Протодиакон Димитрий Цыплаков. Можно ли христианину есть кошерную и халяльную пищу? Считается ли грехом для православного христианина употребление халяльной пищи

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 16.04.2015 12:26:26

Ирина, г. Липецк

Можно ли православному христианину употреблять в пищу продукты, имеющие гриф «халяль», не грех ли это?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! Мой вопрос к вопросу «Можно ли православному христианину употреблять в пищу продукты, имеющие гриф «халяль», не грех ли это?». При производстве этих продуктов производится молитвенное возношение духовного представителя этой организации, не только единожды, возможно и каждый день.

Христос воскресе, Ирина. Комитет по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан был создан в 2005 году для осуществления контроля производства и реализации халяльной продукции. В этот же год Комитетом были разработаны «Общие требования по производству и реализации продукции маркированной «халяль». В этом документе определены требования как к сырью, используемому при производстве продуктов «Халяль», так и к персоналу, производственным помещениям, транспортным средствам, инструменту, спецодежде, упаковке и маркировке, а также и требования к порядку освидетельствования на предмет соответствия продукта нормам Ислама.

21 сентября 2009 года Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии России зарегистрировало «Систему добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие канонам Ислама — Система Халяль (Halal)» (номер регистрации: РОСС RU.K587.04 ИХ01) и знак соответствия, которые разработали Комитет по стандарту «Халяль».

В этом стандарте ничего не говориться об молитвенном возношении духовного представителя организации ни единожды, ни, тем более, каждый день.

Моментом, который может вызвать спор, является момент забоя животного, который должен совершаться с произнесением слов: «Бисмиллях, Аллаху акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!»). Но, при этом, халяльное мясо идоложертвенным в библейском понимании не является. Мусульмане приносят в жертву животных в определённое для этого время, читая ряд молитв и выполняя ритуальные действия. При производстве халяльного мяса этих действий не совершается, как и не произносятся те молитвы, которые совершаются при жертвоприношении. Например, при жертвоприношении нужно, чтобы животное лежало на левом боку и направление его головы тоже определено. Для производства разрешенного мусульманам мяса этого не требуется.

Убой животных для производства халяльного мяса должен совершаться совершеннолетним, в здравом уме, как правило, мусульманином, независимо от национальности. Но допускается забивание животного и представителями других вероисповеданий, при условии, что они веруют в Единого Бога — т.е. иудеями и христианами.

Человек, осуществляющий забой животного или руководящий процессом забоя, одновременно с перерезанием основных шейных артерий должен произнести фразу: «Бисмиллях, Аллаху акбар» или более короткий вариант: «Бисмиллях», либо просто произнести по-русски: («С Богом!»). Каких-то молитвенных возношений не требуется.

На кондитерских изделиях пометка «халяль» означает, что при приготовлении не использовался свиной жир.

Чтобы совесть Ваша была чиста, лучше вкушать халяльную еду только, если нет возможности купить другую пищу (или если вы находитесь в гостях у мусульман), и еда не куплена в мечети (имеется в виду, что сам православный не должен покупать еду в мечети). И, конечно же, пища вкушается только после молитвы и крестного знамения (что принято для любой пищи). В подобных случаях не стоит смущаться и бояться вкушать данную еду.

Увидев на прилавке продукт со пометкой «Халяль» (Halal, Халал), несведущий человек вряд ли придаст этому значение, приняв эту надпись за простой знак фирмы. На самом деле стоило бы задуматься, т.к. это слово (от арабского al-halal — разрешенное) означает, что сей продукт не нарушает исламских запретов («харам»). Сегодня мы узнаем, что это за запреты, и можно ли нам, православным, вкушать халяльную еду.

Что такое халяльная пища?

В исламе «халяль» означает разрешенную к употреблению еду. В основном это относится к мясу.

У мусульман запрещены:

  • свинина,
  • мясо с кровью,
  • животные, которые умерли своей смертью,
  • мясо животных, которые забивались без имени Аллаха.

