Гарбар леонид аркадьевич. Свой среди своих

Насколько по-разному люди приходят в ресторанный бизнес! Например, петербуржец Леонид Гарбар начинал карьеру киномехаником, потом управлял казино в Северной столице и Москве, а теперь является совладельцем ресторанов \"Строганофф Стейк Хаус\" и \"Русская рюмочная № 1\". Кроме того, до недавнего времени он возглавлял петербургское отделение Федерации рестораторов и отельеров, а сейчас руководит Санкт-Петербургским отделением Международной Гильдии гастрономов.

Леонид Гарбар родился в Ленинграде в 1960 г. Окончил Ленинградский кинотехникум по специальности киноинженер. В 1996 году получил диплом Санкт-Петербургского международного института менеджмента, в 2004-м - Высшей школы экономики в Москве. Создатель казино-клуба \"Премьер\" и ресторана \"ПалкинЪ\" в Петербурге. Руководил проектами по созданию развлекательных центров \"Молодая гвардия\", \"Ибица\", казино \"Славянка\" (гостиница \"Рэдиссон-Славянская\") в Москве. Учредитель и генеральный директор компании \"Свои в городе\". Возглавляет петербургское отделение Международной Гильдии гастрономов (Confrerie de la Chaine de Rotisseurs). Является рыцарем Ордена Тестевин (Confrerie des Chevaliers du Tastevin (Бургундия, Франция) и командором Бордосской Командерии (Бордо, Франция). Лауреат Национальной премии \"Гостеприимство-2005\" Министерства культуры РФ \"За возрождение кулинарных традиций России\". Женат, воспитывает сына.

- Леонид Петрович, как получилось, что киноинженер пошел не по \"киношной\" стезе, а по ресторанной?

Я с детства любил вкусно поесть, но тогда не всегда получалось. По окончании Ленинградского кинотехникума я по распределению попал в аэропорт \"Пулково\", работал киномехаником в группе пропаганды советского образа жизни для иностранных пассажиров: показывал фильмы во время задержки рейсов. Можно сказать, что я уже тогда приобрел первый опыт работы не то чтобы в сервисе, но где-то рядом. А в 1987 перешел на работу по специальности - старшим инженером в кинотеатр \"Титан\".

О каком кинобизнесе можно было тогда говорить - в конце 80-х такая чернуха на экраны пошла, разваливалось все! До тех пор, пока в кинотеатрах не появился высококачественный звук \"долби-стерео\", зрители туда не шли. А потом, чтобы открыть сеть кинотеатров, надо обладать какими-то связями для кредитования либо собственным начальным капиталом. А с чего его было взять? С зарплаты 130 рублей?!

- И для ресторанов нужен начальный капитал...

Я же не являюсь100-процентным владельцем \"Строганофф Стейк Хауса\" и \"Русской рюмочной № 1\" - лишь совладельцем. И потом, к скольким годам это случилось?! К 45-46. Моя карьера формировалась очень постепенно.
Ресторанный бизнес появился в моей жизни как-то сам. Когда работал в \"Титане\", обратил внимание на висевшие в фойе фотографии ресторана \"ПалкинЪ\", который располагался в этом здании до революции. История всегда интересовала меня в прикладном смысле. А тут ресторан, которому двести лет! Меня тогда это очень впечатлило. Мелькнула мысль, что хорошо было бы возродить такое заведение. Но до ее воплощения было далеко.

В начале 1990-х, когда кинотеатры старались выжить любым способом, компания \"СЭТ\" обратилась к дирекции \"Титана\" с предложением сделать в фойе казино. Я как заместитель директора по технической части и эксплуатации здания курировал ход ремонтных работ и делал расчеты по коммуникациям, зонированию будущих залов казино \"Премьер\". Ну а когда проект был сдан, его владельцы, посмотрев на мою работу, предложили мне стать директором казино. В \"Премьере\" был небольшой уютный ресторанчик на 45 посадочных мест. Он был популярным все 8 лет, что работал, кухня была стабильной, люди приходили туда специально поесть солянки и пельменей. А в 2002 году мне удалось воссоздать по этому адресу легендарный \"ПалкинЪ\". Там до сих пор ощущается присутствие исторических владельцев - Палкиных. Первый Палкин, Анисим, приехал в Петербург из Ярославской губернии и открыл трактир, который назвал своим именем. Впоследствии ресторанами занимались его дети и внуки. Это было легендарное место, там любили бывать Чайковский, Толстой, Достоевский. Повара ресторана одними из первых в России привнесли идеи французской кухни в традиционную русскую гастрономию. Мне до сих пор приятно говорить про ресторан \"ПалкинЪ\", и это потрясающе, что удалось его возродить.

- Это и был ваш первый опыт строительства и управления рестораном?

Да. Хотя ресторан при казино и собственно ресторан несколько отличаются своими задачами. Ресторан при казино не обязательно должен быть доходным или сверхдоходным, это дополнительная услуга. \"ПалкинЪ\" был самоокупаемым, но в то же время он был самостоятельным брэндом.
Потом в моей истории были московские проекты, например, развлекательные центры \"Молодая гвардия\", \"Ибица\" и \"Славянка\", где, помимо казино, были рестораны, бары, дискотеки. 3 года я проработал в Москве, но поскольку моя семья отказалась переезжать туда, мне пришлось вернуться в Петербург.

