Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Конвергентное мышление

Чтобы сделать умственную работу эффективной, необходимо разобраться в тонкостях мышления. В психологии имеются несколько моделей, которые могут помочь построить собственную матрицу творческого мышления. Для примера, рассмотрим теорию о типах мышления американского психолога Джоя Гилфорда. В неё входит описание двух типов обработки информации – продуктивное конвергентное мышление и творческое дивергентное. Конвергентное («схождение») – направлено на поиск одного решения задачи, дивергентное («расхождение») – имеет множественную направленность поисков подходящих ответов к задаче, расхождение идей в разные стороны.

Структура общего мышления, описание

Процесс мышления запускает сбор и обработку информации на разных уровнях: семантическом, поведенческом, сенсорном, символическом, образном. Каждая такая единица принадлежит субъективному и объективному восприятию, различным представлениям, возникающим в данный момент или воспроизведением из долговременной памяти.

Процесс познания происходит, когда субъект воспринимает новую или уже знакомую информацию – объединяет зрительный образ и смысловой компонент.

В случае конвергентного мышления, человек анализирует и выстраивает последовательную цепочку событий или фактов , что неизбежно ведет к одному конкретному выводу (результату).

Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи . Не всегда в процессе мышления восстанавливаются недостающие связи, но образуются и новые.

Компоненты сознания можно разложить на несколько типов единиц.

Первый тип – это изображение (образ, картинка), которое в целом принадлежит функции памяти. Хранение данной единицы происходит в целостном виде и содержит конкретную информацию. Например, конкретная синяя ваза, с отколотым горлышком и сухими цветами. Любая картинка позже может подвергнуться анализу в мышлении и разложится на отдельные компоненты.

Первичное запоминание этого типа информации происходит с помощью чувств – зрения, слуха, обоняния. Оно имеет вполне ощутимые характеристики — цвет, форму, плотность, местоположение.

Другой вид познавательных единиц – это символы . Они представлены в виде графических знаков – букв, цифр и т.д, которые образуют числовые и буквенные системы.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок вашего мышления по индивидуальной программе

Они также могут ассоциативно связываться с реальными образами, но имеют собственное внутреннее значение.

И третий вид – это смысл . Смысл – это достаточно абстрактная единица и для своего построения использует как значение одного слова, так и знак или целое предложение. В свою очередь, любое значение можно ассоциировать с определенным образом. Происходит трансформация от смысла к образу(графическому или аналогии с конкретным).

Все три вида единиц сознания используются в операциях мышления – анализа и синтеза . В результате анализа мы получаем: отношения, системы, преобразования и различные значения. Смысл, символы и образы составляют основу рационального интеллекта. Однако, в человеческое сознание включается и социальный интеллект, который предоставляет мышлению информацию о психическом состоянии субъекта – чувства, эмоции, впечатления. Все что ведет к самоосознанию.

Понятие дивергентного и конвергентного мышления

Дивергентное мышление

Как уже было сказано выше, дивергентное мышление для решения задачи пускает движение мысли сразу в нескольких направлениях. Если представить процесс познания, то он представляет собой незаконченный гештальт, недоработанную концепцию (образно сравнивая – узор). Конвергентное идет логическим путем, чтобы заполнить его максимально подходящей информацией. Дивергентное — за неимением подходящей информации, ищет альтернативный материал заполнения пустот. Значение имеет быстрота и эффективность нахождения ответа. Например, в тесте на легкость оперирования символическими единицами, надо найти десять слов на букву Р. Неважно, каким методом достигнут результат, важно, что он получен – гештальт заполнен. Формальная структура заполняется любым подходящим смыслом.

Дивергентное мышление подразумевает гибкость ассоциаций. Например, можно провести тест на перечисление возможностей одного предмета. К примеру, камня. Если по результатам теста отвечающий называет «строительство фундамента», «печи», «крепости», то он получат высокую оценку по продуктивности мышления, но низкую относительно спонтанности мышления. Все эти варианты синонимичны и подразумевают всего одно использование «строительство».

Но если отвечающий приводит примеры такие, как – «использования камня вместо молотка », «пресс для бумаги », «подпорка для двери », он получает высокую оценку по гибкости мышления. Каждый ответ в этом случае порождает новое значение и совершенно иной смысл.

К способности к такому виду продуктивности относится и функция преобразования единиц сознания. Разрыв старых ассоциативных связей и образование новых посредством комбинирования, например, путем сочетания реальных образов, включеним одного в другое частично или полностью. При такой умственной операции может игнорироваться разность или несовместимость образов.

Сюда же относится и семантическая приспособляемость, способность абстрагироваться от конкретного зрительного материала. Например, задача: из спичек сложен квадрат с шестью квадратными ячейками, необходимо убрать четыре спички, чтобы получилось три смежных квадрата. Для того, чтобы решить задачу, необходимо прибегнуть к понятию квадрата, его многозначительности. В этом случае визуальная величина фигуры не имеет значения. Человек с таким подходом складывает головоломку с легкостью.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление оперирует классами, категориями, объектами. Каждая категория описывает качество, свойство, функцию объекта в соответствии с его реальными качествами. Операции мышления проходят в рамках временной согласованности фактов и событий.

Если в конвергентное продуктивное мышление входит преобразование семантического (смыслового) содержания, то новая смысловая единица должна получить свое уникальное определение и категорию значения. Задачи на конвергентное мышление подразумевают абсолютно предсказуемый вывод на основе имеющихся данных. Например, найти в большей геометрической фигуре другие. В этом случае ничего нового не происходит, результат лишь подтверждает догадки.

