначе они смогли бы выдержать долгие посты? В теплой Италии еще куда ни шло, но в холодной Германии это было достаточно сложно.

Пивоварение в Египте в 3 тысячелетии до н.э. было уважаемым ремеслом: во всяком случае, профессия пивовара считалась достойной того, чтобы увековечить ее в глиняной скульптуре, относящейся к погребальному инвентарю.

Несмотря на это, правила соблюдения поста для северных монахов не облегчались. Так появились первые сорта крепкого пива, тогда же родилось выражение «пиво — это жидкий хлеб». Это было настоящим счастьем для монахов, потому что клерикальный принцип гласил: «Жидкость не нарушает поста». От папы, который наверняка изменил бы этот принцип, крепкое пиво мудро утаивалось. Может быть, эта старинная история и является правдой: в средневековье изобретенное в монастырях питательное пиво только по той причине не дошло до папы, что во время долгого пути в Рим по ухабистым дорогам Германии пиво в бочках скисало. И если даже на папском престоле такое пиво и пробовалось, оно могло вызвать лишь сочувствие по отношению к бедным монахам, вынужденным пить эту кислятину.

В 817 году на Аахенском церковном соборе пиво было почти запрещено для монахов, и лишь одному находчивому человеку в голову пришла спасительная мысль провозгласить пиво священным напитком. На соборе было только регламентировано максимальное количество пива, которое ежедневно могли выпивать монахи. В соответствии с этими правилами даже в самом нищем монастыре каждый монах получал свыше одного литра пива в день, не считая пол-литра вина. В богатых монастырях их счастливые обитатели могли ежедневно наслаждаться почти тройной дозой напитка.

И немало монастырей проворачивало неплохой бизнес, торгуя пивом, в том числе и пивоварня в монастыре Вайенштефан близ Фрейзинга, основанная в 1040 году. Вайенштефан можно назвать старейшим действующим предприятием в мире. В 1803 году монастырскую пивоварню взяли в свои руки светские господа, объединив ее с сельскохозяйственной школой. В наши дни Вайенштефан относится к Техническому университету города Мюнхена. Но что это было за пиво тогда, на рубеже тысячелетий?

То пиво не сравнить с нынешним, которое производится в похожих условиях в промышленных масштабах. Тогда пиво варили при нормальной воздуха, иногда еще без добавления хмеля. Дрожжевые грибки, микроорганизмы, вызывающие спиртовое брожение, использовались уже тогда, хотя еще не очень умело. И в результате иногда появлялось пиво, пена которого быстро оседала, а цвет пива был в зависимости от компонентов солода то светлее, то темнее. Пиво на вкус казалось выдохшимся, хотя и было свежим и только что разлитым.

Мифологическому фламандскому королю Гамбринусу приписывали в средние века изобретение пива. Возможно это Ян I (Примус), герцог брабантский, который был президентом брюссельской гильдии пивоваров.

Не только Айнбек был известен своим превосходным пивом. Во многих северогерманских городах умели варить хорошее пиво, прежде всего благодаря влиянию и контролю со стороны гильдий. Когда в XV веке великие первооткрыватели отправлялись в дальний путь, они брали с собой продукты, которые можно было долго хранить. Тогда из северной Германии поставлялось соответствующее пиво. Кроме Айнбека в 1492 года стал популярным и Брауншвейг.

Кристиану Мумме, жителю этого города, удалось изобрести свое знаменитое солодовое пиво. В нем содержалось так много основного сусла, что это пиво можно было хранить месяцами. Кроме того, это пиво могло сбить с ног даже бывалого моряка. Неудивительно, что оно стало любимым напитком матросов и дошло до берегов Ост-Индии. В южной Германии еще в 1434 году архиепископ-курфюрст Вюрцбургский навечно запретил варить пиво, и его послушные подданные придерживались этого запрета, действие которого не раз обновлялось на протяжении более чем двух веков!

Вначале южногерманские пивовары безнадежно отставали от своих северных конкурентов. Вплоть до XVI века у князей было достаточно поводов для беспокойства о состоянии здоровья своих верноподданных по причине употребления некачественного пива. При этом прохладные погреба во франкском песчанике и ледниковых пещерах у подножия Альп всегда предлагали прекрасные условия для производства пива с большим сроком хранения и оптимальную температуру для хранения пива до жаркого лета.

