Когда появились первые чипсы лейс. Кто придумал чипсы и как делается это лакомство? Возникновение хрустящей картошки

30.10.2019 Restaurant notes

Российская Антарктическая экспедиция (РАЭ) занимается проведением исследовательских научных работ в пределах самого южного континента. От участников требуется умение чётко и ответственно подходить к выполнению своих обязанностей, так как от этого зависит безопасность всех полярников. Работа в Антарктиде связана с деятельностью в предельно суровых климатических условиях вдали от семей и привычных бытовых удобств.

Почему Антарктида

Специалисты, претендующие на участие в работе станции должны заблаговременно уточнять все требования и особенности трудоустройства, так как попасть в Антарктиду неподготовленному человеку достаточно сложно.

Стоит отметить, что большинство работников едет в экспедицию не за высокой зарплатой, а за новыми ощущениями, стремлением испытать себя в суровых условиях. После вахты многие стремятся вернуться на полюс еще раз и закрепить полученный опыт.

О том, как сотрудники живут в Антарктиде можно узнать в соответствующих группах соцсети ВК, где участники публикуют фото и видеоматериалы, рассказы о трудовых буднях.

Востребованные профессии

Для работы станций в Антарктиде требуются разные специалисты:

  • водители различной техники (снегоходов);
  • механики;
  • медики;
  • сварщики;
  • повара;
  • системные администраторы;
  • эксперты по спутниковой связи.

Но большинство участников – различные ученые, занимающиеся исследованием окружающей среды.

При желании участвовать в работе на полярной станции рекомендуется уточнить вакансии, актуальные на данный момент, при посещении официального сайта Антарктической экспедиции (http://raexp.ru).

Особенности работы

Работа в Антарктиде осуществляется вахтовым методом, все вакансии подразумевают бесплатную доставку на станцию и обратно.

Оформление производится по трудовому договору, принятые работники обеспечиваются питанием и специальной одеждой за счет государства.

Деятельность начинается в ноябре-феврале, транспортировка участников проводится либо при помощи самолета, либо на судне. Это зависит от местоположения станции, куда должна прибыть экспедиция.

Длительность похода составляет 12-18 месяцев.

Требования к кандидатам

Претендентов отбирают достаточно жестко по таким критериям:

  • Здоровью;
  • Профессиональным умениям и навыкам;
  • Психологическим качествам (стрессоустойчивости);
  • Возрасту: от 30 до 45 лет (для врачей – до 60).

Также потребуются документы, подтверждающие квалификацию по профессии, стаж, заграничный паспорт.

Для прохождения врачей придется взять выписки:

  • Из медсанчасти по месту проживания о заболеваниях за последние три года.
  • Из тубдиспансера (о том, что претендент не состоит на учете).
  • Из психдиспансера.
  • Из наркологического диспансера.
  • ортопантограмма (с приложенным описанием и заключением).
  • Если претенденту более 50 лет, нужно сделать УЗИ органов брюшной полости, мочевого пузыря и предстательной железы.

Важно: опыт работы по специальности должен составлять не менее 2 лет. Для медиков – от 5 лет.

Как попасть на зимовку, пошагово:

  1. Заполнить анкету в ОК ААНИИ (некоторых востребованных специалистов приглашают сами руководители исследований).
  2. Получить одобрение на прохождение медкомиссии.
  3. Пройти осмотр врачей, в том числе – психологические тесты и проверки.

Более подробно узнать о том, как можно попасть в экспедицию в Антарктиду, проще всего на сайте РАЭ.

Средняя зарплата


Часто люди интересуются, сколько денег получают полярники за труд при оформлении в экспедицию. Это зависит от стажа работы, начисление нормального оклада начинается после пересечения 60-й параллели.

Средняя зарплата в Антарктиде в 2019 году составляет 60000 рублей, нужно учесть, что это официальный доход (до вычета налога 13%). Через каждые 6 месяцев пребывания на станции происходит прибавка – 10% от оклада, но суммарно — не больше 100%. Это значит, что после трех экспедиций будет достигнута максимальная оплата труда.

Но на несколько зимовок подряд устроиться невозможно: запрещают врачи, потому что организм сильно ослабевает из-за особенностей климата.

Льготы и надбавки

В 2013 году правительство РФ внесло изменения в законодательство по начислению компенсаций и льгот работникам крайнего юга.