Есть ещё некоторые особенности: например, нельзя, чтобы животные были задушены, нельзя употреблять некоторые части животных (гениталии, эндокринные железы, желчный пузырь и пр.), нельзя употреблять в пищу плотоядных наземных животных (тигр, волк и др.).

Эксперты Комитета приготовления мяса по стандарту «Халяль» рассказывают об алгоритме производства:

  1. Забивающий должен быть совершеннолетним мусульманином. Хотя некоторые источники говорят о разрешении забивания животного и представителями других вероисповеданий, при условии, что они веруют в Единого Бога — т.е. иудеями и христианами. (Только непонятно, как в таком случае осуществляется следующий пункт.)
  2. Животное должно быть в сознании, чувствовать боль. Оглушение перед забоем не допускается.
  3. При забивании животного произносится молитва «Бисмиллях, Аллаху акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!»).
  4. Одновременно у животного перерезается горло и спускается основная часть крови.

Магазины с халяльной едой

Впервые законно халяльная пища появилась в столице нашей Родины в 80-х годах прошлого века в киоске при Соборной мечети. Сегодня же открываются всё новые торговые точки с халяльной продукцией в каждом районе Москвы. Халяльное мясо весьма популярно среди потребителей, т.к. считается одним из наиболее безопасных продуктов. Изначально предполагается, что животное должно быть выращено на экологически чистом корме без применения гормонов и др. вредных добавок.

Мы можем встретить пометку «халяль» и на кондитерских изделиях. В данном случае она означает, что при приготовлении не использовался свиной жир.

Надо сказать, что халяльная еда стоит дороже обычной. С этим связаны случаи подделок халяль-продуктов, когда, например, в т.н. халяльных пельменях была найдена свинина. Поэтому теперь, чтобы на продукте была пометка «халяль», необходимо получить специальный сертификат.

В Польше запрещено убивать скот халяльным путём

С 2013 года Правительство Польши запретило ритуальный забой скота — мусульманский халяль и иудейский кашрут. Это вызвало недовольство тех стран, которым Польша поставляла мясо, соответствующее ритуальным правилам забоя для иудеев и мусульман, а также еврейских и мусульманских организаций внутри самой страны.

Обоснование запрета — противоречие такого способа умерщвления животных конституции Польши. Ритуальный забой скота без оглушения животных считается жестоким, защитники прав животных категорически против этого. Заметим, что для стандартов халяль и кашрут животное, как было сказано выше, при забое должно быть в сознании и чувствовать боль.

Польша до 2013 года — один из крупнейших стран-экспортеров халяльного и кошерного мяса. Запрет производства такой продукции предвещал миллионы долларов убытка для этой европейской страны. Однако этот факт не заставил Польшу изменить взгляды и отменить данное постановление Конституционного Суда.

Фредерик Фред , глава одного из французских обществ защиты животных, рассказал в одном из интервью о процессе ритуального забоя скота: «Это связано с бОльшим страданием. Я регулярно бываю на бойнях и могу сказать, что, когда видишь быка, которому перерезают горло, становишься свидетелем агонии животного. Шокирует в первую очередь не сам акт перерезания горла, но агония животного в результате этого, которая может длиться до 14 минут».

Можно ли употреблять в пищу «халяль» православным христианам?

Теперь, когда у нас есть достаточно информации о халяльной пище, переходим к ответу на главный вопрос: можно есть халяль православным или нет? Для этого сначала разберёмся, является ли халяльная еда идоложертвенной?

Мусульмане приносят в жертву животных в определённое для этого время, читая ряд молитв и выполняя ритуальные действия. При производстве халяльного мяса этих действий не совершается, как и не произносятся те молитвы, которые совершаются при жертвоприношении. Например, при жертвоприношении нужно, чтобы животное лежало на левом боку и направление его головы тоже определено. Для производства разрешенного мусульманам мяса этого не требуется.

Таким образом, халяльное мясо идоложертвенным не считается в библейском понимании (в отличие от ритуально забитого барана на празднике Курбан-байрам).

