Чай в средней азии. Чайные традиции: Средняя Азия

В Узбекистане чай считается национальным напитком. Историки утверждают, что узбеки пили еще в 19 веке. Чай всегда употребляли в больших количествах. Его пили в мелких кишлаках, в больших городах. Напиток готовили в небольшом медном кувшине (кумгане). В зажиточных семьях чай пили из .

Узбекский чай тогда был дорогой, качественные сорта были доступны только богатым людям. Бедные люди пили смеси, которые состояли из разных трав и чайного листа невысокого качества. Часто употребляли чай с молоком, маслом, перцем и солью.


Известная марка узбекского чая

Узбекский чай, выпускаемый под маркой «Узбекский №95», является самым знаменитым чаем в Средней Азии. Он относится к крупнолистовым элитным чаям. Отличается характерным терпким вкусом. Этот напиток хорошо охлаждает организм, утоляет жажду, что очень актуально для жаркого климата страны. Крупные листья этого чая спиралевидно скручены. При заваривании они красиво разворачиваются.

Когда-то великий Авиценна сказал, что чай должен укреплять дух, освежать тело, пробуждать мысли, смягчать сердце и прогонять лень. Это высказывание прекрасно подходит к зеленому чаю 95. Выращивается чай номер 95 на китайских плантациях. Но расфасовывают его в самом Узбекистане. Здесь его называют Кок-чой. Производство чая традиционное, он проходит все стадии обработки зеленого чая - завяливание, сушку, скручивание, окончательную сушку.

Полезные свойства узбекского чая

  • Благодаря содержанию фтора укрепляет зубы, ногти, кости.
  • Улучшает пищеварение.
  • Благотворно влияет на работу сердца и состояние сосудов.
  • Снижает уровень холестерина.
  • Успокаивающе действует на нервную систему.
  • Нормализует обмен веществ.


Способ приготовления узбекского чая

Для приготовления узбекского зеленого чая 95 берут фарфоровый чайник. Его тщательно прогревают, засыпают сухую заварку зеленого чая. Залить горячую воду на четверть объема чайника. Чайник нужно поставить в открытую включенную духовку на несколько минут. Затем вынуть, долить чайник водой до половины, накрыть его салфеткой, оставить на три минуты.

Потом добавить в чайник кипятка до 3/4 объема чайника, снова оставить на три минуты под крышкой. Только в четвертый раз чайник доливается до края, спустя три минуты, его можно разливать по чашкам. Хозяин, разливая напиток, наливают чай понемногу, чем меньше чая он налил в чашку гостю, тем желаннее этот гость. Каждый раз, доливая чай в чашку, он выражает свое уважению к гостю.

Как пьют чай в Узбекистане

Неотъемлемой частью любого застолья в Узбекистане является узбекский зеленый чай. Его заваривают и подают в соответствии с узбекскими традициями. 95 чай предпочитают пить в больших компаниях, для этого собираются не только в кругу семьи, но и с друзьями в чайхане. В специально оборудованные чайханы приходят, чтобы отдохнуть, пообщаться. Чтобы защитить посетителей от зноя, вокруг чайханы сажают деревья. Сооружение расписывается узорами, украшают изречениями мудрецов Востока, картинами.

18 выбрали

Знакомство с чаем у среднеазиатских народов состоялось раньше Англии и Европы - здесь шли караваны Шелкового Пути, которые его везли вместе с другими редкостями. Чай в культуре народов Узбекистана, Таджикистана, Киргизии,Казахстана занимает гораздо больше места, чем в европейских странах и даже Англии.

Средняя Азия - вроде бы одна территория, а традиции совершенно разные, даже чайные!

Зеленый чай из пиалы, чай с маслом и солью, с верблюжьим молоком и даже со сметаной - все это среднеазиатское чаепитие, со своей культурой, обычаями и рецептами. Но есть одно общее - особое уважение, оказываемое гостям, собравшимся за чайным столиком в чайхане, у костра в степи или на кошме в юрте.