В процессе решения задачи условия и информация заносятся в определенную категорию знаний. Промежуточные результаты соотносятся с требующимися знаниями из той же самой категории. Преобразование символов или смысла идет по четкому алгоритму, который представляет собой общепринятый шаблон действий. Конвергентное мышление исключает субъективную сферу: эмоции, впечатления , которые являются в некоторых случаях ресурсами сознания.

В чем разница конвергентного и дивергентного мышления?

  1. Дивергентный тип начинает работу с некоторой неопределенности: того, что следует сделать и того, что необходимо получить. Включает в процесс мышления: разработку идеи, алгоритма и поиск ответов заново. Конвергентное использует готовый шаблон.
  2. Конвергентный тип направлен на проработку уже имеющегося алгоритма и получение строго определенного результата. Дивергентный – выходит за рамки общепринятого метода решения, подразумевает многомерность поиска.
  3. Конвергентное – критичность, однозначность ответа. Дивергентное – многовариантность, относительность смысла.

Дивергентное и конвергентное мышление. Примеры. Какой тип лучше?

Традиционный подход (конвергентность) более надежный, рациональный. На уровне символов получается точное их совпадение (например, две одинаковых формы слова). Дивергентное порождает множество новых способов использование объектов (символов), однако, результат требует проверки соответствия с действительностью, адекватностью восприятия.

Дивергентное мышление использует различные подходы по восстановлению «разрушенного» или искаженного текста (смысла), преобразование семантических единиц. Оперирование образами дает распознавание аналогий, использование аналогии в качестве принципа действия для другого механизма. Например, аналогия, «сердце — насос».

Конвергентное мышление – трансформация смысла осуществляется в рамках одной категории.

Дивергентное – трансформация между категориями на разных уровнях сознания (рефрейминг). Любое выражение может использоваться как метафора, так и как конкретное описание ситуации. В сфере рекламы и маркетинга используется ряд методов, направленных на воздействие субъективной (эмоциональной) сферы человека.

Оба вида мышления важны для продуктивной работы сознания и достижения целей . Сочетание обоих видов оперирования информацией можно продемонстрировать на примере композитора. Сначала композитор руководствуется идеей и вдохновением, создает новый музыкальный мотив. Затем он доводит свое творение до конкретных сочетаний нот в рамках готовой системы. Использует формально те же самые символы для записей, что и другие музыканты. Придерживается гармоничного звучания для общего восприятия. Один тип мышления дополняет другой. Бывает так, что сначала человек перебирает все возможные варианты решения задачи, и если они не подходят под его представления, он использует творческий (дивергентный) подход.

С огромным разочарованием психологи единодушно отмечают, что задания, которые современное традиционное образование предлагает школьникам, в 70% случаев требуют лишь почти механического воспроизведения заученного материала. При этом психологи вовсе не подвергают сомнению безусловную полезность освоения знаний, проверенных временем и накопленных опытом всего человечества.

Разочарование вызвано тем, что таким образом у школьников развивается лишь один тип мышления, в то время, когда для принятия самостоятельного решения их требуется два. О каких вариантах мышления здесь идет речь?

Примерно сорок лет назад психолог Дж.Гилфорд предложил различать конвергентное и дивергентное мышлени е. Конвергентым он назвал мышление, с помощью которого человек на поставленный вопрос должен найти единственно правильный ответ.

Такое мышление требуется, например, если спрашивают:

  • Который час?
  • Сколько в году дней, недель и месяцев?
  • Какая столица у того или иного государства?
  • Что написано в должностной инструкции?
  • Как управлять автомобилем?
  • Каков ваш возраст?
  • Как называется ваше место работы?

Конвергентное мышление оперирует:

  • историческими датами;
  • математическими формулами;
  • кулинарными рецептами;
  • инструкциями по технике безопасности;

и помогает нам сориентироваться в однородной, повторяющейся и предсказуемой жизненной и профессиональной ситуации.

Конвергентное мышление развивается благодаря умению досконально исследовать открывающиеся перед нами факты . Для того чтобы задействовать свое конвергентное мышление, достаточно научиться последовательно задавать вопросы типа:

  • Когда?
  • Почему?

Например, для развития конвергентного мышления у детей, им предлагают ответить на эти вопросы после прочитанной книжки или просмотренного фильма. Легко увидеть, что конвергентное мышление направлено на воспроизведение полученных знаний, и оно тем успешнее, тем точнее эти знания усвоены.

Дивергентное мышление позволяет на один вопрос подобрать несколько относительно одинаково правильных ответов . Сегодняшняя многообразная и весьма турбулентная среда требует от человека готовности все чаще обращаться к дивергентному мышлению.

Вот лишь самый скромный список ситуаций, где принятие решений с опорой на конвергентное мышление заведомо не эффективно:

  • поиск пути снижения затрат,
  • выбор места и способа отдыха,
  • планирование карьеры,
  • воспитание ребенка,
  • отношения с начальством,
  • написание статьи,
  • формулировка проблемы,
  • характеристика личности,
  • использование многофункциональных предметов.

Только дивергентное мышление здесь может выступать надежным помощником.

Приемы, развивающие дивергентный ум

Итак, ясно, что особенности развития дивергентного мышления не позволяют надеяться, что оно будет развиваться одновременно с усвоением знаний.

К таким особенностям следует отнести:

  • умение оперировать приобретенными знаниями в ситуации неопределенности,
  • навыки генерирования разных подходов к поставленной задаче,
  • понимание, что одну и ту же задачу можно решать разными способами,
  • умение отличать задачи с единственно правильным решением и задачи, допускающие выбор оптимального решения из нескольких одинаково правильных.

Развитие дивергентного мышления у взрослых и детей в принципе предполагает одинаковые техники и приемы . Например, и взрослым и детям будут полезны следующие упражнения.