Правда, баварские пивовары еще не умели пользоваться этим преимуществом. Слишком непоколебимо было здесь господство , и пиво ввозили из Айнбека или других северогерманских центров пивоварения. В Баварии в ту пору не существовало единых общих норм, что позднее изменилось. 23 апреля 1516 года было положено начало славы баварского пива. В этот день герцог Вильгельм IV Баварский и правивший с ним брат Людвиг X издали указ «Как варить и разливать пиво зимой и летом».

В качестве исходных продуктов разрешены были лишь ячменный солод, хмель и вода. С этого дня, когда в Инголынтадте собрался ландтаг земли, «Закон о пивоварении» вошел в силу по всей Баварии. Однако у этого закона были предшественники в отдельных местах: в 1447 году члены Мюнхенской городской думы уже предъявляли эти требования к пивоварням. Герцог Альбрехт IV в 1487 году утвердил это требование — однако только для Мюнхена. Герцог Георг Богатый установил для своего герцогства Бавария-Ландсхут в 1493 году правило, что в пивоварении «во избежание вреда для утробы» можно использовать только три ингредиента — солод, хмель и воду.

В 1507 году распоряжение думы епископского города Эйхштета запретило примешивать к пиву «все травы, помутняющие рассудок», однако небольшое количество тмина, можжевельника и соли было разрешено. Благодаря вышедшему в 1516 году историческому указу качество пива во всей Баварии стало стремительно улучшаться. Параллельно исходным ингредиентам устанавливались и упорядочивались и цены: литровая кружка пива стоила один серебряный пфенниг зимой и два серебряных пфеннига летом.

А время пивоварения ограничивалось прохладными месяцами, от дня Михаэля (29 сентября) до дня Георга (23 апреля), отдавая дань трудностям, с которыми приходилось сталкиваться в жаркие летние месяцы, контролируя процессы брожения. В XVI веке уже повсеместно было известно, что пиво бродит не само по себе, однако этот процесс было сложно контролировать. грибки делали свою работу достаточно непредсказуемо, и не всегда в нужном направлении. Но уже в 1551 году в Мюнхене было издано распоряжение о пивоварении, которое предписывало использовать не только ячмень, хмель и воду, но и дрожжи, а также низовое брожение.

Так что пивоварам уже тогда были известны различные виды дрожжей, и они начали селекционировать и оберегать собственные колонии дрожжей, сохраняя рецепты в строжайшей тайне и передавая их лишь своим непосредственным потомкам. В некоторых местах, в том числе в Аугсбурге, зашли слишком далеко и даже запретили старый способ пивоварения с верховым брожением. Ненадолго вернемся в наши дни: ныне пивоварение с верхним брожением распространено в теплых регионах. В Кельне есть пиво «Kolsch», в Нижнем Рейне — «Alt», в Баварии — пшеничное пиво, кроме того нельзя забывать о многочисленных сортах бельгийского и английского пива, изготовленного таким способом.

Но вернемся к истории: в 1589 году в Мюнхене была построена первая придворная пивоварня (сначала она именовалась герцогской), производившая темное пиво, а с 1603 года — светлое пиво. Эта пивоварня обладала различными эксклюзивными правами. Одной из первых привилегий было право варить пиво для двора, а в 1610 году пиво впервые начали продавать владельцам трактиров и частным лицам. Крепкое мартовское пиво по образцу айнбекского начали варить через несколько лет, и это пиво было гордостью придворной пивоварни до 1810 года. В 1614 году мастер-пивовар Элиас Пихлер возглавил мюнхенскую придворную пивоварню. Пихлер был родом из Айнбека, однако его переманили в Мюнхен, где он варил свое крепкое пиво, которое сначала называлось «Ainpockisch», затем «Oanbock», а в конце концов просто «Воск».

Мюнхенцы были большими поклонниками этого пива. Нынешняя Мекка многочисленных любителей пива стала для князей выгодным источником доходов. Герцог Максимилиан I, спустя несколько лет начавший Тридцатилетнюю войну, смог благодаря этим доходам покрыть часть своих военных расходов. С 1629 года пауланцы, монахи из Нойдека близ Мюнхена, стали варить свое первое крепкое пиво. Это было уже в самый разгар Тридцатилетней войны, принесшей Германии множество кардинальных перемен. Однако нас интересует лишь ее влияние на употребление напитков.