Узбекская чайхана (чайхона ): пиалы с зеленым чаем и знаменитые лепешки, самый что ни на есть культурный отдых, потому что чайхана - это прежде всего общение, неспешная беседа и даже деловые переговоры. Любая трапеза начинается зеленым чаем, им же и заканчивается: вначале подают сладости, выпечку, сухофрукты и чай, затем плов и другие блюда,а в конце снова чай.

Узбекский кок-чай: В прогретый фарфоровый чайник засыпается зеленый чай по 1 ч.л. на каждую пиалу плюс еще одна, заливают водой на четверть и держат над очагом или в духовке, через пару минут до половины, еще через 2 минут кипятком обливают чайник сверху и доливают воды до ¾, ещё через 3 минуты - доверху. Перед тем как пить чай не меньше трех раз женят - наливают в пиалу и выливают обратно в чайник.

Отличительная черта узбекской традиции чаепития: чем более уважаем гость, тем меньше чая в пиалу ему наливает хозяин. Обычно на треть трети пиалы, но при большом уважении нальют и меньше. Почему так? Дело в том, что в Узбекистане считается проявлением уважения частое обращение к хозяевам за добавкой. Хозяин даёт гостю такую возможность наливая минимум чая, одновременно показывая,что ему самому не в тягость услужить гостю лишний раз. Наливают чай по-особенному, так, чтобы на поверхности остались пузырьки. Полную пиалу нальют только незваному и нежеланному гостю!

Казахская чайная церемония - с уважением

Если русский человек пьет чаю,сколько может, то казах пьет еще больше: 5-7 пиал на завтрак, обед и ужин - это нормально.Когда пьют чай казахи? Всегда: перед всем и после всего. Чаепитие начинает любое застолье и оно же его заканчивает, составляя конкуренции традиционному кумысу. Казахи предпочитают черный чай, называя его красным по цвету заварки - кызыл-чай . Специально для хранения чай, сладостей и сахара у казахов есть специальные сундучки из дерева с замочком и на ножках -шай сандык.

Казахская чайная церемония не уступит китайской: разливать чай могут только женщины -хозяка или старшая дочь, нельзя перепутать пиалы, пиала никогда не должна быть пустой и в ней не должно быть чаинок. От души тоже наливают по-своему - ровно на треть, потому что чай должен быть всегда горячим!Вот только невестке чай на большой церемонии налить не позволят - считается, что невестка чай разливать не умеет! Только если старший мужчина в семье захочет похвалить невестку за домашним чаепитием, то скажет: "Хорошо чай разливаешь!".К чаю помимо варений-печений непременно подадут баурсаки ! Если гость напился, он не говорит об этом - показывает:опрокидывает чашку на блюдце, кладет пиалу на бок или ложечку на ободок чашки. И даже после этого хозяева будут уговаривать выпить еще пиалку! Чай пьют подолгу, с легкой беседой и веселым разговором и ни слова о делах!

Таджикский, туркменский, киргизский чай

Чай кабуд - таджикский зеленый чай, а чай с молоком – ширчай . Пьют его только из пиал, подаваемых на подносах с сладостями и лепешками. Как и везде в Средней Азии чай - всегда: за трапезой, за беседой и просто чай. В Туркмении пьют черный чарачай и зеленый кокчай , подавая каждому отдельный фарфоровый чайник с пиалой.

Туркменский способ заварки чая, принятый также в Казахстане и Таджикистане основан, на необходимости экономить воду: большой фаянсовый чайник прогревают, закопав его в горячий песок. Затем засыпают черный чай, около 25 грамм на литр, и вливают один стакан кипятка. Когда заварка достаточно набухнет, вливают горячее верблюжье молоко и все очень тщательно взбалтывают или переливают из посуды в посуду. Спустя 10 минут добавляют сливки и сахар. Разумеется за недостатком верблюжьего можно попробовать это способ заварки с обычным молоком самой большой жирности.