С Викиум вы можете развивать дивергентное мышление онлайн

«В чужой обуви». Решая задачу, попробуйте посмотреть на нее глазами других людей и представить, как эти другие решали бы ее. Важно не просто побыть в другой роли, но понять разницу между вашим взглядом и взглядом того, чью роль вы сейчас исполняете. Пусть это будут самые разные личности и персоны – герои ваших любимых книг и фильмов, ваши родственники и приятели, сослуживцы и соперники. Разговаривая с теми, кто от вас сильно отличается, старайтесь отследить логику его рассуждений, понять, почему именно он так думает. Словом, учитесь смотреть на ситуацию с разных точек зрения и думать, как другой человек.

«Профессиональный фотограф» . Если вы понаблюдаете за тем, как делают фотоснимки турист и профессиональный фотограф, то вам непременно бросится в глаза их различные отношения к первому кадру. Турист выберет кажущийся ему интересным ракурс, щелкнет затвором фотоаппарата и переключится на поиск нового сюжета. Профессиональный фотограф, даже найдя удачный ракурс, не удовлетворится первой фотографией. Он обязательно изменит что-то в постановке кадра и повторит его, затем снова что-то изменит и снова повторит. И так до тех пор, пока не будет полностью удовлетворен достигнутым результатом.

Попробуйте и вы себя в роли в роли профессионального фотографа. Отправьтесь на фотосессию и каждый кадр делайте лишь после того, как несколько раз поменяете ракурс. Попробуйте угадать, какой кадр снял бы турист, оказавшийся на этом месте, и – откажитесь от этих ракурсов. Ищите что-то неожиданное, принципиально отличающееся от «туристического» взгляда.

Используйте прием «профессиональный фотограф» и тогда, когда решаете какую-либо задачу. Не позволяйте себе останавливаться на первом ответе, который придет вам в голову. Продолжайте «искать лучший кадр», скажите себе: «Скорее всего, это не самое лучшее решение. Пожалуй, стоит продолжить поиски».

«Организация информации». Поскольку развитие дивергентного мышления опирается на привлечение самой разнообразной информации, имеет смысл эти информационные потоки определенным образом упорядочивать.

Вам очень хорошо помогут оперативно отыскать нужные сведения такие приемы, как:

  • кластеризация,
  • типология,
  • классификация,
  • построение матриц,
  • разработка когнитивных схем,
  • создание различных таблиц.

Например, если взглянуть на инструменты, которые используются при разработке стратегии развития организации или маркетинговой стратегии, то вы будете удивлены их разнообразием:

  • Рыба Ишикавы,
  • Дерево целей,
  • Дерево задач,
  • Подход «5 П – 5 «Почему»,
  • Матрица БКГ,
  • «Пять сил Портера»,
  • Таблица расчета рисков,
  • Декомпозиция целей

и еще множество других.

Практикуйте дивергентное мышление

Дивергентное мышление развивает, в том числе, и регулярная практика обращения к нему . Для эффективной умственной работы важно понимание и принятие психологического факта, что идея и суждение имеют разную природу. Идея изначально зарождается как слабое и хрупкое предположение, которое в самом начале ее появления легко уничтожить «на корню» с помощью категоричного суждения.

Вот почему важно развести во времени генерирование идей (работу нашего дивергентного мышления) и суждение относительно их жизнеспособности (работу конвергентного мышления). Именно этим соображением руководствовался американский инженер Алан Осборн, когда предложил использовать для решения неординарных задач свою знаменитую технику «мозгового штурма».

Представьте, что вы одновременно открываете кран с горячей водой и кран с теплой водой. Вы знаете, что в этом случае вы получите теплую воду, а вовсе не одновременно текущие из крана две струи – горячую и холодную. Точно также взамен двух потоков горячих идей и холодной трезвой критики вы получаете поток еле теплых идеи и чуть прохладной критики.

На этапе генерирования идей, постарайтесь не переходить к их оценке до тех пор, пока не признаете, что в процессе поиска вы исчерпали все свои умственные возможности. Вероятность появления нужного решения увеличивается с количество предложенных решений. Другими словами, чем больше удастся придумать решений, тем лучше. Наш мозг страшно ленив по своей природе, поэтому он радостно ухватывает первую же альтернативу как наилучшую. Не позволяйте своему мозгу так вас обманывать.

Поиск и генерирование решений только с виду кажутся творческой работой и интересным занятием. На самом же деле, это тяжелый труд, где подходящий вариант появляется лишь после того, как предложено не менее двух десятков идей. Специалисты по мозговому штурму еще более категоричны, они считают, что первые десять идей, как правило, не несут в себе никакого полезного потенциала.

В реальной жизни, конвергентное и дивергентное мышление, как правило, связаны друг с другом неразрывно .

Так, для принятия решения вам понадобится сделать три основных шага:

  • Шаг 1 – вооружиться знаниями, необходимыми для решения задачи;
  • Шаг 2 – генерировать несколько решений, затем сравнить их и выбрать оптимальное для данной ситуации;
  • Шаг 3 – подобрать правильные способы реализации выбранного решения.

Легко увидеть, что первый шаг предполагает в основном работу памяти, направленной на воспроизведение нужных знаний, второй – задействует дивергентное мышление, а третий – опирается на процесс конвергентного мышления.

Формирование дивергентного мышления старших школьников на уроках обществознания

Волкова Т.И .