- Не жалеете?

Нет. Конечно, ресторанный бизнес в двух столицах сильно отличается: в Москве все энергичнее делается, масштабнее, быстрее, а в Петербурге медленнее и с какими-то своими особенностями. Но и то, и другое интересно.

В 2006 году мы с друзьями организовали компанию \"Свои в городе\" (Дима Месхиев, Леша Носков и я). Появился первый проект на Конногвардейском бульваре, 4 - \"Строганофф Стейк Хаус\". Вначале планировали на этом месте сделать и стейк хаус, и русский ресторан. Но потом, когда привлекли московских партнеров Антона Лялина и Кирилла Мартыненко (лучших специалистов по мясу и его приготовлению), они предложили не делить помещение, а сделать большой стейк хаус. А мысли о русском ресторане остались. И реализовались в 2008-м с открытием ресторана \"Русская рюмочная № 1\".

Это заведение напоминает по своему оформлению заведения XIX века. Это, наверное, от вашей любви к истории. Кстати, вас интересует история вообще или только с акцентом на рестораны?

Я люблю свой город, я в нем родился и вырос. Это, к сожалению, не прибавляет ему чистоты и порядка. Но в тех местах, к которым имею отношение, стараюсь их соблюдать. И еще я хочу, чтобы в Петербурге было вкуснее. Чтобы он был привлекателен и как ресторанный город.
Что касается истории, всегда интересовался, как и что было раньше. И порой жаль утраченного. В Европе можно встретить рестораны, которыми одна семья владеет по сто лет, а в России таких нет. Хотя есть \"ПалкинЪ\", который существует 224 года, но это же не чистый возраст ресторана, да и владельцы не наследники.

Мне очень обидно, что на месте исторического ресторана \"Вена\" теперь находится непонятная шаурма. Я говорю даже не о той знаменитой \"Вене\" Ивана Сергеевича Соколова, которая была до революции, - но и возрожденную после перестройки не смогли сохранить.

После перестроечного периода снова была полностью нарушена преемственность поколений, а те повара, которые были в советское время, потрясающе готовили! Вспомните котлеты по-киевски, которые были в \"Метрополе\"! Кому их сейчас передали? \"Метрополя\" нет - и котлет нет. Открыв \"Русскую рюмочную № 1\", ресторан только русской кухни, я пытаюсь вернуть что-то такое. И здесь есть котлета по-киевски, конечно, она не точно такая же, как была в \"Метрополе\", но близка. Многие, кто помнят вкус той котлеты, соглашаются, что наша очень похожа. Теперь удержать бы на одном качественном уровне в течение многих лет, чтобы это можно было передать дальше.

Музей при ресторане, ресторан при музее

Когда-то в Петербурге, на Конногвардейском бульваре, был Музей русской водки. Потом рассказывали, что он переехал в Москву. А недавно музей \"воскрес\", на том же бульваре, но в другом здании - по соседству с \"Русской рюмочной № 1\". Леонид Гарбар приложил к этому руку.

Когда-то Музей русской водки открыл мой приятель Сергей Ченцов, - рассказывает Леонид Гарбар. - Тогда все поражались: надо же, какая идея пришла в голову! На поверхности лежала, а только он разглядел! Это был коммерческий проект - музей и дегустационный зал. Хорошо работал. Но потом здание, в котором он размещался, выкупили, и оно ушло на реконструкцию. Сергей в то время не нашел другого помещения и просто занялся другим делом, а музей он частично перевел в Москву, в Измайлово. Но часть экспозиции осталась в Петербурге. И когда мне предложили новое помещение под ресторан, я предложил Сергею восстановить музей. Он обрадовался, отдал свою коллекцию, и коммерчески мы договорились. А Валерий Михайлович Пискунов, который оформлял прежнюю музейную экспозицию, сделал новую. Получилось 2 зала музея (один из которых является дегустационной рюмочной) и 2 зала ресторана, и одно помогает другому. До такой степени получилось, что международная организация \"Лидерс Клаб Интернешенл\" в 2008-м вручила проекту \"Золотую пальмовую ветвь\" за лучшую концепцию в России. Это было в конце октября в Москве, в \"Яре\", а уже в январе во время всемирной гастрономической выставки в Лионе был окончательный этап, где мы были в числе восьми номинантов. Но французы голосуют за французов, поэтому золотая, серебряная и бронзовая пальмовые ветви в мировом масштабе были получены французскими заведениями. Но и сама номинация была приятна.

С обвинениями в пропаганде алкоголя ресторатор не согласен:

Это не пропаганда водки, а рассказ об истории национального напитка. Я был в Шотландии в Музее виски. Интересно сходить в Музей коньяка в Коньяке. А в России вполне логичен Музей водки. Если Дмитрий Иванович Менделеев создавал пропорции этого напитка в Петербурге, почему бы здесь не появиться музею русской водки?!

А кому вы доверили воссоздание классической котлеты по-киевски и вообще составление меню в \"Русской рюмочной № 1\"?