Киргизский (уйгурский) атканчай (эткен-чай) - пожалуй самый известный из необычных способов употребления чая!

Черный байховый чай заваривают очень крепко и доливают молоко 1:1, солят и дают закипеть. Весте с молоком добавляют сливочное масло, иногда сметану и повторно доводят до кипения. Разливают по пиалам, иногда посыпая кунжутом. Это очень сытный напиток, который пьют обычно на завтрак. Эткен-чай считается изобретением кочевников, как еда быстрого приготовления. Чай киргизы пьют с лепешками, баурсаками (жаренные в масле нарезанные куски теста), сушеными фруктами, медом.

Несколько общих черт среднеазиатского чаепития: пиалы, низкий столик дастархан , низкие сиденья суфа, неспешная беседа и халат, стеганый конечно!

Способы употребления чая по-среднеазиатски могут показаться вам весьма странными на вкус,но польза их для здоровья несомненна.

Доброго чаепития!

Абашин С.Н.

Чай - удивительный напиток. Так говорят о его вкусовых и целебных свойствах тоже можно сказать о его культурной и социальной роли. У всех современных народов, которые включают чай в свою кухню, напиток мистифицируется, наделяется сакральными качествами, считается "душой", символом народа. Подобное отношение тем более удивительно, что у большинства народов чай появился по историческим меркам достаточно поздно.

История чая - это история культурных и социальных изменений в обществе. В начале I тыс. н.э. он был известен лишь южным китайцам. Только в VIII-Х вв., получив в буддизме признание в качестве священного напитка, чай проникает в Китай, Тибет и Японию и становится предметом экспорта . В большинстве других стран Азии чай проникает уже во II тыс. н.э., сначала в регионы распространения буддизма, а затем ислама и христианства. При этом существует любопытная закономерность: там, где пьют кофе, чай пользуется меньшей популярностью - таким образом мир условно делится на тех, кто предпочитает чай, и тех, кто отдает приоритет кофе . Этот примечательный факт имеет скорее социальное и культурное объяснение, нежели биологическое, поскольку кофе и чай - это вовсе не взаимозаменяемые с точки зрения их свойств напитки.

В Европу чай в 1517 г. привезли из Китая португальцы, и около 100 лет его пили только представители португальской знати. В 1610 г. чай появился в Голландии. В 1664 г. супругой английского короля стала португальская принцесса, с ней в королевский двор пришел обычай пить чай, после чего новая английская мода стала быстро распространяться в Европе среди дворянства, купечества и горожан. Напиток стал необычайно популярен, а торговля им превратилась в выгодное экономическое предприятие. Именно из-за торговых пошлин на чай в 1773 г. произошло "Бостонское чаепитие", с которого началась война Великобритании с ее Североамериканскими колониями, закончившаяся образованием нового государства - США.

В Россию чай впервые привез в 1638 г. посол Василий Старков в качестве подарка от одного западномонгольского правителя. Напиток понравился царю и боярам и уже в 1670-е годы стал предметом ввоза в Москву. Вплоть до конца XVIII в. чай был "городским" напитком и широко продавался только в Москве. Как отмечал исследователь кухни народов мира В.В. Похлебкин, есть множество факторов, которые должны были затруднять распространение чая, - наличие напитков-конкурентов, чужое сырье, необходимость специальных знаний и оборудования, дороговизна, консерватизм обычаев: "... но вот чудо - чай, несмотря на все эти препятствия материального, бытового, психологического и культурного характера на его пути к распространению в народе, сумел все-таки превратиться в подлинно русский (...) национальный напиток, притом такой, отсутствие которого стало просто немыслимым в русском обществе, а внезапное исчезновение которого из быта, скажем, в конце XIX века могло привести, без всякого преувеличения, к национальной катастрофе (...) чай, появившись в России в 30-х годах XVII века и начавший превращаться в народный напиток в Москве уже спустя 50 лет после этого, сделался к началу XIX века, т.е. за какие-нибудь полторы сотни лет, совершенно непременным, обязательным..." .

