Винодел образование. Потенциал Севастополя огромен

01.05.2019 Салаты

Уникальный в своём роде и единственный на всём Черноморском побережье России винный учебный класс принял первых слушателей «Лаборатории вина», открывшейся сегодня на базе бизнес-инкубатора севастопольского филиала Московского государственного университета имени Ломоносова.

За шесть учебных дней ведущие специалисты-виноделы прочитают для первых студентов интенсивный 72-часовой курс лекций повышения квалификации управления винными предприятиями. Занятия начинаются в 10.00 и заканчиваются в 20.00. В конце обучения слушателям предстоит итоговое тестирование, после которого они получат удостоверения МГУ государственного образца о повышении квалификации, подписанное ректором Виктором Садовничим.

Потенциал Севастополя огромен

Кроме учебного класса, рассчитанного на 24 слушателя, у «Лаборатории вина» есть административный кабинет и лаборатория, где можно будет проводить исследования. Один из главных идеологов проекта севастопольский винодел Павел Швец рассказал ForPost, что лекции и практические занятия проведут практикующие виноделы, создавшие в России не одно винное предприятие. Студентам расскажут о новых технологиях и западных технологиях производства вина, о которых никогда не информировали в широких аудиториях.

«Наша программа очень амбициозная и длительная. Она, к слову, была частью избирательной программы «Единой России» на выборах 2014 года, которая предполагала создание в Севастополе кластера по производству вина и выделение этого винодельческого региона на общемировой уровень. О программе вскоре забыли, а мы продолжаем своё дело. Хотим создать в Севастополе около 200 винодельческих предприятий полного цикла», – отметил Павел Швец.

Один из инициаторов проекта севастопольский винодел Павел Швец рассказал ForPost, что лекции и практические занятия проведут практикующие виноделы, создавшие в России не одно винное предприятие. Студентам расскажут о новых технологиях и западных технологиях производства вина, о которых никогда не информировали в широких аудиториях.

«Потенциал Севастополя огромен. Россия употребляет один миллиард бутылок вина в год – это громадный рынок, и многие иностранные компании хотели бы стать частью этого рынка. А мы здесь - и не можем пока предложить потребителю достойный продукт», – добавил Павел Швец.

«Первыми слушателями «Лаборатории вина» стали молодые виноделы, уже производящие вина в небольших количествах, а также частные лица, настроенные производить качественный напиток в малых объёмах, технологи и сотрудники действующих винодельческих комплексов. И потенциальные инвесторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Ростова, Махачкалы, Воронежа, Севастополя и Ялты», – подчеркнул преподаватель виноградарства и виноделия «Лаборатории вина» Алексей Сапсай.

В планах проекта – создание полноценной программы обучения для бакалавров, рассчитанной на 500 учебных часов. Также в бизнес-инкубаторе МГУ откроют аудитории для туристов, которые пожелают ознакомиться с Севастополем и вином региона.

Как писал ForPost, – благодаря усилиям Павла Швеца и при поддержке Ассоциации севастопольских виноделов и виноградарей. На все организационные мероприятия у инициаторов ушло два месяца.

Пивоварение в Мюнхене

Пивоварением занимались еще в Древнем Египте, но учиться этому ремеслу «с нуля» лучше всего на родине Октоберфеста. Раньше обучение, как правило, проходило на самой пивоварне без отрыва от производства. Однако в последнее время распространилась тенденция изучать пивоварение как академическую специальность, которая пользуется популярностью как у немецких, так и у иностранных студентов. В Германии освоить эту специальность можно в Берлине и Мюнхене.

Краткосрочное обучение можно пройти и в Чехии - семинары и тренинги на английском языке предлагает Исследовательский центр пивоварения и производства солода в Праге . Желающие могут выбрать из трех программ: общий курс по микробиологии пива, микроорганизмы в пивоварении и практический курс для технологов-микробиологов. Правда, придется объединяться в группы - заявки на участие принимаются от двух и более человек.