учитель истории и

обществознания

СОШ № 24 г. Абакана

Существенные изменения во всех сферах социальной и духовной жизнедеятельности общества отражаются на состоянии современного образования, содержании, организации и результатах образовательного процесса в школе. Прочно утверждается личностно ориентированная модель образования, которая принципиально меняет роль учителя на уроке. Возникновение новых для нашего общества экономических процессов, связанных с переходом на конкурентную основу производства, требует от выпускника школы быстрой социальной и психологической адаптации. Будущее поколение должно уметь «добывать» знания и приобретать навыки, необходимые для развития общества. Это требует от учителя не передачи готовых знаний ученикам, а развитие у них способностей находить эти знания, что в дальнейшем облегчит успешность принятия ими самостоятельных решений в постоянно меняющихся социальных условиях.

Но ученик в настоящее время зачастую не может осуществить правильное решение той или иной проблемы из-за линейного (одномерного, конвергентного) стиля мышления, предполагающего жёстко определённый ход мысли, однозначную связь между явлениями. Ярко выраженная одномерность мышления препятствуют адекватному пониманию ситуации, восприятию других людей и затрудняет межличностное общение. В средней школе в большинстве случаев на уроках в средних и старших классах формируется именно конвергентное мышление, которое, безусловно, необходимо, но как начальная ступень в формировании интеллектуальных процессов; обязательно должен осуществляться переход от формирования конвергентного мышления к формирования дивергентного. Для него характерно отсутствие жёсткой связи между явлениями, причинами и следствиями. Дивергентное мышление – расходящееся мышление, предполагает несколько или множество ответов на один вопрос. Человек, обладающий дивергентным мышлением, не только может генерировать большое количество ответов на какой-либо вопрос, но и становится способным к толерантности.

В исследованиях Е. Торранса, Д.Гилфорда, К.Тейлора, Г. Груббера подчеркивается, что целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса, ориентированность на поиск новых форм деятельности. Кроме того, дивергентность активизирует способность оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать и классифицировать полученный материал.

Формированию данного типа мышления может способствовать курс «Обществознание», ведь главная задача курса – умение самостоятельно мыслить о мире и о самом себе на основе понимания множественности смыслов одного и того же понятия, позиции, теории. Одно из главных достоинств обществознания – плюрализм мнений, теорий, подходов и т.д. Именно обществознание позволяет сосуществовать различным точкам зрения на одну и ту же проблему.

На уроках обществознания предоставляется возможность превратить аудиторию в «сообщество исследователей», где в качестве одного из средств формирования дивергентного мышления можно использовать диалог. В ходе диалога учащимся предоставляется возможность свободно интерпретировать учебный материал, возвращать его собеседникам в преломленном, обогащенном виде. Именно посредством интерпретации рождается множество точек зрения на тот или иной феномен.

Диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство; различие и оригинальность их точек зрения; ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию точек зрения партнеров; ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании.

Какие же требования предъявляются к построению диалога и что должен помнить учитель, организуя диалог на уроке обществознания?

    Нормативное требование избыточности : чем больше учащихся выступает с собственными суждениями, тем больше шансов на результативность.

    Нормативное требование отстраненности : диалог пойдет успешно лишь тогда, когда его участники умеют встать выше собственного мнения и способны посмотреть на него со стороны.

    Нормативное требование критицизма : при развитии учебного познавательного диалога возникает необходимость отбора мнений за счет сокращения числа суждений, их группировки, выделения перспективных направлений поиска и отбрасывания явно неэффективных мнений.

    Нормативное требование сотрудничества : развитие диалога идет путём соревнований идей. Здесь проявляется главная черта диалога, связанная с общностью стремлений к достижению истины. Чем более партнеры способны отказаться от своей предубежденности, личных склонностей, чем более они объективны, тем успешнее и результативнее диалог. Задача учителя заключается в том, чтобы гибко стимулировать те идеи, которые обладают наибольшей обоснованностью.

О дивергентном мышлении

Впервые в науке «дивергентное мышление» ввел Дж. Гилфорд (1967). Он указал на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией . Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Фактически дивергентное мышление позволяет порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях действительности.

Для исследования дивергентного мышления существенное значение имеют теоретические положения академика А.М. Матюшкина, который считает, что полная структура продуктивного мыслительного акта включает в себя порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи. А также поиск решения и его обоснование. Причем звено порождения проблемы рассматривается как наиболее специфическая характеристика творческого мышления .

Исследования дивергентного мышления (И. Хайн, А.Б. Шнедер, Д.Роджерс) доказывают, что важнейшей его характеристикой является становление таких психических новообразований, которые выступают как исследовательская активность . Следует выделить несколько важных оттенков, характеризующих дивергенцию:

    Расхождение как дискретность признаков (свойств);

    Расхождение как снижение связности и возрастание дифференцированности признаков (свойств).

    Расхождение как существование и функционирование признаков (свойств) в параллельном, альтернативном и взаимодополняющем или (взаимоисключающем) режиме.

    Расхождение, приводящее к росту неопределенности и многообразия.

Характеризуя дивергентное мышление, Л.Я. Дорфман прибегает к следующему сравнению: « Метафизически дивергентные идеи можно уподобить энциклопедии: в ней много статей, каждая – на отдельную тему, статьи непосредственно не связаны между собой, а в совокупности они образуют мощный интеллектуальный ресурсный потенциал» . Дивергентные идеи в совокупности – это когнитивный «рынок» идей с присущим ему разнообразием, многообразием и возможностью выбора.

Приступая к работе по формированию дивергентного мышления учащихся, учитель должен сам овладеть приемами этого типа мышления и знать его позитивное влияние на профессиональную педагогическую деятельность.