В 1714 г. чай пили в Казани, хотя это было еще дорогое удовольствие, а к XIX в. чаепитие "...настолько вошло в татарский быт, что без него не мыслился ни один праздник..." . Таким образом, существует общая закономерность: "народным" напитком в большинстве случаев чай становится только в XIX-XX вв., проделав сначала путь из палат знати в городские лавочки, а затем в сельскую местность. Весь этот путь прошел чай и в Средней Азии.

Первые известия о чае встречаются у путешественника А. Олеария, который писал, что в столице Персии Исфахане в 1630-е годы были "Tzai Chattai Chane", т.е. "...харчевни, в которых пьют иностранную теплую воду (...) черную (темноватую) воду, отвар из растения, привозимого Узбецкими Татарами в Персию из Китая (...) Это именно то растение, которое Китайцы называют чаем (...) Персияне варят его в чистой воде, прибавляют туда анису, укропу, а некоторые немного гвоздики..." . Данное сообщение прямо указывает на то, что уже в начале XVII в. чай был известен не только персиянам, но и "узбекским татарам", т.е. жителям Средней Азии. Однако это едва ли не единственное указание в письменных источниках, которое подтверждает столь раннее знакомство обитателей интересующего нас региона с напитком. Как отметила Е.М. Пещерева, которая провела специальное исследование этой проблемы, "... если подытожить все наши данные о времени начала широкого распространения чая (...) то, за исключением Бухары, для городов Средней Азии время это приходится на начало второй половины XIX в., для сельских местностей на равнине - на самый конец XIX в. и для горных районов Таджикистана - на XX в." . В Бухаре чай пили уже в XVIII в., причем только знать . Кроме вопроса "когда", интерес представляет вопрос "откуда". На этой проблеме стоит остановиться подробнее.

У истоков распространения чая в Средней Азии могли быть китайцы. Об этом есть достаточно очевидные свидетельства. Письменные источники содержат упоминание о том, что в середине XVIII в. китайские послы привезли кокандскому правителю Ирдане в дар "атласные ткани и чай" . Китай и китайская культура всегда оказывали влияние на регионы Средней Азии. В начале I тыс. н.э. китайцы неоднократно пытались утвердить там свое господство. На протяжении всего средневековья китайско-среднеазиатские отношения периодически возобновлялись и затем опять надолго прерывались. Достаточно интенсивными эти отношения были в XVIII-XIX вв. В XVIII в. маньчжурская династия Цин устремилась на запад. В середине столетия Китай захватывает Джунгарское ханство, под фактической властью которого находились многие регионы Средней Азии. Китайцы попытались утвердить свое влияние на всей территории, принадлежавшей джунгарам. Это удалось сделать в Восточном Туркестане (нынешняя китайская провинция Синьцзян). В 1758 г. киргизы послали послов в Пекин, фактически признав китайский протекторат . В том же году кокандский правитель Ирдана-бий также признал покровительство китайцев, которое затем подтвердил следующий правитель Норбута-бий . Это признание было не вполне добровольным и сопровождалось военными походами китайцев в Ферганскую долину . Есть, например, сообщение о вторжении 9-тысячного войска китайцев в 1759 (или 1760) г., которое, правда, закончилось поражением цинских войск . В самом центре Ферганской долины, на берегу Язъяван-сая, около города Маргелан, по сообщению местных жителей, было место кровопролитной битвы с китайцами . В XIX в. в Ферганской долине проживало немного китайцев, захваченных в плен в результате ряда войн, бывших в этом столетии между Китаем и Кокандом. Эти пленные принимали ислам и сливались с окружающими народами. Дипломатические контакты были менее интенсивными. По свидетельству Ч. Валиханова, последний китаец в Коканде был при восшествии на престол Шерали-хана в 1842 г., тогда он приезжал на траурную церемонию - на траурный костер по убитому хану Модали, после этого посланниками Китая в Коканде стали "туземные лица" .

