История Шампанского. Продолжение

Однажды три мушкетёра: Ремюаж, Дегоржаж, Ассамбляж и примкнувший к ним Дозаж столкнулись в парижском трактире с гвардейцами кардинала… Хотя нет, начать эту историю лучше с другого.

Виноделы провинции Шампань испокон веков считались людьми пропащими. Занятие у них было и в самом деле неблагодарное. Виноград в северном (для Франции, разумеется) климате рос неохотно, достойный урожай удавалось получить далеко не каждый год. Но даже если лето было удачным, ранние холода не давали вину добродить в бочках. От этого случались всякие неприятности. Напиток становился мутным, приобретал привычку взрываться в подвалах, а то и в руках покупателей. Но хуже всего была вечная проблема с пузырьками углекислого газа. Сотни лет лучшие умы Шампани ломали голову над тем, как от них избавиться, но всё без толку. Насмешки соседей-южан (особенно вечных конкурентов бургундцев), подозрения гостей «что это в моём бокале шипит, отравить задумали?» и удел вечных лузеров - казалось, что ничего другого шампанцам не остается…


В 1668 году в аббатство Отвильер, что на реке Марна, прибыл молодой монах Пьер Периньон. Он умел хорошо считать в уме и совершенно не умел врать, поэтому настоятель доверил ему управлять святая святых монастыря - кладовой со съестными припасами. А заодно поручил заняться производством вина.


Периньон оказался человеком чрезвычайно настойчивым и въедливым. Он потратил несколько лет на то, чтобы досконально изучить местное виноделие. И понял, что проблема Шампани не в винограде, а в том, что с ним не научились правильно работать.


Педантичных боссов никогда не любят, и трудиться под началом у Периньона было сущим наказанием. Своей требовательностью он доводил братьев-монахов до белого каления. Но Пьер не обращал на это внимания и продолжал методично экспериментировать. А в итоге пришёл ни много ни мало к новым принципам виноградарства. Например, что лозу следует подрезать и пригибать к земле, добиваясь, чтобы ягод на ней вырастало немного, но качественных, собирать их аккуратно и исключительно по утрам, давить сок бережно, не допуская попадания в сусло кожуры. И так далее.


Так, шаг за шагом Периньон превращал минусы вин Шампани в плюсы. Урожай вырастает не каждый год? Не беда, можно смешивать в нужных пропорциях кюве (виноградное сусло) разных лет, чтобы получался купаж с требуемыми характеристиками. Вино взрывается? Надо контролировать процесс вторичного брожения, используя бутылки из особо прочного толстого стекла, затыкать которые массивной пробкой из коры дуба.


Результатом всех этих хитростей стало изумительное по вкусу и чистоте белое вино, слава о котором пошла далеко за пределы Шампани. Аббатство процветало. Однако Дом Периньон до конца жизни считал свою главную задачу нерешённой. Даже в самом лучшем его вине всё равно оставались пузырьки, что крайне расстраивало мэтра.


Но пока монах-экспериментатор корпел в своих погребах, случилась удивительная вещь. Как-то незаметно оказалось, что все больше ценителей начали воспринимать шипучее вино не как дефектное и низкосортное, а наоборот - как новый оригинальный напиток. Началось всё с англичан. Им, вероятно, шампанское напоминало любимое пенное пиво. А в начале XVIII века пузырьками в бокалах уже вовсю забавлялся французский королевский двор. И последователи Периньона начали ломать голову уже над тем, как засунуть в бутылку пузырьков побольше. Исследователь вина аббат Годино писал: «Франция сходит с ума по игристым винам, поэтому многие виноделы, не зная секрет его приготовления, используют все возможные способы, пытаясь сделать вина шипучими. Кое-кто из них даже добавляет в вино голубиный помет».


Подлинный же секрет приготовления игристого вина знали, разумеется, только в Шампани. Здесь научились усиливать естественный эффект, добавляя в вино сахар и дрожжи. Это заново запускало процесс брожения, в результате покупателю доставлялись честные пузырьки, без малейшего участия голубей или других пернатых.


К середине XVIII века шампанское уже прочно завоевало репутацию престижного и дорогого напитка, без которого десертный стол выглядит уныло и провинциально. Но вряд ли кому-то из нас вино того времени пришлось бы по вкусу - было оно чрезвычайно сладким, к тому же мутным. Сахара виноделы тогда не жалели. Во-первых это нравилось публике, а во-вторых он прекрасно маскировал любые изъяны вина.


Что до прозрачности, то секрет её был утрачен после смерти Периньона. Заново его открыли лишь через сто лет, в погребах знаменитой вдовы Клико. Именно там родилось искусство ремюажа. Опытным путём мастера установили, что если уже созревшее шампанское поместить в стойки под углом 45 градусов и ежедневно аккуратно поворачивать бутылки особым образом, то через некоторое время весь осадок соберётся у пробки, а вино станет прозрачным.


Тогда останется самая малость - удалить осадок, не выливая драгоценного вина. Для этого горлышки сначала замораживали, а затем бутылку открывали, перевернув вниз. Осадок с ледяной пробкой выбрасывался давлением углекислого газа, бутылка моментально переворачивалась и доливалась экспедиционным ликером (смесь исходного вина и тростникового сахара). Вся эта хитрая процедура получила название дегоржаж.


Всё та же вдова Клико быстро поняла, что доливая ликер (кстати, эта часть техпроцесса называется дозаж) можно регулировать сладость шампанского. Дело в том, что в её времена вкусы в европейских странах уже начали различаться. Самое сладкое шампанское любили в России, и в бутылки, уходившие на восток, сахара сыпали без меры - до 300 грамм на литр. Французам и немцам было достаточно половины от этого количества, американцам - ещё меньше, а самое сухое шампанское пили чопорные британцы. В итоге случалось, что русские, заказав в Лондоне любимое Клико, были настолько обескуражены его вкусом, что немедленно начинали подозревать аборигенов в подмене благородного напитка какой-то беспородной кислятиной. Иногда непосредственно после этого английские официанты приобретали новый для себя опыт знакомства своей височной кости с прочнейшим стеклом, из которого изготавливались бутылки для шампанского.


