Мбг винная. Совладелица группы МБГ — РБК: «Мы хотели сделать винный Starbucks

28.10.2019 Супы

Дмитрий Юрьевич Озерко́в (род. 26 января , Ленинград) - российский искусствовед, куратор, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа , руководитель Проекта «Эрмитаж 20/21 » (2007-настоящее время), хранитель французской гравюры XV-XVIII вв. Государственного Эрмитажа (1999-настоящее время).

Биография

Родился в Ленинграде. Занимался в Эрмитаже у Д. А. Мачинского . Учился в Санкт-Петербургском государственном университете у И. Д. Чечота . Стажировался в Берлине , Париже , Лондоне , Нью-Йорке , Иерусалиме , Вильямстауне , Фрибуре . Кандидат философских наук (специальность - «Эстетика»), Санкт-Петербургский государственный университет , ( , научный руководитель - доктор философских наук, проф. Е. Н. Устюгова).

Как общественный деятель успешно руководит противоречивым проектом «Эрмитаж 20/21 », важным эпизодом в развитии которого стало проведение выставки «Манифеста 10», воспринятой многими как этапное событие культурной ориентации на Запад в условиях национально-патриотического курса современной культурной политики России . C 2011 года входит в Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника» .

Награды

  • Призер конкурса «Пропилеи» журнала Новый мир искусства в номинации «Лучший арт-критик года» (2000)

Книги и статьи

  • Дмитрий Озерков. Воспитание Амура. СПб., Изд-во Государственного Эрмитажа, 2006
  • Dimitri Ozerkov, Satish Padiyar. The Triumph of Eros: Art and Seduction in 18th Century France. London, Fontanka Publishers, 2007. ISBN 978-0954309572
  • Dimitri Ozerkov. Catherine II et les Loges de Volpato. In: Giovanni Volpato. Les Loges de Raphaël et la Galerie du Palais Farnèse. Ed. Annie Gilet. Tours, Silvana éditoriale, 2007, p. 75-86. ISBN 97888-3660804-1
  • Dimitri Ozerkov. Jakob Philipp Hackert’s Russian associates. In: Europa Arkadien. Jakob Philipp Hackert und die Imagination Europas um 1800. Hg. von Andreas Beyer, Lucas Burkart, Achatz von Müller und Gregor Vogt-Spira. Göttingen, Wallstein Verlag, 2008, p. 147-163. ISBN 978-3-8353-0308-9 (2008)
  • Dimitri Ozerkov. La bibliothèque d’architecture de Catherine II. Premières observations. In: Bibliotheques d’architecture. Architectural libraries. Ed. Olga Medvedkova. Paris, INHA/Alain Baudry et Cie, 2009, p. 183-210. ISBN 978-2-35755-006-3
  • Dimitri Ozerkov. Das Grafikkabinett Heinrich von Brühls. In: Bilder-Wechsel. Sächsisch-russischer Kulturtransfer im Zeitalter der Aufklärung. Hg. von Volkmar Billig u.a. Köln/Weimar/Wien, 2009, S. 151-220. ISBN 978-3412204358
  • Dimitri Ozerkov, Patricia Ellis. Newspeak. British Art Now. Exhibition catalogue. London: Booth-Clibborn Editions, 2009, 124 p.
  • Dimitri Ozerkov. Jeder für sich und Gott gegen alle. In: Misericordia. Exhibition catalogue. Prism, West Hollywood CA, 2010, p. 30-34.
  • Dimitri Ozerkov. Anna Trofimova: Antony Gormley. Still Standing. Exhibition catalogue. London, 2011, 128 p.
  • Dimitri Ozerkov and others. Dmitri Prigov: Dmitri Prigov. Exhibition catalogue for 54th Venice Biennale of Contemporary Art. Venezia, 2011, 384 p.