Несмотря на все сказанное, вряд ли китайцы могли быть основными распространителями моды на чай в Средней Азии. Прямые контакты населения двух регионов были не очень продолжительными и осуществлялись в основном в форме политического, идеологического и военного противостояния. Влияние Китая на проникновение чая в Среднюю Азию скорее всего было опосредованным. Прежде всего речь идет о торговле. В конце XVIII - начале XIX в. китайский чай в виде спрессованных плиток был весьма популярен в среднеазиатских городах. По утверждению Ч. Валиханова, в начале XIX в. "вся Средняя Азия и Афганистан пользовались чаем, привозимым через Коканд из Кашгара, и употребление чая" стало повсеместным, причем, когда китайцы закрыли границу, то в 1829 г. "кокандцы решились с оружием в руках открыть себе торговлю" . Это влияние отразилось в одном из названий чая, забеленного молоком, - "синчой" (китайский чай), а также в популярности китайской чайной посуды.

Отвергая точку зрения о прямом заимствовании чая у китайцев, Е.М. Пещерева предполагает, что чай в Средней Азии распространяли монголы, бывшие в гораздо более тесных, чем китайцы, отношениях со среднеазиатским населением . В современных преданиях ферганских жителей калмыки нередко рассматриваются как коренное, наиболее древнее население Ферганы. Правда, в этом случае калмыков путают с "мугами" (кал-муг), древним немусульманским населением Средней Азии . Тем не менее, несмотря на эту путаницу, предания отражают ту реально огромную роль, которую калмыки сыграли в истории Ферганской долины и всей Средней Азии в позднем средневековье.

Калмыки принадлежат к числу западно-монгольских племен, которые по письменным источникам известны также как "джунгары" или "ойраты". Уже в XVI в. калмыки воевали с казахами, а в XVII в. нападали на Хорезм и Ташкент, вели переговоры о военном союзе с бухарскими правителями и совершали набеги на окрестности Бухары. В начале XVII в. в руках калмыков был Мангышлак, где у них скрывался будущий хивинский правитель Абулгази. В середине XVII в. калмыки взяли "верх над некоторыми туркменскими улусами", после чего напали на область Астрабад (северо-восточный Иран) и отправили послов к персидскому шаху . В середине XVII в. образуется так называемое Джунгарское ханство, которое начинает экспансию на запад. В 1680-е годы джунгарский правитель Галдан захватил весь Восточный Туркестан, совершил походы на Сайрам (нынешний Южный Казахстан), воевал с киргизами и жителями Ферганы. В 1723 г. джунгарские войска овладели городами Сайрам, Ташкент, Туркестан, Сузак и т.д. В том же году джунгарский правитель направил послов к бухарскому правителю из династии Аштарханидов и угрожал захватить Самарканд и даже саму Бухару. По разноречивым сведениям, джунгары фактически владели в начале XVIII в. Ходжентом, Джизаком, Маргеланом . Есть сведения, что под их номинальной властью находились "некоторые земли Дешт-и Кипчака (территория современного Казахстана и северной части Туркмении, некоторые южные области России. - С.А.) и Ирана, а также Бадахшана (современные северо-восточные районы Афганистана. - С.А.), Ташкент, Курам (Курама. - С.А.) и Пскент..." . Джунгары неоднократно посылали войска на завоевание Читрала, Бадахшана, Дарваза и Каратегина. Влияние джунгар было настолько значительным, что в первой половине XVIII в. в Бухаре были популярны предсказания: власть в Мавераннахре должна перейти от узбеков к калмыкам, как когда-то она перешла к узбекам от Тимуридов .

Знакомство с чаем у среднеазиатских народов состоялось раньше Англии и Европы — здесь шли караваны Шелкового Пути, которые его везли вместе с другими редкостями. Чай в культуре народов Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана занимает гораздо больше места, чем в европейских странах и даже Англии.

