История пьянства на Руси: от «Царёва кабака» Ивана Грозного до «сухого» закона Николая II.


Пьянство – огромная социальная проблема, с которой в России борются давно и не всегда успешно. Существует даже мнение, что русские пьют больше всех в мире, что это их генетическая особенность. Так ли это? И всегда ли Россия была олицетворением пьяного угара?

Древняя Русь – хмельные напитки

В стародавние времена на Руси алкогольные, а правильнее сказать, исключительно хмельные напитки употребляли нечасто, на тризнах, игрищах, пирах. К тому же самыми популярными были медовуха, пиво и брага, которые изготавливались на основе меда, и потому не столько опьяняли, сколько бодрили. Вино, сделанное из винограда, стали пить лишь с X века, когда оно пришло из Византии.


Всем в детстве читали русские народные сказки, поэтому поговорка о меде и пиве, которые по усам текли-текли, а в рот так и не попали, знакома каждому. Что имелось под выражением «не попало в рот»? А смысл в том, что хмельные напитки не пили просто так, их подавали как приятное дополнение к щедрой трапезе.

Напитков было много, и все они были очень вкусные. Начиная со времен правления Владимира Великого и до середины XVI века использовали хмельные напитки на основе забродившего мёда или виноградного сока. Это были квас, сито, березовица, мед, вино, пиво, сикера, упомянутые выше и ставшие национальными напитками медовуха и брага.

Надо отметить, что письменных свидетельств, что в Древней Руси пьянство считалось тяжёлой социальной проблемой, нет. Старики времен Киевской Руси говорили молодёжи, чтобы они пили вино ради веселья, но не для того, чтобы сильно опьянеть: «пейте, да не упивайтесь».

Есть мнение, что великий князь Киевский Владимир выбрал религией для Руси православие, так как оно напрямую не запрещало хмельные напитки.

Начало «пьяной эпохи»

Сегодня Россия у многих иностранцев ассоциируется с водкой. Когда этот напиток появился повсеместно, сказать невозможно. Однако есть некоторые документы, в которых можно найти сведения, что во второй половине XV века в России началась переработка ржи, научились изготавливать чистый спирт.


Чуть ранее, в 1533 году Иван Грозный выпустил приказ об открытии «Царёва кабака», который стал первым в стране питейным заведением. Начало XV века для России ознаменовалось появлением таких напитков, как хлебное, варёное и горячее вино. И это были уже не безобидные хмельные напитки из винограда или меда, а самый настоящий самогон, который получали при помощи перегонки.

Простой люд не мог позволить себе напиваться ежедневно, как это делали царские опричники. Рабочие люди баловались алкоголем в Святую неделю, на Рождество, в Дмитровскую субботу. К этому же периоду относятся и первые попытки борьбы с пьянством: если простолюдин напивался в неподобающая время, его безжалостно избивали батогами, а тому, кто перешел все границы, светила тюрьма.

Если рассмотреть пьянство как способ получения прибыли, то именно при Иване Грозном это явление стало распространяться. После «запуска» первого царёва кабака прошло немного лет, и в 1555 году царь разрешил открывать кабаки по всей территории Руси. Кажется, ничего особо страшного не произошло, однако в этих заведениях не подавалась еда, и ее запрещали приносить с собой. Дорвавшийся до спиртного человек, употребляя алкоголь без закуски, мог спустить за день всё, что у него было с собой, вплоть до одежды.

Толчок развитию пьянства дало и то, что всем крестьянам, простолюдинам и посадским было официально запрещено изготавливать в своём доме хмельные напитки и самогон. Естественно, люди стали посещать питейные заведения всё чаще и чаще. Началась пьяная эпоха, когда кабаки получали огромные прибыли, шедшие в Государственную (Царёву) казну.

Вклад в развитие пьянство внес Борис Годунов, при котором на территории Руси были безжалостно закрыты все корчмы, где подавали не только алкоголь, но и еду. Монополия государства в торговле водкой была узаконена. В 1598 году царь выпускает указ, который гласит, что частные лица не имеют право торговать водкой ни на каких условиях. Прошло всего сто лет, а пьянство схватило Россию за горло своей железной рукой.

