Что значит хлеб и соль. Фразеологизмы со словом «хлеб» и их значение (с примерами)

С росы и воды

Древние славяне на Ивана Купала (7 июля) отмечали праздник росы. Они верили, что на рассвете этого дня роса обладает целебными свойствами, оказывает красоты и здоровья, поэтому ею умывались, промывая больные глаза, катались в росе, считая, что она передает земной плодовитость. Существует поговорка: "Дети - это Божья роса". По народным приметам, когда роса - это хорошая погода, а когда нет - будет дождь. Часто молоко называют "Божьей росой", потому что оно питает, добавляет здоровья.

Роса - единственная форма природной воды, которая оживляет землю, делает ее плодородной, смывает все нечистое, болезнетворное и плохо: недаром огонь и воду использовали как средства магического очистки. Поэтому наши предки искренне желали друг другу: "Будь богатым, как земля, а здоровым, как вода".

Выражение "с росы и воды Вам" означает пожелание хорошего здоровья, богатства, хорошего урожая.

Встречать хлебом-солью

Хлеб и соль в украинском издавна были знаком чистоты и благородства намерений, гостеприимства. С хлебом старосты приходили сватать девушку. Когда впервые бывали в гостях, обязательно дарили хозяевам хлеб. Хлебосольными хозяевами называли людей, которые умели принимать гостей.

Со времен Киевской Руси сохранился ритуал торжественно встречать хлебом-солью уважаемых людей.

В современном языке фразеологизм "встречать хлебом-солью" приобрел символическое значение: встречать гостеприимно, торжественно, чистосердечно.

Встреча за круглым столом

Корни этого фразеологизма уходит в глубину истории на полторы тысячи лет.

По легенде, отец британского короля Артура создал рыцарский орден Круглого Стола, к которому принадлежали двенадцать благородных и храбрых рыцарей. На советах и пирах они сидели за круглым столом, причем на каждой встрече рыцари передвигались на одно место по часовой стрелке, чтобы не показаться, что кому-то король проявляет больше или меньше уважения. Круглая форма стола означала равноправие, независимость тех, кто за ним сидел.

Итак, встреча за круглым столом - это встреча на равных правах, условие для обсуждения чего-то, переговоры по поводу чего-то.

Иду на вы

О прошлом Киевской Руси можно узнать из летописей - исторических сведений, в которых записи вели по годам. Кроме исторических фактов, в летописях содержится много народных преданий, легенд, а также высказываний известных людей. Сохранилась и фраза киевского князя Святослава "иду на вы", которой он объявлял войну врагам. Князь не нападал неожиданно, так как считал это подлостью. Он посылал своему противнику гонца, которому велел перевести эти слова.

Теперь выражение "иду на вы" чаще употребляют в ироническом, шутливом смысле: выступать "войной".

Иван безродный

Появление этого высказывания обусловлена общественно-историческими обстоятельствами. По времен крепостничества люди бежали из-под панского гнета. Когда они нанимались на заработки, то должны были скрывать свое имя, чтобы не быть пойманными и возвращенными господину. Поэтому крестьяне называли себя Иванами безродными, непамьятущимы. Позже так стали называть людей, которые умышленно забывали свой род, страну. Это люди духовно нищие, без принципов, традиций, убеждений. В народе их часто называют сиротами или манкуртами.

Имя им - легион

Это библейский фразеологизм. В Евангелии от Луки (8:30) рассказывается, как Иисус Христос вышел на берег и увидел человека, имевшего в своем теле бесов. Мужчина упал к Его ногам, демон его устами умолял, чтобы Спаситель не мучил его, потому что Иисус велел нечистому выйти из мужчины. Тогда Христос спросил: "Как тебя по имени?". Он сказал: "Легион имя моей", много-то бесов было в том человеке. Вышли демоны из супругов вселились в стадо свиней, а те бросились с крутизны и утонули.

В переносном смысле фразеологизм "имя им - легион" означает огромное количество, очень много.