Как и в \"Строганофф Стейк Хаус\", меню здесь разрабатывал Кирилл Мартыненко из Москвы. По-моему, в Москве вообще вкуснее готовят.

- Вы много внимания уделяете кухне ресторанов.

Потому что гость приходит в ресторан поесть, а не интерьер посмотреть. Самое сложное - соблюдать стандарт в приготовлении. Чтобы блюдо и сегодня, и завтра, и послезавтра было одинаковым на вкус. Но очень тяжело найти исполнителей-поваров, чтобы они были не творцами, а ремесленниками, чтобы делали одну и ту же котлету изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год одинаково качественно. Это им неинтересно. Они хотят каждый месяц вводить новое меню. Зачем, когда люди еще не распробовали старое? И потом, борщ он и есть борщ, а пельмени есть пельмени. Чего с ними экспериментировать? Можно, конечно, приготовить пельмени с фуа-гра. Только зачем, если люди, заказывая пельмени, предполагают получить что-то знакомое, классическое?

Я говорю своим поварам: \"А ты не хочешь делать одну и ту же котлету, но такую, что за ней будут приезжать со всего города, со всей страны?!\" В \"Кафе Пушкин\" меню же полностью никогда не меняется, и народ туда идет \"на кухню\". В Хельсинки я знаю ресторан, который называется \"Лаппи\", бываю в нем периодически в течение уже лет двадцати. И все это время там одно и то же меню, и вкус у блюд постоянный.

Избранное из меню
\"Строганофф Стейк Хаус\"

На закуску - салат из сладких томатов с белым луком, кинзой или базиликом
Первое - щи из кислой капусты с телячьей грудинкой
Горячее - стейк \"Нью-Йорк\" прожарки medium-rare (из поясничной части говядины. Австралия. Зерновой откорм. 400 г)
На десерт - земляничный суп с ягодами и ванильным мороженным

\"Русская рюмочная № 1\"

На закуску - рыбная карусель (байкальский омуль, дальневосточный сиг, балтийский лосось, двинская стерлядь)
Первое - борщ малороссийский
Горячее> - гречневая каша, томленная в печи с белыми грибами и куриными сердечками
На десерт - \"Колонель\" (лимонный сорбет с водкой)

Вы не просто сосредоточены на собственном бизнесе, а мыслите более глобально, печетесь о традициях, о преемственности поколений и т.д. Наверное, поэтому вас и выбрали когда-то руководителем петербургского отделения Федерации рестораторов и отельеров и Санкт-Петербургского отделения Гильдии гастрономов.

Петербургского отделения ФРиО теперь нет - и правильно: Москва и Петербург довольно близко друг к другу, и это 2 города в стране, где ресторанный бизнес развивается высокими темпами, примерно похоже. А Региональное отделение Гильдии гастрономов я возглавляю всего с декабря прошлого года.

Что касается меня лично, то основной мой принцип: дело превыше всего, но честь превыше дела. Нужно быть честным по отношению к своей команде, по отношению к гостям, к потомкам. Поэтому я слабый бизнесмен - такая философия не приводит к сверхприбыли. В бизнесе нужно быть жестче. Если бы у меня были другие принципы, я, возможно, был бы более обеспечен.

Об ассортименте продуктов

Как важную составляющую постоянного успеха ресторана Леонид Гарбар отмечает стабильность вкусовых особенностей блюд (когда котлета сегодня вкусна так же, как год назад).

Но на формировании постоянного меню, на которое будут идти гости, сказываются и поставки, заготовки и т.д., - отмечает ресторатор. - У нас в России, к сожалению, бывает, что начнешь что-то готовить (введешь блюдо в меню), а потом вдруг раз - и его компоненты исчезли по всей стране.

- Леонид Петрович, а о демократичном проекте не думали?

- \"Русская рюмочная\" - куда уж демократичнее?

- Но это все-таки ресторан. А сетевой проект в формате фаст-фуд или фри-фло не рассматривали?

Такое название выбрали по аналогии с \"Рашен ти рум\" в Нью-Йорке. Туда тоже не как в чайную ходят, а как в ресторан. Мы сделали \"Рашен водка рум\".

А пирожки и сосиски - это, конечно, вкусно, но для организации сетевой истории нужно обладать какими-то средствами для старта. Мы же сейчас вкладываемся в развитие существующих проектов и открываем новые, например, в Репино - \"Строганофф Гриль\". Еще взяли в управление несколько ресторанов: действующий в гостинице \"Гельвеция\" пивной ресторан \"Мариус\" и там же \"с нуля\" - винный ресторан \"Кларет\". Еще ресторан \"Даниэль\" в Пушкине в нашем управлении.

В дизайне интерьеров ресторана \"Строганофф Стейк Хаус\" нашло отражение желание хозяев, сделать его посещение незабываемым для гостя. Использованные в оформлении натуральные материалы - дерево, кожа - придают заведению атмосферу теплоты и гостеприимства. Стены украшают фотографии, на которых изображены сцены повседневной жизни в дореволюционной России. Найденные в процессе ремонта помещения лошадиные подковы и гвозди теперь заботливо вставлены в рамки. И старинные вмонтированные в стены кованые кольца, за которые в былые времена привязывали лошадей, напоминают посетителям ресторана об историческом прошлом здания (до революции здесь располагались казармы и конюшни Конногвардейского полка).