Статьи, доступные онлайн

Напишите отзыв о статье "Озерков, Дмитрий Юрьевич"

Примечания

Отрывок, характеризующий Озерков, Дмитрий Юрьевич

– Пг"авда, чог"т возьми! – закричал, вскакивая, Денисов. – Ну, Г"остов! Ну!
Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера.
– Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват!.. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?…
– Вот это так, граф, – поворачиваясь, крикнул штаб ротмистр, ударяя его большою рукою по плечу.
– Я тебе говог"ю, – закричал Денисов, – он малый славный.
– Так то лучше, граф, – повторил штаб ротмистр, как будто за его признание начиная величать его титулом. – Подите и извинитесь, ваше сиятельство, да с.
– Господа, всё сделаю, никто от меня слова не услышит, – умоляющим голосом проговорил Ростов, – но извиняться не могу, ей Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощенья просить?
Денисов засмеялся.
– Вам же хуже. Богданыч злопамятен, поплатитесь за упрямство, – сказал Кирстен.
– Ей Богу, не упрямство! Я не могу вам описать, какое чувство, не могу…
– Ну, ваша воля, – сказал штаб ротмистр. – Что ж, мерзавец то этот куда делся? – спросил он у Денисова.
– Сказался больным, завтг"а велено пг"иказом исключить, – проговорил Денисов.
– Это болезнь, иначе нельзя объяснить, – сказал штаб ротмистр.
– Уж там болезнь не болезнь, а не попадайся он мне на глаза – убью! – кровожадно прокричал Денисов.
В комнату вошел Жерков.
– Ты как? – обратились вдруг офицеры к вошедшему.
– Поход, господа. Мак в плен сдался и с армией, совсем.
– Врешь!
– Сам видел.
– Как? Мака живого видел? с руками, с ногами?
– Поход! Поход! Дать ему бутылку за такую новость. Ты как же сюда попал?
– Опять в полк выслали, за чорта, за Мака. Австрийской генерал пожаловался. Я его поздравил с приездом Мака…Ты что, Ростов, точно из бани?
– Тут, брат, у нас, такая каша второй день.
Вошел полковой адъютант и подтвердил известие, привезенное Жерковым. На завтра велено было выступать.
– Поход, господа!
– Ну, и слава Богу, засиделись.

Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках Инне (в Браунау) и Трауне (в Линце). 23 го октября.русские войска переходили реку Энс. Русские обозы, артиллерия и колонны войск в середине дня тянулись через город Энс, по сю и по ту сторону моста.
День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лилися массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса; далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля.
Между орудиями, на высоте, стояли спереди начальник ариергарда генерал с свитским офицером, рассматривая в трубу местность. Несколько позади сидел на хоботе орудия Несвицкий, посланный от главнокомандующего к ариергарду.
Казак, сопутствовавший Несвицкому, подал сумочку и фляжку, и Несвицкий угощал офицеров пирожками и настоящим доппелькюмелем. Офицеры радостно окружали его, кто на коленах, кто сидя по турецки на мокрой траве.
– Да, не дурак был этот австрийский князь, что тут замок выстроил. Славное место. Что же вы не едите, господа? – говорил Несвицкий.
– Покорно благодарю, князь, – отвечал один из офицеров, с удовольствием разговаривая с таким важным штабным чиновником. – Прекрасное место. Мы мимо самого парка проходили, двух оленей видели, и дом какой чудесный!
– Посмотрите, князь, – сказал другой, которому очень хотелось взять еще пирожок, но совестно было, и который поэтому притворялся, что он оглядывает местность, – посмотрите ка, уж забрались туда наши пехотные. Вон там, на лужку, за деревней, трое тащут что то. .Они проберут этот дворец, – сказал он с видимым одобрением.
– И то, и то, – сказал Несвицкий. – Нет, а чего бы я желал, – прибавил он, прожевывая пирожок в своем красивом влажном рте, – так это вон туда забраться.
Он указывал на монастырь с башнями, видневшийся на горе. Он улыбнулся, глаза его сузились и засветились.
– А ведь хорошо бы, господа!
Офицеры засмеялись.
– Хоть бы попугать этих монашенок. Итальянки, говорят, есть молоденькие. Право, пять лет жизни отдал бы!
– Им ведь и скучно, – смеясь, сказал офицер, который был посмелее.
Между тем свитский офицер, стоявший впереди, указывал что то генералу; генерал смотрел в зрительную трубку.