И всё же, необходимо обратить внимание на то, что и при заклании животного для жертвы, и при производстве мяса «халяль» во время перерезания горла животному произносятся одни и те же слова: «Бисмиллях, Аллаху акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!»).

Вряд ли религиозные чувства православного христианина останутся спокойными при употреблении таких продуктов. Однако как быть в тех случаях, если православный в гостях у мусульманина? Не будет ли проявлением нелюбви к ближнему отказ от трапезы в подобной ситуации?

Бывает, что православный христианин живёт в стране, где невозможно купить другие продукты, кроме халяльных. Как быть?

Поэтому можем дать следующую рекомендацию: православный христианин может вкушать халяльную еду только, если нет возможности купить другую пищу (или православный в гостях у мусульман), и еда не куплена в мечети (имеется в виду, что сам православный не должен покупать еду в мечети).

И, конечно же, пища вкушается только после молитвы и крестного знамения (что принято для любой пищи).

В подобных случаях не стоит смущаться и бояться вкушать данную еду. Если же есть возможность купить обычный продукт без надписи «халяль», православному христианину следует предпочесть его.

В Евангелиях нет ни одной заповеди о том, что же запрещено вкушать ученикам Христа, а что разрешается. И это выглядит для знающих Писание очень странным, потому что, скажем, 11 глава книги Левит целиком посвящена тому, что можно было употреблять в пишу ветхозаветному народу, а чего нельзя. Почему же Евангелие молчит о такой, казалось бы, важнейшей для человека теме?

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей,
что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться.
Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Матф. 6, 25)

Ведь каждому человеку нужно вкушать какую-то пищу, мы все это делаем каждый день, даже по нескольку раз за день. Это вынудило немецкого философа-материалиста Л. Фейербаха в письме Я. Молешотту бросить яркую фразу «Человек есть то, что он ест»! Правда некоторые приписывают ее Пифагору, но древний мыслитель был настолько таинственной фигурой, что фраз от него осталось много, но достоверность их вызывает сомнения.

Однако сильно сказано: «Человек есть то, что он ест»! Впрочем, и Я. Молешотт не остался в долгу и бросил, как говорят, другое хлесткое выражение «Мозг выделяет мысль, как печень желчь», - а может, это был его соратник по вульгарному материализму Карл Фохт. Это не меняет дела, но отражает материалистическое отношение к человеку как к животному. Пусть и умному. А у животного нет сознательных пищевых запретов: оно ест инстинктивно, удовлетворяя потребность организма в питательных веществах. Человек же непрестанно в своей культуре старается преодолеть в себе животное начало. Вся религия и вся культура своими обычаями как мы вопиет: «Я не зверь, я не жру - я вкушаю пишу, трапезничаю! Я не животное, я не справляю нужду под ближайшим кустиком или деревом, я устраиваю культурные отхожие места! Я не животина какая-нибудь, покрытая шерстью, я одеваюсь, облачаюсь одеждой, украшаю ей себя, отражая тем самым своё отличие, свою культуру!»

А потому религиозные пищевые запреты - одни из древнейших запретов, известных нам в историческую эпоху. Запрещая себе вкушать какую-либо пищу, человек тем самым утверждал, что он способен преодолеть в себе животное начало ради какой-то высокой идеи: как правило - религиозной. Пищевые запреты существовали у жрецов в Древнем Египте, у пифагорейцев в Древней Греции, у аскетов Древней Индии, у персидских зороастрийцев.

Строгое разделение животных на чистых (мясо которых разрешено было употреблять в пищу) и нечистых (запрещенных к вкушению) существовало и в Ветхом Завете: «вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле… » . И далее следуют признаки данных животных. Далее перечисляются животные, запрещенные к вкушению, и говорится: «мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» (Лев. 11; 2, 8) . По какой причине Бог в Ветхом Завете установил пищевые ограничения?