В северной Германии было разрушено много лучших пивоварен, а на юге страны — практически все виноградники. Разбивка новых виноградников потребовала бы многолетней кропотливой работы, чтобы хотя бы внуки смогли снова насладиться местным вином. Так нет, баварцы не хотели ждать так долго, они решили переключиться на пивоварение. Так Бавария начала свое превращение в пивной край, каковым она является и по сей день.

Германия долгое время была раздроблена на огромное количество мелких государств и городов-государств, и таможенные барьеры защищали от конкуренции даже самые мелкие и бесприбыльные пивоварни. На территории Баварии существовало свыше 4000 пивоварен, и всем как-то удавалось сбывать свою продукцию. «La Servante de Bocks» или «Официантка в пивной» — так Эдуард Мане назвал свою картину, появившуюся в 1878/79 годах. В то время пиво пользовалось огромной популярностью в Париже.

При этом пиво было далеко не дешевым удовольствием. Примерно в 1800 году принудительные нормы были отменены, и теперь каждый мог пить свое любимое пиво, не обязательно из ближайшей деревенской пивоварни. Вследствие этого закрылось множество пивоварен. Те же предприятия, которые были конкурентоспособны, улучшали качество своего пива и постепенно снижали цены.

Технические условия конца XVIII века никак не могли обеспечить расцвета пивоварения. Для того, чтобы варить пиво неизменного вкуса и крепости с большим сроком хранения, было необходимо множество улучшений условий производства и хранения пива. После 1818 года непрямой метод сушки (горячим воздухом) постепенно начал вытеснять прежний прямой метод сушки в сушильных печах. Солод уже не подвергался воздействию газов открытого огня при горении дерева, что придавало ему более или менее сильный привкус дыма. Старый метод сушки в печах применяется в наши дни крайне редко для особых сортов, например, для бамбергского пива.

Следующее изобретение послужило для точного определения постоянных компонентов основного сусла до брожения. 12% — это 120г мальтозы, белка, минералов, витаминов, ароматизаторов на литр пивного сусла. Основное сусло имеет определяющее значение для крепости и вкусовых качеств пива. В 1843 году химик Баллинг изобрел своеобразный пивной сахаромер. С его помощью точно определяется содержание сахара в водном растворе, для чего просто нужно погрузить в него прибор.

Как уже было сказано выше, низовой метод брожения пива был давно известен в южной Германии. Однако эти сорта пива можно хранить только при температуре ниже 10 °С. Если пивоварня располагала соответствующими условиями, т.е. просторными прохладными подвалами, то она могла хранить в них большие количества пива низового брожения даже в летнее время. Однажды попав по железной дороге за пределы Баварии, пиво низового брожения быстро начало завоевывать популярность.

Одновременно на первый план вышла проблема подходящих холодильных установок. Благодаря большим количествам природного льда, который зимой добывался из рек и озер, консервировался в глубоких подвалах или в самотечных оросительных системах, сохранение запасов пива в холоде привлекло общее внимание, хотя и было слишком трудоемким. В 1860 году этот процесс упростился, но ненамного. Ежегодно одна пивоварня в Ганновере сооружала большую ледовую , чтобы сохранить свое пиво на протяжении летних месяцев. Другие местности, а именно Бавария, Франкония и Верхняя Швабия также не отставали. Этот метод охлаждения на больших предприятиях утратил свою актуальность лишь в конце XIX века. Маленькие пивоварни использовали этот метод немного дольше.

С тех пор, как конные упряжки регулярно развозили пиво, прошло не одно десятилетие. Пивоваренный завод «Diebels» в Иссуме в наши дни развозит свое благородное пиво другим способом. Некоторые пивоварни, например, «Lassег» в Лёррахе или «Haake-Beck» в Бремене, все еще держат такие вызывающие умиление конюшни как часть своего автопарка.

Стремление людей сделать пиво ароматным и вкусным осуществилось благодаря использованию хмеля. Открытие его для пивоварения принадлежит славянам. Это популярное с древности растение было одним из первых товаров внешней торговли. В Западной Европе варить пиво с хмелем стали позже славян на несколько столетий.

У славянских народов первое упоминание о пиве относится к 448 году при описании торжества, когда венгры угощали пивом греческих послов. В IX веке пивоварение было уже широко распространено в Киевских и Новгородских землях.