Врачи называют это осенним обострением. Я же смотрю на это со своей музейной позиции: если ты делаешь хорошую выставку, но о ней никто не пишет, значит ее не обязательно было делать. Благодаря выставке Фабра мы стали говорить о проблеме защиты животных, о свободе художника и о том, как старое искусство показывать с новым. Я действительно рад, что общество обсуждает искусство, а не новый айфон.

А вас необходимость убеждать общество в праве на существование современного искусства не отвлекает? Все эти разговоры с прессой, хештег в инстаграме . Или это новая реальность, в которой куратор должен постоянно защищать свою позицию, вместо того чтобы тратить это время на пятилетние планы?

Ответ на ваш вопрос - в сфере разделения публичного и непубличного, это личный выбор каждого. Я не очень публичный человек, но вынужден иметь фейсбук и инстаграм .


Инсталляция «Карнавал мертвых дворняг» на выставке «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния - воин красоты»

© Сергей Коньков/ТАСС

Давайте поговорим о Фабре. Он у вас разбросан по Главному штабу и Зимнему дворцу. Во всех своих интервью вы утверждаете, что выставочное пространство накладывает новые смыслы, преображает экспонаты. Можно ли сказать, что в Главном штабе вы показываете Фабра, а в Зимнем дворце все-таки другой акцент: вы демонстрируете работы классиков, но с помощью Фабра?

Мы позвали Яна Фабра в Эрмитаж, чтобы он предложил свой собственный проект. Никакого диктата в работе с художниками у нас нет, и спорить мы начинаем, только если они предлагают сделать что-то невозможное. Для Фабра важна энтомология - жуки и бабочки присутствуют во многих его проектах. И два крыла Эрмитажа он увидел как два крыла бабочки, пришпиленной колонной к Дворцовой площади. С этой темы все началось, и она стала доминантой - так мы и решили, что делаем две экспозиции.

На пресс-конференции, посвященной московскому , вы отмечали, что в столице физически нет пространств, чтобы показывать современное искусство. Все, чем Москва сейчас располагает, - это маленькие комнатки ну и площадка перед «Гаражом». Сейчас в городе строят аж пять музеев - V-A-C на «Красном Октябре», расширяют Третьяковку и Пушкинский, собираются возводить ГЦСИ на Ходынке и ваш Эрмитаж на ЗИЛе. Изменится ли от этого ситуация?

Мне действительно кажется, что пространство задает тон, и удивительно, что в Москве нет подходящих залов. В Эрмитаже пространство - не просто размер залов и цвет стен. Это еще и дух старой коллекции, тема царского дворца, тема революции. Весь этот контекст накладывается на шедевры внутри, и этим Эрмитаж, конечно же, уникален. Мы построим филиал в Москве, но ничего такого там не будет.


Проект филиала Эрмитажа на территории ЗИЛа

- А чем вообще ваша работа как куратора проектов современного искусства Эрмитажа будет отличаться в Москве?

Москва - очень прямой город, который требует окрасить любое высказывание в яркие тона, объяснить, на какой ты стороне. А в Петербурге можно размышлять, не высказывая идей, писать текст, не публикуя. В этом суть Петербурга, а Москва хочет всегда четких заявлений - большими буквами, - и оттого приходится делать что-то радикальнее, мимо тонкого публика может пройти мимо. Так нам кажется, но, может быть, мы ошибаемся.

Как ни странно, в Москве многого нет - и пока я, скажем так, собираю заявки, спрашиваю представителей вашей культурной жизни о том, что интересно было бы показать в столице. В любом случае мы обязательно будем привозить и петербургских художников. Это в некотором смысле наша миссия.