Штефан Гепперт

координатор факультета Технологии производства напитков и пищевых продуктов TUM

«Создавая эту программу, мы ставили для себя задачу максимально облегчить процесс поступления для абитуриентов. Пожалуй, единственное из нестандартных требований - наличие у абитуриентов 6-недельной практики перед поступлением в ВУЗ или же специального образования пивовара. Смысл этого требования состоит в том, чтобы у нас обучались те, кто действительно знает, с чем ему придется столкнуться в будущем, и делает свой выбор осознанно. Примерно 10% наших студентов - иностранцы, что довольно много для специальности, где преподавание ведется исключительно на немецком языке. Ежегодно к нам на обучение приезжают студенты со всех без исключения континентов. Большая часть студентов после получения степени бакалавра продолжают учебу на магистра. После окончания выпускники часто устраиваются на работу на заводы-поставщики в качестве инженеров-конструкторов специализированного оборудования. Среди наших выпускников множество международных специалистов по продажам. В последнее время в странах Европы возрос спрос на специалистов по контролю качества, что тоже нередко выбирают в качестве будущей сферы деятельности наши студенты».

Александр Хольм

студент по специальности «Технологии пивоварения и производства напитков» TUM

«Пивоварением, как частью культуры, обычаев и традиций Германии, я заинтересовался еще со школьной скамьи. Меня всегда интересовал вопрос, почему из огромного количества пивоварен сохранились лишь немногие и почему культура пивоварения во многих городах Германии постепенно уходит в прошлое и остаются лишь немногочисленные так называемые «пивные столицы», вокруг которых и сосредоточено все производство. После службы в армии я заблаговременно прошел практику в двух немецких пивоварнях, после чего у меня не осталось никаких сомнений относительно выбора моей будущей профессии. Учиться на этом факультете я решил из-за широкого спектра преподаваемых предметов. Именно во время учебы понимаешь, с каким сложными и комплексными проблемами ежедневно сталкивается пивовар-мастер или инженер-технолог. Процесс пивоварения и подготовка продукта для выхода на рынок - одни из самых сложных среди алкогольных напитков, в них любая даже сама незначительная на первый взгляд оплошность может испортить репутацию производителя. В моей учебе меня больше всего привлекает то, как тесно переплетаются технические, естественные и экономические дисциплины в этой специальности. Это позволяет с разных сторон взглянуть на эту сферу деятельности. Пока я еще не определился, чем конкретно я буду заниматься в будущем. Вполне возможно, что я займусь оптимизацией производственных процессов на пивоварне, таких как очистка и уход за оборудованием, или же буду представлять интересы индустрии в профсоюзах».

Виноделие в Тоскане

Учиться виноделию можно во Франции, Италии и Испании - в основном на магистерских программах. Тем, кто хочет получить новую специальность за максимально короткий срок, стоит ехать в Тоскану - Флорентийский университет искусств предлагает обучение по годичной программе «Виноделие и энология» , специально рассчитанной на иностранных студентов. Кроме того, там преподавание ведется на английском языке. Обучение на курсе не требует особенной подготовки - его вполне смогут осилить как и новички, так и профессиональные сомелье.

Обучение по этой программе разбито на два уровня, летний и осенний: от более простого к более сложному. За время обучения студенты научатся правильно дегустировать и подавать вино, познакомятся с различными сортами итальянских вин (и тосканскими винами в частности) и смогут освоить тонкости эногастрономии - искусство правильно сочетать различные сорта вина с определенными блюдами. Курс стоит €7500.

Альтернативные варианты:

Те, кто предпочитает Кьянти Риоху, могут поступить на магистерскую программу Университета Ровира и Виргилии в Каталонии. Студентам предлагают выбор из двух подходов: специальность «Энология и Биотехнология» с сильной исследовательской составляющей или более прагматичная версия для студентов, закончивших бакалавриат по менеджменту, экономике или туризму. Стоимость обучения здесь составляет около €3000.