Святитель Иоанн Златоуст прямо указывал, что Бог не сотворил ничего злого или нечистого, но сама природа человека способствовала такому разделению. Святитель Фотий Константинопольский указывает на то, что это различение носило исторический характер и было дано для пресечения идолопоклонства. Святой Константин (Кирилл), просветитель славян, считал, что такой запрет имел целью прежде всего воздержание от утучняющей пищи. «О том, как вредно для вас объедение, – говорит святой Кирилл, – об этом написано: «и утучнел Израиль… и оставил он Бога» (Втор. 32, 15). Святые отцы указывают, что в самой природе нет чего-то нечистого, но это разделение для Ветхого Завета имело дидактически-нравственное значение. Вообще ветхозаветный закон, по апостолу Павлу, был детоводителем ко Христу (Гал. 3, 24). Поскольку многие ветхозаветные установления подчинялись этой педагогической цели, то с исполнением древних пророчеств и прообразов в Завете Новом возник вопрос: а следует ли новокрещенным христианам соблюдать прообразовательные и дидактические постановления, когда во Христе воссияла Сама Истина.

А потому апостолы на своем Первом соборе, одним из главных вопросов на котором было соблюдение закона и в том числе ветхозаветных пищевых запретов, постановили, что для новообращенных из язычников нет необходимости в соблюдении строгих ограничений. Апостол Иаков, брат Господень, сам строгий исполнитель Моисеева закона, утвердил это решение своим словом: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15, 19-20).

«Пищевые запреты не носят сущностного характера, а нужны нам для нравственного усовершенствования, здоровья и благополучия»

Итак, раз наша вера состоит в том, что благой и человеколюбивый Бог сотворил всё мироздание, и, по слову Библии о животном и растительном мире, «увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 12), то значит, и пищевые запреты не носят сущностного характера, а нужны нам для нравственного усовершенствования, здоровья и благополучия. Поэтому неправильно ставить вопрос так: чего нельзя есть православным? Апостол Павел ведь не в шутку сказал Коринфским христианам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6, 12-14). Поэтому в православии нет пищевых запретов, есть добровольно исполняемые христианами ограничения в пище, определяемые Уставом (Типиконом). Если христианин считает себя членом Церкви Христовой, он вместе с Церковью и соблюдает воздержание в пище: не ест скоромное (мясную и молочную пищу) в среды и пятницы всего года, а также в четыре многодневных поста, особенно же в Великий Пост, который есть путь к Пасхе Христовой спасительной. Ограничивая себя в пище, мы вспоминаем о бренности своей земной природы, смиряемся, испытывая голод. Но цель поста не диетическая, а литургическая.

Протопресвитер Александр Шмеман пишет: «Человек - существо алчущее. Но алчет он Бога. Всякое «алкание», всякая жажда, суть алкание и жажда Бога. Разумеется, в этом мире алчет не только человек. Все существующее, вся тварь, живет «питанием» и зависимостью от него. Но единственность человека во Вселенной в том, что ему одному дано благодарить и благословлять Бога за дарованные Им пищу и жизнь. Только человек способен и призван на Божие благословление ответить своим благословлением, и в этом - царское достоинство человека, призвание и назначение быть царем Божьего творения…» («За жизнь мира»). А потому высшая точка в человеческом поиске Бога - Литургия, Евхаристия (Благодарение). Хлеб и вино приносятся Богу и, приняв благословение Божие, становятся для нас не пищей земной, но Хлебом, сшедшим с Небес, Телом и Кровью Христовой (Ин. 6, 51). Вот почему Церковью установлен евхаристический пост перед Причастием: не потому, что тут нужна медицинская диета, но потому, что величие Таинства побуждает нас к тому, чтобы Святое Причастие было первым вкушением пищи в этот день.

Если мы осознаем литургический смысл поста , т.е. пост как дар грешному человеку для исправления, для усовершенствования в молитве (ведь не случайно говорят, что «сытое брюхо к молитве глухо»), то мы избежим двух крайностей: отношения к посту как к ритуальному ограничению, подобно ветхозаветной заповеди о «нечистом», и, с другой стороны, легковесного попустительства, когда по малодушию мы «выпрашиваем» у священника разрешение на всяческие постовые послабления, а то и сами себе разрешаем скоромное в пост.