Основные

характеристики

дивергентного

мышления

Творческая составляющая

Практико –ориентированная составляющая

Целостность

системность

Способность создать целостный образ профессиональной деятельности в конкретной модели образования

Способность системно осуществлять педагогическую деятельность

Рефлективность

Осознание уровня личной профессиональной

компетентности на основе информации о различных моделях образования

Способность корректировать свою педагогическую деятельность в зависимости от возникающей ситуации

Инновационность

Владение информацией о системной перестройке деятельности образовательных учреждений и педагогов, ориентированных на инновационные процессы в образовании

Потребность поиска новых подходов в воспитании и обучении

Критичность

Владение информацией о различных моделях образования как условие объективного анализа феноменов образования

Умение использовать образцы деятельности как ориентиры в самооценке свое профессиональной компетентности и оценке педагогического опыта учителей. Обнаружение разного рода рассогласований, ошибок.

Способность к самоопределению в ситуации неопределенности

Владение информацией, позволяющей ориентироваться в потоке новых идей и образовательных технологий

Способность к быстрой ориентации в ситуации образования, адаптации к культурной среде образовательных учреждений

Гибкость

Знания о системной перестройке мышления и педагогической деятельности в вариативном образовании

Способность к системной перестройке мышления и педагогических действий в ситуации вариативного образования

Продуктивность

Способность генерировать новые идеи

Творческая активность в исследовательской и профессионально-педагогической деятельности


Курс «обществознание» как инструмент формирования

дивергентного мышления

Обучение на уроках обществознания должно строиться на принципах развивающей среды. Обозначим их.

Личностно – ориентированные принципы

    Принцип адаптивности означает стремление к максимальной адаптации на изменения окружающей среды и одновременное приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Система образования должна быть предельно гибкой.

    Принцип развития предполагает целостное развитие личности и формирования у неё готовности к дальнейшему саморазвитию. Развивающее образование ориентировано на создание обучающемуся условий для реализации личности. По выражению А.Маслоу «образование в демократическом обществе не может быть ничем иным как помощь каждой личности» .

    Принцип психологической комфортности . Сюда относится, прежде всего, снятие всех стрессообразующих факторов и создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы.

    Принцип универсальности стартовых возможностей и создания дидактических и психологических условий для успешного личностного развития учеников.

    Принцип безусловного приятия личности, уважительного отношения к ней.

    Принцип рефлексивного управления, т.е. регулирования деятельностью обучаемых с точки зрения самих обучаемых, основанного на отображении картины внутреннего мира каждого, понимании их ожидания установок, интересов.

Культурно-ориентированные принципы

    Принцип целостности содержания образования. Содержание образования должно быть единым по своей сути. В основе структуры содержания образования должны лежать не отдельные дисциплины, а образовательные области.

    Принцип системности. С самого начала образование должно быть едино и системно, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития субъекта учения, входить в общую систему непрерывного образования. Непрерывность и системность обучения требуют различной группировки содержания, вычленения в нем инварианта и вариативного компонентов.

    Принцип овладения культурой. В самом первом приближении культура – это способность человека ориентироваться в мире и действовать в соответствии с и ожиданиями других людей, социальных групп, общества в целом.

Деятельностно-ориентированные принципы

    Принцип активно – деятельностного развития личности. Этот принцип требует четкой ориентации всего образования на развитие дивергентного стиля мышления, широкой научной эрудиции, высокой профессиональной компетентности учителя. Такая целевая установка должна быть доминирующей при разработке учебных планов, программ, элективных курсов; при отборе учебного материала, выборе методов и средств учебной деятельности.

2. Проблемно - креативный принцип требует обучения в динамике, на высоком уровне познавательной активности; развития диалоговых форм занятий; использования активных методов обучения; научного прогнозирования со стороны учителей и учеников, поиска новых путей решения традиционных и нетрадиционных проблем.

3. Принцип «выращивания» новых форм мышления, общения, делового сотрудничества в ходе образовательного процесса. В процессе обучения применяются такие формы обучения, как

лекция – дискуссия, семинар- дискуссия, практическое занятие, так как в их основу положен диалог – один из основных методов развития дивергентного мышления.

Методы и приемы развития дивергентного мышления

Развитие дивергентного мышления осуществляется в ходе выполнения таких учебных заданий, которые связаны с обсуждением собственных вариантов определений тех или иных общественных категорий. При выполнении заданий ученики находятся в равных условиях по освоению новой для них информации и новых форм учебной деятельности, что позволяет им преодолеть страх и неуверенность в себе. Это обеспечивается простотой заданий, возможностью успешного их выполнения, четкостью поставленных учебных целей. Рассмотрим некоторые методы и приемы.

Написание эссе – метод, используемый для развития в первую очередь системности и целостности дивергентного мышления, а также критичности.

Возможно, написание эссе на свободную или строго заданную тему:

Сформулирована проблема - необходимо предложить её различными

способами;

Дано высказывание - необходимо его опровергнуть и поддержать,

представив аргументы;

Поставлен вопрос – на него нужно всеобъемлюще ответить;

Предлагается текст – нужно самостоятельно вычленить проблему и

предложить несколько её решений.

Данная работа является этапом подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену, последним заданием которого и является написание эссе на одну из заданных тем. В условии четко сформулирована задача – высказать собственную точку зрения по проблеме и объяснить её. Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Эссе дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру. Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями. Мысли автора эссе по проблематике излагаются в форме кратких тезисов (Т ). Мысль автора должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы (А ). Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и др. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру: вступление – тезис, аргументы – тезис, аргументы – заключение. При этом, вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, а в заключении – резюмируется мнение автора) . Опыт работы показывает, что при написании эссе и при его оценивании возникает известное противоречие между формой и содержанием. Форма дает простор субъективности, формальной неопределенности, парадоксальности, незавершенности, открытости, образности, художественной изобретательности. Содержание ориентирует автора на демонстрацию высокого уровня овладения терминами, понятия, умениями, навыками, формируемыми в процессе изучения обществоведческого курса. Как же решать эту проблему?