Тем не менее, несмотря на все жертвы французы продолжали экспериментировать, а в конце концов вовсе избавились от сахара в вине. Такое шампанское поначалу было воспринято в штыки даже на родине и получило пренебрежительное прозвище «брют» - грубое. Но со временем именно оно стало самым популярным.


Собственно, этой информации достаточно для того, чтобы прослыть в кругу друзей знатоком шампанских вин, когда под бой курантов очередная пробка улетит в потолок. Можно ещё проще - в самом доступном виде техпроцесс производства шампанского изображен на этой вывеске из той самой деревушки Отвильер, где когда-то в поте лица трудился Дом Периньон:


Как мы видим, ничего сложного: виноград выращивают, собирают, сок отправляют сначала бродить в бочки, затем созревать в бутылки. Потом шампанское пьют, желательно свесив ноги вниз с какого-нибудь поэтичного обрыва.
В общем и целом всё. Кому этого достаточно, могут с чистой совестью отправляться в конец поста отгадывать квиз. Любознательным же читателям предлагаю копнуть немного глубже. Метров на тридцать.


А если точнее, то на 33 метра. Именно на такой глубине под городом Реймсом находятся подвалы знаменитого дома шампанских вин Поммери (Pommery). В 1860 году вдова торговца шерстью Луиза Поммери купила древние, еще римской эпохи меловые шахты, чтобы превратить их в хранилище для двадцати миллионов бутылок шампанского.


Мммм, как здесь много вкусного:


и хорошо выдержанного:


В одном из самых укромных уголков 18-километровых катакомб хранится старейшая и бесценная бутылка натурального брюта из винограда урожая 1874 года.


Тут нужно сделать небольшое пояснение. Шампанское, на котором указан год, - вещь сама по себе штучная. Почти всё современное шампанское по заветам дедушки Периньона купажное, то есть изготавливается из виноматериала разных лет. Климат в Шампани улучшился за последние триста лет не сильно, поэтому смешение винограда нескольких сезонов, виноградников и сортов - это единственный способ добиться узнаваемого рисунка марки. Создание правильных купажей называется словом ассамбляж и является вершиной мастерства виноделов. Но при этом купажное шампанское ценится намного ниже миллезимного. Миллезимы или винтажи - это вина, созданные из урожая одного, особенно удачного года. Они составляют как правило не более 5% от объема производста И ценник у них соответствующий.


Погреба Поммери - одни из самых глубоких и обширных, но в Шампани есть лабиринты ещё больше. Под главным офисом Моэт и Шандон (Moët & Chandon) в городе Эперне почти тридцать километров тоннелей, залов и галерей.




Перемещаться здесь лучше на каком-нибудь транспорте


И это одно из редких мест, где посетители перед входом действительно читают схему эвакуации. А некоторые даже перерисовывают. Иначе никак - пропустишь нужный поворот и твой отдых во Франции может, гм, несколько затянуться.


Пожаров тут не случалось, а вот затопления - вещь нередкая. Из некоторых тоннелей постоянно откачивают воду, но всё равно приходится хлюпать по лужам


Один из ходов, к слову, ведёт прямо в местную мэрию. Правда, как уверяют, сотрудники муниципалитета давно оставили попытки проникнуть внутрь. А вообще идея пробить шахту в погреба время от времени осеняет какую-нибудь светлую голову. Случались даже удачные подкопы. Впрочем, от таких воров убытка немного. Гораздо сложнее пришлось виноделам во время второй мировой, когда погреба использовались под госпитали и бомбоубежища. Что произойдет, если в комнате с бутылками оставить без присмотра нескольких солдат, наверное, объяснять не надо. Хотя владельцы и пытались спрятать по тайникам самое ценное, масса уникального шампанского была выпита.


Зато ещё одна война принесла домам шампанского сплошные выгоды. Во время неповторимого тура во Францию заграничного похода русской армии в 1814-м году гусары опустошили запасы Клико и Моэта. Однако для виноделов эта попойка стало не разорением, а гениальной промо-акцией. В результате уже через несколько лет Россия превратилась в крупнейшего потребителя шампанских вин.


Вот эта бочка, к слову, ещё помнит те времена, когда по подвалу бродили казаки и поили своих лошадей знаменитым вином кометы. Но сейчас она, как и все ей подобные, осталась в подвалах Моэта только для красоты. Дуб продолжают использовать лишь некоторые дома шампанского. Заменила его нержавеющая сталь. После бережного отжима виноградный сок попадает в чаны, где в течение нескольких недель проходит брожение. В результате получается так называемое «тихое» или базовое вино, из которого как раз и составляется необходимый купаж. Ну или если шеф-винодел решит, что год достаточно интересный, то он может замахнуться и на миллезим.


На следующем этапе будущее вино разливают по бутылкам, добавляя тиражный ликер с сахаром и дрожжами, которые превратят сусло в шампанское. Несколько недель продолжается вторичная ферментация. После неё дрожжи выпадают в осадок и начинается самый длительный и важный процесс - созревание вина. По правилам бутылки «на осадке» нужно выдерживать не меньше года, а для винтажного шампанского не менее трех лет. В действительности уважающие себя производители значительно увеличивают этот срок. Например, у Моэта ординарное вино зреет два года, а винтажное - не менее восьми лет. Судя по слою пыли на этих стеллажах, здесь как раз дозревает винтаж.


К слову, именно этот этап в производственном цикле выделяет шампанское из других игристых вин, в которых для удешевления вторичная ферментация проводится в ускоренном режиме в резервуарах, а вино готово к употреблению уже через месяц. Как относятся к такому напитку в Шампани, догадаться нетрудно. И даже слегка проникаешься сочувствием к крестовому походу местных виноделов против всяких ушлых граждан, называющих свою шипучку шампанским, пусть даже и советским.
Но мы отвлеклись. После созревания шампанское ждут уже упомянутые ремюаж, дегоржаж и дозаж. Затем, наконец, бутылки отправляются на линию упаковки.