Title="Николай Неврев. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. 1866 г.
Купцам разрешалось пить и закусывать дома." border="0" vspace="5">


Николай Неврев. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. 1866 г.
Купцам разрешалось пить и закусывать дома.

По словам прусского дипломата Адама Олеария, который создал известные «Описания путешествия в Московию», он был поражён количеству пьяных, валяющихся на улице. Пили мужчины и женщины, молодые и старые, священники и светские люди, простолюдины и титулованные особы. К сожалению, такие русские национальные черты как гостеприимство, сыграли в распространении пьянства не последнюю роль. В России было принято встречать гостя радушно, с трапезой и алкоголем. Если гость мог выпить всё, что ему наливали, то к нему относились лучше, чем к тому, кто пил «худо». Это отмечал дипломат Питер Петрей в своих «Московских Хрониках».

Борьба с пьянством

Началом борьбы с пьянством можно читать 1648 год, когда начались так называемые кабацкие бунты. Причина была проста: простолюдины просто не могли отдать все долги за выпитое в этих заведениях. Владельцы кабаков тоже не хотели остаться внакладе, поэтому кабацкая водка становилось всё хуже и хуже качеством. Бунты были настолько сильными, что без применения военной силы и их подавить не удалось.

Этот факт не прошел мимо царя Алексея Михайловича, которым в 1652 году был созван Земский собор, получивший историческое название «собора о кабаках». Результатом был указ об ограничении числа питейных точек на территории России и определении запрещенных для продажи алкоголя дней. Надо сказать, что их было немало, целых 180. Также царь запретил продавать водку в долг. Были повышены цены на этот продукт аж в три раза. Один человек мог купить только одну чарочку водки, которая тогда имела объем 143,5 грамм.


Патриарх Никон, имеющий большое влияние на царя, настоял на запрещении продажи алкоголя «священническим и иноческим» особам. В церквях усиленно читались проповеди о том, что пьянство - грех и вред для здоровья. Это имело положительный эффект, к пьяницам стало формироваться отрицательное отношение, а не такое терпимое, как ранее.

Всё бы было хорошо, если бы царский указ беспрекословно соблюдался в течение долгих лет. Нет, этого не произошло. Количество кабаков не уменьшилось, а остальные пункты указа работали примерно семь лет.

К сожалению, экономическая выгода не позволила сильно сократить торговлю алкоголем. Когда водочная выручка быстро поползла вниз, государственные интересы перевесили. Однако до того, как к власти пришел Петр 1, пьяницами становились в основном малоимущие люди, которые употребляли алкоголь в кабаках. Купцам и аристократам было можно лакомиться вином дома, используя обильную закуску, потому среди них спившихся личностей было значительно меньше.

Петр I тоже пытался бороться с пьянством. Например, он приказал выпустить медали весом более 7 кг и раздавать их всем, кто был замечен в сильном пьянстве. Носить такую медаль нужно было семь дней, снимать ее запрещалось.

Кампания за трезвость и ее результаты

В 1914 году была начата компания за трезвость. Во время мобилизации на основе царского указа продажа любого спиртного было строго запрещена. Это был тот самый Сухой закон, о котором сегодня много говорят. Чуть позднее местные общины получили право самостоятельно решать, осуществлять торговлю алкоголем или же нет.


Эффект превзошел все ожидания. Царский указ был поддержан в большинстве регионов, и всего за год потребление алкогольных напитков уменьшилась в 24 раза. Отмечалось уменьшение больных с диагнозом алкогольный психоз, снизилось количество прогулов и «пьяных» травм. Широко развернулись агитационные кампании, направленные против пьянства.

Однако эта продолжалась недолго. Постепенно достигнутые эффекты стали сходить на нет, самогоноварение и производство подпольного алкоголя увеличились очень сильно.

Производство спирта продолжалось, и появилась проблема его хранения. В сентябре 1916 года Советом министров оно было запрещено, а запасы продукта должны были быть уничтожены, что привело к существенному снижению доходов государства.