Список преференций:

  • Районный коэффициент 3 – добавляется в период деятельности в экспедиции;
  • Процентная надбавка и повышающий коэффициент к окладу (размер зависит от начальной заработной платы);
  • В общий стаж включаются периоды предыдущих экспедиций, в том числе — выслуга лет на Северном полюсе.

Более подробную информацию можно узнать из Постановления РФ от 2013 года №832.

Заключение

Устроиться на работу в антарктическую экспедицию довольно сложно. Желающих это сделать очень много, здесь важна степень мотивации и настойчивость. Некоторые граждане попадали на полюс с третьего-четвертого раза.

Чтобы сохранить уникальную природу Антарктиды нетронутой, были введены ограничивающие правила с целью защиты окружающей среды от интенсивного вторжения человека, позволяющие одновременно высаживаться на берег только определенному количеству пассажиров (до 100 человек). Ведь каждый человек, ступающий на землю ледяного континента, приносит с собой бактерии, чуждые ее экосистеме и опасные для населяющих ее живых организмов. Сегодня лайнеры, входящие в антарктические воды, оснащаются специальным оборудованием, позволяющим минимизировать возможные угрозы.

Попасть в Антарктиду можно двумя способами: долететь на самолете и доплыть на корабле.

САМОЛЕТ ИЗ ЧИЛИ

Самый популярный воздушный путь на ледяной континент начинается в чилийском городе Пунта-Аренас. Самолетные экскурсии к берегам Антарктиды бывают одно- и двухдневными. В двухдневных турах предполагается ночевка на чилийской станции Frei. Теоретически, российским туристам можно переночевать на российской станции Беллинсгаузен, расположенной неподалеку, предварительно договорившись с учеными через ААНИИ.

Полеты в Антарктиду совершает чилийская авиакомпания DAP на самолетах Beechcraft King Air 100 (на 6 мест) или BAE-146 (на 60 мест). Стоимость однодневной и двухдневной поездки можно найти на сайте авиакомпании. Отзыв о двухдневном путешествии в Антарктиду именно таким способом можно прочитать здесь.

Купить совмещенный водно-воздушный тур в Антарктиду из Пунта-Аренаса можно в Goway Travel - одном из крупнейших туристических агентств Латинской Америки. Самолет с туристами отправляется из Пунта-Аренаса, пролетает над мысом Горн и проливом Дрейка, и через пару часов прибывает на остров Кинг-Джордж (King George Island) - крупнейший из Южных Шетландских островов. Оттуда туристы попадают на ледяной континент на борту морского судна, тем самым экономя массу времени.

Добраться до Пунта-Аренаса можно из Сантьяго самолетами южноамериканских авиакомпаний, таких как Lan Airlines или Skyairline. До Сантьяго из России удобнее всего добираться рейсами авиакомпаний Air France и Iberia через Париж и Мадрид соответственно.

САМОЛЕТ ИЗ ЮАР

Еще один воздушный путь в Антарктиду проложен из южноафриканского Кейптауна. Организацией рейсов занимается российская компания ALCI (Antarctic Logistics Centre International) в Кейптауне, с которой сотрудничает множество российских туркомпаний. Рейсы совершают самолеты Ил-76ТД, время в пути - 6 часов, конечная точка маршрута - российская антарктическая станция Новолазаревская, рядом с которой еще в 1980 году была построена снежно-ледовая взлетно-посадочная полоса.

САМОЛЕТ ИЗ АВСТРАЛИИ

Существуют также воздушные перелеты в Антарктиду из Австралии. Воздушное сообщение с Антарктидой было налажено под эгидой правительственного Австралийского антарктического дивизиона для того, чтобы на континент могли добраться ученые и участники исследовательских экспедиций. С острова Тасмания антарктическим летом (с середины октября до середины марта) около 4 раз в месяц летает регулярный рейс (самолет Airbus A319-115LR с бортовым номером VH-VHD) из города Хобарт на ледяную полосу им. Вилкинса в 70 км юго-восточнее антарктической станции Кейси (Casey). Время самолёта в пути - 4,5 часов.

Таким образом, на самолёте из Австралии в Антарктиду могут добраться только ученые и различные специалисты, устроившиеся работать на антарктические станции.