При оценивании эссе необходимо выделить следующие элементы:

    1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

      Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с коррективным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

      Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

М.Ю. Брандт обращает внимание на решающее значение содержательной стороны – владению обществоведческой терминологией и умению видеть проблему в соответствующем контексте . Однако необходимо делать акцент на изложение и обоснование собственной позиции учащегося, которая является характеристикой дивергентного мышления.

Интерпретаци я – метод для развития рефлективности и гибкости мышления. Учащиеся осуществляют интерпретацию либо текстов, либо устных высказываний. Среди требований к уровню подготовки выпускников школы есть и умения осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд), извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научных, научно-популярных, художественных) знания по заданным темам, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию. Метод интерпретации способствует формированию дивергентного мышления школьников, что позволит им в дальнейшем быстро ориентироваться в потоке большого количества информации: газет, телевидения, Интернета. Чтобы не утонуть в ней, не запутаться, не стать жертвой манипуляций и дезинформации, чтобы использовать практически значимую для себя информацию, нужно уверенно ориентироваться в ней.

Сегодня этот тип заданий также включен в ЕГЭ, часть «С». Какие требования предъявляет метод интерпретации к умениям учащихся?

Владение лексикой, соответствующей той содержательной линии, которую представляет задание.

Интерпретация и анализ информации, заключенной в тексте.

Использование обществоведческих понятий и терминов при анализе и интерпретации текста.

Определение логической связи в тексте.

Видение подтекста, умение связывать авторские идеи друг с другом и с содержанием текста в целом.

Соотнесение содержания документа с реалиями современности.

Определение личного отношения к идеям, содержащимся в документе.

Работа с документом, как считают специалисты по источниковедению, включает два аспекта – интерпретацию и анализ.

Интерпретация направлена на установление того смысла, который вкладывал в произведение автор. Учитывая, что в курсе обществознания используются тексты, авторы которых принадлежат к различным культурам (например, дореволюционной российской или советской, западной или восточной и т.п.), необходимо соотнесение источника с соответствующим типом культуры. Важно понимать и психологические аспекты авторской позиции (например, позиции философов, высланных из советской России). Наконец, обращаясь, в частности, к произведениям писателей, нужно учитывать особенности художественного творчества конкретного автора.

Ученые – исследователи на этапе интерпретации находятся как бы в потоке сознания автора произведения, стремятся понять ситуацию, в которой он находился, авторский замысел, и, опираясь на это понимание, осознать смысл текста. Без этого трудно ответить на вопросы: что хотел сказать автор этого текста? Какой смысл он вкладывал в сказанное?

Анализ содержания документа позволяет взглянуть на источник с позиции нашего времени, в контексте проблем, стоящих перед нашим обществом. Здесь преобладает логические суждения и доказательства, сопоставление различных данных, анализ их согласованности друг с другом. На этом пути раскрывается вся полнота социальной информации источника.

Исследование структуры и содержания источника позволяет синтезировать выводы, полученные в процессе интерпретации и анализа его отдельных сторон, отдельных компонентов структуры и содержания.

Интерпретация и анализ документа – это творческий процесс, предполагающий самостоятельность и многовариантности мышления, что является главным признаком дивергентного мышления.

1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержаться в текстах.

2. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Социальные отношения», «Политика», « Право»). Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.

3. Дайте ответ на вопрос: О чем данный текст? – и определите основную идею.

4. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

5. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.

6. Отвечайте точно на поставленный вопрос.

7. Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст,

личный опыт, материал, изученный в курсе.

8. Старайтесь давать логически связанный ответ, содержащий

четкие и ясные формулировки.

9. Не останавливайтесь на какой – либо части задания, избегайте

неполных ответов.

10. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где это требует задание.

11. Сформулировав ответ. Проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

Дискуссия. Среди современных поисков формирования дивергентного мышления, дискуссии принадлежит одно из важных мест. Она диалогична по своей сути – и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала. Её применение помогает развитию критического мышления, приобщению юных граждан к культуре демократического общества. Чрезвычайно значим « сопутствующий результат» учебной дискуссии – формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.

Дискуссию не следует превращать в псевдопоиск решений, которые заранее известны учителю и могли бы излагаться обычным способом. В ряде случаев, однако, дискуссия служит способом формулирования тех идей, которые заведомо знакомы учителю и предусматривались им – по крайней мере, в качестве возможных результатов обсуждения. И все же проблемность дискуссии является неизменным дидактическим ориентиром всех методических разработок.

Дискуссия ориентирована на развитие творческого мышления и предполагает давать учащимся возможность самим принимать решения, самим анализировать возникающие у них идеи и подходы, строить действия в соответствии со своими решениями. Однако традиционный урок строиться в ином духе. Каким же образом совершить переход от обычного урока к живому творческому обсуждению темы, видению заложенных в ней проблем?

Один из вариантов такого перехода – распространенная в практике разновидность дискуссии, которая в некоторых дидактических разработках получила название эволюционирующей, то есть перерастающей из более традиционных видов учебной работы. Такая дискуссия возникает как бы сама собой, естественно. Однако, для того чтобы она возникла, необходимы соответствующие условия. Это значит, что сам учитель должен быть настроен на возможность такого обсуждения, заинтересованно относиться к высказываниям детей.

Обобщение материалов, характеризующих опыт учебных дискуссий, позволяет выстроить следующую последовательность развития, наращивания степени инициативности участников:

Дискуссия с преподавателем в роли ведущего («эволюционирующая»);

Дискуссия с учащимся в роли ведущего;

Дискуссия без ведущего (самоорганизующаяся).