Дмитрий Озерков на выставке Фабра

© Валерий Зубаров

А можете сформулировать, какая идея стоит за программой «Эрмитаж 20/21», в рамках которой музей формирует и экспонирует свою коллекцию современного искусства?

Эрмитаж всегда собирал современное искусство - все классическое искусство когда-то было современным. Екатерина, Николай Первый, Павел Первый - все они покупали работы современников. Живописец Серов, который очень популярен сейчас, писал Николая Второго в Зимнем дворце. Диалог с современным искусством для Эрмитажа никогда не прекращался, и уже в конце 1920-х годов была создана отдельная комната современного искусства. Потом, когда расформировывали ГМНЗИ, московские музеи, находившиеся ближе к власти, побоялись взять большие скандальные холсты. А хранители Эрмитажа принимали их на свой страх и риск. Так в Эрмитаже появился, например, «Танец» Матисса. В 1990-х показали Уорхола, потом Поллока.

Когда меня пригласили возглавить проект «Эрмитаж 20/21», я предложил прописать четкую стратегию: показывать фотографии после живописи, а потом, например, текстиль. Главное правило - чтобы следующая выставка отличалась от предыдущей. Фабр идет после «Реализмов», которые были совершенно прямолинейные и сухие, а Фабр - барочный проект. Мы делаем выставки с постоянной сменой декораций, ведь Эрмитаж - как большой театр.

Если раньше музей был академическим пространством, где объяснялось, что есть формации, есть надстройки над ними - искусство Древнего Египта, Нового времени, современное, - то сейчас музей понимается иначе. Сегодняшний музей - это собрание шедевров, место красивое, великое и важное. Разные экспонаты могут быть не связаны друг с другом: на потолке зала Ван Дейка, например, написан герб императорской России - это часть истории места. Гениальность Фабра в том, что он интерьер музея прочитал как сцену, увидел в этом великую и бесконечно пышную декорацию и сыграл в нее очень умно и по-разному. Но вскоре Фабр уйдет, выставка закроется, и в залах все будет по-старому.

Фабр увидел Эрмитаж как бабочку, писатель и хранитель отдела гравюры Эрмитажа Аркадий Ипполитов говорит, что это ковчег, который сохраняет все. А как его воспринимаете вы?

Для меня Эрмитаж - это империя. Каждая империя стремится захватить море, и Эрмитаж тоже строится вокруг площади, которая чем-то напоминает море, и захватывает близлежащие здания - своеобразные колонии. Это империя не в смысле доминирования, но в смысле распространения собственного языка, собственного фильтра культуры. Благодаря последнему мы можем спокойно говорить о разных вещах, никого не оскорбляя: о России, о военных министерствах, о революции, о древнерусской культуре и о современном искусстве. Но как только кто-нибудь в очередной раз намеренно снимает эту линзу, происходит как раз оскорбление чувств.

- Какие у вас вообще амбиции?

Я счастливый человек: всю жизнь делаю только то, что мне интересно и не гонюсь за количеством проектов. Мы делаем всего 3–4 выставки в год, посвященные современному искусству, притом что Эрмитаж открывает в среднем выставку в неделю.

О компании

Все началось в 1995 году, когда на Кутузовском проспекте в Москве открылся один из первых винных бутиков в России под названием «Интендант », вот уже 20 лет предлагающий своим покупателям лучшие вина и крепкие алкогольные напитки из основных винодельческих регионов мира. Именно с бутика «Интендант», имя которому подарил старейший в Бордо винный магазин «L’INTENDANT», началась история компании МБГ.

20 лет для истории современной России - целая эпоха. Эпоха активного становления и развития бизнеса. Время, когда в стране активно развивались ресторанный и клубный бизнесы, розничная торговля и дистрибьюция. Компания МБГ оперативно реагировала на потребности рынка, пройдя за эти года путь от небольшого винного бутика до профессиональной торговой компании, входящей в тройку ведущих импортеров алкогольных напитков.