Простым туристам, желающим попасть в Антарктиду по воздуху из Австралии, доступны только «обзорные» экскурсии. Они представляют собой полёты над поверхностью Антарктиды без приземления, сопровождающиеся тематической лекцией специалиста из Австралийского антарктического дивизиона. Полёт длится в районе 12–13 часов. Стоимость удовольствия - 1000–6000 $, в зависимости от выбранного класса обслуживания и от места (ближе к иллюминатору или дальше). Полёты совершает негосударственная компания Croydon Travel’s Antarctica.

ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ КРУИЗНЫЕ СУДА И ИХ ВИДЫ

Морской путь можно осуществить с помощью экспедиционного круиза на специально оборудованных лайнерах. Этот путь - наиболее популярный, он имеет достаточно давнюю историю: первых антарктических туристов брали на борт советские ледоколы, оставшиеся без государственного финансирования во времена раскола СССР. Таким образом исследовательские суда финансировали собственные научные программы. Эти ледоколы можно встретить в Антарктике и сегодня, они называются большими и малыми экспедиционными судами ледового класса. Изначально спроектированные для нужд науки, они были переоборудованы для перевозки пассажиров.

Путешествие на таких судах не будет отличаться роскошью, обстановка на них подчинена лишь одной цели - максимально познать удивительный антарктический мир. Отсутствие известного комфорта с лихвой окупится царящей на них совершенно особой «семейной» атмосферой. Большим плюсом также будет маневренность этих судов, которая позволит зайти в узкие проливы, сделать частые высадки, добираться до укромных фьордов.

Примерами таких судов могут являться «Клипер Адвенчерер» на 122 пассажира (стоимость круиза в районе 4700 $), «Полар Стар» на 105 пассажиров (от 9600 $), «Ушуайа» на 84 пассажира (от 4300 $), «Антарктик Дрим» на 84 пассажира (от 6900 $).

Отдельные экспедиционные суда оснащены специальным оборудованием, позволяющим опционно предоставлять своим пассажирам услуги некоторых активных развлечений: каякинг, скалолазание, лыжный переход, дайвинг. Такими судами являются «Академик Сергей Вавилов» на 104 пассажира (стоимость круиза от 3900 $), «Оушен Нова» на 73 пассажира (от 5600 $) «Планциус» на 114 пассажиров (от 4000 $) и т. д.

Следующий вид круизных судов - экспедиционные суда класса «люкс» . В них сочетается комфортабельность внутреннего убранства, соответствующая уровню 4–5* отеля, с уникальностью маршрутов и изрядной маневренностью. Среди них наиболее популярны «Нэшнл Географик Эксплорер» на 148 пассажиров (от 10580 $), «Принц Альберт II» на 132 пассажира (от 8760 $), «Ле Бореаль I» на 224 пассажира (от 4675 евро) и «Ле Бореаль II» на 199 пассажиров (от 8895 $), «Л"Астраль» на 224 пассажиров (от 2550 евро).

И, наконец, повелители льдов и снегов - ледоколы . Эти мощные суда, оснащенные вертолетами, предлагают своим пассажирам максимально возможный набор мероприятий: полет над антарктическим побережьем, высадку практически в любом желаемом месте и многое другое. Самый известный антарктический ледокол - «Капитан Хлебников» на 112 пассажиров. Стоимость круиза на нем варьируется от 9900 до 38000 долларов, в зависимости от длительности круиза, программы и условий размещения.

Так как в Антарктике нет пирсов и причалов, лайнеры заходят в ледниковые заливы, где для высадки туристов на берег используются резиновые лодки (надувные катера) типа «Зодиак», иногда каяки. Каждый катер сопровождает опытный проводник-эксперт, который расскажет много интересного о первопроходцах Антарктики и имеющейся здесь уникальной геологии и формах жизни.

Круизы осуществляются из разных мест: из Аргентины, из Чили, из Австралии, Новой Зеландии, ЮАР.

Не успел я выложить , как посыпались вопросы. И, практически всех интересует одно и то же (представляем вопрос тоном Дудя): "СКОЛЬКО это стоило?"

Ну хорошо, раз вам интересно, давайте я расскажу - я ведь , живу на одну две трети зарплаты, и скрывать мне нечего.

Краткое лирическое отступление: В этом посте я буду рассказывать о своём представлении об индустрии антарктического туризма в целом, а так же о конкретном операторе, с которым ездил я, Poseidon Expeditions. Некоторые вещи о которых я тут пишу рассказали мне работники Poseidon, которым у меня нет повода не доверять, но всё же они заинтересованы в том, чтоб выставить свою компанию в лучшем свете. Кому-то может вообще показаться, что этот пост является рекламным. К моему великому сожалению, это не так (но, дорогие сотрудники Poseidon, если вы его читаете, ещё не поздно мне за него заплатить!)