Интерьер \"Русской рюмочной № 1\" напоминает трактир позапрошлого века. В его отделке применялись теплое дерево и текстиль. Часть мебели - буфет, раздвижной стол длиной 7,5 м (на 30 персон) и 15 стульев - были приобретены в антикварном магазине. Остальная изготавливалась на заказ, но она стилизована под старину. Мягкие диваны с высокими прямыми спинками, тяжелые портьеры с ламбрекенами и кистями, большие абажуры, самовар, патефон, цветы в горшках на подоконниках - все это уютное ретро очень уместно в русском трактире. Внутренние рамы современных стеклопакетов и дубовый паркет также состарены, что соответствует общей стилистике интерьера.

Брэнд-шеф ресторана \"Строганофф стейк хаус\" Кирилл Мартыненко:

Для приготовления наших стейков мы используем высококачественное мясо от ведущих мировых производителей, соль и свежедробленый черный перец. Этих ингредиентов достаточно для достижения идеального вкуса стейка. Мы не используем ни экзотических специй, ни замысловатых маринадов. Только лучшее мясо, соль и перец. Настоящий стейк, дарившийся при нужной температуре в течение определенного времени в нашей печи Jisper на натуральных березовых углях, не нуждается ни в каких дополнениях.

Все наши стейки импортированы из Австралии, Аргентины, США и Новой Зеландии. Мы уделяем особое внимание следующим критериям: мраморность, возраст животного, цвет жира и срок созревания. Говядина и баранина проходят процесс вакуумного вызревания от 21 до 28 дней. Ангус стейк на кости – 28-дневного сухого вызревания.

В \"Строганофф стейк хаус\" каждый стейк готовится при температуре 350 градусов до идеального состояния. Какое состояние можно считать идеальным – решать гостю. Но рекомендуемая прожарка стейков \"Рибай\" и \"Рибай на кости\" – Medium (средне прожаренный, 50о внутри) или Medium Well (хорошо прожаренный, 55-58о внутри). Если заказать более слабую прожарку, то жир внутри мяса не достаточно расплавится, и стейк будет не таким вкусным и ароматным. \"Нью-Йорк стейк\" ьболее постный, поэтому ремомендуемая прожарка – Medium Rare (деликатно прожаренный, 45о внутри) или Medium. \"Филе-миньон\" – самый нежный и самый постный стейк. Рекомендуемая прожарка – Rare (слегка обжаренный, 30о внутри) или Medium Rare.

Сейчас чувствуется тренд на все советское, и это объяснимо: повзрослели люди, для кого то время и та кухня - часть детства, когда еда была вкуснее, сугробы белее, деревья выше, да и вообще, все было гораздо лучше только потому, что это происходило в нежном возрасте. Эти ностальгические нотки витают в воздухе. Эпоха СССР уже становится классикой, обращение к ней помогает ее переосмыслить, и со временем останется только позитивное восприятие того периода.

Есть мнение, что советская кухня уничтожила русскую, что это две абсолютно разные школы, но я так не считаю. Советская кухня - это просто интерпретация русской в то определенное время. Объясню на примере нашего салата «Оливье», который во всем мире считают «Русским». Название он получил в честь своего создателя - шеф-повара Люсьена Оливье, державшего в Москве в XIX веке французский ресторан «Эрмитаж». В оригинальном рецепте основные ингредиенты - рябчики, раковые шейки, картофель, огурцы и майонез. Последователем «Оливье» в СССР стал «Столичный». В чем же их существенные различия? Совершенно ни в чем. Замена была по продуктам, а не по логике. Чтобы поддержать красный цвет, раковые шейки в «Столичном» заменили на отварную морковь. Мясу рябчиков тоже нашли компенсацию: отварную курицу. Хотя база салата - картофель, мясо, майонез - осталась на месте.


В имидже советской еды достаточно негатива, но он связан не с едиными установками ГОСТа, как думают многие, а как раз с их невыполнением. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания от Владивостока до Калининграда, например, унифицировал, как нужно готовить бефстроганов: предписывалось делать соус с томатной пастой - у нас в ресторане именно такой. Когда ГОСТ использовали правильно, не экономили на продуктах, все выходило здорово. Но далеко не все советские граждане были добропорядочными: вместо мяса первого сорта использовали третий, а то и вообще «второй свежести». От всего этого страдал вкус: бефстроганов получался жесткий и сухой, а не мягкий и сочный. Уж сколько есть анекдотов той эпохи, высмеивающих общепитовскую отбивную, которую невозможно разрезать и разжевать.

В СССР было много гениального общепита. В Петербурге сохранилась пирожковая 1956 года на Московском проспекте, 192, - чего там только нет! Сосиски и яйца в тесте, беляши, жареные и печеные пирожки с морковью, повидлом, капустой. Тебе сначала выбивают чек, и с ним ты идешь к женщине в кокошнике, которая наливает тебе бочковой кофе с молоком и выдает, скажем, две сосиски в тесте и столько же салфеток.