Металлические крышки, с которыми вино зрело, меняют на привычные пробки, напиток тестируют на прозрачность


И можно приступать:



Сразу оговоримся, что термин «Шампанское» официально может применяться только к белому игристому вину из французской провинции Шампань, однако это название уже давно стало именем нарицательным для всего «газированного вина», особенно на территории бывшего СССР, так что в данном материале мы иногда будем использовать термин согласно сложившейся традиции.

Определение

Чтобы называться игристым, вино должно содержать диоксид углерода, проще говоря – CO2, обычный углекислый газ, который попадает в напиток тремя путями:

  • естественным брожением в бутылках;
  • вторичным брожением в цистернах (метод Шарма);
  • искусственным насыщением газом (такие вина называются «искристыми»).

Первый способ самый дорогой и медленный, последний – самый дешевый и быстрый, соответственно, от метода производства зависит и цена за бутылку.

Истоки появления игристых вин

Судя по всему, история Шампанского началась еще в античности: тогда никто не знал, как вино становится игристым, насыщение напитка непонятными пузырьками приписывали и фазам луны, и даже проделкам богов. Впрочем, в трудах профессиональных энологов того времени никаких упоминаний «шипучки» нет.

В Средние века игристые вина считались безнадежно испорченным продуктом, их даже называли «дьявольскими». Было, от чего: природа пузырьков по-прежнему оставалась невыясненной, зато лопнувшая под воздействием возросшего внутреннего давления бутылка мало того, что приносила владельцу убыток, так еще и порождала цепную реакцию, в результате которой могло пострадать до 90% всех запасов погреба.

Изобретение прочной бутылки сделало шампанское безопасным напитком — риск пораниться осколками от взрыва бутылки сократился к минимуму

До изобретения мюзле – специальной проволочной уздечки для более надежной фиксации пробки – и прочного стекла (изготовленного в угольных печах, а не дровяных), такие происшествия были скорее правилом, чем исключением.

В 1662 году англичанин Кристофер Меррет прочитал доклад, в котором разъяснял, что вино начинает «играть» из-за сахара, и так насыщение алкоголя углекислым газом перестало быть делом случая и стало творением рук человеческих.

История Шампанского

Сегодня в это сложно поверить, но Шампанское не всегда было игристым: изначально так называлось кисловатое розовое вино из сорта Пино Нуар, которое делали преимущественно крестьяне. Появление Шампанского связано с климатическими особенностями региона Шампань: из-за низких температур зимой ферментация вина приостанавливалась, а весной после потепления возобновлялась, так и получалось вторичное брожение.

Документально зафиксировано, что уже в 1531 году во Франции было игристое вино (изготовленное «сельским методом» без добавления сахара), а в XVII веке пресытившиеся роскошью английские дворяне, желающие максимально отстраниться от простолюдинов, стали уделять французской «шипучке» повышенное внимание.

Семнадцатый век связан с именем дома Периньона – монаха, который якобы способствовал развитию игристых вин вообще и шампанского в частности. На самом деле, в обязанности достопочтенного бенедиктинца входило как раз обратное: он должен был бороться с дьявольскими пузырьками, из-за которых монастырь терпел убытки, а святые братья были даже вынуждены носить в винном погребе специальные железные маски, чтобы не пострадать от осколка внезапно лопнувшей бутылки. Впрочем, Пьер Периньон действительно значительно улучшил виноделие региона, придумал закупоривать вина особыми пробками и разработал множество технологий, актуальных до сих пор.

Монах дом Периньон — «отец» шампанского

Как бы там ни было, в XVIII веке странное, пощипывающее язык и кружащее голову вино перестало быть персоной нон-грата и вошло в моду, а в 1870-х виноделы со всего мира съезжались во Францию, чтобы научиться шампанизации. В 1907 году был изобретен метод Шарма, значительно ускоривший и удешевивший естественный процесс насыщения углекислым газом. Сегодня игристые вина считаются признаком роскоши, богатства, непременным атрибутом праздника и любого торжества.

История игристых вин в России

Российские виноделы не отставали от европейских и охотно учились у французов шампанизации, так что уже в 1799 году в Крыму увидела свет первая официальная партия отечественных игристых вин, хотя, судя по записям современников, «шипучие вина» в том регионе были известны еще в 1711 году. Историю российских «шампанских» также связывают с именем князя Голицына, внесшего немалый вклад в развитие этой области производства.

Однако сам бренд «Советское Шампанское» появился в 1936 году, когда уже более-менее улеглись послереволюционные страсти и был отменен сухой закон. Со всей актуальностью встал вопрос: что пить простому пролетарию в конце рабочего дня, если он хочет культурно отдохнуть, и чем советские рабочие хуже западных «коллег»?

Советское шампанское нельзя поставлять на экспорт

Так в СССР появился продвинутый метод Шарма по системе Фролова-Багреева (затем улучшенный до метода «непрерывного потока»), позволяющий провернуть весь процесс шампанизации за 3 недели, а с ним – и доступное (хотя и не очень изысканное) игристое вино для трудящихся. История «Советского Шампанского» была бы неполной без разговора о его названии.

Эта торговая марка не была закреплена за одним заводом и относилась ко всем игристым винам Союза: фактически из любого сорта винограда и изготовленным по любому методу.

В 1997 году правомерность имени была справедливо оспорена французскими виноделами, поэтому теперь термин «советское шампанское» можно встретить только в русском написании на винах для внутреннего употребления. Для международного рынка зарегистрирована марка «ТМ Soviet Sparkling», в дословном переводе – советское «сверкающее» или «искристое».

Франция

Кроме знаменитого Шампанского страна подарила миру и другие игристые вина.

  • Креман – вино из регионов за пределами Шампани, обладает легким «сливочным» вкусом (отсюда и название), изготавливается методом шампанизации.
  • Лиму – игристое родом из Лангедока.


Не шампанским единым

Италия

С итальянскими игристыми винами связан забавный исторический курьез: в 1570 году некий врач из Брешии по имени Джироламо Конфорти написал целый трактат на латыни о феномене и свойствах вин «с искрой». Сам же алкоголь «с пузырьками» в Риме и сопредельных регионах появился гораздо позже – уже после развития французской технологии. Пока внятных объяснений этой нестыковке никто не дал.