Средняя Азия — вроде бы одна территория, а традиции совершенно разные, даже чайные! Зеленый чай из пиалы, чай с маслом и солью, с верблюжьим молоком и даже со сметаной — все это среднеазиатское чаепитие, со своей культурой, обычаями и рецептами. Но есть одно общее — особое уважение, оказываемое гостям, собравшимся за чайным столиком в чайхане, у костра в степи или на кошме в юрте.

Узбекская чайхана (чайхона): пиалы с зеленым чаем и знаменитые лепешки, самый что ни на есть культурный отдых, потому что чайхана — это прежде всего общение, неспешная беседа и даже деловые переговоры. Любая трапеза начинается зеленым чаем, им же и заканчивается: вначале подают сладости, выпечку, сухофрукты и чай, затем плов и другие блюда,а в конце снова чай.

Узбекский кок-чай. В прогретый фарфоровый чайник засыпается зеленый чай по 1 ч.л. на каждую пиалу плюс еще одна, заливают водой на четверть и держат над очагом или в духовке, через пару минут до половины, еще через 2 минут кипятком обливают чайник сверху и доливают воды до ¾, ещё через 3 минуты — доверху. Перед тем как пить чай не меньше трех раз женят — наливают в пиалу и выливают обратно в чайник.

Отличительная черта узбекской традиции чаепития: чем более уважаем гость, тем меньше чая в пиалу ему наливает хозяин. Обычно на треть трети пиалы, но при большом уважении нальют и меньше. Почему так? Дело в том, что в Узбекистане считается проявлением уважения частое обращение к хозяевам за добавкой. Хозяин даёт гостю такую возможность наливая минимум чая, одновременно показывая,что ему самому не в тягость услужить гостю лишний раз. Наливают чай по-особенному, так, чтобы на поверхности остались пузырьки. Полную пиалу нальют только незваному и нежеланному гостю!

Казахская чайная церемония — с уважением

Если русский человек пьет чаю,сколько может, то казах пьет еще больше: 5-7 пиал на завтрак, обед и ужин — это нормально.Когда пьют чай казахи? Всегда: перед всем и после всего. Чаепитие начинает любое застолье и оно же его заканчивает, составляя конкуренции традиционному кумысу. Казахи предпочитают черный чай, называя его красным по цвету заварки — кызыл-чай. Специально для хранения чай, сладостей и сахара у казахов есть специальные сундучки из дерева с замочком и на ножках — шай сандык.

Казахская чайная церемония не уступит китайской: разливать чай могут только женщины -хозяка или старшая дочь, нельзя перепутать пиалы, пиала никогда не должна быть пустой и в ней не должно быть чаинок. От души тоже наливают по-своему — ровно на треть, потому что чай должен быть всегда горячим!Вот только невестке чай на большой церемонии налить не позволят — считается, что невестка чай разливать не умеет! Только если старший мужчина в семье захочет похвалить невестку за домашним чаепитием, то скажет: «Хорошо чай разливаешь!».К чаю помимо варений-печений непременно подадут баурсаки! Если гость напился, он не говорит об этом — показывает:опрокидывает чашку на блюдце, кладет пиалу на бок или ложечку на ободок чашки. И даже после этого хозяева будут уговаривать выпить еще пиалку! Чай пьют подолгу, с легкой беседой и веселым разговором и ни слова о делах!

Чай кабуд — таджикский зеленый чай, а чай с молоком – ширчай. Пьют его только из пиал, подаваемых на подносах с сладостями и лепешками. Как и везде в Средней Азии чай — всегда: за трапезой, за беседой и просто чай. В Туркмении пьют черный чарачай и зеленый кокчай, подавая каждому отдельный фарфоровый чайник с пиалой.