Хлеб и пиво составляли основной набор продуктов питания в Древнерусском государстве. Пиво стало ритуальным напитком - может, потому, что центром пивоварения считались монастыри. Любили пиво и великие князья. Так, Иван III запретил варить пиво кому бы то ни было, кроме специально поставленных для этого людей.

Подавать пиво в кабаках стали в пятнадцатом веке. А Борис Годунов запретил подавать его «средним и молодшим людям». При Алексее Михайловиче крестьяне получили позволение варить пиво несколько раз в год - в Великий день, Дмитриевскую субботу на Масленицу, на Рождество Христово. И то, только для домашнего пользования.

Время шло… При Петре I пиво считалось важнейшим лекарством против цинги, и для создания новых сортов и технологий из Европы были выписаны лучшие пивовары. При Александре I впервые разрешили продавать пиво на вынос.

Определение: Пиво - слабоалкогольный напиток, получаемый спиртовым брожением солодового сусла (чаще всего на основе ячменя) с помощью пивных дрожжей, обычно с добавлением хмеля.

Откуда оно взялось и кто его придумал?

Пиво - один из древнейших напитков, возможно, уходящий корнями в ранний неолит (примерно 9500 год до н. э., когда началось выращивание зерновых культур).

По некоторому радикальному мнению, выращивание зерновых началось именно ради пива, а не хлеба.

Химические остатки пива, датированные 3500-3100 годами до н. э., были найдены в Годин-Тепе в горах Загрос (западный Иран). Более поздние следы пива обнаружены в древнем Шумере, затем Египте и Ассирии.

Пиво упоминается в древнеегипетских и месопотамских источниках. Строители египетских пирамид получали, помимо пищевого довольствия, пиво. Уже на древнейших шумерских глиняных табличках встречается гимн богине-покровительнице пивоварения Нинкаси, в котором содержится рецепт приготовления этого напитка

Шумеры растирали зерна ячменя и спельты (вид злака, от которого произошла пшеница) в каменных жерновах, заливали их водой, добавляли душистые травы и подвергали это сусло брожению. Спустя некоторое время получался вкусный освежающий напиток, который был отдаленно похож на то, что сейчас мы называем пивом.

Пивоварение поддерживали крупные землевладельцы, которые снабжали пивоварни зерном и мельницами для его размалывания, глиняными сосудами для брожения, поставляли прочее необходимое сырье.

В Вавилоне существовали смешанные сорта пива из спельты и ячменя, кроме того, вавилоняне первыми начали осознанно применять проращивание солода. В пиво добавляли различные приправы, однако хмель не применялся.

Быть может, он был неизвестен древним вавилонянам, возможно также, что его просто не хотели использовать. Поэтому пиво вавилонян и шумеров имело сладковатый вкус, без привычной для нас хмелевой горечи.

Пиво «отметилось» и в знаменитом ныне Кодексе Хаммурапи. Великий вавилонский царь Хаммурапи, подчинивший себе Месопотамию и Ассирию, среди прочего установил правила, связанные с производством и употреблением пива. В 1902 году под Сузами была найдена двухметровая колонна из черно-зеленого диорита с многочисленными клинописными параграфами законов. Знаменитая находка хранится в Лувре. Этот древнейший свод законов, получивший название Кодекса Хаммурапи, составлен примерно за 1700 лет до Рождества Христова.

Древнейшие из рецептов египетского пива относятся к 3500 году до Новой Эры. Особое целебное действие египтяне приписывали пивной гуще. Ее использовали для различных припарок, а также принимали внутрь. И вообще, египтяне считали, что удовольствие, в том числе и от пива, удлиняет жизнь.

Примерно в 1250 году до Новой Эры фараон Рамсес II попытался ограничить потребление пива и сам выступил в роли примера для подражания, хотя высшие слои египетского общества и без того традиционно предпочитали вино.

Несмотря на то, что потребление пива в древнем Египте всегда было велико, ни одному из фараонов (даже Рамсесу II) на протяжении тысячелетий не пришло в голову облагать производство пива налогами, хотя производство других видов сельскохозяйственной продукции исправно обкладывалось невыносимыми поборами.

Первой до этого додумалась знаменитая Клеопатра, последняя представительница династии Птолемеев, правившая в Египте с 69 по 30 годы до Новой Эры.