Обратите внимание, «Спуманте» и «Фризанте» – это не названия марок, а степень «игристости» (сильная и слабая соответственно).

  • Асти – фактически, итальянский аналог французского Шампанского, в том смысле, что это вино – визитная карточка национальных «шипучек». Название, контролируемое по происхождению.
  • Просекко – легкое и недорогое игристое.
  • Ламбруско – красное «итальянское шампанское» с богатым букетом.
  • Франчакорта – вино «высшей лиги», дороже Асти. Название, контролируемое по происхождению.
  • Ольтрепо Павезе – элитное вино с категорией DOCG. Редко идет на экспорт.
  • Фраголино – знаменитый «клубничный компотик» не самого высокого качества.


Асти — итальянский ответ шампанскому

Испания

Испанские виноделы, как и многие другие, тоже вдохновились опытом французов, и первое игристое вино, появившееся в 1872 году, как и следовало ожидать, называлось «шампанским».

В 1883-х годах от имени пришлось отказаться, так появилось «Эспумозо», ставшее впоследствии знаменитой Кавой (Cava).



Кава — испанский представитель

Игристое вино, легкое и пьянящее, уже много лет служит неизменным украшением праздничного стола, радует гармоничностью цвета и завораживающей игрой пузырьков. Этот элегантный напиток дарит наслаждение и радость, завоевывая множество поклонников неповторимым виноградно-фруктовым ароматом.

Игристое вино – это шипучее вино, содержащее углекислый газ, который попадает в напиток тремя способами:

  • природным брожением в бутылке;
  • вторичным брожением в герметичном резервуаре;
  • путем искусственного насыщения диоксидом углерода (в процессе получается «искристое вино»).

Избыток углекислоты высвобождается при откупоривании бутылки, что подтверждается громким хлопком и красивым мерцанием пузырьков на стенках бокала.

Для изготовления игристого вина допускается использовать семь сортов винограда, названия которых четко прописаны в правилах апелласьонов, разработанных в 2010 году, и перечисляют:

  • Пино Нуар;
  • Пино Менье;
  • Шардоне.

Другие – Арбан, Пино Блан, Петит Мелье и Пино Гри выращиваются крайне редко и были внесены в список правил для исторических данных. Каждый сорт дополняет напиток своими уникальными особенностями. Красные – создают структуру игристого вина, белые сорта привносят кислотность и приятный привкус.

Сбор винограда выполняется вручну ю и раньше срока его созревания, так как на этом этапе в нем кислотность высокая, а сахара мало. Испорченные ягоды в производство не добавляются. Процесс отжима сока происходит очень быстро, чтобы вино осталось белым и не окрасилось от кожицы красных сортов.

По сорту винограда вина бывают:

  1. сортовые (изготовленные из одного сорта);
  2. сепажные (вырабатываются путем смешивания различных сортов при переработке);
  3. купажные (готовятся из двух или нескольких партий вина).

Игристое вино делится по качеству и срокам выдержки:

Различные перемены погодных условий приводят к получению разных характеристик урожая даже в пределах одного сорта. Например, лоза пино нуар хорошо развивается, приобретая сладкий и полный вкус, в прохладном климате, а жару не любит. Для того чтобы поддерживать фирменный стиль изготовления применяется купаж.

При купажировании (смешивании) вин разных лет основной объем должно составлять вино урожая нынешнего года. Такое комбинирование поможет выровнять колебания вкусов, улучшить качество и обеспечить выпуск однородных партий вина по органолептическим характеристикам.

Шампанское или игристое вино

Классическим примером игристого вина является шампанское, но не каждое вино может называться шампанским. Это право принадлежит только винам, произведенным на северо-востоке Франции в провинции с богатейшей историей и традициями в винодельческом деле – Шампань.

Название «шампанское» с 1891 года охраняется законом в соответствии с Мадридским договором о международной регистрации знаков, засвидетельствовано Версальским договором в 1919 году, и может применяться для игристых вин, произведенных в соответствии с установленными стандартами и в одноименном регионе Франции.

Вино делается «шампанским методом» или иначе, «шампенуаз». Суть метода состоит в том, что уже в закрытой бутылке начинается вторичное брожение, которое длится в течение восемнадцати месяцев. Этим методом пользуются по всему миру, однако производимое вино называться шампанским не может.

Под руководством «Межпрофессионального комитета шампанских вин» был подготовлен сборник правил и положений, выполнение которых позволит производить продукцию высокого качества. В перечне правил названы лучшие сорта для дальнейшей переработки, определяется самая пригодная местность для выращивания винограда, а также четко прописываются сроки выдержки, степень отжима и органолептические показатели ягод (вкус и запах). Однако вино, изготовленное по указанным стандартам и отвечающее всем требованиям, но за пределами провинции Шампань может называться «вином, произведенным по шампанскому методу».

История шампанского

История развития и совершенствования этого удивительного напитка достаточно обширная, а само происхождение шампанского в некоторых источниках описывается как случайное явление. Виноград во французской провинции Шампань выращивался еще с третьего века , а вот вино стали делать спустя тысячу лет. Вначале производства изготавливались только красные вина, которые получались вкусными, но слегка газированными.

Неприятным моментом при хранении фруктового напитка было вторичное брожение, вследствие чего бочки разрывались. Даже после разлива процессы повторялись, а это приводило к большим потерям вина. Основной причиной повторного брожения были неустойчивые климатические условия в Шампани. Осенью резкое похолодание останавливало брожение, а с наступлением тепла неперебродивший сахар снова запускал этот процесс.

Согласно истории , монах из аббатства Отвильер, винодел Дом Периньон о существовании шипящих вин знал еще с юных лет. Занимались винодельческим ремеслом братья из католического монастыря Сент-Илер и способ приготовления этого напитка не скрывали. По их рецепту молодое белое вино смешивалось с сахаром и закупоривалось в бутылки для дальнейшего брожения.