353 0

Устар. Прост. Приветствие тем, кого застали за едой. Поздоровавшись, Ларион говорит: - Хлеб-соль вашей милости! - Садись с нами откушать, - приглашает Фроська добродушно (Новиков-Прибой. Лишний). В одном месте они [бурсаки ] натолкнулись на кучку рабочих, которые… на берегу варили кашу. «Хлеб да соль!» - говорят. - «Хлеба-соли кушать» (Помяловский. Очерки бурсы). Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008


Значения в других словарях

Хлеб да соль!

Устар. Прост. Приветствие тем, кого застали за едой. Поздоровавшись, Ларион говорит: - Хлеб-соль вашей милости! - Садись с нами откушать, - приглашает Фроська добродушно (Новиков-Прибой. Лишний). В одном месте они [бурсаки] натолкнулись на кучку рабочих, которые… на берегу варили кашу. «Хлеб да соль!» - говорят. - «Хлеба-соли кушать» (Помяловский. Очерки бурсы). Фразеологический словарь русского л...

Хлеб насущный

Экспрес. Высок. 1. Самые необходимые средства для жизни, для существования. Люди помышляют не об одном хлебе насущном. Они заботятся не только о себе, но и о природе своего края (И. Рябов. Годы и люди). 2. Что-либо самое важное, жизненно необходимое. Нарождается новый читатель, массовый, для него литература не забава сытых людей, а хлеб насущный (Скиталец. Максим Горький). - Из молитвы в Евангелии...

Хлеб-соль

ХЛЕБ-СОЛЬ. 1. Традиционное народное название угощения (различных видов пищи и напитков). [Пётр:] Принимай сватов, князь Роман Борисович. [Буйносов:] Обрадовали, дорогие сваты. Садитесь, дорогие сваты. Не побрезгуйте нашей хлебом-солью (А. Н. Толстой. Пётр Первый). 2. Пропитание; заботы, попечение. Замирая, Надя поднялась ей навстречу. Но бабка не обратила на неё никакого внимания, а подошла к Ольг...

Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.

Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда. До наших дней дошли поговорки «Что есть в печи, все на стол мечи», «Хоть не богат, но гостям рад», «Гостю щей не жалей, погуще налей».

Если же о предстоящей встрече гостей было известно заранее, то готовиться начинали за несколько дней. Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома или женщина, которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега». Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину и желая ему процветания и достатка.

«Всякий путешественник был для славян как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…», -
Н.М. Карамзин.

Традиционная русская трапеза

Если в доме принимали гостей, трапеза начиналась и шла по определенному сценарию. Стол, который буквально ломился от разнообразных блюд, располагался в «красном углу» рядом с приделанными к стене неподвижными лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.

По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки. После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью.

Невозможно представить себе русский стол без хлеба и соли: «Без соли, без хлеба худая беседа», «Хлеб на стол, так и стол - престол», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай», «Без хлеба - смерть, без соли смех».

Отказавшись разделить с хозяевами дома «хлеб да соль», можно было нанести им несмываемую обиду. Во время трапезы было принято усиленно потчевать гостей. И если гости ели мало, хозяева уговаривали их отведать то или иное блюдо, преклоняя колени.

И сегодня «хлеб-солью» встречаем

Наш народ по-прежнему открыт, гостеприимен, радушен. И традиция встречать дорогих гостей не только приветственным словом, но и хлебом-солью сохранилась и в наши дни. К примеру, в день свадьбы мать жениха преподносит молодым свадебный каравай - символ чистых мыслей и добрых намерений. Это означает, что родители принимают в семью молодую жену, с которой теперь предстоит жить рядом и делить все беды и радости.

Конечно, в чистом виде церемония чаще используется на официальных встречах или в праздничные, торжественные моменты. Например, праздничным караваем встречают жители города дорогих гостей.