Принятый также в Казахстане и Таджикистане основан, на необходимости экономить воду: большой фаянсовый чайник прогревают, закопав его в горячий песок. Затем засыпают черный чай, около 25 грамм на литр, и вливают один стакан кипятка. Когда заварка достаточно набухнет, вливают горячее верблюжье молоко и все очень тщательно взбалтывают или переливают из посуды в посуду. Спустя 10 минут добавляют сливки и сахар. Разумеется за недостатком верблюжьего можно попробовать это способ заварки с обычным молоком самой большой жирности.

— пожалуй самый известный из необычных способов употребления чая!

Черный байховый чай заваривают очень крепко и доливают молоко 1:1, солят и дают закипеть. Весте с молоком добавляют сливочное масло, иногда сметану и повторно доводят до кипения. Разливают по пиалам, иногда посыпая кунжутом. Это очень сытный напиток, который пьют обычно на завтрак. Эткен-чай считается изобретением кочевников, как еда быстрого приготовления. Чай киргизы пьют с лепешками, баурсаками (жаренные в масле нарезанные куски теста), сушеными фруктами, медом.


Несколько общих черт среднеазиатского чаепития: пиалы, низкий столик дастархан, низкие сиденья суфа, неспешная беседа и халат, стеганый конечно!

Способы употребления чая по-среднеазиатски могут показаться вам весьма странными на вкус,но польза их для здоровья несомненна.

Доброго чаепития!





Как правило, в Средней Азии летом пьют зеленый чай, а зимой - черный. Летом чай охлаждает организм человека, зимой - согревает. В жаркую пору, когда температура воздуха в тени +30 - +40° и выше, зеленый чай придает бодрость и утоляет жажду больше, чем черный. Называют его кок-чай и готовят так: фарфоровый чайник обдают кипятком и взмахивающим движением высушивают. Затем на пол-литровый чайник берут 2 чайные ложки зеленого чая и заливают крутым кипятком доверху. С помощью пиалы 4 раза перемешивают, переливая его до приобретения оливково-желтоватого оттенка. После настаивания чай наливают сначала гостю, наполняя пиалу на 1/3, чтобы не обжечься и удобно держать, да и к тому же чай успевает охладиться. Когда чай из пиалы выпит, чаинки сливают в пустой стакан. При заварке черного чая поступают так же, но чая берут меньше: грузинского
- 1,5 чайной ложки, а индийского или цейлонского
- 1 неполную ложечку.
Существует другой, более экономичный способ заварки чая, уменьшив заварки на 0,5 чайной ложки при приготовлении зеленого и черного чая и ставя чайник после заварки на металлическую пластину над газовой горелкой. Чай доводят до кипения, кипятят секунд 30 и быстро снимают с пластины (или с огня древесных углей, как это делают в Киргизии), приоткрывают крышку, а затем плотно закрывают и разливают.
А сейчас несколько рецептов приготовления чая.
Для приготовления чая берут фарфоровый чайник, используя для заварки свежеприготовленный кипяток. Перед заваркой чайник согревают, ополаскивают кипятком, на 1/3 объема чайника заваривают и оставляют на 5-8 минут для настаивания, после чего добавляют кипяток. Для улучшения вкуса, цвета, аромата, иногда в целях лучшей экстрагации (извлечения) питательных, красящих и ароматических веществ, при заварке добавляют кусочек сахара или несколько крупинок соли. Для усиления аромата чайник с заваркой можно завернуть в полотенце или поставить под специальный колпак. В таком виде заварка долго не остывает. Срок хранения готовой заварки чая 15 минут, после этого чай теряет аромат, вкус и цвет. Чай подают с сахаром, вареньем, медом, джемом, повидлом, со сливками, молоком, лимоном, соком. Подают чай в чайных парах или тонких стаканах. Наполнители
- в молочнике, сливочнике или на розетке.
Чай сухой (заварка) - 1,5 г, сахар - 50 г, или лимон - 1)4 шт., или варенье, повидло, джем, мед - 80 г,
молоко или сливки - 150 г.