Формы дискуссии. В мировом педагогическом опыте получил распространение ряд приемов организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся:

    «круглый стол» - беседа, в которой на равных участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с «аудиторией» (остальной частью класса);

    «заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») (обычно четыре – шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором намеченная проблема вначале обсуждается всеми участниками группы, а затем излагают свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с сообщением, которое, впрочем, не должно перерастать в долгую речь;

    «форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с классом;

    наиболее формализованными дискуссиями являются «дебаты», «симпозиум», так как они построены на основе заранее фиксированных выступлений участников, представляющих противоположные точки зрения.

По ходу дискуссии от учителя требуется, чтобы его участие не сводилось к директивным репликам или высказыванию собственных суждений. В содержательном плане основное средство в руках учителя – это вопросы. Обратим внимание на характер вопросов. Многолетняя практика показывает высокую эффективность вопросов открытого типа, стимулирующих мышление, - «дивергентных» либо «оценочных» по своему содержательному характеру. «Открытые» вопросы, в отличие от «закрытых», не предполагают краткого однозначного ответа (обычно это вопросы типа «как?», «почему?», «при каких условиях?», «что может произойти, если…?» и т.д.) « Дивергентные» вопросы (в отличие от «конвергентных») не предполагают единственно правильного ответа, они побуждают к поиску, творческому мышлению. Эти вопросы, по мнению М.И. Махмутова « вызывают интеллектуальные затруднения у обучаемых, поскольку ответ на них содержится не в прежних знаниях субъекта, но в предъявляемой преподавателем информации» .

« Оценочные» вопросы связаны с выработкой учеником собственной оценки того или иного явления, собственного суждения.

Продуктивность генерации идей повышается, когда учитель дает время, чтобы ученики могли обдумать ответы; избегать неопределенных, двусмысленных вопросов; обращает внимание на каждый ответ;

изменяет ход рассуждений ученика – расширяет мысль или меняет её направленность (например, задает вопрос типа: « Какие ещё сведения можно использовать?», «Какие ещё факторы могут оказывать влияние?», «Какие здесь возможны альтернативы?»);

уточняет, проясняет высказывания детей, задавая уточняющие вопросы («Ты сказал, что здесь есть сходство; сходство в чем?», « Что ты имеешь в виду, когда говоришь..?» и т.д.); предостерегает от чрезмерных обобщений (например: « На основании каких данных можно доказать, что это справедливо при любых условиях?», « Когда, при каких условиях это утверждение будет верно?»);

побуждает учащихся к углублению мысли(«Итак, у тебя есть ответ; как ты к нему пришел? Как можно показать, что это верно?»)

К проведению дискуссий учителю следует быть профессионально готовым как по социальным причинам, так и по собственно педагогическим основаниям. Современная общественная обстановка дает множество дискуссионных вопросов, которые могут быть вынесены на обсуждение. Тем не менее, каждый учитель должен помнить, что решение спорного вопроса как такового не является дидактической целью, она связана с развитием дивергентного мышления и коммуникативных умений учащихся.

Моделирование – ещё один необходимый метод для развития системности и целостности мышления, а также способности самоопределяться в ситуации неопределенности. Результатом моделирования могут стать проекты, сценарии, описывающие варианты будущих состояний социальных процессов.

Рефлексия в обучении дивергентному мышлению. Традиционная педагогика не требует осмысления происходящего ни от учителя, ни от учеников. Учителю предлагается набор готовых средств для организации процесса усвоения знаний на каждом этапе. В ходе обучению учащихся приемам дивергентного мышления, рефлексии отводится важное место.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать полученные результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации её результатов и повышения её эффективности в дальнейшем. По итогам рефлексии можно не просто обдумывать будущую деятельность, но выстраивать её реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей.

Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности. Привыкнув к учительским объяснениям и необходимости последующего воспроизведения услышанного, многие дети считают свою учебу неотделимой от преподавания: «Если материал не объясняется учителем, то нет и учебы». Поэтому обучению рефлексии необходимо проводить на каждом уроке. Способы для этого применяются разные: устное обсуждение, письменное, анкетирование, графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока, дня, недели.

В результате применения вышеперечисленных методов формирования дивергентного мышления, изменяются и роли учителя. Он выполняет роль помощника, строит содержательные противовесы радикальным точкам зрения, организует ситуации постановки учащимися вопросов к случаю и проблеме в целом, удерживает логическую линию урока.

Предполагаемые результаты. В результате овладения дивергентным стилем мышления, у учащихся сформируется определенная система умений, направленных на осуществление эффективной самостоятельной деятельности. К ним отнесены следующие умения:

    1. отбирать необходимую информацию, анализировать и структурировать её;

      мотивировать собственную деятельность и определять конечные результаты;

      планировать деятельность и предвидеть результаты работы;

      организовывать деятельность в соответствии с целями;

      осуществлять самоконтроль и самодиагностику;

      регулировать и корректировать деятельность.

Литература

    Боголюбов Л.Н. Задания к документам на экзамене по обществознанию// История и обществознание в школе, 2003.№ 10

    Киприянова Е.В.Как научиться писать эссе на «отлично»?// История и обществознание в школе 2003,№ 9, с. 45

    Боголюбов Л.Н. Задания к документам на экзамене по обществознанию// история и обществознание в школе, 2003, № 10, с.40

Американский психолог Джой Пол Гилфорд в своей книге «Природа человеческого интеллекта» (The Nature of Human Intelligence) пишет о том, что существует конвергентное и дивергентное мышление (интеллект). Сегодня мы поговорим в чем разница между конвергентным и дивергентным мышлением.