В первом случае мы рискуем впасть в наиглупейшее осуждение ближних: мол «мы чистые и светленькие, так как постимся, а эти грешники оскверняют себя, вкушая непостное». Забываем мы в таком случае наставление апостола Павла, читаемое нам перед Великим Постом «едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8) . То есть пост – это пахота: пахотой не получишь урожая. Надо еще посеять семена духовной жизни. А вот осуждая ближних, мы много вредим и прежде всего вредим своей душе.

Во-втором же случае, не заботясь о посте как «необязательном обычае», мы сеем на каменистую, непаханную почву. Много ли плодов духовных получим мы в таком случае? Будет ли нам Пасха в радость духовную, если мы перед тем не потрудились над собой в меру наших сил?

Прошу извинить меня за такое длинное введение, но оно необходимо, чтобы понять простую вещь: в православии не может быть ритуальной «чистой» пищи, подобно описанной в 11 главе книги Левит, или предписаний, подобных предписаниям нехристианских религий: иудейского «кашрута», исламского «халяля», кришнаитского «прасада». Не может быть и соответствующих запрещений «нечистой» пищи, кроме определенных Апостольским собором.

Это, однако, не означает, что православным можно вкушать любую вредную для здоровья пищу. Да, святые, покрываемые особой защитой Божией, вкушали и ядовитую пищу и оставались живы. Но это были чудесные случаи, посылаемые Богом в помощь пламенным проповедникам Христа, для уверения неверующих. Нет необходимости есть пищу испорченную, приобретать некачественные продукты, когда существуют возможность выбора. Для этого нам и дан разум: для различения полезного и неполезного.

И тут въедливые знатоки могут заметить: ведь дозволенная иудеям «кошерная» пища, а также мусульманский «халяль» (что по сути очень похоже) отличается нередко отменным качеством. Так, за забоем кошерного скота следит иудейских раввин, отбирая только качественных животных, следя за тем, чтобы животное было быстро забито и т.д. Поэтому, кстати, в кошерных магазинах продукты стоят заметно выше, чем в обычных. Так же и халяльная пища для мусульман подвергается особому отбору. Может, ее стоит покупать и есть: она ведь полезнее? Возникает и другой вопрос: а можно ли вкушать православным пищу, приготовленную по иудейским или мусульманским ритуалам?

Здесь я выскажу уже сугубо личное мнение. Еврейский «кашрут» и исламский «халяль» не является идоложертвенной пищей. Это просто заплутавшие во времени, потерявшие изначальный смысл древние пищевые разрешения и ограничения. Я думаю, нет какого-то специального запрета на ее вкушение (я сейчас не имею в виду специальную ритуальную пищу еврейского Песаха – мацу или ритуально забитого барана на Курбан-байрам: здесь вопрос сложнее, и я не готов его прокомментировать). Но в стремлении покупать эту пищу есть духовная опасность незаметно склониться к тому, что мол «а не стоит ли присмотреться к религии, у которой такая полезная пища». Правда проблемка эта для нас скорее носит умозрительный характер: ну нет вокруг нас массы специализированных еврейских или исламских магазинов, чтобы об этом сильно беспокоиться. Но всё же для того, чтобы и православно идентифицирующие себя наши граждане могли покупать качественные продукты, можно было бы организовать продажу товаров монастырских подворий. Не надо только придавать этому какое-то религиозное значение. Акции по продаже монастырских товаров на рынке по сути мало чем будут отличаться от недавних акций по продаже товаров из союзной Белоруссии: немного дороже, зато качественней. Да и преграду крупных ритейлеров на пути подсобных хозяйств к рынку преодолевать надо. Но покупать в магазине можно любой продукт. Более того… скажу страшную вещь: даже в Макдональдс ходить можно (но, на мой взгляд не нужно).