Своя магистерская программа по энологии есть и у одного из старейших государственных вузов Франции - Университета Монпелье. На нее могут поступить студенты с бакалаврской степенью по агрономии или пищевым технологиям. Здесь пристальное внимание уделяется не только технологиям виноделия, но также менеджменту и маркетингу в винодельческой промышленности.

Факультет энологии в Университете Бордо II Сегален принимает студентов на программы специалитета, магистратуры и докторантуры. Но тем, кто мечтает стать сомелье, лучше выбрать более короткий и специализированный вариант обучения - пятимесячный курс по дегустации вин

Ливия ле Дивелеч

профессор энологии Флорентийского университета искусств

«Наш курс доступен для широкого круга студентов. Запись на первый уровень открыта для всех, кто имеет аттестат о полном среднем образовании. Как показывает практика, большая часть наших студентов уже имеют первое образование и приезжают к нам с целью повышения квалификации или же просто потому, что хотят освоить что-то новое. В этом смысле наш курс устроен доступно: мы начинаем с основ виноделия, постепенно выводя студентов на продвинутый уровень. За последние два года популярность программы сильно возросла. Все больше и больше студентов со всего мира приезжает к нам не только потому, что им интересен процесс производства вина, но и потому, что им интересна культура и история Италии, как страны с самыми богатыми винодельческими традициями. Карьерные перспективы для наших студентов разнообразны. Благодаря этой программе они смогут освоить ряд ключевых винодельческих дисциплин, таких как маркетинг, виноградарство и энология, международное производство вина, особенности тосканских вин, а также производство региональных итальянских вин и т.д. По этой причине часть студентов трудоустраивается в сфере маркетинговых коммуникаций, другие предпочитают работать в винодельнях, а кто-то продолжает свою научную деятельность».

Джош Пылипов

студент Флорентийского университета искусств по программе «Виноделие и энология»

«Еще на первом курсе института я осознал, что хочу заниматься виноделием профессионально. Спустя некоторое время я в буквальном смысле слова заболел энологией. Пожалуй, это самая универсальная наука, потому что она охватывает огромный спектр дисциплин: историю, искусство, естественные науки, культурологию, природоведение. Самая интересное во всем этом для меня не столько возможность попробовать различные сорта вин, сколько общение с людьми и погружение в историю страны. Ежедневные винные дегустации - это неоценимый опыт при ознакомлении с конкретными характеристиками винограда. Я мечтаю когда-нибудь разбить свой собственный виноградник и построить винный завод. После окончания курса я планирую поступить на магистерскую программу по специальности «Виноградарство и виноделие» и по возможности получить практический опыт в какой-нибудь итальянской винодельне».

Школа часовщиков в Швейцарии

Швейцарские часы неслучайно известны своим качеством и многообразием - в Швейцарии традиционно с особым вниманием относились к обучению часовому делу. Первая часовая школа была открыта еще в 1824 году в Женеве. Сейчас обучение на часовщика длится три-четыре года. После успешной сдачи выпускного экзамена выпускнику выдается швейцарское квалификационное свидетельство, признанное во всем мире. Требования к образованию по этой специальности едины по всей стране и строго соблюдаются часовыми предприятиями и учебными заведениями. Существует две формы обучения часовому делу: двойное практико-теоретическое обучение на предприятии и очное обучение в часовой школе. Само собой разумеется, что обе формы обучения предполагают, что львиную долю времени студент будет проводить в часовой мастерской.

Одна из старейших часовых школ Швейцарии, известных во всем мире, располагается в немецкоязычной части Швейцарии, в городе Гренхен. Очно учиться в школе можно по двум специальностям: ремонт часов и производство часов. Обучение длится 4 года и подразумевает посещение занятий 1-2 раза в неделю. Остальное время ученик применяет на практике полученные знания. Сделать это можно как в самой школе, так и на часовом предприятии. Учебный план включает в себя такие дисциплины, как история часового дела, производственно-технические основы, технология металлообработки, физика, электротехника, черчение, а также английский и французский языки. Язык обучения - немецкий. Правда, обойдется такое образование недешево - 15 500 швейцарских франков в год (около €12 500). Также необходимо будет дополнительно оплатить инструменты для работы - 5000 швейцарских франков (около €4000).