Компания МБГ продолжает активно развиваться, предлагая своим клиентам все новые и новые алкогольные бренды, расширяя свое участие на off-trade и on-trade рынках и увеличивая региональную дистрибьюцию. К тому же совсем недавно на Ленинском проспекте в Москве открылся второй бутик под названием «Интендант».

В портфеле МБГ представлен широчайший выбор вин Старого и Нового Света, а также крепкий алкоголь. МБГ поставляет на российский рынок такие легендарные бренды, как шампанское Laurent-Perrier, вина Antinori, Livio Felluga, Allegrini, виски Gordon & Macphail, арманьяк Chateau de Laubade и другие достойнейшие марки.

На протяжении всех лет существования компании председателем совета директоров остается Ирина Фомина.

Совладелица группы МБГ - РБК: «Мы хотели сделать винный Starbucks» Совладелец винного импортера МБГ Ирина Фомина о том, как торговать дорогим вином при падении рубля

Импорт вина в прошлом году рухнул сразу на треть. Как вести бизнес, когда цены на твой товар растут, а покупательская способность населения падает, рассказала совладелица группы МБГ, входящей в топ-10 импортеров вин из Италии, Ирина Фомина

(Фото: Олег Яковлев / РБК)

«Партнеры из Европы ужасно боялись, что будет эмбарго»

— Обесценивание рубля — большой удар для бизнеса компаний, которые закупают товар за валюту. Вы сумели перестроиться?

— Мы просчитывали сценарии, их было несколько. Но, конечно, того резкого поворота, когда евро будет стоить 100 руб., как это случилось в среду, 17 декабря 2014-го, не ожидал никто. Мы вдохнули и замерли, но не остановили отгрузки ни на один день. Просто оперативно, в ручном режиме принимали решения. Бизнес так устроен, что если в канале HoReCa (отели, рестораны, кафе. — РБК ) поднять цены можно довольно быстро, то в сетевом ретейле это сделать невозможно — согласование новых цен с сетями занимает много времени, и по договору с ними это можно делать не чаще двух раз в год, при этом никакие форс-мажорные обстоятельства не играют роли. Конечно, мы могли остановить отгрузки в этой ситуации, но мы ограничились лишь исключением нескольких позиций. Цены мы подняли одними из последних и делали это очень избирательно — смотрели на собственную наценку и анализировали, какое повышение в каждом конкретном случае выдержит рынок. Потому что если бы мы подняли цены слишком резко вслед за ростом курса евро, это негативно бы сказалось на объемах продаж.

— Насколько в среднем выросли цены на полке на ваше вино после обвала рубля?

— Изменение полочной цены зависит не только от нас, но и от конкретной сети — разные ретейлеры используют разную систему расчета собственной наценки. Наши отпускные цены в среднем были подняты на 20-25%. Цены на нашу продукцию в рознице выросли примерно на 30%.

— И насколько после этого упали продажи? ​

— Продажи упали на 15% в бутылках и на 11% в деньгах. Если рассматривать по сегментам, то объемы продаж более дорогих вин — выше €2,5 в закупке — практически не упали, что удивительно. Это классическая история любого кризиса: людей, которые пьют более дорогие вина, нельзя «пересадить» на что-нибудь другое. Они будут меньше покупать вин в ресторане, будут стараться искать что-то приемлемое в заданном ценовом сегменте в специализированных магазинах, где обычно вино дешевле, и пить дома. Компания МБГ никогда не специализировалась на сверхдешевом сегменте, это не наш конек. Когда мы подняли цены на самые недорогие позиции, они сразу же перешли в среднеценовую категорию — и их продажи, конечно, обвалились. Здесь мы и потеряли больше всего.

Средняя стоимость импортируемой бутылки тихого вина у нас все равно остается высокой. Она выше, чем у остальных игроков на рынке, включая нашего ближайшего конкурента — компанию «Симпл», — и составляет €3,35 за бутылку.