Ленинградская кухня существует как явление

До революции 1917 года на гастрономию России серьезно влияли три кухни: непосредственно русская, французская и кавказская - вторую пестовали привезенные к императорскому двору повара, третью хотели видеть на тарелках вернувшиеся с войн на Кавказе дворяне. Когда Советский Союз объединил сто наций в один народ, игнорировать самобытность пятнадцати республик стало невозможно - в общепите появились украинская кухня, грузинская, армянская. Но нужно понимать, что смешанного меню почти нигде не было, разве что в ресторанах гостиниц ВАО «Интурист». А так, если ты хотел шашлыка, ты шел в шашлычную, если возжелал азербай­джанского люля-кебаба, то отправлялся в заведение «Баку».

Ленинградская кухня как явление существует. «Универсаль», «Север», «Нева», «Москва», «Застолье» и «Невский» - все эти рестораны на Невском проспекте времен СССР имели свою специфику: у всех были свои фирменные, ленинградские, блюда по оригинальной рецептуре. Например котлеты «Метропольки» в «Метрополе» в панировке с куриным печеночным паштетом внутри. Они есть у нас в меню, кстати, как и классический бефстроганов, и «Шницель по-министерски» - куриная отбивная, запанированная в брусочках белого хлеба, и щи «Петровские» под корочкой слоеного теста. Наше меню написано так, как было принято раньше. Сначала холодные закуски - заливные крабы, яйцо под майонезом, треска под маринадом, потом салаты - например «Здоровье» из моркови, сельдерея и яблока, затем горячие закуски - жюльены, вареники, пирожки - выпеченные с курицей или жареные беляши, супы - ростовская уха, рассольник по-ленинградски или бульон с профитролями, следом горячие блюда из рыбы, из мяса и из овощей и яиц, гарниры и сладкое - яблоко в слойке, самбук яблочный и пирожные «Советские», среди который есть даже миниатюрный торт «Киевский». Какие-то рецепты вспоминал я сам, другие - шеф-повар Николай Максименко, он трудился в ресторанах «Интуриста» в Киеве, а рецепт «Метропольки» подарил сын прославленного шеф-повара «Метрополя» Олега Бабикова.
Суворовский пр., 62

Насколько часто рестораны открываются в помещениях, приобретенных в собственность? Или все-таки пока это бизнес на арендованных площадях?

Судя по тому, что не закрываются невкусные рестораны, помещения у многих в собственности. Потому что если бы их владельцы платили аренду, уже давно разорились бы. Высокие ставки, очень. Хотя это - неразумно. Город должен озаботиться развитием туристической инфраструктуры, чтобы приезжие оставляли здесь как можно больше денег. Со стороны правительства логично - хотеть, чтобы город был богатым. Тогда и правительство будет богато. Но в инфраструктуру надо вкладываться, а недвижимость - она уже есть. Из нее можно извлекать прибыль сиюминутно, пока она не рухнет, как рухнули Невский, 55, и Невский, 59.

- Помещение Вашего ресторана - в собственности или в аренде?

По этому помещению около года мы договаривались. Длительными правами на аренду здесь владеет частная компания, вообще же - это охранная зона, Росимущество. Надо сказать, для рестораторов сроки аренды - серьезная проблема. Если предприниматель пришел в ресторанный бизнес, он не предполагает работать год или два. Пока строишь - год прошел (а с нашими строителями и два года можно строить), потом требуется время на раскрутку.

Прошло всего три года с момента заключения договора, ресторан только успел сформироваться и начал приносить прибыль, стал популярным - и вдруг все, оказалось, что уже срок аренды подходит к концу. Арендодатель видит - вроде так все хорошо, почему бы не поднять ставку. И ты понимаешь, что деться-то некуда... Уже столько угрохано денег, времени, сил. Приходится поднимать цены в ресторане. А это очень плохо. Если бы сразу получить аренду на 20 лет…

Сколько нужно вложить средств на квадратный метр, чтобы получить нормальное, хорошо оборудованное заведение?

Примерно полторы тысячи долларов на квадратный метр, учитывая все - мебель, посуду, оборудование.

- А какую часть бюджета Вы выделяете на арендную плату?

Я так точно не считал, но, по-моему, аренда не должна превышать 20% от оборота.

Некоторые утверждают, что ресторан, существующий пять лет, - уже очень успешный проект. Это действительно так?

В мире не так. В Европе можно встретить рестораны, которыми одна семья владеет по сто лет. А в России - да. Хотя есть же мой проект-мечта, который существует 223 года. Я о ресторане «ПалкинЪ». Но это, конечно, преувеличение небольшое, шутка.

О сроках я ничего не могу сказать. Мне очень обидно, что на месте исторического ресторана «Вена» теперь находится непонятная шаурма. Я говорю даже не о той знаменитой «Вене» Ивана Сергеевича Соколова, которая была раньше, но и возрожденную после перестройки - не смогли сохранить.