Она хотела возобновить строительство пирамид, а для этого нужны были деньги. Разумеется, официальной версией была забота о народной трезвости. Так был введен первый налог на алкогольные напитки.

Из Египта пиво пришло в Эфиопию, а оттуда – на Кавказ. В царстве Урарту (территория нынешней Армении) в IX-VII веках до Новой Эры изготавливали крепкое пиво. С Кавказа пиво попало в Европу. Скифы делали пиво из ячменя, дробленого риса, овса и проса.

Германцы начали изготавливать пиво в III веке до Новой Эры.
Галлы в I веке Новой Эры делали напиток, весьма похожий на пиво, который сохранился в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до конца XIX века. Примерно к этому же времени восходят свидетельства римлян об употреблении ирландцами напитка из ячменного солода с травяными добавками.

Заменой хмелю служили цветки вереска, молодые побеги ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща. Подобные добавки применялись наряду с хмелем и позже.

Первое упоминание о хмеле относится к VIII веку, однако важнейшим компонентом пива он стал только в XII веке. Впервые добавлять хмель в пиво попробовали при Карле Великом, приблизительно в 800 году. В Германии хмель ценился настолько высоко, что им даже уплачивали государственные пошлины. Постепенно он превратился в европейскую валюту, на первых порах, впрочем, не вполне конвертируемую, так как в Англии до XV века хмель был запрещен к употреблению.

Надо отметить, что средневековое пиво далеко не всегда было безвредным для здоровья. Входившие в его состав галлюциногенные алкалоиды могли вызывать видения, и это служило поводом для множества суеверий. Вплоть до конца XVI века в Европе практиковалось сожжение «пивных ведьм», которых обвиняли в порче пива, хотя, конечно, дело было в несовершенстве технологии.

Видимо, именно в монастырях возникла и реализовалась идея добавлять в пиво хмель. Монахи, в отличие от ремесленников-пивоваров вели изыскания системно, кроме того, они были грамотны и записывали результаты своих опытов, сохраняя их для следующих поколений. Монастырское пиво становилось все лучше и лучше, в том числе благодаря хмелю.

Охраняемых границ в ту пору в центральной Европе не было, и секреты пивоварения со странствующими монахами перемещались из монастыря в монастырь. В конце концов, монастыри официально получили право заниматься производством и торговлей пивом, превратившись в настоящие форпосты пивоварения, а некоторые сохранили этот статус до наших дней.

Вопрос о том, почему пивоварение в Европе развивалось именно в монастырях, имеет вполне конкретный, но все же несколько комический ответ. Для благочестивых монахов производство хорошего и крепкого пива стало вопросом жизни и смерти, ведь как иначе они смогли бы выдержать долгие посты? И ладно бы еще в теплой Италии, но в холодной и суровой Германии обойтись без источника высококалорийного питания, разрешенного к употреблению в постные дни, было просто невозможно!

Несмотря на доводы оголодавших монахов, правила соблюдения поста для северных братьев во Христе не облегчались. Так появились первые сорта крепкого пива, тогда же родилось выражение «пиво – это жидкий хлеб». Пиво было настоящим счастьем для монахов, потому что клерикальный принцип гласил «жидкость не нарушает поста». От Папы, который наверняка изменил бы этот принцип, положение пива в рационе монахов мудро утаивалось.

Пиво того времени уже вполне можно было сравнить с нынешним. Однако тогда его варили на открытом воздухе, иногда еще без добавления хмеля. Дрожжами, вызывающими спиртовое брожение, пользоваться не умели, брожение протекало самопроизвольно. В результате иногда появлялось пиво, пена которого быстро оседала, а цвет пива был в зависимости от компонентов солода то светлее, то темнее. Пиво на вкус казалось выдохшимся, хотя и было свежим и только что разлитым.

Помимо монастырей, в средние века стали появляться и муниципальные пивоварни, а пивовары объединились в гильдии. На территории нынешней Чехии, в Пльзене и Чешских Будейовицах, коммерческое пивоварение началось не позже XIII века. В начале XV века пивоварня в Чешских Будейовицах снабжала пивом королевский двор Богемии. Тогда-то у местного пива и появился девиз «пиво королей». Примерно в то же время образовали свои гильдии пивовары Германии. В Англии пиво (точнее, его разновидность – английский эль) стало главным национальным напитком к концу XIV века.