Отличия конвергентного и дивергентного мышления

Конвергентное мышление — это линейный подход к выполнению задач, который основан на точном и поэтапном исполнении инструкций и алгоритмов. Похожим образом «думают» наемные сотрудники, компьютеры и люди, без креативного подхода. Конвергентное мышление происходит от итальянского convergere (переводится как «сходиться»). В основе конвергентного мышления лежит строгое исполнение инструкций. В основном, такой тип мышления развивается стандартной школьной системой образования, где обучения связано со:

  • строгим исполнением правил (математика, физика, химия)
  • запоминанием фактов (история, философия)

То же самое мы можем сказать и о выпускных экзаменах, которые проходят в виде ЕГЭ (тесты, которые проверяют именно конкергентное мышление).

Однако в школьной программе сравнительно мало занятий, направленных на развитие творчества. Мы знаем, что многие одаренные люди порой довольно плохо учились в школе, так как они обладали плохим немного иным типом мышления — более творческим подходом. Это и называется дивергентным мышлением .

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление — это способность креативно (творчески) мыслить. Для развития творческого подхода в работе вы можете использовать специальные методики:

Слово дивергентное происходит от латинского divergere и обозначает расходиться, расхождение. Образно говоря, расхождение здесь означает, что над решением задачи человек пытается подойти с разных сторон. В итоге может быть найдено неожиданное, нестандартное решение. Подробнее про эти вопросы писали:

  • Е. Торранс
  • К. Тейлор
  • Г. Груббер

Дивергентное мышление помогает находить оригинальные идеи. Такой тип нелинейного мышления подходит для творческих профессий, научных исследований и так далее.

Для людей, склонных к дивергентному мышлению характерны следующие характеристики:

  • способность быстро генерировать большое количество идей;
  • оригинальность и нестандартность мышления (не шаблонность);
  • способность быстро переключаться между разными идеями;
  • возможность видеть необычное в мелких деталях;
  • образность мышления;

Если для конвергентного мышления используются тесты по типу ЕГЭ и тесты на IQ, то для измерения дивергентного мышления нет классических тестов.

Для достижения максимальных результатов в работе желательно развивать как классический интеллект в виде конвергентного мышления, так и творческие способности по типу конвергентного мышления.

Человека, в результате которой возникает мысль или идея. Считается, что именно эта деятельность является главным Способы мышления достаточно разнообразны: логический, геометрический, озарение, яснознание, мозговой штурм и т.д. Главная его особенность заключается в свойстве получать определенные знания об окружающем мире, которые не могут быть получены посредством обычного восприятия. Мышление неразрывно связано с деятельностью головного мозга. Сама эта деятельность присуща каждому человеку с рождения, однако можно сказать, что она «спит». Пробуждение ее наступает в ходе усвоения человеком культурных и форм практической жизни, иными словами, в процессе социализации.

Итак, мышление возникает в результате мозговой деятельности человека. Специалисты выделяют две его основные формы: конвергентное и дивергентное мышление. Также в качестве форм человеческой мыслительной деятельности указываются: суждение, умозаключение и понятие.

Конвергентное мышление (аналитическое) основывается на стратегии использования ранее усвоенных алгоритмов решения той или иной задачи. Говоря иными словами, человек получает в процессе усвоения социальных норм определенную инструкцию относительно того, как поступить при наступлении той или иной жизненной ситуации, и следует данной инструкции на протяжении всей жизни. При этом человек не рассуждает о том, почему следует поступить именно так, а не иначе, процесс его мышления не связан с творчеством.

Противоположностью аналитическому является дивергентное основанное на поиске решения определенных задач с использованием творческого подхода. Данная форма мышления подразумевает нахождение множества решений одной и той же задачи или проблемы с последующим выбором из них оптимального. Впервые понятие «дивергентное мышление» в психологию ввел ученый Д. Гилфорд, описавший дивергенцию как «мышление, идущее в разных направлениях». Также Гилфорд пришел к выводу, что данная форма мозговой деятельности человека допускает варьирование основных путей решения какой-либо проблемы, приводя в итоге к неожиданным результатам и выводам.

В основе дивергентного мышления лежит воображение. Выявление способностей к обычно происходит в раннем детском возрасте. Для подобных целей существует специальные психологические тесты, по результатам которых специалист может выявить, мыслит ребенок творчески или находит решение на основе уже усвоенных ранее правил и норм. В качестве теста психолог может предложить испытуемому за ограниченное количество времени найти как можно больше способов применения таких материалов, как картон, дерево, бумага и т.п.

Основными методами дивергентного мышления являются: составление диаграммы связей и метод мозгового штурма. Первый заключается в изображении мыслительного процесса в виде определенной схемы, на которой представлены отдельные слова, задачи и идеи, связанные между собой отходящими от центрального понятия ветвями иди стрелками. В основе данной техники лежит множественность ассоциаций, доказывающая неисчерпаемость Метод мозгового штурма заключается в оперативном решении конкретной задачи на основе стимулирования творческой активности всех участников, вовлеченных в процесс ее обсуждения и нахождения решения. Каждый участник при этом должен высказать как можно больше вариантов решения поставленной задачи. Далее из общего числа решений выбираются самые приемлемые в конкретной ситуации.

Развивать дивергентное мышление следует с раннего детства. В этом ребенку помогают различные книжки-раскраски, ребусы и загадки. Конечно, не каждый человек рождается в полной мере этого слова, однако добиться творческого подхода к делу, применения творчества в работе под силу любому человеку. Дети с творческим подходом ума, как правило, более успешны в учебе, им легче усваивать новый материал, писать сочинения. Известно, что дети много фантазируют, однако со временем фантазии забываются, уступая дорогу суровой реальности. Имея творческий подход ко всему в более старшем возрасте, следует следить за тем, чтобы не перейти ту зыбкую грань между фантазией и безумством. Креатив, конечно, приветствуется, однако во всем необходима своя мера.