— Вы осознанно пошли на сокращение маржи?

— Да. Потому что наша задача была удержать рыночную долю, и мы ее удержали. А сейчас по возможности будем ее расширять. Мы приступаем к этому.

— Вы вроде бы занимали серьезную долю на ресторанном рынке Москвы?

— Пару лет назад PricewaterhouseCoopers считал, что мы занимаем 37% рынка продаж вина в HoReCa Москвы. В последнее время таких исследований не проводилось, но мы однозначно один из лидеров. Особенно если говорить о так называемых ресторанах A- и B-класса. К тому же мы успешно налаживаем деловые связи с гастрономическими проектами «новой волны» — например, White Rabbit Family, у нас прочные многолетние отношения с группой Аркадия Новикова. Соотношение у нас такое: порядка 50% — HoReCa, 30% — ретейл, 20% приходится на оптовые поставки в регионы.

— Это самый сложный кризис для меня лично и для компании. Сейчас кризис структурный, и проблема в том, что существует цена на нефть, от которой мы очень зависим, и санкции против России, отсутствует доступ и возможности финансовых заимствований. Ключевая ставка и высокая стоимость денег — это достаточно проблемно. Мы работаем со Сбербанком, у нас хорошая репутация, есть доступ к кредитным ресурсам, и ставки у нас по российским меркам хорошие, но по меркам всего остального мира — очень высокие.

— Что ваши партнеры в Европе и странах Нового Света говорят о санкциях?

— Как только все это началось, они очень боялись, что будет эмбарго на вино. Ужасно боялись. Первая проблема возникла с американцами: у нас очень большой контракт с Chateau St. Michelle — это огромная компания, один из мировых лидеров. Проблема появилась, когда мы практически потеряли возможность покупать товар в кредит через американские банки — причем в основном из-за политических вопросов. Но мы все же нашли решение и оставили за собой бренд. Выход помогли найти сами американцы: мы получаем товар через их прибалтийского дистрибьютора и обеспечиваем поставки по всей России.

В Европе мы замечаем сожаление по поводу того, что происходит, потому что, скажем прямо, санкции, под которые, слава богу, не подпало вино, никому, в общем, не нужны — ни нам, ни им. В бизнес-отношениях мы видели от партнеров только желание помогать: с точки зрения и финансирования, и специальных цен, и маркетинговой поддержки.


Совладелец винного импортера МБГ Ирина Фомина (Фото: Олег Яковлев / РБК)

— То есть не было партнеров, которые сказали: теперь 100% по предоплате?

— Такой предоплаты нет ни у кого. Другое дело, что системы страхования, факторинга, которыми мы пользовались при закупках, сузились для нас. Но наши партнеры нашли альтернативные страховые компании, с которыми мы до сих пор работаем. Если невозможен факторинг через третьи банки, то появились личные гарантии — например, Мигеля Торреса (производитель вин из Испании. — РБК ).

Группа МБГ

Компания МБГ была создана в 1995 году Ириной Фоминой. По ее словам, деньги на запуск бизнеса ей дал муж — предприниматель Валерий Казикаев.

Казикаев, работавший в структуре Министерства высшего и специального образования СССР в 1989 году, выступил одним из основателей Московской международной высшей школы бизнеса (МИРБИС) — первого в России учебного заведения, готовящего специалистов по программе MBA. На момент основания МБГ Казикаев являлся президентом государственного холдинга «Росэкспортлес», созданного для торговли лесом на мировых рынках.

МБГ специализируется на импорте премиальных вин. Компания входит в топ-10 импортеров вин из Италии и в топ-3 продавцов вина московским ресторанам. В портфель МБГ входят вина известных мировых производителей — Torres (Испания), Antinori (Италия), Hugel (Франция), Penfold`s (Австралия) и др. Управляющим партнером МБГ является писатель и телеведущий Сергей Минаев. Свой первый роман «Духless» Минаев создал во многом на основе опыта работы в МБГ.