Чтобы компенсировать потери от сухого закона, повышались налоги. Дрова и лекарства, спички и соль, табак, сахар и чай – все подорожало. Были увеличены пассажирские и грузовые пошлины. А народ продолжал гнать самогон и пить.


Пьянство стало настигать не только простолюдинов, но и дворянство, интеллигенцию. Так называемые земские гусары (сотрудники службы обеспечения, которые не участвовали в боевых действиях), развернулись вовсю, воруя и спекулируя алкоголем. Между городскими думами и земствами возникла борьба за расширение влияния, проходящая под знаком компании за трезвость, что превратило сухой закон в причину расшатывания социально-экономического положения Российской империи.

И в продолжение темы рассказ о том,

Верным помощником насилия издавна служил алкоголь.
Обессиленному вином не до сопротивления. Он не думает о тяжёлой жизни, в нем гаснут порывы к свободе.
К тому же торговля хмельным приносит огромные барыши. Это тоже один из способов разбогатеть. Вот почему ею не брезговали самые высокопоставленные особы, даже сам царь. Торговала спиртным и церковь.
Не все знают, что первый кабак в России открыл Иван Грозный. В Москве, на Балчуге, поставили дом для увеселения опричников, где и подавали к столу курное вино, то есть водку. Дом по-татарски назвали кабаком.
Много и жадно пили опричники. Кабак был всегда полон.
Видя это, царь решил, что из такого заведения, если его сделать доступным для всех, можно извлечь немалые доходы. Вскоре во все концы государства к царским наместникам поскакали из Москвы гонцы с приказом заводить вместо всякой другой торговли напитками «царевы кабаки», а для торговли сажать в каждый кабак целовальника, выбранного из местного населения, чтоб тот целовальник вино продавал, а всю выручку посылал в казну.
Для царя открылся небывало богатый источник дохода. Для народа этот шаг имел страшные последствия. На многие годы наложил он зловещий отпечаток на жизнь русских людей.
Царские прибыльщики заранее рассчитали, какой доход должен приносить каждый кабак. Во что бы то ни стало, целовальник обязан был прислать к сроку указанное ему количество денег. Если случался недобор - целовальника ставили на правеж, то есть били палками по ногам до тех пор, пока он «не придумает», откуда извлечь недостающее.
Под угрозой наказания целовальники пускались на все, чтобы продать побольше вина. Они следовали наставлению: «В том приборе никакого себе опасения не держать, а главное, питухов не отгонять», то есть вышибать деньгу, не стесняясь в средствах, а главное, всеми мерами спаивать народ, приучать его к постоянному пьянству. И целовальники проявляли великое усердие. Случалось, что какой-нибудь крестьянин, выпив, пытался уйти из кабака не расплатившись. Его зверски избивали и в уплату за вино отнимали все - и деньги, и одежду.
Один из целовальников писал в челобитной царю:
«Я, государь, никому не наровил, правил твои государевы доходы нещадно, побивал насмерть».
Случалось, что ни эти меры целовальника, ни избиение его самого не давали заданной прибыли. Тогда к кабаку наезжали царские слуги и ставили на правеж жителей тех деревень, которые выбирали целовальника. Били тех, кто пил и кто не пил, пока они, собрав последние гроши, не вносили нужную сумму.
Беда тому, кто хоть как-нибудь мешал царевым кабакам в извлечении прибыли. Никто на Руси не имел права делать для себя вина. Хочешь пить - иди в кабак. Того, кто сам курил вино, приказано было хватать, отсекать руки и ссылать в Сибирь.
Только в виде особой милости к боярам знатнейшего рода царь жаловал их «бражным кормлением», то есть разрешал собирать в своих вотчинах прибыль с кабаков.
Позже появились в России «откупщики». Эти люди покупали у царя право исключительной торговли вином в определенной округе. За такую привилегию они платили большие деньги, но прибыль с лихвой покрывала расход.
В 70-х годах XVIII века некий Голиков за 2 320 000 рублей купил право на торговлю вином в
Москве, а через несколько лет получил 9 258 000 рублей дохода. В 1862 году откупные суммы составляли почти половину всех государственных доходов.
Теперь народ должен был нести в кабак деньги не только для государственной казны, но и для наживы откупщикам.
Ну, а «божьи слуги»? Неужели они остались в стороне и не погрели руки на продаже «зелена вина»? Конечно, нет!
До появления царевых кабаков монастыри собирали лишь дань «с питей». Решил крестьянин сварить пива к свадьбе или к празднику - плати дань монастырю. Уклонишься от уплаты - монахи плетьми побьют.
Но, видя, как из кабаков золотым дождем сыплются монеты в государеву казну, монастыри решили не отставать. Они сами принялись курить вино и продавать его.
Издревле стоял на крутом берегу Волги Макарьевский монастырь, у стен которого проводились знаменитые макарьевские ярмарки. Народу съезжалось уйма. Кто с товарами, кто за покупками, кто в монастырь молиться, а кто и просто так, развлечься.
Хитрые монахи извлекали из этого немалую выгоду: держали на реке перевоз и брали деньги с каждого человека, с каждой животины; принимали на постой богатых людей и за это получали; торговали всякой всячиной: крестиками да иконками. Но мало этого: на обоих берегах Волги монастырь поставил свои кабаки. И потекли деньги в монашескую казну.
Сквернословие, пьяные драки каждый день можно было слышать и видеть подле «святой обители». Совершались даже убийства. Дважды царь советовал монахам не срамиться, прекратить заниматься непотребным делом. Но монахи не слушались. Чересчур велик был соблазн.
Держал кабаки и Пудожский монастырь на реке Костроме, и Хутынь-монастырь, и многие другие.
Так много веков назад, кроме церкви, сосущей из народа деньги, появился и кабак.
Пьянство поощрялось царями и попами. Пьянство, как зараза, распространилось по Русской земле, неся с собой горе, нужду, полное разорение, болезни.
В 1842 году в России от употребления спиртных напитков умерло или, как говорилось тогда, захлебнулось вином 939 человек. В 1863 году в одном только небольшом в ту пору городке Вятке зарегистрировали 285 случаев смерти от пьянства. А во всей России ежедневно умирало от пьянства 7 человек.
Зато богатели царская казна, бояре, монастыри, кабатчики, откупщики, водочные фабриканты. Уже в 1767 году доход от продажи вина равнялся 5 миллионам рублей. Продано было около двух с половиной миллионов ведер.