А вот с кришнаитской вегетарианской едой «прасадом» ситуация сложнее. Ее есть не надо: насколько я себе представляю, это – идоложервенное, потому что кришнаитскую пищу «предлагают» Кришне – богу индуистского пантеона. Только после этого она подается адептам этого неоиндуистского культа. Потому я бы не советовал православным ходить в вегетарианские столовые, если они организованы индуистами. Нет ничего плохого в вегетарианстве как диете, но если оно носит ритуальных характер, то мы себя низводим с высочайшего духовного уровня, заданного литургической Жертвой, на уровень ветхозаветного закона или предветхозаветного язычества. А этого делать не следует.

Не следует и самим православным восстанавливать законодательно-ритуальные пищевые запреты, маркируя продукцию «православный продукт». Если мы стоим в магазине по полчаса, читая мелким шрифтом состав на пачке печенья: «а нет ли там молочного?», - чтобы взять печенье на пост, то в этом есть что-то несуразное. Если печенье жирное и вкусное - то вряд ли оно соответствует цели православного поста. Если же это сухие галеты, то большая ли беда, что в них добавлена молочная сыворотка? Таково моё мнение. Поэтому я в магазине под лупой состав не читаю. Впрочем, и в образчики для усердно постящихся я не гожусь. Главное не забывать, что пищевой пост в православии - всего лишь часть общего богослужебного устава и в отрыве от него имеет мало духовного смысла сам по себе. И не надо забывать, что нет какой-то особой «православной» пищи. «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех» (Рим. 14, 23).

Вконтакте

Халяльной или кошерной пищей называется пища, которая разрешена для употребления соответственно в исламе или иудаизме. А вот можно ли ее есть православным христианам? Давайте разберемся.

Что такое «халяль» и «кошер»

Слово «халяль» происходит от арабского «al-halal», что означает «разрешенное». В основном это понятие у мусульман относится к мясу. Например, ислам запрещает употреблять в пищу свинину, мясо с кровью, мясо животных, умерших своей смертью или задушенных, и тех, кого забивали, не произнося при этом имени Аллаха. Нельзя также есть мясо наземных хищников – например, тигра или волка. Под запретом находится и употребление некоторых частей тел животных, таких как гениталии, эндокринные железы, желчный пузырь.

Кошерной (кашерной) пищей в иудаизме называется еда, соответствующая кашруту – системе ритуальных правил, в свою очередь, соответствующих заповедям Торы. Так, в пищу разрешается употреблять мясо травоядных животных, являющихся одновременно жвачными и парнокопытными. Это, например, коровы, овцы, козы. А вот мясо свиньи, зайца или верблюда есть возбраняется. Что же касается птицы, то по традиции иудеи употребляют в пищу только домашних птиц – кур, уток, гусей, индеек и голубей. Забой скота и птицы тоже должен производиться с соблюдением множества правил. Кровь употреблять в пищу запрещено, поэтому мясо должно быть обескровленное. Рыба считается кошерной, если у нее есть чешуя и плавники. Поэтому некоторые виды рыб (сом, осетр, угорь, акула) не кошерны, и их икра тоже. Не кошерны также киты и дельфины, так как они не имеют чешуи, любые моллюски и ракообразные, поскольку у них нет ни чешуи, ни плавников. Категорически запрещено есть насекомых, земноводных и пресмыкающихся (Тора называет их шерец – нечисть).

Сегодня в России нередко можно встретить в продаже продукты с маркировкой «кошер» или «халяль». Причем продаются они не только в специализированных торговых точках. Многих православных интересует, можно ли покупать и есть такие продукты.

«Идоложертвенное»

Вот мнение иерея Иоанна Севастьянова: «Те или иные процедуры и обряды, которые совершаются при приготовлении этой ритуальной пищи, связаны с соответствующим вероисповеданием - исламским или иудейским. И то и другое исповедание является крайне враждебным к христианству. Любая вражда ко Христу идет от диавола. Поэтому, все предметы, которые «освящаются» в этих религиях, могут считаться для христианина ни чем иным, как идоложертвенным. А на вкушение идоложертвенного существует прямой апостольский запрет… Поэтому я считаю, что подобные продукты, о которых нам доподлинно известно, что над ними были совершены те или иные нехристианские ритуалы, нам принимать в пищу нельзя... Но с другой стороны, если нам ничего не объявляется о происхождении продуктов, и мы не знаем, были ли над ними совершены те или иные ритуальные действия, то они допускаются к употреблению христианами в пищу: «Все, продаваемое на торгу, ешьте»!