Компании принадлежит два винных бутика «Интендант» в Москве. Фомина также инвестирует в ресторанный бизнес — она является совладельцем ресторана Cantinetta Antinori (с Аркадием Новиковым) и сети «Хлеб и Вино» (пять ресторанов в Москве). Кроме того, Фомина импортирует косметику и владеет клиникой красоты «Ю`Бьюти».

По данным СПАРК, в 2014 году совокупная выручка виноторговых компаний «МБ группа Импекс» и «Миллениум» (входят в группу МБГ) составляла 4,85 млрд руб., чистая прибыль — 109,5 млн руб.

«Называть вино алкоголем — глобальная ошибка»

— Подорожание импортного вина привело к росту производства в России. Вы это почувствовали?

— Давайте, говоря о российском виноделии, будем честными. Виноматериалы в большинстве своем не собственные? Не собственные. Бутылки зачастую не собственные, оборудование импортное на производстве. То есть зависимость от импортной составляющей в цене бутылки огромная. Для мощного развития российского виноделия не хватает объемов собственного винограда — чтобы насытить рынок, понадобится 10-15 лет. Ты можешь контролировать качество вина и его цену только тогда, когда у тебя растет твой собственный виноград, и не один год он приносит хорошие урожаи. Когда ты покупаешь виноматериал, ты зависишь от ценовых колебаний рынка, ты не можешь гарантировать стоимость бутылки.

Мы пытались сделать для себя большую российскую карту вин, но, к сожалению, ничего не получилось, потому что цены на вина, которые мы пытались собрать в этом портфеле, оказались очень высокими. Крайне сложно объяснить конечному покупателю или гостю в ресторане, почему российское вино стоит дороже базовых позиций той же Antinori, а качество, кстати, зачастую уступает. Это просто невозможно, его не берут и не будут брать за такие деньги в больших объемах. В нашем портфеле есть продукция группы компаний «Абрау Дюрсо», которая включает линейки «Усадьба Дивноморское», «Абрау» и в скором времени — «Ведерниковъ». Плюс у нас есть очень интересный партнер в Крыму — Валерий Захарьин со своими автохтонными винами из местных, локальных сортов. Пока это все, но мы в поиске. В России уже есть потрясающие хозяйства, их несколько, они принадлежат известным людям, в них вкладывается большое количество инвестиций. Со временем это будет очень хорошо.

— Вы продаете вина «Абрау Дюрсо», хотя у этой компании есть собственная мощная дистрибуция. Зачем вы им нужны?

— Наверное, мы можем что-то, чего не могут они. У нас есть четкая выстроенная инфраструктура продаж, в частности в канале HoReCa. Предложение о сотрудничестве поступало от них.

— Вы добавляете в портфель и крепкий алкоголь. Насколько это перспективное направление с вашей точки зрения?

— Я, например, вино алкоголем не считаю. Я считаю, что это глобальная российская ошибка — называть вино алкоголем и приравнивать к нему. Мы занимались водкой, мы начинали в России дистрибуцию Grey Goose, притом что я водку ни разу в жизни даже не пробовала. Но мне сама история Grey Goose очень понравилась. Потом, когда Bacardi купил этот бренд (за $2,2 млрд в 2004 году. — РБК ), мы продолжали его дистрибуцию, а потом Bacardi стали это делать сами. Но изначально построили эту дистрибуцию мы. Потом у нас была водка Belvedere в портфеле (принадлежит LVMH. — РБК ). Cегодня у нас есть прекрасный портфель крепких алкогольных напитков — граппа Poli, виски Gordon & Macphail, кальвадос Roger Groult и арманьяк Château De Laubade — прекрасные премиальные бренды. Но мы не делаем особо сильного упора на крепкое.

— Когда вы начинали торговать, в качественных винах в России мало кто разбирался. Как вы выстраивали бизнес?