Но этим процессом невозможно было управлять и много бутылок просто взрывалось. Потери от боя иногда составляли почти 40%, а в целых – напиток становился кислым с ярко выраженным привкусом дрожжей. В итоге оставалось лишь несколько экземпляров с поистине божественным вином, где процесс брожения прошел правильно. Сент-илерские братья оставили попытки заниматься таким ненадежным ремеслом, остановив производство.

Зато благородный и необычный вкус вина покорил Дом Периньон и он решил довести рецепт приготовления до совершенства. Винодел проводил эксперименты с сортами и вкусами вин, изучал процесс брожения, наблюдал за этапами производства, и почти через полвека одним из своих результатов поделился с настоятелем монастыря. Его творением стало вино из белого винограда с тонким ароматом и мельчайшими пузырьками газа.

Так, в конце XVII века в провинции Шампань было изобретено настоящее шампанское, ставшее главной достопримечательностью региона и прославившееся на весь мир изящным и приятным привкусом.

Дом Периньон не является создателем шампанского, но он сыграл важную роль в истории напитка. Работы винодела помогли усовершенствовать процесс, создавая идеальный баланс между вкусом и ароматом. С тех пор вино с пузы рьками стали называть шампанским.

Секреты успеха монах не разглашал, и много важных моментов производства остались неизвестны. Мастерство винодела заключалось в правильном смешивании разных партий виноматериалов, взятых с нескольких плантаций. Ценным изобретением Дом Периньона стала пробка, изготовленная из коры пробкового дуба. Она лучше всего закупоривала стеклянные бутылки и не выпускала воздух.

Но в истории существует еще одна версия о том , кто изобрел шампанское. Согласно документам Лондонского Королевского общества в 1662 году метод Шампанизации был подробно описан англичанами. Они попробовали шипучее вино еще в XVI веке, которое им поставлялось из провинции Шампань. На тот момент это был зеленый напиток с добавлением сахара и патоки, чтобы запустить брожение в бутылке. Для замедления этого процесса англичане изобрели надежные стеклянные емкости и пробки. За счет дополнительного обжига в угольной топке стекло становилось крепким. Французы также не оставляли попытки придать воздушному напитку идеальный вкус. И только в 1876 году современная сухая техника (брют) была доведена до совершенства.

После того как способ приготовления шампанского стал известен, во Франции запустили его массовое производство. Для сохранения качества вин были приняты специальные указы, которые подробно описывали «государственный стандарт» производства напитка. Контроль его выполнения осуществляли королевские инспекторы.

Пузырьки в шампанском

В эпоху зарождения производства восхитительного вина существовало множество мнений о появлении пузырьков в бутылке. Одни виноделы связывали этот процесс с использованием незрелого сырья, другие считали, что это результат некачественной работы. Однако никто не мог справиться с неконтролируемыми потерями ароматного напитка при взрывах бутылок.

Дегустатор Дом Периньон немало времени посвятил изучению процесса образования пузырьков, пытаясь его предотвратить. Впоследствии винодел стал первым, кто смог «укротить» непослушное вино. Он придумал разливать шампанское в тару из прочного стекла и обвязывать пробки веревкой, вымоченной в масле.

Откуда появляются пузырьки

После того как в напиток засыпаются дрожжи и сахар, происходит зарождение пузырьков: дрожжи, поглощая сахар, выделяют углекислый газ, который в закупоренной бутылке будет медленно скапливаться, после образуется давление и произойдет шампанизация вина. Наблюдать за пузырьками в бутылке невозможно, но как только извлекается пробка, давление резко снижается и появляется шипение.

В производстве игристого вина пузырьки считаются побочным эффектом. Однако они играют немаловажную роль для подтверждения качества напитка: чем дольше продолжается движение пузырьков в бокале, тем качественнее вино. Также лопающиеся пузыри создают аромат напитка и быстрее его распространяют.

Развитие шампанского производства в XIX веке

Как раз на этот период приходится совершенствование методов производства игристого вина. У мастеров винного дела появилось больше опыта в изготовлении напитка. Они стали разбираться в сортах и отбирать специальное высокосортное сырье. Для хранения продукции строились глубокие погреба , в которых круглогодично поддерживалась одинаковая температура.

В 1825 году была запущена в производство разливная машина. Через два года винодельческое дело пополнилось первой купорочной машиной, а в 1846 году – машиной, которая закрепляла пробки шпагатом. Важным внедрением в производство стала машина для очистки бутылок и для дозировки экспедиционных ликеров.

Появилась операция дегоржажа, которая применяется при бутылочной шампанизации. Дегоржирование необходимо для извлечения дрожжевого осадка из бутылки после ремюажа. От мастера — дегоржера требовался большой опыт и аккуратность при выполнении процесса. Он должен был обращать внимание на все мельчайшие остатки, определять качество вина по вкусу и запаху пены, а также отбраковывать бутылки с испортившейся продукцией.

Операция дегоржирования проводилась очень быстро: мастер откупоривал бутылку, перевернутую вверх дном, и под давлением углекислого газа осадок вместе с пробкой выбрасывался из емкости. В процессе выброса осадка происходили потери шампанизированного вина и давления диоксида углерода, поэтому при дегоржаже стали применять лед. Первым это сделал Генри Абеле в 1844 году.

Огромный успех в производстве игристых вин имел метод определения количества сахара при тиражах. Этот метод разработал Франсуа, что позволило обеспечить нужное давление в бутылке и исключить бой.

С 1850 года методами изготовления шампанских вин заинтересовались ученые. Профессор химии Монмене выпустил теоретические и практические рекомендации по изготовлению продукции, а также предложил изменить растворимость СО2 в винах. Ему принадлежит разработка афрометра , с помощью которого измерялось давление в бутылке и афрофора – посеребренного изнутри цилиндра для проведения шампанизации.

Винодел Виктор Ламбер работал над технологией ферментации, в результате чего ему удалось добиться преобразования яблочной кислоты в молочную. Так появился брют – самый популярный сорт в мире – очень сухое шампанское.

Когда Франция полностью оправилась от революций и войн, шампанское снова приобрело популярность на родине. Для народа началась эпоха красивой светской жизни, сопровождающаяся звоном бокалов и всплесками шампанского.