«Духовная опасность»

В свою очередь, иеромонах Иов (Гумеров) считает, что «предписания о кошерной пище… не более как исполнение ритуальных правил, основанных на ветхозаветных обрядах». «Новый Завет отменил все предписания относительно пищи, - констатирует священнослужитель. - Это было закреплено Апостольским Собором в Иерусалиме (см.: Деян. 15: 6–29). Запрещалось только употреблять в пищу кровь и удавленину. Запрещение христианам вкушать кровь подтвердил 67-м правилом VI Вселенский Собор (680–681 гг.)… Поскольку приготовление кошерной пищи не выходит за пределы ветхозаветных обрядов, для нас, христиан, вопрос о кошерности или некошерности той или иной пищи не имеет абсолютно никакого значения. Мы можем с молитвой вкушать ее, как и любую другую пищу».

Несколько иных взглядов придерживается протодиакон Димитрий Цыплаков: «Еврейский “кашрут” и исламский “халяль” не является идоложертвенной пищей… Я думаю, нет какого-то специального запрета на ее вкушение... Но в стремлении покупать эту пищу есть духовная опасность». Цыплаков имеет в виду, что халяльные и кошерные продукты часто являются более качественными, чем обычные, считаются экологически чистыми, полезными для здоровья. И это может навести на мысль, что другая религия лучше христианской.

Большинство же священников придерживаются мнения, что православному христианину можно вкушать халяльную или кошерную еду, только если нет возможности приобрести другие продукты или он находится в гостях у мусульман (иудеев) и другой еды там нет. Ему также не следует покупать эти продукты в мечети или синагоге.

Нет, не считается. Так как я не знаю сути предположения, то отвечу подробно с вариантами.

Что такое халяль? Это просто всё разрешенное в исламе. Буквальный перевод с арабского "свободное ".

В исламе есть пищевые запреты, они сходны с запретами в иудаизме и объясняются принципиально также.

Теперь о христианстве и, в частности, православии. Несмотря на простой ответ "в христианстве пищевых ограничений нет", тут всё сложно.

Во-первых, этот вопрос встал перед апостолами, которые сами из иудеев продолжали соблюдать запреты из желания не соблазнять своих братьев, что самое главное, но которые проповедовали язычникам и язычникам пищевые запреты были непонятны. Апостолы соборно приняли решение, которое и отражено в Новом завете:

Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. (Деяния апостолов, 15:19-20)

Здесь сразу обращает на себя внимание запрещенная удавленина и кровь. О связи души, дыхания и крови откуда и появляется этот запрет (в иудаизме, а потом и в исламе) предлагаю прочитать мой вот этот ответ:

Однако даже такой ограниченный пищевой запрет сразу вызвал практический вопрос -- а как на рынке разбирать, что можно будет есть, а что нет. Апостол Павел сказал следующее, тоже соборно одобренное и потому включенное в Новый завет. Стоило бы процитировать главу полностью, но максимально сокращу. Там всё очень важно с точки зрения подхода к этим вопросам:

  • Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
  • Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
  • Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
  • ибо Господня земля, и чтó наполняет ее.
  • Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
  • Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и чтó наполняет ее.
  • Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
  • Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
  • Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
  • Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
  • так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.
  • (1 Коринфянам, 10)

Здесь сказано и про то, что может оказаться с кровью, и про идоложертвенное.

Теперь второе -- про объявленное халялем. Оно заведомо не с кровью, не удавленное, не идоложертвенное. Оно свободное именно по этим соблюденным условиям. Мусульмане -- люди Книги, у них нет идолов, они не приносят им еду. Зарезанные на праздник бараны тоже не посвящаются идолам. Поэтому и они разрешены, тем более если вас приглашают есть и вы едите с благодарностью.

Ещё раз повторю из Нового завета.