Итак, цена моей экскурсии была $13,085.00 с человека (да, это в долларах США). Правда, это не совсем столько, сколько я заплатил.

При изначальном поиске круиза, у меня были довольно конкретные рамки по датам - на работе у нас неделя выходных в районе Рождества и Нового Года, поэтому важно было поехать именно в это время. И все мои поиски на эти числа показывали разные тур-агентства, продающие одну и ту же поездку от Poseidon Expeditions. При этом, у одних ребят в России, Russia Discovery, цены были значительно ниже остальных, так что я решил бронировать через них.

Правда, вскоре мне написали, что по ошибке прислали цены на прошлогодний круиз, а в этот раз всё дороже (разница была где-то в 3-4 тысячи долларов с человека!) В качестве извинения, Russia Discovery предложили мне пятипроцентную скидку.

"Новая" цена была $13,085.00, а так как я бронировал на двоих, общая сумма выходила в $26,190.00. После предоставленной мне скидки получалось $24,880.50, однако агентство тут же запросило два процента сверху этой суммы "за конверсию валюты в доллары". При этом, моя готовность платить уже в долларах не помогла, и в конечном итоге я заплатил $25,378.00 за двоих.

За эти деньги нам дали отдельную каюту на двоих, с отдельным диваном, всеми удобствами и большим окном (но без балкона). В стоимость входило трёх- (иногда, с половиной) -разовое питание, но за спиртное приходилось доплачивать. В конце нам предложили на своё усмотрение оставить чаевые персоналу, где-то по $200 с каждого пассажира.

Перелёты до Ушуайи, визы в Аргентину и прочие расходы в путёвку не вошли, так что, думаю, с учётом всего этого, стоимость была ближе к $30,000 .

Я остался очень доволен поездкой - по чистой случайности, нам попался именно Poseidon, который ходит в Антарктиду на небольшом судне, Sea Spirit (на заглавной фотографии к этому посту). Я раньше не знал этого, но чем меньше пассажиров на борту, тем лучше, так как по правилам антарктического туризма, оператор не имеет права высаживать более ста пассажиров за раз. Суда, которые вмещают в себя 200, 300, или больше пассажиров, вынуждены проводить высадки "сменами", то есть не все имеют возможность выйти на берег каждый раз.

У нас на борту было 117 туристов, из них 17 отчаянных человек оплатили дополнительную услугу - греблю на каяках в антарктических водах. Во время каждой высадки, они имели возможность погрести у берега, пока остальные пассажиры высаживались и фотографировали пингвинчиков.

Как только первые 17 человек из сухопутной партии замерзали, и возвращались на корабль, каякерам давали высадиться на сушу, и тоже поснимать живность. Таким образом, все участники поездки имели возможность совершить каждую высадку, что было бы трудно на более крупном судне.

Короче, я остался доволен Посейдоном и судном, хотя конечно от одной мысли о том, сколько всё это стоило, немного кружится голова. Эта поездка стала второй самой дорогой тратой за 38 лет жизни.

Кстати, в следующем году цены у Посейдона поднимаются! Вот как выглядит ситуация на тот же круиз зимой 2018-2019:

Как видите, тут можно сэкономить, если вы готовы жить втроём в одной каюте - она впрочем достаточно для этого просторная. Но если вы хотите заплатить сильно меньше, то можете забронировать экскурсию на месяц раньше, в ноябре - декабре 2018. Тут цены сразу значительно ниже:

Вообще, новогодний круиз всегда самый дорогой - из-за зимних праздников сильно возрастает спрос. Зато, как мне объяснили, это ваш лучший шанс не оказаться в компании богатых пенсионеров. Например на нашей экскурсии было много народу в возрасте от 20 до 40, тогда как самому молодому пассажиру следующего заплыва было около 50 лет.

И, не стоит забывать о погоде: нам сказали, что пролив Дрейка более спокоен в районе Нового Года, тогда как за пару недель до нашей экспедиции ситуация выглядела вот так:

С другой стороны, если вам не страшны пенсионеры, морская болезнь, и лишние соседи, то можно смело брать билеты на следующий ноябрь, и вы заплатите в два раза дешевле, чем я! Я так понял, что у Посейдонцев и их тур-агентств всегда можно попросить скидочку. Ведь попытка - не пытка.

