Пластмассовая еда. На витрине муляж: Как японцы создали рынок искусственной еды на $150 млн

Невозможно с точностью сказать, когда в Японию пришла эта мода - Курокава предполагает, что это случилось в начале эпохи Сёва, в 1920-е годы, когда в меню ресторанов по всей стране стали появляться западные блюда. Никто не знал, из чего они состоят, сколько весят, с чем их сочетать и как вообще всё это выглядит. Есть и ещё одна теория: журналист Ясунобу Носа в своей книге «Японцы едят глазами» выдвинул версию об особенности японской культуры - сначала «пробовать» продукт визуально и только потом есть.

Как делают искусственные блюда и продукты

Чтобы сделать муляж, нужно взять настоящий продукт, например кусок бифштекса, и окунуть его в силикон для создания пустой формочки. Потом в формочку наливают жидкий пластик и ждут, пока он затвердеет. Заключительный этап - расписывание предмета. «Окраска - самый важный шаг, - утверждает директор по производству Iwasaki Be-I Йоити Симидзу. - Финальный штрих, который часто используют для приукрашивания товаров, - глазурирование».

Производители пытаются в деталях повторить каждое блюдо. Обычно пластиковые лапша и рис массово производятся на заводах, а более сложные элементы тщательно обрабатываются вручную. «Внешний вид даже такого простого блюда, как чаша рамен, отличается в разных магазинах, - объясняет Курокава. - Каждый раз мы запрашиваем у клиентов их продукты, поэтому каждая пластиковая копия уникальна». В некоторых случаях отдельно производятся даже зёрна риса. Мастер компании Maizuru Sample Goods Этсуи Исозаки рассказывал : цвета и детали должны проработаны так, чтобы посетитель ресторана понимал, холодным должно быть блюдо или горячим. Например, ломтики обжаренной в масле капусты не изготавливают из монолитного куска пластика. Каждый ломтик делают отдельно и придают ему индивидуальную форму и размер.

Сложнее всего делать сырую еду. Воссоздать приготовленное на гриле филе рыбы или сашими можно за несколько часов, а свежую рыбу придётся делать от десяти дней до двух недель. Иногда ненастоящие продукты питания проходят те же этапы обработки, что и реальные. Реплика хрустящего внешнего слоя креветки в темпуре, например, создаётся с использованием масла, а муляж лапши для национального блюда соба делают, смешивая особый порошок с водой, а затем прогоняя полученную массу через машинку для резки лапши.

Сколько стоит пластиковая лапша

Из-за ручного труда пластиковая еда стоит довольно дорого - муляж целого блюда может обойтись в $300, то есть примерно в десять раз дороже своих съедобных аналогов.

Рестораны в Японии часто демонстрируют очень аппетитную еду на своих витринах – суши, лапшу, гамбургеры, супы и мороженое. Удивительно, но они не предназначены для еды и сделаны из пластика. Эти точные копии блюд удивительно реалистичны, и рестораны показывают их потенциальным клиентам в качестве меню. Таким образом клиент может сразу увидеть, что предложат в ресторане. Эта очень интересная практика была придумана специально для туристов, так как рестораны в Японии печатают меню только на японском языке. Вместо того, чтобы пытаться выяснить правильный японский перевод, клиенты могут просто указать на окно витрины.

Модели блюд под названием сампуру начали появляться в Японии почти столетие тому назад, в 1917 году. В начале они использовались просто для художественного оформления дома, точно так же, как искусственные комнатные растения. Только несколько лет спустя один ресторан в Токио решил использовать модель для привлечения клиентов. Это не только визуально приятно, но и выгодно, так как еда из пластика не портится и нет необходимости менять её по прошествии некоторого времени. Теперь нет необходимости догадываться, что же там такое вам предлагают в меню и как в итоге будет выглядеть само блюдо. Эти макеты точно подскажут вам, какой будет еда с точки зрения формы, размера и цвета. Ресторан может потратить целый миллион иен (8,500 долларов США) на пластмассовые точные копии, так как это важнейший инструмент маркетинга.


Приблизительно дюжина поддельных фабрик питания работает в Японии, производя пластмассовые точные копии блюд для ресторанов и коллекционеров. Одним из первых пионеров пищевой промышленности точной копии стал бизнесмен Рюзо Ивасаки, который начал продавать его создания в Осаке с 1932 года. Добившись успеха в большом городе, он вернулся в свой родной город в префектуре Гифу, где со временем основал настоящую империю искусственного питания. Ивасаки все еще является крупнейшим изготовителем пластиковых блюд в Японии, охватывая 80% пластмассового продовольственного рынка.