К XIII веку в северной Германии варили уже довольно неплохое пиво и притом гарантированно безвредное для здоровья. В ганзейских городах наблюдался настоящий бум пивоварения, а пик этого бума – в Бремене. К концу XV века в Гамбурге действовало около 600 пивоварен.

Огромную роль в становлении немецкой пивной культуры сыграл принятый в 1516 году баварский закон о строгом соблюдении рецептуры пива. Этот закон, названный Reinheitsgebot (заповедь чистоты), непреложно устанавливал, что пиво можно варить только из ячменя (позже – ячменного солода), хмеля и чистой воды. Поскольку дрожжи в то время еще не были известны, процесс брожения оставляли на волю случая.

Закон отличался суровостью – тех, кто разбавлял и подделывал пиво, строго штрафовали, а самых отпетых – и вовсе топили в собственном пиве. Reinheitsgebot действует в Германии по сей день, являясь старейшим законодательным актом в мире, регламентирующим производство продуктов питания и защищающим права потребителя.

Еще одной важной вехой в истории пивоварения было открытие в XIX веке Луи Пастером дрожжевых грибов – одноклеточных организмов, ответственных за брожение.

В 1881 году датчанин Эмиль Кристиан Хансен впервые получил чистую культуру пивных дрожжей, что открыло перед пивоварами новые возможности, которыми они с блеском воспользовались – в современном мире пиво является самым массовым и популярным алкогольным напитком, не знающим себе равных по объему производства и ассортименту.

Думаете пиво придумали в Европе? Европа, которая незаслуженно считает себя колыбелью пивоварения, зря водрузила на себя этот лавровый венок. Справедливо то, что она является обладательницей самых крутых в мире брендов пива, но в этом вопросе ее претензии не обоснованы. Заглянем в историю изобретения пива.

В статье:

Где придумали пиво

Так, где придумали пиво? Это невероятно, но на территории современной страны, где не работают светские законы, где царит шариат и любые спиртные напитки запрещены под страхом смертной казни, а именно - в Иране. Во всяком случае, его химические остатки были найдены на территории Западного Ирана и датируются серединой седьмого тысячелетия до нашей эры.

Согласно химическим исследованиям, пиво уже было на территории современного Ирана более 7000 лет до Рождества Христа.

Все остальные находки, касающиеся его производства, относятся к гораздо более позднему периоду. Месопотамия и Ассирийское государство, Урарту, или нынешняя Армения, Древний Египет и Шумерская цивилизация - все благополучно варили и употребляли его повсеместно. Итак, мы пришли к выводу, что это любимый напиток всего человечества с незапамятных времен.

История появления пива

История пива спрятана в глубине тысячелетий. И, как всегда, когда нет достоверных фактов, то мифы и легенды начинают расти как грибы после дождя. Не миновала эта участь и наш любимый напиток. Всем известно, что миф - это полуправда, полувымысел. Поэтому не стоит сбрасывать их со счетов в поисках истоков того или иного явления. А пиво - это явление, с этим вряд ли кто поспорит.

Месопотамия

Богиня пива Нинкаси

Абсолютно достоверно известно, что его варили в Месопотамии уже в VII тысячелетии до н.э. Об этом свидетельствуют глиняные таблички, найденные в Междуречье, где изображен процесс его приготовления. Шумеры, населявшие в то время Месопотамию, имели даже свою богиню пива Нанкаси Светлоструйную. Тогда оно варилось без хмеля и из не проращенных злаков и имело невысокий процент алкоголя.

Вавилоняне усовершенствовали рецепты шумеров и стали варить этот напиток из солода. Качество продукта пивоварения у вавилонян контролировалось на государственном уровне. Вавилонский царь Хаммурапи за разбавленное водой пиво казнил безжалостно. Вот бы сейчас так!

Египет

Египтяне по сей день уверены, что именно их бог Осирис придумал этот напиток. Но в Египте его варили только жрецы, знавшие тайну приготовления, а проще говоря, рецепт. Называли его в Египте не иначе как божественным нектаром. Фараоны имели при дворе собственные пивоварни, потому что обладали и светской и духовной властью. Минимальная оплата труда же равнялась двум боченкам пива.

Король Гамбринус — якобы изобретатель пива

Забавно, что легендарный король-изобретатель пивоварения Гамбринус, явный европеец, якобы был женат на египетской богине плодородия Изиде, которая и поведала ему секретный рецепт божественного нектара.