В то же время у нас есть в городе ресторан, которому 37 лет. И он практически не менялся все эти годы. Он благополучно существует, невзирая на перестройку, дефолты, проблемы, определенный период отсутствия популярности, общий спад посещаемости ресторанов, который был лет 15 назад… Я говорю о «Демьяновой ухе». 37 лет - одно и то же. С одним интерьером.

Даже лица некоторых официантов не меняются. Ровное обслуживание, доверительно-советское. У них в меню никогда не было конъюнктурных, сиюминутных вещей. Они, к примеру, никогда не пытались себя спасти с помощью модных нынче суши, хотя в их концепцию те могли бы вписаться. Можно спорить о кухне, какая она должна быть, но ресторан живет уже 37 лет, и дай Бог им здоровья.

Зачастую главный принцип успешного ресторана - «не навреди, не испорть». Чтобы жить долго, чтобы не потерять постоянных клиентов, даже со сменой руководства лучше ничего не менять в самом ресторане.

- По вашему мнению - почему люди ходят в ресторан? Что является основным побудительным мотивом?

Чтобы вкусно поесть. Для чего существует ресторан и что вызывает желание в него идти? Чувство голода, в первую очередь, - основной человеческий инстинкт. Конечно, очень важна еще и приятная атмосфера, сервис, обслуживание. Но главное все же - в ресторан идут, чтобы поесть. Когда ресторатор говорит - «а у нас красиво», сразу возникает встречный вопрос - «у вас филиал Русского музея?». Красиво может быть один раз, два, а вкусно должно быть всегда.

- В таком случае, запуская ресторан, какую сумму достаточно выделить на интерьер?

Это все зависит от вкуса, возможностей инвестора. Но непременно траты должны быть пропорциональны. Нельзя украшать интерьер в ущерб кухне. Кухня может быть не самой дорогой, но обязательно должна быть технологичной, удобной для работы, причем, независимо от того, какой повар к тебе пришел - Иванов, Сидоренко или Кикашвили. Ресторан должен делать меню. Например, вы решили, что открываете рыбный ресторан, и делаете и кухню, и интерьер под эту концепцию. Чаще всего получается наоборот, давай здесь покрасим так, а тут так. Приходит дизайнер с сумасшедшим портфолио, рисует потрясающие картинки. Причем, никто его не спросит, насколько успешно и популярно то, что он напридумывал раньше, работает ли до сих пор. О том, что

с кухней надо что-то решать, вспоминают уже после того, как лепку в зале сделали. Приглашают поставщиков кухонного оборудования, заинтересованных, как правило, не в том, чтобы твой ресторан был успешным, а в том, чтобы продать как можно больше. Те делают все по нормам, не задумываясь особо о технологичности и эргономичности проекта.

- Вы были и владельцем ресторана, и наемным менеджером. Есть ли разница?

Конечно, есть. Как владелец ты больше рискуешь деньгами, чаще. Если ты честный человек, то рискуешь продуманно. К примеру, я рисковал в «Палкине», когда поставил на компанию «Хотстаф», консультантов, которые помогали мне делать сервис. Это был ощутимый финансовый риск. Но я заплатил, взяв ответственность на себя. Поначалу мое решение не встретило понимания, но окончательные цифры убедили даже скептиков.

Досье «ДН»:

Леонид Петрович Гарбар

Создатель казино-клуба «Премьер» и ресторана «ПалкинЪ»
. Руководитель проектов по созданию развлекательных центров «Молодая гвардия», «Ибица», казино «Славянка» (гостиница «Рэдиссон-Славянская»), Москва
. Учредитель и генеральный директор компании «Свои в городе»
. Совладелец и управляющий партнер ресторана «Строганов Стейк Хаус»
. Член Международной Ассоциации гастрономов Confrerie de la Chaine de Rotisseurs
. Рыцарь Ордена Тестевин Confrerie des Chevaliers du Tastevin(Бургундия, Франция)
. Командор Бордосской Командерии (Бордо, Франция)
. Президент Федерации рестораторов и отельеров Санкт-Петербурга
. Лауреат Национальной премии «Гостеприимство-2005» Министерства культуры РФ «За возрождение кулинарных традиций России»

Родился 4 мая 1960 года в городе Кронштадте. Получал образование: среднее техническое (Ленинградский Кинотехникум), бизнес-школа в Международном Институте Менеджмента (ИМИСП, Санкт-Петербург) и MBA в Высшей Школе Экономики (Москва).

Ваше первое место работы?
Я много где работал и в абсолютно разных должностях. Я работал и киномехаником, и грузчиком, и киноинженером и заместителем директора кинотеатра. Все это было и в аэропорту «Пулково», и в кинотеатре «Титан», что на перекрестке трёх проспектов: Невского, Литейного и Владимирского. А теперь, так вышло, что на этом месте сейчас находится казино «Премьер» и ресторан «ПАЛКИНЪ».