Традиция встречать новобрачных хлебом-солью уходит корнями в глубокое прошлое. При этом и в настоящее время большинство семей не пренебрегают данным обрядом и с удовольствием готовят вкусный каравай и ставят на него солонку с рассыпчатой специей, готовясь к бракосочетанию сына.

О традиции хлебом-солью

Хлебом с солью встречают родители новоиспеченного мужа свою молодую невестку. Дело в том, что раньше женщина, выходившая замуж, принималась в семью мужа и жила вместе с ним в большом доме его родителей. Сразу после обряда бракосочетания молодые супруги ехали к мужу, где невеста должна была отведать хлеб-соль. Это символизировало, что свекры приняли ее в свой дом, свою семью, свои сердца.

Прежде чем отведать кусочек каравая, родители благословляли детей иконой. Затем муж и жена по очереди откусывали по кусочку хлеба, макали в соль и кормили друг дружку. Чей кусок оказывался больше, тот и считался в хозяином в молодой семье. После этого жених подхватывал новобрачную на руки и заносил в дом. Недоеденный каравай заворачивали в салфетку и относили в церковь. Считалась, что это принесет мир и любовь в семью детей.

О традиции встречать молодоженов хлебом-солью

В настоящее время жизнь сильно изменилась, но традиция осталась. Только в немного видоизмененном варианте. Зачастую родители жениха встречают молодых с караваем не в своем доме, а у дверей ресторана, в котором планируется празднование свадьбы. Связано это и с тем, что не всегда удобно заезжать в дом родителей мужа, и с тем, что молодые семьи в основном живут самостоятельно, без родителей.

Во время церемонии откусывания хлеба гости обсыпают молодых конфетами, монетками и лепестками цветов. Что символизирует пожелания молодой семьи сладкой счастливой жизни, финансового благополучия, любви и нежности.

После того, как молодожены откусили по кусочку каравая, часто его разламывают пополам и отдают жениху и невесте. Они одновременно начинают кормить гостей, кто быстрее справился с заданием - тот кормилец в доме.

Хлеб-соль

С давних времен на Руси особым почтением пользовались оба эти продукта. Хлеб всегда был пищей, входящей в ежедневный рацион практически каждого человека и пользовался особым уважением и почтением. Соль считалась дефицитным, дорогостоящим продуктом. Им даже предписывались особые магические свойства. Так, соль, по поверьям, способна защитить от всякой нечисти, а хлеб способствует установлению мира и дружбы между людьми.

Предложение отведать хлеб с солью говорит о дружелюбии и гостеприимстве хозяев. Отказ же от предложенного угощения расценивался как серьезное оскорбление.

Совет 3: Как возникла традиция встречать гостей хлебом и солью

Традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью с давних пор существует на Руси. Отчасти она сохраняется и до наших дней. Хлебом и солью по сей день принято встречать молодоженов. В особо торжественных случаях хлебом и солью встречают делегации, прибывающие из других городов и стран. Благодаря этой прекрасной традиции, пошла слава о русском «хлебосольстве» - всегдашнем умении достойно принять гостей.

Символика хлеба и соли

В Древней Руси хлеб являлся символом богатства и благополучия. Особое придавалось соли: она считалась оберегом от нечистой силы. Встреча гостя хлебом и была началом долгой и сердечной дружбы. Если же гость по каким-то причинам отказывался принять «хлеб да соль», это считалось страшным оскорблением для хозяев.

Во время трапезы, вместо современного пожелания «Приятного аппетита!», звучало «Хлеб да соль!». Считалось, что это помогает прогнать злых духов. Хлеб и соль брали с собой как . Даже цари могли послать в дар подданным хлеб и соль со своего стола в знак проявления высшей милости.

В те далекие времена хлеба и соли употреблялось в пищу гораздо больше, чем сейчас. Возможно, поэтому возникла поговорка: чтобы лучше узнать человека, необходимо съесть с ним пуд соли.