Слава о вине с пузырьками стремительно распространялась по Европе. Впервые в России оно появилось в 1780 году благодаря виноделу месье Филиппу Клико. Он отослал пробную партию вина в Москву. После во Франции начались революционные волнения, сменившиеся долгими Наполеоновскими войнами, поэтому переговоры о постоянных поставках были отложены. Торговые связи с Россией были возобновлены только к 1814 году.

Занимался поставками известный винный дом «Клико», который тогда уже назывался «Вдова Ютико». Руководство домом «Клико» взяла на себя молодая вдова Николь Клико и производству сразу же стали пророчить скорый крах. Но дама была умной и предприимчивой, отлично разбиралась в тонкостях виноделия, умела решать любые деловые вопросы.

Удачным поворотом в карьере мадам Клико стало торговое соглашение с Россией. Франция была разорена войнами, и шампанское там почти не продавалось, но в богатой России этот напиток принимался с восторгом, мгновенно покоряя народ необычными вкусовыми нотками. Шампанское быстро завоевало российский рынок, став национальным напитком. Его дюжинами выпивали гусары на пышных вечеринках, купцы им отмечали выгодные торговые сделки, а русские поэты посвящали игристому вину сотни хвалебных строк. Объем продаж имел огромные показатели – почти 90% от всего производства Дома «Вдова Клико».

В 1814 году дом «Клико» отправляет в Россию партию шампанского. Игристые вина были собраны из уцелевших и неразграбленных подвалов (20 тысяч бутылок). Товар долго простаивает в Кенигсберге и с большими задержками достигает границ России. После открытия въезда мадам Клико отгружает следующую партию шампанского, которая обогатила ее производство на 73 000 рублей. Эта огромная по тем временам сумма смогла восстановить стабильность, окупить все затраты и создать прочный фундамент для дальнейшего развития фирмы.

В России стоимость шампанского «Вдовы Клико» была высокой – 12 рублей за бутылку, но настоящие ценители благородного вкуса платили любые деньги, лишь бы наслаждаться самым прекрасным вином в мире.

Интерес к превосходному вкусу шипучего вина не утихал, и к концу 19 века были запущены производства во многих городах России. Одно из известных винодельческих владений того времени принадлежало Льву Голицыну. Плантации располагались в Крыму и назывались «Новый Свет». На фабрику князя были приглашены французские виноделы, которые создавали оригинальные рецепты из разных сортов винограда, выращенного на крымских землях.

Игристый напиток производился по классической технологии , разработанной Пьером Периньоном. Продукция князя Голицына отправлялась за границу и по всей территории Российской Империи. Отменное качество шампанского оценили на Московских и Парижских выставках, где ему были присвоены золотые медали. Когда во Франции начались революции, мастера спешно покинули Россию, а рецепт напитка увезли с собой. В этот же период завод князя Голицына был разграблен.

Восстановил производство шампанского Антон Фролов-Багреев. Также в этот период было запущено массовое производство по приказу советской власти. Срок изготовления напитка составлял 26 календарных дней. Продукция выпускалась под названием «Советское шампанское» .

Маркиза де Помпадур утверждала, что «шампанское – единственное вино, которое оставляет женщину прекрасной», и это действительно так. Это искристое, игривое, быстро пьянящее лёгкое шипучее вино, без которого немыслим Новый Год, – один из любимых дамских праздничных напитков уже несколько столетий.

История шампанского - насчитывает уже 350 лет. Как можно предположить из названия, вино появилось во Франции, и главным регионом по производству игристого вина стала провинция Шампань. Когда-то территория нынешней Шампани была морским дном. 70 миллионов лет назад море отступило. Благодаря землетрясениям третичного периода сформировались меловые отложения, которые обеспечивают хороший дренаж. Кроме того, известняковая и меловая почва прекрасно держит солнечное тепло, обеспечивает относительную температурную стабильность, а ее насыщенность минеральными веществами, в частности, кремнеземом, придает винам Шампани особый аромат и изысканность.

Точной датой появления чудесного вина с пузырьками газа можно считать 1668 год, когда аббат Годино, каноник Реймского собора описал в своей церковной книге «вино с лёгкой окраской, почти белое, насыщенное газом». Спустя несколько десятков лет Франция переживала бум игристых вин. Шампанское вошло в моду, что подтолкнуло производство и улучшило технологию.

В эпоху появления напитка было множество мнений, откуда берутся пузырьки в бутылке. Одни приписывали это лунному циклу, другие – незрелому винограду, третьи считали, что в вино что-то добавлено. Вполне возможно, что игристое вино появилось случайно. Виноделам с древности были известны особенности некоторых вин, которые, перебродив, весной начинают повторное брожение, и в бутылках образуется газ. Эти свойства всегда считались побочным эффектом виноделия, и им не придавали значения. Наоборот, считали это следствием некачественной работы виноделов.

Но во второй половине 17 века всё переменилось. Вино, производимое в аббатствах Франции, стало популярным. Но ещё долгое время производство вина было кустарным, не было фиксированной технологии и точных знаний о его брожении, практические знания не фиксировались, а записи стали вестись гораздо позже. Процесс шампанизации зачастую был неуправляемым, и до 30-40% бутылок лопалось от избыточного давления. До 1750 года вино из Шампани отправлялось в бочках с указаниями, как делать тираж бутылок. Долгое время виноделы не могли победить помутнения и осадки в бутылках. Своего рода переворот в технологии произвела книга Шанталя «Traite de 1’art de faire le vin», в которой объяснялось значения сахара в брожении. С появлением книги в шампанское стали добавлять сахарный ликёр (раствор винной сахарозы).