Традиции «царёвых кабаков»: питейные заведения в Крестецком уезде до 1917 г. (по документам Государственного архива Новгородской области).

Среди разнообразных развлечений человека питейные заведения - кабаки, корчмы, трактиры и харчевни - были неотъемлемой частью жизни горожан и сельских жителей и занимали одно из ведущих мест по количеству посетителей. В императорской России продажа спиртных напитков находилась под жёстким контролем государства.

С 1765 г. Указом Екатерины II в России вместо государственной винной монополии вводилась откуп-ная система. Это делалось для увеличения сборов в казну от торговли алкоголем, причём деньгами, выплаченными заранее, а не собранными постепенно в результате розничной торговли.

Развитие питейных заведений на территории Крестец и Крестецкого уезда точно не известно, но в XIX в. данные заведения были широко распространены, а их деятельность строго контролировалась местными властями.

Как правило, в питейных заведениях торговали наёмные продавцы, так называемые сидельцы. Между местной конторой питейных сборов и сидельцем на определённый период времени заключался контракт на конкретных условиях. Во-первых, сидельцы должны были отвечать за все строения питейного дома, погреба и ледники, посуду и всякое имущество, которое принималось ими по описи. Во-вторых, сидельцы долж-ны были отпускать «питеи» исключительно по узаконенным ценам. Подписывая контракт, сидельцы вносили денежный залог в обеспечение вверенного им имущества и выручаемых от продажи денег, который в случае недоимок или взысканий контора имела право присвоить себе, не дожидаясь решения суда. В том случае, если суммы залога было недостаточно, сиделец «ответствовал всем своим движимым и недвижимым имением».