Соль дороже золота

Некоторые исследователи русского языка считают, что слово «соль» произошло от старинного названия Солнца, звучавшего как «Солонь». С солью было связано немало народных примет и суеверий. Например, плохой приметой считалось просыпать соль. Возникла она потому, что соль на Руси была очень дорогим продуктом. Солонку на стол ставили лишь для очень дорогих гостей. Если гость случайно или – чего доброго! – умышленно просыпал соль, это считалось проявлением неуважения к хозяевам. Потому и говорят до сих: «Соль просыпать – к ссоре!».

Поскольку соль не только не портится сама, но и помогает сохранить другие продукты, она считалась также символом бессмертия. Возможно, поэтому еще язычники старались носить с собой мешочек соли для защиты от ведьм и прочей нечистой силы.

О значении соли в жизни славянских народов рассказывает словацкая сказка «Соль дороже злата». Ее героиня принцесса Марушка сравнила свою любовь к отцу с любовью к соли, вызвав тем самым страшный гнев с его стороны. Лишь когда во всем королевстве не осталось соли, по волшебству превратившейся в золото, король-отец в полной мере осознал свою ошибку.

Когда хлебом и солью встречают молодых во время свадебного обряда, родители жениха таким образом выражают готовность принять в семью жену своего сына. При этом румяный каравай обязательно подносят на красивом вышитом полотенце, символизирующем чистоту и светлые помыслы.

Несмотря на то, что традиция встречи гостей хлебом и солью является очень древней, она по сей день не ушла из русской культуры и стала символом гостеприимства как одного из лучших качеств русского народа.

Видео по теме

Хлеб и соль издавна были соединены вместе в русской речи, что нашло отражение в пословице: «Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно». А само выражение «хлеб-соль» сначала означало просто еду, пищу, а позже - угощение. Этот древнейший обычай сохранился с незапамятных времен. В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать - будет твоему дому достаток и полнота.

Преломив хлеб и обмакнув его в соль, гость как бы устанавливает особые доверительные отношения с хозяевами, признается в чистоте своих намерений и помыслов. Дуэт хлеба и соли не случаен: пшеничный или ржаной душистый каравай символизировал благополучие и достаток, а соли - редкой в те времена специи- приписывали способность охранять от злых духов. Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль».

Если в доме принимали гостей, трапеза начиналась и шла по определенному сценарию.

Стол, по обыкновению ломящийся от блюд, располагался в «красном углу» рядом с лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.

По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки.

После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью.


Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между гостем и хозяином дружеские доверительные отношения; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдёшь!»


В 17 в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб - первое, что клали на стол за трапезой царя.

Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось пристальное внимание. Рассыплется соль - к беде, ссоре, ведь соль - символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре. Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым", пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал».


По старинному русскому обычаю родители встречают молодоженов с хлебом солью и приглашают всех гостей к праздничному столу.


Молодожены обязательно откусывают от каравая, выясняя, кто из них будет "первым" в семье, и принимая благословение своей семье.


Поговорки о хлебе и соли

  • Хлеб-соль водить (знаться, дружиться с кем)
  • Я помню твою хлеб-соль
  • Хлеб-соль взаимное дело
  • От хлеба-соли не отказываются
  • Хлеб да соль, и обед пошёл!
  • Без хлеба-соли обедать не садятся
  • Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай
  • Молода: хлебом-солью отца мать не объела
  • Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы)
  • Хлеб-соль да камень за пазухой носи
  • Не за хлебом-солью сказано (дурное слово)
  • После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают
  • Хлеб-соль платежом красна
  • Хлеб-соль на столе, а руки свое(и)
  • Хлеб-соль ешь, а правду режь (или: а правду-матку режь)
  • Хлеб-соль водить — не безмен носить (не с безменом ходить)
  • Хлеб-соль не бранится (не бранит)
  • Боронись хлебом-солью
  • Хлеб-соль заемное (взаимное, отплатное) дело
  • Кинь хлеб-соль назади, очутится впереди
  • Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве)
  • Хорош тот, кто поит да кормит; а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит
  • За хлеб, за соль, за щи с квасом, за лапшу, за кашу, за милость вашу (благодарим)!
  • «Хлеб-соль!» или «хлеб да соль!» — пожеланье, привет вошедшего в избу во время обеда; ответ: «просим!» или шуточн. «ешь, да свой!»
  • Тебе хлеб-соль — мне дрему и сон
  • Лучше хлеба с солью не придумаешь