Начиная с 19 века в производстве шампанских вин стали применять особые материалы, специальные сахаристые ликёры, разные сорта сусел: кюве, 1-2-3 тай, ребеж. Для созревания вина были сделаны глубокие подвалы с постоянной температурой и влаж-ностью. В 1825 году появилась первая разливочная, а в 1827 году - первая закупорочная машины. В 1844 году появилась машина для чистки пустых бутылок и дозировки ликёра, а в 1846 – машина для фиксирования пробок шпагатом. С 1850 года производство шампанского шло промышленными масштабами, технологии непрерывно улучшались. Были созданы специальные бутылки, выдерживающие давление до 30 атмосфер. Законом 1927 года была определена зона региона, выращивающего виноград для производства игристых вин в 36 450 гектаров между Реймсом на севере и Сеной на юге. Только те вина, которые были изготовлены в этом регионе из винограда, выращенного именно на этой площади, с тех пор могли называться шампанским.

История в лицах

«Отцом» шампанского считают Дом Периньона. Монах-бенедиктинец, получивший блестящую подготовку и славившийся своими блестящими способностями винодела, с 1670 года стал заведовать винными подвалами Отвильерского аббатства. Он не изобретал шампанского как такового, но сумел усовершенствовать его рецепт до знакомого нам сегодня вкуса. А еще - именно Дом Периньон изобрёл методику получения белого игристого вина из красных сортов винограда и разработал способы ухода за ними. Знаменитый монах был ещё и отменным дегустатором, на вкус и запах оценивавший качество вин. Обладая феноменальной памятью, он составлял великолепные купажи вин, произраставших в разных районах, для составления одного «фирменного» вкуса. Эта практика была продолжена последующими поколениями виноделов. Одним из важнейших изобретений Дом Периньона была пробка из коры пробкового дуба, которая наилучшим образом закупоривала бутылку, набухая от вина и не выпуская из бутылки воздух. Кроме того, трудолюбивым монахом было найдено средство осветления вина без переливания в другую бутылку. К величайшему сожалению, этот секрет, как и многие другие, был утерян. В те времена монахи-виноделы не оставляли записей и все секреты мастерства предавались устно. Другой не менее известный винодел и тоже монах-бенедиктинец по имени Удар делал вино в аббатстве Сен Пьер. Вино этого аббатства ценилось гораздо выше вин Шампани, но их производство было небольшим по объёму и название всем игристым винам было дано по области основного их производства, то есть «шампанские» вина.

Ещё одно известное имя в виноделии и производстве шампанских вин – Клико. В 1772 году Филиппе Клико основал свою фирму по производству и продаже вина. Через некоторое время он сосредоточил свои усилия на игристых винах Шампани. После смерти Филиппе его сын Франсуа возглавил компанию и значительно усилил репутацию фирмы с помощью друзей и единомышленников. Однако в 1805 году Франсуа умер, оставив все дела своей супруге Клементине. Вдова Клико, женщина 28 лет, обладающая кипучей энергией, продолжила дело своего мужа, и вскоре имя Клико было известно не только во всей Франции, но и за её пределами – в Англии и остальной Европе. В 1812 году дела фирмы резко пошатнулись из-за войны Франции и России. В стране царил хаос, и госпожа Клико решает спасти хотя бы часть своих запасов вина, отправив в 1814 году 20 000 бутылок шампанского в Россию. Партия вина с большим трудом и потерями достигла российской границы и принесла мадам Клико 73 000 российских рублей, что по тем временам – целое состояние! Фирма была спасена от разорения и получила возможность развиваться.

В 1831 году управлять фирмой стал молодой винодел Эдуард Берне, который ещё более усилил славу имени Клико, а с 1866 года и сам стал владельцем марки в возрасте 88 лет.

Буква закона

Хотя термин «шампанское» зачас-тую используется производителями игристого вина во многих странах и местностях (например, в Калифорнии, Канаде и России), правильно его использовать только по отношению к вину, производимому в провинции Шампань. Под эгидой «Межпрофессионального комитета шампанских вин» был разработан всеобъемлющий свод правил и положений для всех вин из этого региона. Эти правила разработаны для того, чтобы обеспечить производство продукта высокого качества. В правилах обозначены наиболее подходящие места для выращивания винограда, наиболее подходящие сорта винограда - шампанское производится из одного сорта или смеси, включающей не более трех сортов винограда: шардоне, пино нуар и пино менье. Также определяется достаточно длинный перечень требований, определяющих главные аспекты выращивания винограда. Среди этих правил: подрезка лозы, урожай виноградника, степень отжима винограда. Только если вино отвечает всем этим требованиям, на бутылке может проставляться название «Шампанское».

В соответствии с Мадридским договором (1891), в Европе и большинстве других стран название «шампанское» защищено законом как название игристого вина, произведенного в одноименной области Франции и удовлетворяющего установленным для такого вина стандартам. Это исключительное право на наименование было подтверждено Версальским договором по окончании Первой мировой войны. Игристые вина изготавливаются по всему миру, и во многих местах для определения собственного игристого вина используются свои термины: в Испании это «Cava», в Италии - «Spumante», в Южной Африке - «Cap Classique». Итальянское игристое вино из винограда сорта мускат называют «Asti». В Германии наиболее распространено игристое вино «Sekt». Даже другим регионам Франции запрещено использовать название «шампанское». Например, виноделы Бордо, Бургундии и Эльзаса изготавливают вино под названием «Cremant».

Уникальная рецептура

Виноград, используемый при изготовлении шампанского, обычно собирают раньше срока - тогда, когда уровень сахара в нём ниже, а уровень кислотности выше. Сок из собранного винограда выжимают достаточно быстро, чтобы вино оставалось белым.

Первоначальное брожение начинается так же, как для любого другого вина - в бочках или резервуарах из нержавеющей стали, где природный сахар в винограде превращается в алкоголь, при этом побочная двуокись углерода улетучивается. Таким образом получают «базовое вино». Это вино слишком кислое и не очень приятно само по себе. На этом этапе производится купажирование с использованием вина из различных виноградников и разных лет.

Смешанное вино разливается в бутылки, туда же добавляется смесь из того же купажа с дрожжами и небольшим количеством сахара. Бутылки в горизонтальном положении помещаются в винный погреб для вторичного брожения. Во время вторичного брожения двуокись углерода остается в бутылке, растворяясь в вине. Количество добавленного сахара влияет на давление в бутылке. Для достижения стандартного уровня в 6 бар внутри бутылки должно находиться 18 граммов сахара и дрожжи в количестве, установленном Еврокомиссией: 0,3 грамма на бутылку. Такая смесь сахара, дрожжей и неигристого шампанского вина называется «тиражный ликёр».