Обязательным документом, который должен был содержаться в каждом питейном заведении в это время, была так называемая книга питейного дома для записи сидельческих погрешностей. Записи в книгу вносил поверенный конторы питейных сборов. В Государственном архиве Новгородской области сохранилась книга одного из питейных домов Крестецкого уезда, куда в июле 1831 года сиделицей была назначена мещанка вдова Анна Кривцова. 14 сентября этого же года в книге была сделана запись об обмере посыльного.

«Сестра сиделицы Кривцовой обмерила посыльного у 9\50 части ведра на 4 копейки, перебору учинила 4 копейки, отпущенное посыльному вино с пробою оказалось на 3 градуса слабее». При осмотре поверенным помещений питейного дома грязь оказалась «на посуде, на мерах и на полках». По результату проверки сиделице был вынесен выговор и взыскано 50 рублей. Надо заметить, что и к следующей проверке замечания не были исправлены, поверенный вновь отмечал грязь, «на крыльцо вывалены из окошка помои, и в питейном доме во всём неаккуратность». Новое взыскание составило 51 рубль 70 копеек, а Анна Кривцова лишилась должности. Новым сидельцем в питейный дом был назначен Алексей Богданов.

При поступлении на должность Анной Кривцовой был внесён залог в размере девяноста рублей, который контора засчитала в уплату штрафа. Принимая во внимание прошение Анны Кривцовой в учреждённый при Крестецком городническом правлении полицейский третейский суд об уменьшении штрафа за её проступки, контора простила ей недостающую сумму.

На основании заметок, содержащихся в отчётных листах сидельцев питейных заведений Крестецкого уезда, также можно судить и о предпочтениях в напитках среди местного населения. Особой популярностью пользовались вино в бочках, французская водка, сладкая 3-го сорта водка и наливка «Ерофеича», та самая, которая получила своё название в честь цирюльника Василия Ерофеича, который вылечил своей настойкой графа Алексея Орлова.

В 1863 г. была введена новая система продажи спиртных напитков, получившая название акцизной. Государство уступало право на изготовление водки частным заводчикам. Массовое промышленное производство водки в условиях свободной конкуренции и отмены монополии откупщиков привело к снижению её цены, увеличению продаж и росту доходов казны от акцизных сборов. С введением акцизной системы разнообразие питейных заведений увеличилось: появились пивные и портерные лавки, штофные лавки, рейнские погреба и погреба для торговли русскими виноградными винами, погреба с распивочной продажи акцизных питей, винные и ведёрные лавки.

Владельцами питейных заведений в это время становились мещане и купцы, крестьяне и дворяне, женщины и мужчины, однако Министерство финансов строго контролировало открытие питейных заведений. Так, чтобы открыть лавку или трактир, необходимо было направить прошение управляющему акцизными сборами губернии с просьбой о разрешении открыть питейное заведение с правом торговли распивочно или только на вынос. Управляющий выносил своё решение, затем направлял прошение на рассмотрение губернатору. Губернатор, если не встречалось никаких препятствий, давал своё разрешение. Если же у губернатора возникали сомнения, он отправлял запрос исправнику (исправник - судебная и полицейская должность Российской империи в 1775-1917 гг.; действовал в границах уезда), который предоставлял определённые сведения о лице, пожелавшем открыть заведение и «об обстановке в поселении в целом».

Как правило, причиной отказа просителям являлось существование в населённом пункте уже действующей питейной лавки, в связи с чем открытие второй не вызывало необходимости. Другой причиной отказа являлось то, что, имея в виду сомнительную характеристику потенциального владельца заведения, нельзя было ожидать надлежащей организации торговли крепкими напитками.