Расскажите, пожалуйста, по подробнее?
Так, это был, наверное, год 1992, или даже раньше, когда группа товарищей во главе с Сергеем Сайкиным предложила директору кинотеатра сдать часть фойе кинотеатра «Титан» под казино. Директор согласилась, и они взяли в аренду часть фойе. (Здесь, наверное, стоит оговориться, что в то время многие кинотеатры, просто для того что бы выжить, сдавали часть своих площадей. Да если и сейчас посмотреть, то порядка 70% современных казино расположены в зданиях бывших кинотеатров). К тому же пространство бывшего зрительного зала как нельзя лучшее подходит для игрового зала.
Но с «Титаном» немного другая история. «Титан» находился в помещениях бывшего ресторана «Палкинъ» (который был закрыт в 1917 году, - прим. автора) . Так вот, во время ремонта фойе, превращение его в казино, я, как заместитель директора по технической части и по эксплуатации здания, курировал ход работ и делал определенные расчеты по коммуникациям и зонированию будущего зала казино. По окончанию ремонта, посмотрев на мою работу, мне предложили стать директором казино. Для меня это было несколько неожиданно, но с тем и интересно. Открывалась возможность заработать неплохие деньги и при этом попробовать себя в совершенно новом качестве. И так в 1995 году я вдруг стал директором казино, которое получается, сам же и построил.
С тех пор как я начал работать в «Титане», когда я увидел фотографии ресторана «Палкинъ», у меня появилась мечта возродить этот великолепный ресторан. По мере успешного развития казино я шел к этому, и вот в 2002 году удалось возродить «Палкинъ». Единственное, он находится теперь не в исторических помещениях ресторана, а в апартаментах бывшего владельца, Константина Павловича Палкина. (Да, кстати, когда для друзей и знакомых я проводил небольшие экскурсии по ресторану и казино, то всегда спрашивал: «Чем отличалась квартира хозяина ресторана купца Палкина, от любой другой квартиры состоятельного гражданина в те времена?», – и лишь единицы отвечали верно)…
Еще один интересный момент, «Палкинъ» был одним из немногих ресторанов, где в зале не пахло кухней. Это, безусловно, заслуга архитектора, он расположил кухню этажом выше обеденного зала. Вот так.
Через небольшой отрезок времени ресторан «Палкинъ» стал очень популярным, и на то время лучшим рестораном в городе. Владельцы других казино города только удивлялись, как смог ресторан при казино завоевать такую популярность.

А до «Палкина» при казино был ресторан?
Да, в течение 7 лет там был небольшой ресторанчик без названия, буквально на 30 посадочных мест. Его называли «самый безопасный ресторан в городе», т.к. что бы попасть в него, необходимо было сначала пройти паспортный контроль, затем рамку металлоискателя, и только потом человек мог пройти на территорию казино и соответственно в ресторан. Так вот, там была потрясающая русская домашняя кухня. Я до сих пор считаю, что там готовили лучшую солянку. Лучшую, потому что она была настоящей! (И я до сих пор не могу добиться от нынешних поваров того самого вкуса, к сожалению, прежние повара у меня разошлись по другим заведениям в период становления «Палкина»). Я до сих пос скучаю по тем пельменям, «Пожарским» котлетам, салату «Соловьев» (Соловьев был последним владельцем «Палкина», до 1917 года), борщу «Украинскому» и вареникам...

Расскажите, какими проектами Вы занимались когда работали в Москве?
В Москве у меня было три проекта. Первый, «тяжелый», но интересный, это развлекательный центр «Молодая гвардия» на Дмитровском шоссе 27, большущий (6000 м): 30 игральных столов, 300 автоматов, 2 ресторана, 8 баров, концертно-танцевальная площадка, выставочная площадка и дискотека. Разрабатывал полностью с нуля, тяжело было, но глаза боятся, а руки делают. Второй проект – развлекательный центр «Ибица» на Исаковского 33. Тоже не маленький, порядка 5500 м. Третий, – казино «Славянка» (гостиница Рэдиссон-Славянская). Потом я был вынужден вернуться в Питер, так как моя семья отказалась переезжать в Москву. Мы здесь организовали компанию «Свои в городе», и вот первый серьезный проект «Строганов Стейк Хаус».

А как же «Мясо-Рыба»?
Ну да, есть еще наш как бы нежданный проект ресторан «Мясо-Рыба» на берегу озера Разлив, но там просто получилось так, что было место, и мы взяли его в управление. Он требует еще отшлифовки и настройки. В Сестрорецке достаточно тяжело с персоналом, сложно найти профессионалов того уровня, что нам нужно. В принципе, этот ресторан задумывался как сетевой проект, может из этого что-нибудь и получится. Но это все еще впереди.

Назовите Ваши любимые рестораны в Петербурге и Москве?
Да везде, где вкусно – любимые. Грузинский – «Сакартвелло», верный своим традициям рыбный ресторан «Демьянова уха», из японских «Самба Суши», из новых «Чин-чин» понравился, «Порто Мальтезе» за свежесть продуктов и натуральность приготовления.
В Москве везде нравится, никого не могу пропустить и не отметить.

Сравните, если можно так сказать, общую массу ресторанов Петербурга и Москвы?
В Москве вкуснее чаще. В Питере редко в каком заведении действительно вкусно, а в Москве все-таки в процентном соотношении чаще попадаются заведения, где хорошая кухня.