Выпускники часовой школы должны уметь выполнять широкий спектр работ от ремонта как электронных, так и механических часовых механизмов до создания новых моделей часов. Сюда относится умение изготавливать запасные деталей, в том числе и для старинных часов.

Альтернативные вариант:

Тем, кто уже имеет какой-то опыт в часовом деле и хочет повысить свою квалификацию, Гессенская часовая школа предлагает двухлетнюю программу по специальностям «часовщик-специалист» и «реставратор часовой мастерской». Кроме того, школа регулярно организует различные курсы повышения квалификации для специалистов любого уровня.

Даниэл Вегмюллер

ректор Школы часовщиков в Гренхене

«Выпускники нашей школы работают на крупнейших производителей часов по всему миру. Получить место ученика в швейцарской часовой школе не так-то просто, а число желающих возрастает с каждым годом. Помимо наличия общих требований к соискателям (наличие аттестата о полном среднем образовании - T&P) для обучения в нашей школе необходимо на хорошем уровне владеть физикой, математикой и знать основы технического чертежа. Каждому из соискателей необходимо сдать общий вступительный экзамен по этим дисциплинам. Кроме этого, будущей часовщик должен быть способен работать руками, а его неотъемлемыми качествами должны быть скрупулезность, внимание к деталям и умение концентрироваться. Студенты должны быть готовыми просиживать долгие часы в лаборатории или мастерской. Профессиональные перспективы целиком и полностью зависят от индивидуальных способностей и желаний учеников. Многие идут работать на часовые предприятия, в конструкторские бюро, лаборатории или гарантийные мастерские. Часть устраивается в престижные часовые бутики в качестве специалистов по ремонту или консультантов. Самые амбициозные из них уезжают за границу, где возглавляют иногда целые сети часовых магазинов или сервисных центров».

Для того, чтобы работать виноделом в России, нужно иметь высшее профессиональное образование, т.е. обучаться 6 лет (берем уже сразу магистров, чтоб по-новому) в институте или университете. Давайте поговорим подробнее об этом образовании.

В нашей стране есть три основных профильных вуза, выпускающих инженеров-технологов по специальности «технология виноделия», — это МГУПП в Москве, ЮРГТУ в Новочеркасске Ростовской области и КубГТУ в Краснодаре. Большинство отечественных специалистов окончили именно эти вузы. Есть еще несколько профильных факультетов по России, но там выходят преимущественно «бродильщики»: пиво, спирт, безалкогольные напитки.

Из 6 лет обучения первые 3 года студенты изучают непрофильные дисциплины — в основном, точные и общественные науки. Общим потоком всего пищевого факультета или даже двух. То есть, по истечении 3-х лет студент пищевого факультета может передумать становиться, например, молочником и уйти в мясники и так далее. Или все вдруг могут захотеть стать виноделами!

Во время этих 3-х лет студентов вышкаливают по полной по общим предметам, среди которых основной — это химия. В первый год — неорганическая и аналитическая, второй — органическая и физическая с коллоидной, третий — биологическая и пищевая плюс техническая микробиология. Каждая химия идет по году параллельно с другими. Помимо этого механика, переходящая в изучение всех процессов и аппаратов, используемых в пищевой промышленности в целом. Затем она сменяется изучением основного технологического оборудования по специальности. Но это потом — сначала нужно пройти всё от строения атома и сопромата через многочасовые синтезы на органической химии и проекты узлов и механизмов до ферментов на химии вина и проекта целого винодельческого предприятия с экономикой и всеми деталями.