Хотя в действительности у Гамбринуса есть вполне реальный прототип - герцог Брабантский Ян Гримус, живший во второй половине 13 века и бывший почетным председателем гильдии брюссельских пивоваров. Сейчас имя Гамбринуса, короля изобретателя пивоварения, красуется на этикетках чешских, американских и даже французских торговых марках пива (читайте о подробнее). А уж, сколько баров, пабов по всей Европе с таким названием не сосчитать.

Греция и Рим

А вот Древний Рим и Древняя Греция этот напиток не уважали и считали его напитком для черни. А чернь варила хмельной продукт и радовалась ему, отдавая должное его вкусу и аромату. Для греков этот хмельной напиток был чересчур крепок, вино они неизменно разбавляли водой.

Низшее сословие было покрепче изнеженных аристократов и хлестало его с удовольствием. Правда, в день римской богини земледелия Цереры этот пенный напиток пила и знать. В честь богини его называли церес.

Европа и Африка

Когда и как оно появилось в Африке достоверно неизвестно, но это ритуальный напиток у многих африканских племен с древних времен. Варится он из сорго и других злаков. В Европу сорговое пиво пришло из Африки и доныне существует, как самостоятельный сорт.

В Европе, как и у древних египтян, пиво варилось по монастырям. Культовым напиток не был, но монастыри на нем хорошо зарабатывали. Древние галлы и германцы, скандинавы и кельты варили свои сорта хмельного пенного напитка, и остались ему верны по сей день.

История пива в России

Как бы там ни было, но и у нас, на Руси, его любят и варят исстари. Уже в древних летописях есть о нем упоминание. Варили его повсеместно на свадьбы и поминальные тризны, на братчины (пир всем миром по различным поводам). Хмельной этот продукт уберег страну нашу от мусульманства. Великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, большой почитатель этого напитка, отказал исламским миссионерам в принятии их религии в качестве единой государственной под очень уважительным предлогом, что, дескать, народу русскому без пития хмельных браг жить нельзя. Светлая ему за это память!

Летописи говорят, что история пива на Руси уходит вглубь истории государства российского. Им платили крестьяне оброк своим господам, уж, на что новгородцы народ предприимчивый, торговавший со всем светом, а этот напиток предпочитали только отечественного происхождения, а привозное считали негожим.

При дворах русских царей всегда были свои пивоварни, где этот продукт варился по старинным русским рецептам. Первый царь, отдавший предпочтение пенному продукту европейского происхождения, был наш славный реформатор Петр I. Не то чтобы своего не пил, но предпочитал немецкое и голландское. Более того, именно Петр ввел в рацион армии пиво, как общеукрепляющее и противоцинговое средство. Закладывая Петербург, позаботился в план города включить и пивоварни. Но к царскому столу привозили его из Голландии.

А вот дочь Петра Елизавета ввела в моду все английское, в том числе и предмет нашего обсуждения. Екатерина II, отдавая предпочтение английскому пиву, велела варить сей продукт на придворных пивоварнях по английской технологии. К концу XVIII века пивоваров вывели из штата царского двора, а пиво ко двору стали брать от проверенных поставщиков. Первым иностранным производителем, поставлявшим свой продукт императорскому двору, был Абрахам Крон. Его и портер пользовались большим спросом при царском дворе.

История пивоварения в России не закончилась с появлением иностранного хмельного напитка. Напротив, в Петербурге было построено два пивоваренных завода, позднее слившихся в единое предприятие на Калинкинском пивзаводе.

В 1875 году был заложен «Трехгорный пивоваренный завод» в Москве, ныне Бадаевский. Он был основан русским купцом Гивартовским и образованным немцем А.А. Кемпе. Спустя год, после начала строительства, была получена первая партия готовой продукции, высоко оцененная царским правительством, и им было даровано высочайшее позволение использовать в качестве логотипа предприятия герб Российской Империи. История пива в России это обширная тема не одной статьи, а нам еще надо заглянуть в другие регионы земного шара, где к нему относятся так же трепетно, как и в России.

Древнейший хмельной напиток на земле достоин всяческого внимания. Тысячелетия он существует на земле и радует людей вкусом и ароматом. Так будет и впредь, пока крутится земной шар и люди живут на нем.