Но можно поехать и с другими операторами. Например, есть варианты где вас самолётом закидывают на южную стороны Пролива Дрейка, так что вы можете избежать пару дней качки в каждом направлении. Но такие экскурсии как правило стоят на пару тысяч долларов дороже.

Вот разбивка минимальных цен в сутки по разным направлениям (надо умножить на 10 чтоб получить общую стоимость путёвки).

Ещё, ходят слухи, что если у вас много времени, и мало денег, можно прилететь в Ушуайю, и сидеть там в ожидании нераспроданной экскурсии. Последние места на таких судах якобы продают с серьёзными скидками. Мы даже видели в городе агентства, которые рекламируют "Last minute Antarctic cruises".

Однако, насколько я понял, самые существенные скидки даются на более дорогие билеты, а а на дешёвые дисконт сравнительно небольшой. При этом проживание в Ушуайе совсем недешёвое - это же реально край света, где всё рассчитано на туристов-экстремалов. Но, говорят, что некоторым счастливчиками удавалось отхватить экскурсию на южный континент за $4,000.

Главный вопрос после всего этого конечно в том, стоит ли поездка таких денег?.. Например за те $30,000, что выложил я, можно было неплохо сгонять вдвоём в мою любимую Японию аж пять-шесть раз!

"Что?!" возмущался он, "Пятьсот баксов? Да я за такие деньги в Амстердаме знаешь сколько раз могу..."

Я разумеется не из тех, кто может себе позволить такое каждый год (я всё же живу на одну две трети зарплаты), однако я ничуть не жалею, что потратил какую-то часть своих скромных сбережений на эту уникальную поездку. ...

Джордж Крам (George Crum), при рождении Джордж Спек (George Speck), родился в 1828 году в Нью-Йорке (Malta, New York). Матушка его была из коренных индейцев гуронов, а отец, смешанной расы, работал жокеем. Фамилия "Крам" - это гоночный псевдоним его отца, Джордж начал пользоваться им еще в подростковом возрасте.

Как и многие жители того района страны, после школы Джордж начал работать в курортной зоне, и вскоре он открыл в себе любовь к кулинарии и сфере питания. Очень скоро он уже работал поваром в "Cary Moon"s Lake Lodge" в Саратоге (Saratoga), и через какое-то время его кулинарные таланты сделали его весьма уважаемым шефом.



Согласно истории, свое изобретение, картофельные чипсы, Джордж сделал, работая в ресторане в Саратога-Спрингс (Saratoga Springs, New York). Так, один из гостей ресторана пожаловался, что картофель-фри, поданный ему, был порезан слишком крупно. В ответ на это амбициозный Джордж, который не привык, что клиенты жалуются на его блюда, нарезал их так тонко, как только мог, обжарил, посыпал солью и отослал в зал. Он был почти уверен, что клиент увидит его "вредность" и снова станет жаловаться, но, к удивлению, то остался очень доволен. Более того, клиент начал приходить и заказывать это блюдо снова и снова, а вскоре чипсы Крама стали пользоваться популярностью и у других гостей, и со временем картофель-фри по рецепту Джорджа стал "фишкой" ресторана, блюдо это называли "Saratoga chips" или "potato crunches".

Впрочем, многие относятся к истории изобретения чипсов Крамом скептически, утверждая, что рецепт чипсов был напечатан в одной кулинарной книге еще в 1832 году.

Известно, что к 1860 году Джордж открыл в живописном месте, на берегу озера в Мальте, штат Нью-Йорк (Malta), собственный ресторан под названием "Crum"s House". Говорят, что вазочка фирменных чипсов подавалась в качестве угощения на каждый стол, и вскоре именно чипсы сделали это заведение очень популярным.

История об изобретении чипсов получила широкое распространение много позднее – в 1930-х, а еще позднее они стали национальной американской едой. Впрочем, о том, является ли настоящим изобретателем чипсов Джордж Крам или нет, все еще идут споры. Как бы ни было, жители Саратоги и окрестностей считают родиной чипсов именно эти места, а их единственным изобретателем называют Джорджа Крама. С этой историей часто связывают и имя американского магната Корнелиуса Вандербильта (Cornelius Vanderbilt), который в какой-то момент был постоянным клиентом ресторана Крама, а позднее именно Вандербильт стоял за масштабной рекламной кампанией, став главным популяризатором чипсов в США.