В течение всего обучения студента посылают на 3 производственные практики по 7 недель каждая в сентябре-октябре в ведущие винные хозяйства региона. Первая — ознакомительная, когда студент может делать простейшие операции, затем основная производственная — студент уже может работать старшим рабочим или помощником младшего винодела, так как умеет работать сам на любом оборудовании от пневматического пресса до вакуумного фильтра. Третья практика — еще раз по новой для закрепления и написания дипломного проекта.

После выпускник может пойти учиться в аспирантуру в своем университете или профильном НИИ — благо, сейчас есть любой возможный инструментарий для проведения самых глубоких анализов от капиллярного электрофореза до атомно-адсорбционного спектрофотометра. Можно научно смоделировать и изучать любой технологический процесс в виноделии. Получаемая после обучения и написания диссертации степень кандидата технических наук фактически эквивалентна западному PhD — Doctor of Philosophy. Какую тему выберет аспирант со своим руководителем, зависит только от них — совершенно необязательно выбирать невостребованное, устаревшее или неактуальное направление исследований.

Хочу подчеркнуть одну важную деталь: технология виноделия или наука о вине энология — это прикладные науки. Открываем словарь: прикладными считаются науки, ориентированные на практическое применение знаний, полученных в науках фундаментальных.

На мой взгляд, коли у выпускника достаточные знания по фундаментальным наукам, а наше образование дает их в полной мере, — то практически применить свои знания он сможет. Да, согласен, тут вопрос в каком именно направлении он их применяет, вернее, как и в какой степени эти знания будут задействованы в практической работе и как они будут развиваться. Тем не менее, я уверен, что если выпускником получена хорошая база знаний, то при желании и стремлении непосредственно прикладные знания он доберет в процессе практической работы (при этом два-три года специальных дисциплин в вузе никто не отменял!). Доберет, получая опыт в работе в тандеме с иностранными консультантами, оттачивая навыки дегустатора на десятках дегустаций, штудируя массу специальной литературы на всех языках и посещая многочисленные винодельческие регионы мира.

Для нашего образования характерна еще одна ключевая особенность, о которой стоит поговорить отдельно. Безусловно, сама российская научно-образовательная школа в виноделии сформировалась в советские годы, а в ту эпоху существовали только большие виноградарско-винодельческие хозяйства по типу колхозов-совхозов, которые представляли собой целый сельскохозяйственный комплекс, зачастую формировавший небольшой поселок с соответствующей инфраструктурой. В таких хозяйствах общая площадь виноградников (а помимо виноградников зачастую выращивались еще и злаковые, плодовые культуры) насчитывала несколько тысяч гектаров. На предприятиях работал целый штат виноградарей от бригадира и энтомолога до главного агронома, на винодельне — коллектив виноделов во главе с главным виноделом плюс полноценная лаборатория с профессиональными химиками и микробиологами.

Само собой подразумевалось, что виноделы и виноградари — это две отдельные профессии, и учить их нужно отдельно в ВУЗах разного профиля и по разной программе. Пока винодел штудировал органическую химию, химию вина и машины с механизмами в технологическом университете, будущий агроном-виноградарь изучал биологию растений, почвоведение и энтомологию в аграрном ВУЗе. Всё осталось в таком виде и по сей день: виноградари и виноделы — это работающие в плотном сотрудничестве, но всё же разные специалисты.

На Западе, как известно, развитие виноделия шло и идет по сей день от маленьких частных полусемейных форм хозяйствования. Само собой, если владелец имеет несколько гектаров виноградников, то на него работает один специалист — виноградарь и винодел в одном лице.

Когда в России в начале 2000-х появились подобного размера хозяйства, встал вопрос о специалистах, способных одновременно выполнять обе неотделимые друг от друга функции. Вдохновившись посещением лучших западных виноделен типа шато, наши функционеры начали провозглашать лозунги о неправильности и неэффективности российской системы образования: мол как можно изучать виноделие в отрыве от виноградарства, когда качество винограда напрямую влияет на будущее вино; наши отдельные друг от друга кафедры виноделия и виноградарства нужно закрывать; нужно создать специальность «виноградарь-винодел«; нужно сократить «лишнюю» научную нагрузку по каждой специализации и таким образом объединить две профессии и прочее.