С древних времен у человека сформировалось особое отношение к хлебу – почтительное, уважительное. Достаток в доме крестьянина всегда определялся количеством запасенного хлеба. Уважительное отношение к хлебу породило ряд фразеологизмов с этим словом, а также с родственным ему словом «хлебать».

Не хлебом единым
Так говорят, когда хотят подчеркнуть, что для человека важны не только и не столько материальные потребности. Большую роль в жизни людей играют потребности духовные.

Не хлебом единым жив человек — эту фразу он слышал не раз, и был с ней полностью согласен.

Перебиваться с хлеба на квас
Жить бедно, впроголодь.

Он привык жить на широкую ногу, перебиваться с хлеба на квас — это перечило его натуре.

Хлеба и зрелищ!
Выражение используется, как требование бесплатной пищи и развлечений. Происходит из времен Римской империи, правители которой, ради укрепления своей власти раздавали небогатым римлянам бесплатную пищу и устраивали для них бесплатные представления. В те времена толпы бездельников расхаживали по Риму и скандировали лозунг «Хлеба и зрелищ!»

«Хлеба и зрелищ!» — требовали рассерженные горожане.

Хлебом не корми
Так говорят, когда ради любимого занятия человек готов отказаться от чего-то ценного.

Василия Яковлевича хлебом не корми, дай наработаться на огороде.

«Хлеб-соль!»
Распространенное приветствие к гостям, приглашение к столу. Хлеб и соль у многих народов являются символом богатства и достатка. Предложение отведать хлеба с солью является признаком радушного отношения к гостям. Гостеприимных хозяев принято называть хлебосольными.

«Хлеб-соль!» — сказала Марфа Тимофеевна людям, сошедшим с парохода.

Хлеб насущный
То, что необходимо для жизни человека, его существования. Выражение происходит из библейских текстов.

В докладе председателя прозвучала фраза: «Ведь именно на земле создается основа благополучия области, взращивается хлеб насущный».

Хлебное место
Выгодная должность, приносящая определенные доходы человеку.

Повезло Сергееву, хорошо устроился, попал на хлебное место.

За семь верст киселя хлебать
Ехать куда–то далеко, без особой на то надобности.

Нет, не поеду знакомиться с новыми поселенцами, кому охота ехать за семь верст киселя хлебать?

Уйти несолоно хлебавши
То есть недополучить чего-то. Выражение происходит из тех времен, когда соль была очень дорогим продуктом. Всю пищу поэтому варили без соли, а уже за столом хозяин собственной рукой солил приготовленную пищу. Количеством соли, добавляемой в пищу гостю, выражалось степень почтения к нему. Наиболее почетным гостям пищу часто пересаливали, а иные выходили из-за стола, так и не отведав вкуса соли.

Василий Дмитриевич в столовую не пошел, решил зайти к родственникам Тимофея, да так и ушел несолоно хлебавши.

Расхлебывать кашу
Решать сложные, запутанные вопросы, проблемы.

Расхлебывать кашу придётся Варваре Павловне, она теперь у них главная.

Лаптем щи хлебать
Жить в нищете, в невежестве и отсталости, то есть речь идет о крайней степени деградации человека. Существует и обратное выражение «Не лаптем щи хлебает». Так говорят о человеке сообразительном, смекалистом.

Совсем опустился Петрович — лаптем щи хлебает. Да что с него возьмёшь? Интерес к жизни потерял.