Как Вы относитесь к вегетарианцам?
Честно говоря, не могу судить о том, о чем не знаю. Но отношусь к растительной диете с уважением. Почему мы должны существовать за счет кого-то? Есть такая хорошая дореволюционная книга «Я никого не ем». Возможно когда-то и я к этому приду, я бы хотел.

Ваше любимое место отдыха в Петербурге?
Это место у Никольской церкви, где мосты через Крюков канал и Фонтанку, канал Грибоедова и Театральная площадь. Я вырос в центре, и люблю его. А Невский проспект считаю самым красивым проспектом в мире.

И расскажите, пожалуйста, о планах на ближайшее будущее ?
Так, во-первых, это русский ресторан с музеем русской водки, возрождение музея который располагался на Конногвардейском бульваре в доме №5. Помещение уже есть, и даже зонирование сделано, и проектные работы начаты. Ну и потом открытие «Строганов Стейк Хаус» в Москве.

Год столетия Октябрьской революции мы решили начать с разговора с главным ресторатором Санкт-Петербурга и вице-президентом ФРиО в Северо-Западном регионе. Какие ресторанные вихри носятся над Невой, почему суши в меню пиццерии - это плохо, а пирожковая 1956 года - это хорошо и как научиться чувствовать гостя главному редактору информационной группы «Ресторанные ведомости» рассказал , совладелец и управляющий ресторанами «Центральный», Stroganoff Steak House, «Русская рюмочная №1», «Фиш-хаус».

Нам ждать в новом году следующего проекта и будет ли он революционным в связи со столетием Октябрьской революции?

Если все сложится удачно, то я приступлю к новому проекту. Но, не смотря на знаменательную дату, революционным он не будет. Буду продолжать развивать, улучшать и преумножать уже созданное. Будем работать в направлении русской, петербургской и советской кухни.

Леонид Петрович, что вас сейчас больше всего тревожит в ресторанном деле? С персоналом беда. Настоящих профессионалов очень мало. Зато много амбиций, которые базируются на самообразовании из интернета. Крупные сети, массовые рестораны, группы компаний, у которых есть тренинговая база, могут себе позволить воспитывать и обучать персонал. Но большинству приходится довольствоваться тем, что предлагает рынок. И ты пока не поработаешь с человеком, никогда не узнаешь, что он собой представляет. Даже сотрудник с хорошими отзывами может разочаровать, что уж говорить про случаи, когда надо срочно закрыть вакансию и ты берешь кота в мешке, который проявится только месяца через полтора.

А самостоятельно отшлифовать возможно?

Я могу не обращать внимания на технологический процесс в «Строганове», которому десять лет, или в «Рюмочной», где за девять лет все уже отлажено. Новичок, попадающий в такую отрегулированную машину, шлифуется сам. В остальных случаях, даже если попадается алмаз, на его огранку все равно потребуются годы. Ситуацию могло бы спасти наличие кадрового резерва, профессиональной базы, чтобы можно было в случае необходимости позвонить в агентство и тут же получить 5–6 резюме, к примеру, су-шефов, которые достойны и могут заменить ушедшего. Но подобной организации у нас нет, поэтому приходится самому искать сотрудника. А проверить, оправдает ли человек вложенные в него средства, я могу только на опыте. И часто он бывает печальным.

А гости часто хотят и роллы, и «Цезарь», и борщ сразу. Как с этим быть?

Мне кажется, мультиконцептуальное меню приводит к нивелированию кухни, когда теряется вся идея гастрономии. По сути, ты идешь в какое-то обезличенное место для чего? Еды поесть? Дайте полкило еды?! Я считаю, что если у тебя, например, грузинский ресторан, то делай грузинскую кухню, не превращайся в ресторан с общей кавказской кухней. Еще хуже, когда все бессмысленно перемешано: «Карбонара», «Цезарь», «Греческий», плов, рибай... Делается это как бы для клиента, но такое якобы разнообразие не способствует воспитанию вкуса потребителя, наоборот - подобный подход ведет к деградации. Это как у братьев Стругацких, помните, история про питательный брикет? Не хотелось бы, чтобы еда превратилась для человека в обыкновенное топливо.

На ваш взгляд, какое советское блюдо в «Центральном» удалось лучше всего?

Вы очень грамотно работаете с аудиторией - каждый ваш проект спозиционирован на определенную категорию гостей. И это явно не молодежь.


Интересно, а вы следите за стартапами? В Питере много интересных молодых рестораторов и шеф-поваров, которые экспериментируют с концепциями, продуктами, сезонностью и так далее.

По возможности слежу. Безусловно, появились молодые талантливые шеф-повара со своей авторской кухней: Женя Викентьев, Антон Абрезов, Игорь Гришечкин. Стали открываться авторские рестораны - то, что раньше было скрыто под брендом ресторатора или сетевой компании. Но первым в этом направлении, я считаю, был Анатолий Комм. Европа и даже в какой-то степени мир узнали, что существуют повара в России и с ними нужно считаться. А из рестораторов, конечно, первым был Аркадий Анатольевич Новиков. Он вообще, я считаю, ввел понятие «ресторатор». До него такой профессии не было, были кооператоры.

А вы сами больше кто - ресторатор или бизнесмен?

Благодарим ресторан «Центральный» за помощь в организации съемки.