Хочу озвучить свою точку зрения по обозначенному вопросу. Безусловно, вино является продуктом местности, оно начинается с виноградной лозы на винограднике, а виноделие — это по сути «приведение в вид напитка», того, что создала природа. Разного рода техническими средствами и приемами на винодельне. Эти два процесса неотделимы друг от друга и рассматриваются только в комплексе. Да, это тысячу раз так!

Но! Представьте себе небольшое хозяйство, на котором один специалист работает и в поле и на винодельне. Он прекрасно справляется со своими обязанностями в обоих направлениях — «горячая пора» на винодельне сменяет интенсивную работу в поле и в принципе все можно охватить. Затем, допустим, с течением времени хозяйство эволюционно увеличивается за счет приобретения новых земель под виноградарство, теперь общая площадь посадок достигает несколько десятков, а потом и сотен гектаров. Рано или поздно и неизбежно этот самый один виноградарь-винодел решит делегировать часть своих обязанностей в поле или на винодельне помощнику, выбрав одну из специализаций для себя основной или передав обе работы помощникам, а сам займет позицию главного. Если такая система сложится не за одно десятилетие, рано или поздно на предприятии появятся те, кто работает только на винодельне, и те, кто работает только в поле.

В нашей стране в силу исторически сложившихся организационно-технологических условий всегда будут существовать большие (несколько сотен га и больше) и малые формы (несколько десятков га или меньше), на которых будут нужны как «универсалы», так и «узко специализирующиеся» профессионалы.

Отвечу на возможный вопрос: в какой мере специалисты-«универсалы» имеют больше знаний по обоим направлениям, чем, например, виноделы в виноградарстве, и наоборот? В России студентам-виноделам преподают основы виноградарства, ампелографию*, виноградарям — основы виноделия и переработки винограда в целом (на соки, например). То есть, допустим, винодел, получивший образование в России, имеет вполне нормальные знания и представления, как возделывается виноградное растение, какие операции проводятся в течение года на винограднике и многое другое, но это совершенно не значит, что этот самый винодел сам может вести всю работу в поле, заменив виноградаря и полностью руководя процессом в поле. Винодел оценит качество прошедшего цветения, проанализирует, как идет созревание, выберет лучшее время для сбора урожая и многое другое, но он наверняка не сможет идентифицировать хлороз или недостаток магния в почве, не сможет выстроить правильную защиту от вредителей, не определит точно эрозию почв по первым проявляющимся признакам и многое другое. Так же виноградарь в принципе неплохо знает, что происходит на винодельне, сможет переработать виноград и сбросить сусло, но он скорее всего упустит время внесения ферментов, озадачится подбором расы дрожжей, крепко задумается над технологическими обработками вина и многим другим.

Как же со всем этим неплохо (судя по конечным результатам) справляются западные специалисты-«универсалы», спросите вы? Особенно те, у которых пара сотен рядков винограда и простой ангар в качестве винодельни? У которых нет всего этого штата агрономов-энтомологов, химиков и микробиологов?

На самом деле, все они возят образцы почв, лозы, ягод в повсеместные небольшие спецлаборатории, приглашают экспертов по болезням на инспекцию виноградников, делая простые анализы самостоятельно. Им вполне хватает специальных знаний и опыта, чтобы понять, когда что-то идет не так, или вмешаться в процесс, если нужно. Эта система проверена временем, обоснована и эффективна.

Так как же правильно обучать специалистов для больших винодельческих предприятий (для маленьких хозяйств вариантов нет — только «универсалы»)? Отдельно виноградарей и отдельно виноделов или всё же..? Вопрос открыт.