Создание пластмассовой еды является искусством и изготовители отчаянно охраняют свои коммерческие тайны. Процесс, как правило, начинается с фактической еды, которую доставляют на фабрику из ресторана. Изготавливается специальная форма, которая затем заливается жидким винилом. После застывания форма снимается, и макет вручную раскрашивается талантливыми мастерами. Мастера предварительно исследуют каждую деталь блюда, нанося масляные краски на пластик специальными щетками. Точные копии воспроизводят каждую деталь реальной еды, вплоть до степени прожаренности стейка.


Если вы хотите приобрести эти удивительные модели, посетите Kappabashi-dori — улицу в Токио, расположенную между районами Ueno и Asakusa. Улица под названием “Кухонный Город” усеяна магазинами ресторанной тематики, включая блюда, кухонную посуду, бамбуковые подносы, печи, столы, стулья, и конечно, пластмассовые точные копии всевозможных кулинарных шедевров.

Японские рестораны часто демонстрируют в своих витринах аппетитный ассортимент блюд: суши, лапша, супы и гамбургеры. Как вы понимаете, с витрины никто не согласится кушать. Но эту еду даже если захотеть - не удастся съесть.

Живописное меню вполне удовлетворит большую часть посетителей ресторанов во всем мире, но только не в Японии. Образ в этой стране - это все, и перед тем, как принимать пищу, люди хотят увидеть, как именно выглядит то, что они могут заказать. И тут становятся поистине незаменимыми витрины с очень похожими на натуральные пластиковыми блюдами.

Давайте посмотрим на них подробнее …


1. Дело в том, что практически везде выставляются реалистичные пластиковые муляжи блюд. Суть состоит не только в том, чтобы потенциальный посетитель при виде такой красоты мигом согласился зайти в ресторан потрапезничать. Дело в том, что большинство меню на японском языке и туристам сложно ориентироваться в блюдах. Наглядность помогает найти взаимопонимание без знания языка. Эти реплики здесь называются sampuru и они появились в Японии почти столетие назад. Правда, изначально их использовали для украшения домов. Стоимость «полного меню» может обойтись ресторану в сумму, превышающую $8500.

Изготовление муляжей блюд в Японии начинается уже в 1917 году, но только в 1926 году некий владелец ресторана решился украсить ими стеклянную витрину для привлечения посетителей. Его новшество оказалось очень удачным, и публика валом повалила в его заведение, надеясь отведать деликатесы, которые привлекли их внимание в витрине. А вскоре примеру находчивого японца последовали другие хозяева ресторанов, а изготовление муляжей блюд стало приносить значительный доход.

AT-M Ad

2. В 1932 году Ивасаки Рюцо (Iwasaki Ryuzo) была основана компания, занимающаяся изготовлением и продажей муляжей блюд для ресторанов, и в настоящее время его фирма является самым популярным изготовителем пластиковых блюд. Дело это очень прибыльное, как свидетельствуют исследования, годовые доходы исчисляются миллиардами йен. Совершенные муляжи блюд, неотличимые от оригинала, могут стоить ресторанам до миллиона йен.


3. В прежние времена муляжи блюд изготавливались из воска. Воск плавили и заливали в формы из кантена (желе из морских водорослей), теперь же используются силиконовые формы, которые заполняются жидким пластиком, а потом нагреваются до затвердевания. Современные материалы и технологии способствуют тому, что муляжи приобретают более натуральный вид.


4. Рестораторы отправляют изготовителям муляжей те блюда или продукты и их фотографии, копии которых им необходимы. Силикон затвердевает в форме, которую позже заполняют жидким пластиком и отправляют в печь. Следующий этап - это самое главное, а именно оформление. В арсенале художника, занимающегося изготовлением муляжей, — масляные краски, обычные кисти, скальпели и инструменты для резьбы. Однако, у каждого мастера есть и свои профессиональные секреты.


5. Рестораны теперь сплошь очень требовательные, поэтому каждое блюдо должно быть максимально похоже на оригинал. Изготовители муляжей владеют основами ремесла, однако, им часто приходится импровизировать и разрабатывать новые приемы изготовления, чтобы их произведения выглядели аппетитнее своих съедобных оригиналов.


6. Именно муляжи призваны убедить посетителя ресторана сделать заказ, так что внешний вид играет огромную роль.


