ЕРЕВАН, 8 ноя — Sputnik, Мария Шелудякова . В России с 1 января 2017 года в два раза повышаются акцизы на вино. Как сильно индексация ударит по поставщикам из стран СНГ и Грузии, рассказал Sputnik глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Акцизы — косвенные налоги на товары массового потребления. Их стоимость всегда закладывается в стоимость товаров. Для россиян повышение акцизов обозначает очередное повышение цен. В следующем году акциз на вина (без содержания спирта) вырастет в два раза.
Ожидается повышение цен на все вина, за исключением игристых и шампанского, фруктовых вин и винных напитков. В среднем стоимость одной бутылки красного и белого вина возрастет на 7,5 рублей. Для продукции из импортного винограда предусмотрено повышение с 9 до 18 рублей.
Многие эксперты полагают, что рост акцизов на вино ударит и по самим производителям, однако Дробиз с ними не согласен. На импортные вина акцизы почти не повлияют, уверен он, — в большей степени под ударом окажутся российские производители. При этом Дробиз подчеркнул, что доля импортного вина в России в настоящее время не превышает 25%: "Никакого переворота из-за повышения акцизов не произойдет".
Из-за девальвации рубля и падения реальных доходов россиян резко упал импорт вина, в том числе и из стран СНГ и Грузии. Импортеры, ориентированные на российский рынок, в последние годы осознанно снизили объемы поставок, опасаясь, что не смогут продать прежние объемы по выросшей цене.
Сегодня в России просто нет дешевого вина из государств СНГ, подчеркнул эксперт. Украинское вино исчезло с российских прилавков, а азербайджанского вина почти не осталось. Лидерами поставок в настоящее время являются Абхазия, Грузия, Армения и Молдова, однако речь идет о крайне небольших объемах.
Рост акцизов не повлияет на объемы поставок грузинского вина, потому что оно в России и так дорогое. Если цена немного возрастет — не страшно, российский потребитель этого не заметит, считает эксперт.
"В 2016 году поставки этого вина в Россию выросли практически на 40%, но ранее, в 2015 году, они в два раза упали. Поэтому импорт грузинского вина в России — минус 25% по сравнению с 2014 годом. На грузинское вино повышение акцизов влияния не окажет", — заключил Дробиз.
Молдавское вино в Россию идет только из Гагаузии, и вопрос поставок из этой страны носит политический характер. В России сейчас на 60% меньше молдавского вина, чем в 2005 году. Однако рост акцизов повлияет на молдавских производителей существенней, чем на импортеров из Грузии, потому что оно значительно дешевле.
"Выборы в Молдове покажут, будет ли в России молдавское вино. Лидер партии социалистов Игорь Додон выиграет — пойдет экспорт в РФ, выберут другого президента — скорее всего, не пойдет. В любом случае, прежние объемы будут только при условии решения российско-молдавского вопроса", — подчеркнул эксперт.
Для Армении существенного удара не будет, потому что армянское вино в России и без того совсем не дешевое: "Подорожает бутылка армянского вина на 20 рублей — это не смертельно". Да и объемы на российским рынке совсем смешные, подчеркнул Дробиз, около двух миллионов литров.
Абхазское вино с 2015 года в группе лидеров на рынке российского импортного вина, однако оно тоже довольно дорогое.
Дешевым глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя называет вино, бутылка которого стоит менее 200 рублей. По его мнению, бутылка хорошего вина из настоящего винограда в России могла бы стоить 120 рублей, однако на ценообразование влияют курс доллара, и после девальвации рубля (конец 2015 года) дешевого импортного вина в РФ просто не может быть.
"Некоторые пижоны уверены, что хорошего вина дешевле 500 рублей вообще не существует. Но 90% европейцев пьют вино стоимостью около одного-двух евро за бутылку — и во Франции, и в Италии, и в Испании. К слову, испанцы опубликовали ТОП-10 недорогих, но очень хороших вин в испанских сетевых супермаркетах. Первое место заняло вино за 1,4 евро. Так что хорошее вино может быть дешевым", — рассказал эксперт.
В странах Евросоюза много дешевых вин, потому что дотации на один литр составляют 1 евро, что позволяет значительно сдерживать цены, отметил также Дробиз.