В 1900 г. крестецкий купец Франц Петрович Реш, которому было разрешено открыть пивную лавку с выносной продажей в деревне Парахино Крестецкого уезда, повторно обращался к управляющему акцизными сборами Новгородской губернии с ходатайством о разрешении ему перенести «означенную лавку» в усадьбу дворянина Подушкина при деревне Поддубье того же Крестецкого уезда. Из ответного письма управляющего известно следующее: «…Имея в виду, что д. Поддубье находится рядом с деревней Парахино, где была разрешена просителю пивная лавка, и что, по собранным сведениям в данной местности, по её торговому и промышленному значению, а также по привычкам населения к потреблению пива, надобность в открытии пивной лавки имеется, я с своей стороны полагал бы ходатайство купца Реша удовлетворить и разрешить ему открыть пивную лавку с правом продажи только на вынос вместо д. Парахино Крестецкого уезда при д. Поддубье того же уезда».

Не исключено, что именно из-за действующей пивной лавки купца Реша в том же году было отказано в открытии пивной лавки в деревне Поддубье крупному и довольно известному даже за пределами Новгородской губернии производителю пива и прохладительных напитков - Новгородскому товариществу пивомедоваренного завода «Богемия». Попытка открыть лавку в этой же деревне не удалась и крестецкому дворянину Василию Васильевичу Харламову, проживавшему на станции Торбино Николаевской железной дороги.

Удивительно, что, вопреки распространённым представлениям о значительных масштабах потребления населением алкогольных напитков, в документах управляющего акцизными сборами можно было встретить совершенно неожиданную аргументацию отказа. Так, крестьянка Матрёна Фёдорова, проживавшая в д. Заручевье Крестецкого уезда, не получила разрешения на открытие в той же деревне пивной лавки с правом продажи спиртных напитков только на вынос в связи с тем, что, по собранным сведениям, население д. Заручевье было «не привычно к их потреблению».

Изменения законодательства, распространение питейных заведений и традиции потребления алкогольной продукции в каждом веке накладывали особый отпечаток на данную сторону жизни общества.

О. Рашковская, Ю. Струков,

отдел использования документов Государственного архива Новгородской области

(К истории изучения проблемы)

В связки с сегодняшней всенародной борьбой за утверждение трезвого образа жизни большой интерес представляет изучение антиалкогольных традиций в истории России. Советские исследователи немало сделали для изучения истории трезвеннических движений второй половины XIX - начала XX в., а также в плане социально-исторического анализа проблемы. Как их предшественников по праву можно рассматривать представителей русской революционно-демократической общественной мысля, в частности - Ивана Гавриловича Прыжова (1827-1885). Русский историк, этнограф, публицист, Прыжов оставил большое научное наследие. Но особую известность у современников получила его "История кабаков в России в связи с историей русского народа", изданная в Москве в 1868 г.

Советские историки и литературоведы единодушно отмечают, что в 60-е гг. XIX в. Прыжов был одним из самых выдающихся исследователей народного быта и народного мировоззрения *. Историк, выступая с революционно-демократических позиций, показывал бедственное положение народных масс, подчеркивал значение народных движений против самодержавной власти.
* См., например: Базанов В.Г. Русские революционные демократы и народознание. Л., 1974. С. 386-419; Мазуркевич А.Р. И.Г. Прыжов: Из истории русско-украинских связей. Киев, 1958; Цамутали А.Н. Неизданная книга И.Г. Прыжова "Граждане на Руси" (Исследования по истории отечественного источниковедения. М.; Л., 1964.)
"История кабаков" до настоящего времени не утратила своего значения, как свод фактических данных по истории винного дела и виноторговли в России. Но кроме того, труд Прыжова дает огромный материал, опровергающий измышления об извечности "русского пьянства". Идея книги возникла у Прыжова под влиянием невиданного народного движения за трезвость 1859-1861 гг. Ее страницы проникнуты осознанием гибельности народного пьянства. "История кабаков" была задумана Прыжовым как трехтомный труд. Первый из них он закончил еще в 1863 г. Этот том - единственный дошедший до нас. Сам историк оценивал первую часть своей книги как официальную историю кабаков.
"Целью нашей, - писал он в мае 1868 г., - было изучить питейное дело со стороны той плодотворной жизни, на которой произрастали кабаки, сивуха, целовальники; взглянуть на него глазами миллионов людей, которые, не умудрившись в политической экономии, видели в пьянстве божье наказание и в то же время, испивая смертную чашу, протестовало этим против различий общественных, иначе пили с горя".