Подходящие образовательные специальности: Дегустатор
Ключевые предметы: Математика; Русский язык; Химия; Биология.

Стоимость обучения (средняя по России): 160000 рублей


Описание профессии:


*стоимость обучения указана за 4 года бакалавриата на очном отделении.

Особенности профессии

Винодел на официальном языке называется технологом виноделия и бродильных производств.
Это специалист, который не только понимает толк в вине, но и точно знает, от чего зависит тот или иной вкус. Он из разных сортов винограда создаёт особый купаж (фр. coupage) , т.е. смесь, где каждый сорт занимает определённую долю.

При создании коньяка технолог продумывает, какие спирты, какой выдержки и в каких пропорциях в нём использовать. Интересно, что смешение спиртов обозначают термином марьяж, от фр. mariage - буквально «брак, свадьба», что само по себе наводит на мысль: дело это серьёзное, хотя и радостное.

Марьяж и купаж - ключевые этапы в создании напитков, но ими технологический процесс не ограничивается.
Работа винодела начинается с выбора исходных материалов - сортов винограда, спиртов и т.д. На этом этапе он проводит их дегустацию.
Надо сказать, что сама дегустация - процесс важный, требующий от винодела сосредоточенности и готовности всех вкусовых и обонятельных рецепторов. Есть множество разный подходов к проведению дегустации. Например, самый распространённый метод при выборе спиртов - разбавление коньячного спирта водой. Только так можно прочувствовать его вкусовые оттенки.

Как говорят специалисты, настоящий винодел помнит вкусы всех спиртов и всех сортов ягод, с которыми приходится работать. Поэтому работу над составом будущего напитка он начинает в уме. Это творческий процесс, который требует и многих знаний, и опыта, и вдохновения.

Когда купаж будущего напитка составлен, технолог-винодел руководит процессом производства.
Он следит, чтобы разработанная им рецептура соблюдалась, чтобы выдерживались технологические сроки, температурный режим на каждом этапе. Дегустирует готовую продукцию. На этот раз он придирчиво оценивает не только вкус и запах, но и цвет, а также, если речь об игристых винах, - форму и движение пузырьков, их шипение.
Работа технолога над каждой партией вина или коньяка завершается лишь тогда, когда бутылки с напитком отправлены на склад готовой продукции.

Виноделие будущие специалисты изучают в вузах.
Но тонкости профессии специалист постигает сам: читает, осваивает на практике.
А поскольку успех винодельческого предприятия в очень большой степени зависит от таланта и знаний главного технолога, молодому специалисту на пути к руководящим должностям приходится доказывать свою состоятельность. Он может начать карьеру с должности помощника технолога, а также купажиста, в обязанности которого входит составление купажа по рецептуре, утверждённой главным технологом.

Рабочее место

Винодел-технолог может работать как на маленьких винодельческих предприятиях, так и на крупных заводах по производству вин и коньяков.
Он также может сотрудничать с организациями, контролирующими качество алкогольной продукции, заниматься научной работой в научно-исследовательских институтах.

Заработная плата

от 40000 руб.

Важные качества

Профессия винодела предполагает интерес к химии, тонкий вкус и обоняние, хорошую память на вкусы и запахи, аналитический склад ума, внимательность.

Знания и навыки

В основе создания вина лежат химические процессы. Винодел-технолог это, в первую очередь, специалист по органической химии. Но кроме этого он должен иметь познания в области ампелографии (науки о сортах винограда), хорошо знать организацию производственного процесса.

Где учат

Специальность «технология бродильных производств и виноделия» можно получить в вузе.

Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП)
Факультет технологии и производственного менеджмента
Кафедра технологии виноделия

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева (РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева)
Факультет садоводства и ландшафтной архитектуры
Кафедра виноградарства и виноделия

Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (МГУТУ им. К.Г. Разумовского)
Институт технологий пищевых продуктов

А также региональные вузы, в том числе Краснодарского края, Северной Осетии, Санкт-Петербурга.