При этом, по расчетам руководителя Центра исследований, 80% российских потребителей не позволяют себе вино, которое дороже 200 рублей. Двенадцать лет назад в одной ценовой категории были российские, украинские, молдавские, болгарские и румынские вина. Сейчас из-за курса доллара в сегменте недорогих вин у российского вина нет конкурентов.
"Неприятен сам факт повышения акцизов. Получается, что государство не поддерживает отечественных производителей и зарождающуюся культуру потребления вина, — отметил он. — А сейчас россияне в пять раз меньше пьют вина, чем в советский период. Нам надо не только виноградники высаживать, но и население переубеждать, перевоспитывать и всеми силами стараться удешевлять вина дотациями".
С 1 января 2017 года в России также ожидается незначительное повышение акцизов на бензин и табачные изделия (в том числе электронные сигареты).
«Ведомости». Повышение кажется небольшим, но сильно скажется и на отрасли, и на структуре потребления алкоголя россиянами.
Виноделы считают, что акцизы и так велики, а их повышение неизбежно приведет к росту розничных цен и ухудшению структуры потребления.
В безусловном выигрыше производители вина из отечественного сырья. Проблема только в том, что пока таких всего 1,5–2% объема производства.
По данным Минздрава, за последние 8 лет потребление алкоголя в России сократилось почти в 2 раза: с 18 до 9,3 литра (в пересчете на спирт) на душу населения. Но это происходит из-за того, что опережающими темпами снижается потребление крепких напитков. По данным Gfk, потребление вина в 2017 году выросло на 9%. Российское производство тихих вин в 2018 году снизилось на 4,9%, игристых на 2,6% - при росте импорта.
Можно ожидать, что качественное вино еще немного подорожает, дешевое станет хуже, а алкогольная газировка, маскирующаяся под шампанское, совсем скроется в тени. Не считая исчезновения с прилавков грузинской продукции - но уже .
Сергей Смирнов
Федеральным законом "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (На момент подготовки данного материала реквизиты Закона (законопроект N 11078-7) не были известны) (далее - Закон) внесен ряд поправок в гл. 22 НК РФ. Некоторые из них, несомненно, окажут существенное влияние на налоговую нагрузку хозяйствующих субъектов в 2017 году. Подробности - далее.
Согласно Закону в целях стимулирования здорового образа жизни населения дополнен перечень . В частности, в п. 1 ст. 181 НК РФ названы три новых товара:
До сих пор п. 2 ст. 184 НК РФ допускал возможность освобождения от уплаты акциза при реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ только при представлении в налоговый орган либо без нее в случаях, которые оговорены в п. 2.1 названной статьи.
В 2017 году обозначенное освобождение смогут получить, если представят договор поручительства под обеспечение обязанности по уплате налогов. Такую возможность им даст новый п. 2.2 названной статьи.
Указанный договор для целей налогообложения имеет следующие особенности:
К сведению. Операции по выдаче поручительств (гарантий) налогоплательщиком, не являющимся банком, в силу нового пп. 15.3 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению.
Сам поручитель на дату представления заявления о заключении договора поручительства должен соответствовать требованиям, установленным положениями нового п. 2.2 ст. 184 НК РФ:
Итак, поручительство других организаций (не банков) станет полноценной альтернативой банковской гарантии для освобождения экспортера от уплаты акциза. Соответствующие поправки были внесены в п. 3 ст. 184 НК РФ, определяющие порядок возмещения акциза. Добавим: новые правила применяются к договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года (п. 12 ст. 13 Закона).
Законом проиндексированы ставки акцизов на 2017 год и определены ставки акцизов на плановый период 2018 - 2019 годов. В частности, выросли акцизы, установленные п. 1 ст. 193 НК РФ:
Ставки акцизов на вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, игристые вина (шампанское) и пиво сохраняются на 2017 год на ранее утвержденном уровне.
Цены на бензин 4-го и 5-го классов, как и в 2016 году, будут содержать акциз в размере 13 100 и 10 130 руб. за тонну соответственно.
Акциз на дизельное топливо в 2017 году возрастет с 5 293 до 6 800 руб. за тонну и будет увеличиваться ежегодно (в 2018 году - до 7 072 руб., в 2019 году - до 7 355 руб. за тонну).
На табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания, ставка акциза в 2017 году составит 4 800 руб. за 1 кг нагреваемого, трубочного, курительного, жевательного, нюхательного и кальянного табака. С 2017 по 2019 год акциз будет ежегодно повышаться: в 2018 году - 5 280 руб., а в 2019 - 5 808 руб. за 1 кг.
С 2017 года платить акцизный сбор придется также производителям и импортерам электронных сигарет. За 1 мл никотиносодержащей жидкости его ставка составит 10 руб. (11 и 12 руб. в 2018 и 2019 годах), а одна электронная сигарета станет дороже минимум на 40 руб. (на 44 руб. - в 2018 году, на 48 руб. - в 2019 году).
Одновременно новым п. 9 ст. 194 НК РФ вводится повышающий коэффициент T к специфической ставке акциза на сигареты, и (или) папиросы, и (или) сигариллы, и (или) биди, и (или) кретек.
В случае реализации этой продукции в сентябре - декабре в объемах, превышающих среднемесячный объем реализации за прошлый календарный год, данный коэффициент рассчитывается по формуле:
Т = 1 + 0,3 х (Vнп - Vср) / Vнп
В иных случаях значение коэффициента T принимается равным 1.
Добавим: повышающий коэффициент введен в целях обеспечения равномерного в течение года поступления акцизов от реализации указанной табачной продукции, так как в настоящее время основная доля реализации этой продукции приходится именно на конец года.
В соответствии с п. 2 ст. 200 НК РФ суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию РФ подакцизных товаров, приобретших статус товаров Таможенного союза, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, подлежат вычетам.
Но при исчислении акциза на спиртосодержащую продукцию и алкогольную продукцию (за исключением натуральных вин, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) указанные налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, произведенным на территории РФ, исходя из объема использованных товаров (в литрах безводного этилового спирта) и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза.
В случае же использования в качестве сырья при производстве алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции подакцизных товаров, ввезенных на территорию РФ, налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной исходя из объема использованных товаров (в литрах безводного этилового спирта) и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза.
Таким образом, для применения налоговых вычетов должны соблюдаться следующие критерии:
Вычеты сумм акциза производятся в части стоимости соответствующих подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья, фактически включенной в расходы на производство других подакцизных товаров, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (п. 3 ст. 201 НК РФ).
Но как определить сумму вычета в ситуации, когда приобретенный подакцизный товар в налоговом периоде одновременно использовался в качестве сырья для производства как подакцизных, так и неподакцизных товаров, в гл. 22 НК РФ в настоящее время не уточняется.
Для устранения этой неопределенности Законом в п. 2 ст. 200 НК РФ вводится новый абзац, в котором говорится, что порядок определения суммы вычета в такой ситуации должен определить сам налогоплательщик и закрепить его в налоговой учетной политике. Внести изменения в принятый порядок можно:
Акциз - это косвенный налог , то есть налог, который включается в цену того или иного товара (услуги), и таким образом его уплата перекладывается на конечного потребителя.
Косвенные налоги являются одним из основных источников формирования доходной части федерального бюджета, поэтому порядку их исчисления и уплаты уделяется большое внимание. К косвенным налогам относится также НДС.
Акцизом облагаются так называемые подакцизные товары - алкоголь, табак, топливо, легковые автомобили и некоторые мотоциклы.
Основы регулирования акциза установлены главой 22 Налогового кодекса РФ. Детали часто рассматриваются в Федеральных законах и постановлениях Правительства РФ, а также других подзаконных актах.
Организации и лица указанные выше признаются налогоплательщиками только если они совершают операции подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.
Обязательные условия и свидетельства о регистрации
Лица, совершающие операции с прямогонным бензином, с этиловым спиртом, средними дисстилятами, а также бензолом, параксилолом или ортоксилолом, обязаны получить и зарегистрировать в налоговых органах соответствующие свидетельства.
Срок действия этих свидетельств – до одного года.
Выдача свидетельств или уведомление об отказе в выдаче должно по закону произойти не позднее 30 календарных дней с момента представления в налоговый орган заявления и копий предусмотренных документов.
Порядок выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, утвержден Приказом Минфина РФ от 03.10.2006 N 122н.
Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, установлен Приказом Минфина РФ от 09.10.2006 N 125н.
Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, установлен приказом ФНС России от 27.10.2015 N ММВ-7-15/475@
Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции средними дистиллятами, установлен Федеральным законом от 23.11.2015 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”. Этот закон дополняет статью 333.33 Налогового кодекса подпунктом 9.2, устанавливающим госпошлину за выдачу свидетельства о регистрации лица, работающего со средними дистиллятами. Изменения вступили в силу с 23.01.2016.
Налоговые органы могут приостановить действие свидетельства на срок до 6-ти месяцев в случае неисполнения требований, изложенных в ст. 179.2, 179.3, 179.4 НК РФ.
В случае, если в установленный срок нарушения не были устранены, свидетельство аннулируется, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика в письменной форме в 3-дневный срок со дня принятия решения.
Подакцизными товарами признаются:
Обращаем внимание !
Последние три пункта в перечне подакцизных товаров добавлены в п. 1 статьи 181 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ. Таким образом, с 2017 года расширен список товаров, в стоимость которых включен акциз. В целях стимулирования здорового образа жизни граждан акцизом теперь облагаются электронные сигареты, жидкий никотин и табак, употребляемый путем нагревания.
Объектом налогообложения акцизами признаются, в частности, следующие операции:
Полный перечень операций, облагаемых акцизом, содержится в статье 182 НК РФ.
Освобождаются от налогообложения акцизами следующие операции:
Обратите внимание! Вышеперечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.
Эти операции не облагаются акцизом только при условии фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории РФ в таможенной процедуре экспорта или ввоза подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.
Ввоз и вывоз подтверждается представлением всех соответствующих документов в налоговый орган.
Обращаем внимание !
Ранее от уплаты акциза при совершении таких операций налогоплательщик освобождался только при подаче в налоговый орган банковской гарантии. Ее подают в инспекцию не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика возникает обязанность представления декларации по акцизам. Период ее действия должен составлять не менее 10 месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате акциза.
Однако с 1 июля 2017 года экспортеры могут получить освобождение от уплаты акциза при предоставлении договора поручительства. Нововведние обозначено в п. 2.2 ст. 184 НК РФ - в действующей редакции Кодекса этого пункта нет, он вступит в силу с 1 июля 2017. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем (третьим лицом, не обязательно кредитным учреждением), по форме, утверждаемой ФНС. Срок действия такого договора должен составлять не менее десяти месяцев со дня истечения установленного срока исполнения экспортером обязанности по уплате акциза и не более одного года со дня заключения договора поручительства. Операции по выдаче поручительств налогоплательщиком, не являющимся банком, по норме нового пп. 15.3 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению.
Новые правила применяются к договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.
Ставки по различным видам подакцизных товаров указаны в ст. 193 НК РФ.
Ниже приведена таблица сравнения ставок акцизов в 2016 и 2017 году.
Виды подакцизных товаров |
Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения) |
|
Этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый: |
||
реализуемый организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, и организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза (в том числе этиловый спирт, ввозимый в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющийся товаром Евразийского экономического союза), и (или) передаваемый при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, и (или) реализуемый (или передаваемый производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса |
0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре |
|
реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза (в том числе этиловый спирт, ввозимый в Российскую Федерацию, не являющийся товаром Евразийского экономического союза), и (или) передаваемый в структуре одной организации при совершении налогоплательщиком операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, за исключением операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, а также за исключением этилового спирта, реализуемого (или передаваемого производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, и этилового спирта, реализуемого организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке |
102 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре |
107 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре |
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке |
0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре |
0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре |
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке |
0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре |
0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре |
Спиртосодержащая продукция (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке) |
||
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) |
500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре |
523 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) |
400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре |
418 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре |
Вина, за исключением вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), фруктовые вина, винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята |
9 рублей за 1 литр |
10 рублей за 1 литр |
Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, за исключением игристых вин (шампанских) |
5 рублей за 1 литр |
5 рублей за 1 литр |
Сидр, пуаре, медовуха |
9 рублей за 1 литр |
10 рублей за 1 литр |
Игристые вина (шампанские), за исключением игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения |
26 рублей за 1 литр |
27 рублей за 1 литр |
Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения |
13 рублей за 1 литр |
14 рублей за 1 литр |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно |
0 рублей за 1 литр |
0 рублей за 1 литр |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива |
20 рублей за 1 литр |
21 рубль за 1 литр |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента |
37 рублей за 1 литр |
39 рублей за 1 литр |
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) |
2 000 рублей за 1 кг |
2 520 рублей за 1 кг |
Сигары |
141 рубль за 1 штуку |
171 рубль за 1 штуку |
Сигариллы (сигариты), биди, кретек |
2 112 рублей за 1 000 штук |
2 428 рублей за 1 000 штук |
Сигареты, папиросы |
1 250 рублей за 1 000 штук + 11 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1 330 рублей за 1 000 штук |
1 562 рубля за 1 000 штук + 14,5 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 123 рублей за 1 000 штук |
Табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания |
4 800 рублей за 1 кг |
|
Электронные системы доставки никотина |
40 рублей за 1 штуку |
|
Жидкости для электронных систем доставки никотина |
10 рублей за 1 мл |
|
Автомобили легковые: |
||
с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно |
0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) |
|
с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно |
41 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.) |
43 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.) |
с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) |
||
Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) |
402 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.) |
420 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Автомобильный бензин: |
||
класса 5 |
7 530 рублей за 1 тонну |
10 130 рублей за 1 тонну |
не соответствующий классу 5 |
10 500 рублей за 1 тонну |
13 100 рублей за 1 тонну |
Дизельное топливо |
4 150 рублей за 1 тонну |
6 800 рублей за 1 тонну |
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей |
6 000 рублей за 1 тонну |
5 400 рублей за 1 тонну |
Прямогонный бензин |
10 500 рублей за 1 тонну |
13 100 рублей за 1 тонну |
Бензол, параксилол, ортоксилол |
3 000 рублей за 1 тонну |
2 800 рублей за 1 тонну |
Авиационный керосин |
3 000 рублей за 1 тонну |
2 800 рублей за 1 тонну |
Средние дистилляты |
4 150 рублей за 1 тонну |
7 800 рублей за 1 тонну |
В 2017 году новым п. 9 ст. 194 НК РФ введен также повышающий коэффициент T к специфической ставке акциза на сигареты, и (или) папиросы, и (или) сигариллы, и (или) биди, и (или) кретек. Он применяется при реализации этой продукции в сентябре - декабре в объемах, превышающих среднемесячный объем реализации за прошлый календарный год. Это сделано для равномерного поступления акцизов от продажи в течение года, поскольку обычно пик реализации такой продукции приходится на конец налогового периода.
Если в отношении подакцизных товаров установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждой из них.
Ставки применяются в зависимости от установленного порядка:
Выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату реализации подакцизных товаров.
Определение расчетной стоимости табачных изделий имеет свои особенности.
Налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту учета (или в таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров) уведомление, содержащее информацию о максимальных и минимальных розничных ценах по каждой марке (наименованию) табачных изделий. Предоставляется оно каждый месяц, не позднее, чем за 10 календарных дней до начала месяца, с которого будут наноситься указанные в нем максимальные цены.
Информация о максимальных розничных ценах, указанная в уведомлениях, поступающих в налоговые и таможенные органы, публикуется в электронно-цифровой форме в информационной системе общего пользования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела).
Максимальная розничная цена - это цена, выше которой пачка табачных изделий не может быть продана потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Эти цены должны быть нанесены на каждую пачку табачных изделий отдельно по каждой марке (наименованию). Действуют они не менее одного календарного месяца.
Если в течение одного месяца налогоплательщиком осуществляется реализация табачных изделий одной марки с разными максимальными розничными ценами, указанными на пачке, то расчетная стоимость определяется как произведение каждой максимальной розничной цены, указанной на пачке табачных изделий, и количества проданных пачек, на которых указана соответствующая максимальная розничная цена.
То же правило действует и для ввозимых на территорию Российской Федерации табачных изделий с разными максимальными розничными ценами.
Календарный месяц.
Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих товаров, в т.ч. структурному подразделению, осуществляющему их розничную реализацию.
Формы реестров счетов-фактур, порядок их представления и проставления налоговыми органами отметок утверждены Приказом Минфина РФ от 03.10.2006 N 123н.
При реализации произведенных подакцизных товаров акциз необходимо уплатить в полном объеме не позднее 25-го числа следующего месяца.