После выдержки (минимальный срок - полтора года), бутылки с вином подвергаются процессу «ремюажа», в ходе которого они ежедневно поворачиваются на небольшой угол и постепенно переводятся в положение «горлышком вниз», чтобы осадок собрался у горлышка и его можно было бы убрать. Процесс удаления осадка называется «дегоржирование», и в недавнем прошлом это была требующая большого опыта ручная работа по снятию пробки и удалению осадка без потери существенного объёма вина. Одновременно осуществляется «дозирование» (добавляется некоторое количество раствора сахара в вине, называемого «экспедиционным ликером»). Затем бутылка вновь закупоривается и выдерживается незначительное время, около 2 недель. До изобретения этого процесса (по общему мнению, эта было сделано впервые производителями «Madame Clicquot» в 1800 году) шампанское было мутным. В настоящее время большинство производителей производит дегоржирование при помощи автоматов: небольшой объём жидкости у горлышка бутылки замораживается, и кусочек льда вместе с вмерзшим в него осадком удаляется.
Вина из Шампани не могут на законных основаниях продаваться, не будучи выдержанными в бутылке в течение по крайней мере 18 месяцев. Утвержденные правила изготовления шампанского требуют выдержки марочного шампанского в погребе в течение трех или более лет перед дегоржированием, но многие известные производители существенно превышают это минимальное требование, оставляя бутылки в погребе перед дегоржированием на срок от 6 до 8 лет.

Даже среди экспертов нет однозначного мнения об эффекте выдержки шампанского после дегоржирования. Некоторым нравится свежесть и энергия молодого, едва дегоржированного шампанского, другие предпочитают вкус печеных яблок и карамели, который появляется после годовой или более длительной выдержки шампанского после дегоржирования.

Большая часть шампанского - немарочное, оно производится из смеси винограда разных лет (точный состав смеси указывают на этикетке лишь несколько производителей), тогда как для марочного шампанского, произведенного из винограда одного года, на этикетке проставляются год урожая и слово «марочное» (фр. - Millesime).

Напоследок еще 2 интересных факта:

Считается, что в бокале хорошего шампанского пузырьки образуются в течение 10-20 часов после откупоривания бутылки!

А в среднестатистической бутылке шампанского «содержится» около 250 миллионов пузырьков!

Напиток королей. История шампанского

Шампанское от прочих игристых вин отличается тем, что может быть родом только из французского региона Шампань, а вот метод вторичной ферментации напитка внутри бутылки, в процессе которого и образуются волшебные пузырьки, практикуют не только там.

К примеру, в Италии точно также делают вина Franciacorta и Trento Doc, но никак не просекко – его ферментируют в чанах. В Англии же по методу, который виноделы именуют «французским», производят игристое вино Chapel Down. Но кто первым додумался ферментировать вино в бутылках?

Большинство французов уверены: конечно же, они. Какие тут могут быть варианты? В Шампани все и по сей день верят в легенду, согласно которой удивительное открытие, как и положено, абсолютно случайно совершил всем известный монах Дом Периньон. Якобы в 1821 году некий брат-бенедиктинец Дом Груссар обнаружил в аббатстве Овилле старинные документы. В них упоминался монах Пьер Периньон. Родился он в 1638 году, в возрасте 19 лет вступил в орден бенедиктинцев, а большую часть жизни провел в аббатстве Овилле, которое владело обширными виноградными угодьями.

По легенде, однажды монах заметил, что одно из вин забродило прямо в бутылке, и любознательный ом Периньон решил незамедлительно открыть ее. Пробка с хлопком вылетела, монах налил себе бокал вина и был настолько поражен его вкусом, а также наличием в напитке пузырьков, что немедленно переполошил весь монастырь. Он бегал по кельям, выкрикивая фразу, впоследствии ставшую крылатой: «Братья! Идите скорее! Я пью звезды!». Кслышав его, все монахи как один немедленно отправились на спонтанную дегустацию волшебных пузырьков. Занавес. Аплодисменты.

История, безусловно, красивая. Только в ней нет почти ни слова правды. Монах Пьер Периньон, на самом деле, существовал. И, да в аббатстве Овилле он отвечал за производство вина. Но не игристого. Более того, французы задолго до рождения Дома Периньона отлично знали, что, если они разольют вино по бутылкам до полного окончания процесса ферментации, это приведет к образованию пузырьков. И, знаете, данный факт никого не радовал. В то время французское стекло не отличалось высокой прочностью, а потому бутылки, в которых под давлением образовывались пузырьки, просто взрывались – совсем, как огурцы или помидоры, неправильно закатанные в банки.

Все старания шли коту под хвост, поэтому неудивительно, что в те времена предка шампанское французы величали «дьявольским вином»: кто же еще, кроме Люцифера, мог так нехорошо поступить с честными работниками виноделен? Трудясь в аббатстве Овилле, Дом Периньон не только никогда не пытался экспериментировать с производством игристого вина, напротив, он всячески стремился избежать даже возникновения возможности ферментации напитка внутри бутылки. Популярной же легенда о монахе-изобретателе стала после того, как в 1921 году Moët & Chandon выпустил первую партию шампанского под всем известным брендом Dom Pérignon. Тут, как говорится, только маркетинг – ничего личного.

«Если не Дом Периньон, то кто же?» – спросите вы. Боюсь, ответ может вас шокировать. Первыми игристое вино, получаемое в результате вторичной ферментации внутри бутылок, начали делать …. англичане. Впрочем, совсем без французов они не обошлись. В XVII веке Британия активно закупала в Шампани вино. Транспортировали его, само собой, в бочках, а уже на месте разливали по бутылкам. Английское стекло оказалось прочнее французского, поэтому бутылки не взрывались, напиток же с пузырьками британцам очень понравился. Они доработали технологию, и поставили производство шампанского на поток.