* Прыжов И.Г. История кабаков в России в связи с историей русского народа. Казань, 1913. С. 4. Красной нитью через книгу проходит мысль о том, что царский кабак вводился силой и народ всячески сопротивлялся этому. Возникновение "царева кабака" историк связывает со временами Ивана Грозного, видит в этом "татарское", азиатское влияние и противопоставляет кабак древнерусской корчме как традиционному месту народного общения. Прыжов прямо указывал социальную опасность кабака уже с момента его появления прежде всего для народных масс: "В московском кабаке велено только пить, и пить одному народу, т.е. крестьянам, посадским". * И в XVI-XVII вв. народ неосознанно пытается противостоять этой опасности- просит снести кабаки, потому что "подле государева кабака жить не мочно". Но кабаки продолжали распространяться.

* Там же. С. 46.
С горечью пишет историк, что именно под влиянием кабака "у великорусского народа мало-помалу сложилось новое правило жизни, что не пить-так и на свете не жить". * Отсюда и главный, принципиальный вывод Прыжова: государев кабак (читай: царизм. - Ю.И.) вызвал пьянство народа, и пьянство это отнюдь не извечное, а результат целенаправленной политики. * Там же. С. 233.
Прыжов мучительно искал путь ограничения пьянства, но не находил его. Он отдавал дань характерным для XIX в. заблуждениям о возможных мерах уменьшения пьянства вроде вытеснения крепких напитков пивом, необходимости закусок в питейных заведениях. Но сам понимал наивность надежд на результативность этих мероприятий. Огромной разоблачительной силой обладают страницы, посвященные винным откупам-практике передачи государством кабаков частным лицам за определенную плату, при этом доход откупщика и казны зависел от количества выпитого. Не случайно в 335 раз увеличился питейный доход царской казны за 140 лет существования откупов. В 50-е годы XIX в. для того, чтобы увеличить доходы от кабаков, были употреблены всевозможные средства, в том числе и слухи, что по целковому с ведра пойдет на выкуп крестьянской земли и на уплату недоимок. Именно в это время, по словам Прыжова, в кабаке "водку сменила мутная жижа, получившая название по цвету своему сивухи". Но в это же время впервые возникает и организованное движение за трезвость. Прыжов не скрывает, что "главной причиной отказа пить была дороговизна вина", но последствия этого решения были куда глубже.

* Там же. С. 245.
Анализируя ситуацию по всей стране, рассказывая о возникновении первых обществ трезвости, Прыжов прямо указывает, что делалось это "по одной лишь инициативе народа". Историк впервые обобщил факты народной борьбы за трезвость, начиная от добровольных отказов пить и кончая мирскими приговорами о наложении штрафов и телесных наказаниях за употребление вина. Выводы Прыжова перекликались со статьей Н.А. Добролюбова "Народное дело", рассказывающей о массовом движении за трезвость, охватившем западные губернии Российской империи.
Прыжов указал, что борьба за трезвость способствовала отмене откупов и введению акцизной системы, то есть косвенного налога на спиртное. Но историк-демократ сразу увидел, что эти меры не уменьшили пьянства. Снова все "обставлено было так, что народ не мог обойти кабак", и это рождает у Прыжова разочарование. Не случайна и та горькая нота, которой кончается книга: "Оказалось много людей, или готовых выпить, или убедившихся, что легче напиться, чем каяться, и вот к кабакам потянулась целая вереница разного люда".

* Там же. С. 268.
Но это не означало для историка, что все потеряно. Главное - народ на своем опыте осознал, что в борьбе с пьянством он может рассчитывать только на себя, вернуться к трезвости возможно, хотя и не легко.
Последний раз книга И. Г. Прыжова мизерным тиражом издавалась в 1913 г. Кое-что в ней наивно, а порой и ошибочно, но лучшие страницы "Истории кабаков" должны быть возвращены читателю. Это одна из первых попыток социально-исторического анализа причин пьянства, предпринятая с демократических позиций, объективное доказательство, что в борьбе за трезвость правда истории на нашей стороне.