— Я закончила МГИМО, специализировалась на Франции. Когда училась в аспирантуре, начала работать во французской компании — Société commerciale de l"Ouest africain (SCOA), и мой начальник был большой знаток вина. Я много путешествовала и пробовала. Потом я ушла из этой компании, и мы создали МБГ вместе с моим супругом Валерием Казикаевым. Друзья из компании DP-trade, снимавшие у нас часть офиса, начали завозить вино, они мне рассказали про шампанское Ruinart. Это был мой первый контракт. Второй был с Патриком де Лядусеттом (один из ведущих производителей вин из Долины Луары. — РБК ), затем появился контракт с Пьером Антинори (ведущий производитель вин из Тосканы. — РБК ). Составлять первую винную карту для МБГ мне помогал мой приятель Франк Арди, первый французский сомелье в Москве. В итоге так и получалось: мои партнеры рекомендовали меня другим производителям.​

— Вашим партнером в винном бизнесе является известный писатель и телеведущий Сергей Минаев. Как он попал в этот бизнес и занимается ли реальной операционной работой?

— Сергей пришел в МБГ из крупной алкогольной компании William Pitters и возглавил у нас департамент продаж, а после стал коммерческим директором. Сейчас он партнер компании, отвечает за направления маркетинга и коммерческую деятельность.Я помню, как он принес мне почитать рукопись «Духless». Я прочитала и спросила, нельзя ли это опубликовать под псевдонимом? В книге ряд действующих лиц был вполне узнаваем — например, из числа наших партнеров. Но в итоге никто не обиделся. Сейчас, кстати, начались съемки многосерийного фильма по его сценарию, выйдет осенью на «Первом канале».

— Помимо вина вы продаете косметику. Ч то выгоднее — косметика или вино?

— В косметике маржинальность выше. И потом продажи косметики не имеют такого регулирования — это не акцизный товар, нет никакого ЕГАИСа. Волею судьбы оба этих бизнеса начались в 1995 году. Продажи косметики — всего 15% от выручки виноторговой компании, но это крайне интересная часть бизнеса для меня. В кризис многие ушли с российского рынка, а наши продажи увеличиваются.

В каком-то смысле здесь та же история, что и в вине. Я всегда занималась точечным отбором очень дорогих продуктов, на которые всегда есть спрос. Рекламных бюджетов на продвижение их никогда не было. Это нишевые продукты, такие как Valmont, 3LAB, Dr. Sebagh. В кризис 2008 года мы добавили новое направление — недорогая, доступная косметика. Тогда у нас появился большой контракт с израильской на тот момент компанией Yes To. Мы также начали работать с французской линейкой бренда Corine de Farme. Все это продается в гипермаркетах и имеет большой спрос.

— Еще один ваш бизнес — сеть винных ресторанов «Хлеб и Вино». Понятно, что для вас это один из каналов сбыта...

— Мы хотели сделать такой винный Starbucks. Так как мы возим вино, у нас есть возможность дать справедливые цены на него, и, конечно, мы создали площадки, где можем видеть, как люди реагируют на ту или иную позицию,​ — для нас это очень важно. В итоге мы получили демократичные по цене винные бары со свободной обстановкой — это оказалось залогом успеха. Плюс у нас там проходят дегустации, тематические вечера: образовательная часть — это тоже важно.

— Государство решило легализовать интернет-торговлю алкогольными напитками. На западе онлайн-торговля вином и крепким алкоголем — довольно большой бизнес. Но насколько это может стать большой историей для России?

— Много лет тому назад, когда интернет-торговля еще была не запрещена, у нас был первый онлайн-магазин, который назывался alcocity.ru. Но тогда интернет был не очень развит, хотя продавали мы очень даже неплохо. Пока закон о легализации не принят, вся эта ситуация оказалась в подвешенном состоянии, и я бы не была столь оптимистична насчет перспектив.Наверное, есть достаточно сильное лобби, которое против. Это как с рекламой: вино нельзя рекламировать, и это тоже в известной степени странно.​