7. Клиентам в Японии легче, потому что посетителям ресторанов во всех остальных странах о том, как выглядит заказанное ими блюдо, приходится только догадываться. Случается, впрочем, что реальное блюдо выглядит не так аппетитно, как его пластиковый двойник, но, по крайней мере, клиент перед заказом имеет представление о том, что он будет есть.


8. Такие аппетитные муляжи блюд пользуются популярностью по всей Японии, а соседние страны, Корея и Китай, также начали использовать этот изобретательный маркетинговый ход.


9. Изготовление таких муляжей - настоящее искусство, некоторые особо удачные копии вошли в число экспонатов Музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Пластиковая еда January 12th, 2015

Японские рестораны часто демонстрируют в своих витринах аппетитный ассортимент блюд: суши, лапша, супы и гамбургеры. Как вы понимаете, с витрины никто не согласится кушать. Но эту еду даже если захотеть – не удастся съесть.

Живописное меню вполне удовлетворит большую часть посетителей ресторанов во всем мире, но только не в Японии. Образ в этой стране – это все, и перед тем, как принимать пищу, люди хотят увидеть, как именно выглядит то, что они могут заказать. И тут становятся поистине незаменимыми витрины с очень похожими на натуральные пластиковыми блюдами.

Давайте посмотрим на них подробнее …

Дело в том, что практически везде выставляются реалистичные пластиковые муляжи блюд. Суть состоит не только в том, чтобы потенциальный посетитель при виде такой красоты мигом согласился зайти в ресторан потрапезничать. Дело в том, что большинство меню на японском языке и туристам сложно ориентироваться в блюдах. Наглядность помогает найти взаимопонимание без знания языка. Эти реплики здесь называются sampuru и они появились в Японии почти столетие назад. Правда, изначально их использовали для украшения домов. Стоимость «полного меню» может обойтись ресторану в сумму, превышающую $8500.

Изготовление муляжей блюд в Японии начинается уже в 1917 году, но только в 1926 году некий владелец ресторана решился украсить ими стеклянную витрину для привлечения посетителей. Его новшество оказалось очень удачным, и публика валом повалила в его заведение, надеясь отведать деликатесы, которые привлекли их внимание в витрине. А вскоре примеру находчивого японца последовали другие хозяева ресторанов, а изготовление муляжей блюд стало приносить значительный доход.

2. В 1932 году Ивасаки Рюцо (Iwasaki Ryuzo) была основана компания, занимающаяся изготовлением и продажей муляжей блюд для ресторанов, и в настоящее время его фирма является самым популярным изготовителем пластиковых блюд. Дело это очень прибыльное, как свидетельствуют исследования, годовые доходы исчисляются миллиардами йен. Совершенные муляжи блюд, неотличимые от оригинала, могут стоить ресторанам до миллиона йен.

3. В прежние времена муляжи блюд изготавливались из воска. Воск плавили и заливали в формы из кантена (желе из морских водорослей), теперь же используются силиконовые формы, которые заполняются жидким пластиком, а потом нагреваются до затвердевания. Современные материалы и технологии способствуют тому, что муляжи приобретают более натуральный вид.

4. Рестораторы отправляют изготовителям муляжей те блюда или продукты и их фотографии, копии которых им необходимы. Силикон затвердевает в форме, которую позже заполняют жидким пластиком и отправляют в печь. Следующий этап – это самое главное, а именно оформление. В арсенале художника, занимающегося изготовлением муляжей, - масляные краски, обычные кисти, скальпели и инструменты для резьбы. Однако, у каждого мастера есть и свои профессиональные секреты.

5. Рестораны теперь сплошь очень требовательные, поэтому каждое блюдо должно быть максимально похоже на оригинал. Изготовители муляжей владеют основами ремесла, однако, им часто приходится импровизировать и разрабатывать новые приемы изготовления, чтобы их произведения выглядели аппетитнее своих съедобных оригиналов.

6. Именно муляжи призваны убедить посетителя ресторана сделать заказ, так что внешний вид играет огромную роль.

7. Клиентам в Японии легче, потому что посетителям ресторанов во всех остальных странах о том, как выглядит заказанное ими блюдо, приходится только догадываться. Случается, впрочем, что реальное блюдо выглядит не так аппетитно, как его пластиковый двойник, но, по крайней мере, клиент перед заказом имеет представление о том, что он будет есть.

8. Такие аппетитные муляжи блюд пользуются популярностью по всей Японии, а соседние страны, Корея и Китай, также начали использовать этот изобретательный маркетинговый ход.

9. Изготовление таких муляжей – настоящее искусство, некоторые особо удачные копии вошли в число экспонатов Музея Виктории и Альберта в Лондоне.