Уплата акциза производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом при реализации подакцизных товаров налогоплательщиками:
Уплата акциза производится не позднее 25-го числа шестого месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 30 и 31 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса (речь идет о продаже средних дистиллятов российскими организациями иностранным организациям в некоторых случаях).
По общему правилу акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту их производства.
Но есть и исключения:
Уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика либо по месту нахождения обособленных подразделений в части осуществляемых ими операций.
Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле.
Производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции освобождаются от уплаты авансового платежа акциза при условии представления банковской гарантии в налоговый орган одновременно с извещением об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.
Налоговые органы предъявляют банку-гаранту требование по погашению обеспеченной банковской гарантией денежной суммы в размере авансового платежа акциза в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком суммы акциза.
Налоговые декларации необходимо представлять в налоговые органы по месту своего нахождения (или нахождения обособленных подразделений, в которых налогоплательщики состоят на учете) за налоговый период в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, совершающие операции с прямогонным бензином, денатурированным этиловым спиртом, бензолом, параксилолом или ортоксилолом, средними дистиллятами или авиационным керосином представляют декларации не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.
Налогоплательщики,
представляют налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа шестого месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены соответствующие операции.
Форма налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, утверждена Приказом ФНС России от 12.01.2016 N ММВ-7-3/1@ .
Форма налоговой декларации по акцизам на табачные изделия утверждена Приказом Минфина России от 14.11.2006 N 146н (ред. от 17.06.2011).
Организации, осуществляющие на территории России производство алкогольной продукции (за исключением вин, фруктовых вин, игристых вин, сидра, пуаре, медовухи, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива) и подакцизной спиртосодержащей продукции, обязаны уплачивать авансовый платеж акциза.
Организации, осуществляющие производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, от обязанности по уплате авансового платежа акциза освобождаются.
Аванс - это предварительная уплата акциза по алкоголю или спиртосодержащей продукции до закупки этилового спирта.
Размер авансового платежа акциза определяется исходя из общего объема закупаемого спирта этилового, в том числе спирта-сырца (в литрах безводного спирта), и соответствующей ставки акциза.
Аванс необходимо заплатить до 15 числа каждого месяца исходя из общего объема этилового спирта, закупка или ввоз которого в Российскую Федерацию будет осуществляться в следующем месяце.
При уплате аванса нужно до 18-го числа месяца представить в налоговый орган:
Эти документы должны храниться 4 года - как у налогоплательщика, так и в налоговом органе.
Если производитель алкогольной продукции освобожден от уплаты аванса, он обязан до 18 числа предоставить в налоговую банковскую гарантию и извещение об этом освобождении.
Обращаем внимание!
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.
Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть
С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.
Зачисляются в бюджет и распределяются акцизы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
В 2017 году:
Уточнить порядок можно:
Обращаем внимание !
При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.
Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:
При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.
При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.
Согласно статье 200 НК РФ плательщики акцизов вправе уменьшить сумму налога по подакцизным товарам на установленные этой нормой налоговые вычеты. По пункту 2 указанной нормы суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию РФ подакцизных товаров, приобретших статус товаров Таможенного союза, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, подлежат вычетам.
При расчете акциза на спиртосодержащую продукцию и алкогольную продукцию (кроме натуральных вин без спирта)налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, произведенным на территории РФ, исходя из объема использованных товаров и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза.
При использования в качестве сырья товаров, ввезенных на территорию РФ, налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной исходя из объема использованных товаров и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза.
Для использования налоговых вычетов:
По пункту 3 ст 201 НК РФ вычеты производятся в части стоимости соответствующих подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья, фактически включенной в расходы на производство других подакцизных товаров, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Ранее оставался не урегулированным вопрос - как определять сумму вычета, если товар использовался как сырье одновременно при производстве подакцизных и неподакцизных товаров.
В 2017 году неопределенность устранена - в пункт 2 статьи 200 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ внесены изменения. Согласно дополнению, при использовании в налоговом периоде приобретенного подакцизного товара для производства одновременно подакцизных и неподакцизных товаров порядок определения суммы вычета должен определить сам налогоплательщик и закрепить его в налоговой учетной политике.
Уточнить порядок можно: