Кошерная еда - что значит? Что такое «кошерная» еда.

КОШЕРНАЯ ПИЩА
еда, отвечающая требованиям кашрута - еврейских законов об употреблении пищи ("кашрут" означает пригодность к употреблению в пищу). Основные предписания, касающиеся кашрута, даются в Пятикнижии. Более детальные раввинистические указания включены в Мишне Тора Маймонида, Шулхан Арух Йосефа Каро и в некоторые другие своды законов.
Принципы кашрута. В пищу можно употреблять только тех четвероногих животных, которые являются жвачными и имеют раздвоенные копыта (свинья, например, исключена из рациона, так как не является жвачным животным). Дозволены к употреблению только рыбы с чешуей и плавниками; моллюски и ракообразные запрещены. Птицы, запрещенные к употреблению в пищу, перечислены в Библии поименно. Молоко, яйца, икра некошерных животных, птиц и рыб также запрещены, как и любое блюдо, в которое в процессе приготовления попала некошерная пища. Существуют правила употребления разрешенных видов пищи. Используемые в пищу животные (четвероногие и птицы) должны быть забиты в соответствии с ритуальными предписаниями специально подготовленным "резником", "шохетом". Для удаления крови мясо вымачивается, солится и промывается водой. Мясо и мясные продукты нельзя есть вместе с молоком или молочными продуктами, не дозволяется даже готовить мясо в посуде из-под молочных продуктов. Во время празднования еврейской Пасхи (Песах) запрещается все квасное (полученное в результате брожения), что подразумевает дополнительные ограничения в приготовлении пищи. Соблюдение кашрута в еврейских общинах обычно контролируется специальным "советом по кашруту", который утверждает резников и следит за их работой, выдает лицензии мясным магазинам, позволяющие продавать кошерное мясо, посылает контролеров для надзора за продажей мяса. В Европе законы кашрута часто вызывали нападки со стороны антисемитских группировок. В конце 19 в. возникло движение за запрещение "шехиты" (традиционного еврейского способа забоя животных). Некоторые страны приняли законы, запрещающие шехиту, объявив этот способ забоя негуманным.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "КОШЕРНАЯ ПИЩА" в других словарях:

    Кошерная пища - (kosher, иврит подходящее), термин, обычно используемый применительно к пище и вину, приемлемых для евреев на основе изложенных в Торе запретов. Запрещено есть мясо парнокопытных животных, не жующих жвачку (свиньи), а также ракообразных, нек рых… … Народы и культуры

    Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия

    Свинина не рассматривается как пища (поскольку считается негодной или нечистой) в иудаизме и является запрещённой в исламе За … Википедия

    Кошерный стол - (кошерная пища) отвечающие требованиям кашрута еврейских законов о пригодности в пищу. Гарантируется неприсутствие в еде запрещенных к употреблению в пищу животных, птиц, и т. д., соблюдение определенного ритуального способа забоя скота, строгое… … Лексикон туриста

    - (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта … Википедия

    Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия

    Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия

    Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

‏גלאַט כּשר ‏‎ - «просто/строго кошерное»)

Кошерность мяса

Животные, обитающие на суше

В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также лоси, газели, горные козлы, жирафы (последних на сегодняшний день не принято употреблять в пищу) и т. п.

Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья , верблюд , даман и заяц . Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна, потому что свинья не пережёвывает жвачку, а не потому, что она «грязнее» прочих животных. В отношении «наполовину кошерных» животных существует особо строгий запрет, призванный уравновесить возможное легкомысленное отношение народа к запрещённости их мяса в силу «почти кошерности».

Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в желтке которых есть сгусток крови, являются трефными. Яйца с кровью в белке не обязательно выбрасываются, а просто освобождаются от крови и употребляются в пищу .

Библейские животные, современные названия которых не установлены

Значение названий некоторых животных, упоминающихся в Пятикнижии в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «анака » , «летаа » , «хомет », «тиншемет » , «харгол » , «хагав » и «солам ».

Забой скота и птицы (шхита ) и кошерование мяса

Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:

  1. Должно использоваться мясо только кошерных животных, перечисленных выше.
  2. Животное должно быть зарезано в соответствии со всеми требованиями Галахи . Этот процесс называется шхита (ивр. ‏שחיטה ‏‎), а квалифицированный резник - шо(й)хет (ивр. ‏שוחט ‏‎). В соответствии с Галахой, одним из необходимых условий для кошерной шхиты является шхита одним плавным движением ножа, перерезающим одновременно большую часть (диаметра) трахеи и большую часть пищевода. Рваное движение ножа, задержка движения ножа, прокол тканей животного острым концом ножа делают шхиту некошерной, а животное - запрещённым в пищу евреям.

В Швейцарии, Швеции, Дании и Нидерландах шхита запрещена законом о защите животных как негуманный метод забоя скота.

Существуют также специальные законы ритуальной подготовки ножа , которым будет зарезано животное - как затачивать нож, проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать. Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.

Что касается ножа для шхиты, его лезвие должно быть не только очень острым, но и абсолютно гладким - такое лезвие лучше проникает в тело. Для такой заточки используется целый набор камней, от крупнозернистых до мелкозернистых. Ножи и камни, которыми пользуется резник, стоят немалых денег. Только процесс заточки ножа может занять несколько часов. Нож проверяют, проводя им по ногтю, и если при этом чувствуется хотя бы малейшая зазубрина - нож непригоден для шхиты. Галаха также отмечает, что чем выше уровень страха перед Небом у человека, тем более сосредоточенно он будет проверять нож. Поэтому есть обычай, что резник не только проверяет нож сам, но и дает его на проверку местному раввину.

Поскольку работа резника требует точности действий, старый или больной человек не имеет права заниматься шхитой. В связи с этим в прошлом, когда община обычно имела только одного резника, нередко возникали разногласия между раввином и резником. Например, если в общину приезжал новый молодой раввин, то бывало, что престарелый и всеми уважаемый резник, который на самом деле был уже непригоден для этой ответственной работы, отказывался расставаться с прибыльной должностью и мог настроить всю общину против раввина. В XIX веке рабби Шломо Клугер вёл активную борьбу с этим явлением в Галиции и соседних странах. В одной из таких историй, происшедшей в Бердичеве в 1843 году, он даже подвергался угрозам жизни со стороны хозяев местной скотобойни. Он также постановил, что община обязана иметь пенсионный фонд для обеспечения резника, который уже не способен выполнять свою работу.

Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо сначала на полчаса замачивают в воде комнатной температуры, для того, чтобы размягчить его, а затем посыпают со всех сторон крупной солью и на час помещают на специальную наклонную доску или решётку для того, чтобы кровь могла свободно стекать с мяса. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают в трёх водах.

Шо(й)хет обычно много лет учится в ешиве , чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется машгиах (ивр. ‏משגיח ‏‎, надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни (а именно гемофилии), по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например менакер (ивр. ‏מנקר ‏‎) - человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.

Кошерность рыбы

«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб, но и других обитающих в воде животных . Рыба , согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является «па́рве » (от идиш ‏פּאַרעװע ‏‎ - «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), то есть может употребляться в одной трапезе как с мясными, так и с молочными продуктами. Однако запрещено смешивать в одном блюде рыбу с мясной или молочной пищей. После употребления рыбы необходимо съесть что-либо (например, кусочек хлеба) и что-нибудь попить. После этого можно есть мясо.

Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники . Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. Считается, что плавники есть у любой рыбы. Наличие чешуи является вторым обязательным признаком, поэтому, когда продают чищеную рыбу, то всегда оставляют на ней кусочек с чешуёй.

Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская») .

Пасхальный кашрут

Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах » («Kosher for Passover»).

Хамец

В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).

Примеры квасного:

  • Любые злаки - пшеница , ячмень , рожь , овёс , или полба , которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение .
    • Мучные продукты: лапша из муки, вермишель , овсянка , хлеб , торт , печенье , пирожные , маца и блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха.
    • Продукты из злаковых: кукурузные хлопья, воздушные пшеничные зерна, толченая пшеница и др.
  • Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие соусы.
  • Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.

В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот : продукты, содержащие бобовые , рис , а также похожие на них продукты, например, арахис , и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам , например, к соевому и кукурузному маслам.

Мнения о значении кашрута

Воля Творца

Иудейский закон рассматривает эту заповедь как «хок»(«закон») - не имеющую логического объяснения, а исполняемую исключительно в знак подчинения воле Бога. Объяснения же, которые имеются в еврейской литературе (а иудаизм всячески приветствует поиск даже скрытого смысла), призваны только лишний раз показать, что для человека хорошо следовать воле Творца даже тогда, когда он не видит в этом явного смысла и дать человеку дополнительную радость от исполнения заповеди. Встречается также и подход, согласно которому еврей, а точнее - иудей, вполне может искренне считать свинину вкусной и питательной, и не есть её только потому, что ему этот вид пищи запрещён.

Подход хасидизма

С точки зрения хасидизма, физический мир создан Творцом для того, чтобы достичь «обители в нижних мирах» - состояния единства с миром, который, несмотря на то, что он по своему устройству отрицает Творца, всё же в конце концов проявит Его. Эта «обитель» достигается тем, что евреи и неевреи исполняют заповеди Творца (613 заповедей для евреев и 7 заповедей для неевреев), используя непосредственно материю физического мира (поэтому большинство заповедей Торы связаны с материальными предметами, а не только духовными принципами и идеями). Таким образом, они соединяют Волю Творца (отраженную в заповедях Торы) - а тем самым и Его Сущность - с физической материей.

Критика кашрута

Объективность и бренды кашрута

На упаковке продукта может быть несколько печатей инстанций, проверяющих кошерность. Это делается, чтобы удовлетворить все сегменты рынка.

Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является герменевтическим сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие евреи не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат Израиля или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как «Ортодокс Юнион» , а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина .

На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить различные сегменты рынка. В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов убрали некошерные продукты со своих прилавков. В Армии обороны Израиля обязательно приготовление лишь кошерной пищи.

Рынок кошерных продуктов

В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в США годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов долларов . По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли» , рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.

Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы , адвентисты седьмого дня , мусульмане , люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.

Около 150 000 видов кошерных продуктов представлено на мировом рынке, и это количество ежегодно увеличивается примерно на 2 500 новых продуктов.

Страны-лидеры рынка кошерных продуктов - США , Израиль , Франция , Великобритания и Австралия . [ ]

Объём российского рынка кошерных продуктов составляет около $5 млн (на июль 2006). Помимо магазинов, традиционно работающих при синагогах , в 2002 году на Трифоновской улице ООО «Кошер» открыло первый в Москве супермаркет кошерной еды. [ ]

Всемирная организация по сертификации кошерной продукции OK Kosher Certification в 2010 году открыла специальный «Русский» отдел для работы со странами бывшего СССР. За два года работы сертифицировано более 60 заводов на территории РФ, стран СНГ и Балтии. На сегодняшний день OK Kosher Certification является самой [ ] крупной и опытной организацией в сфере кошерной пищевой промышленности на территории РФ, стран СНГ и Балтии. [ ]

Казусы, связанные с кашрутом

Рассказывают, как попал хасид в рай. Посадили его за стол, стали подавать райские угощения. А хасид и спрашивает:
- А кто тут проверяет у вас на кошерность?
- Как это кто? Сам Господь Бог и проверяет!
- Знаете что, я тогда поем только зелени.

Многие хотя бы раз в жизни слышали определение «кошерный». Большинство связывает его исключительно с еврейской кухней.

На самом деле значение слова «кошерный» значительно шире. Что подразумевает это понятие в Израиле и как оно соотносится с продуктами питания и напитками?

Кошерный – значит, натуральный

Слово «кошер» пошло от понятия «кашрут» — законов и предписаний, касающихся жизни евреев. Свод этих положений описан в Торе, основном иудейском собрании религиозных текстов. Из более чем 600 заповедей свыше 50 касаются еды и определяют, что такое кошерный продукт питания.

Требования предъявляются в основном к выращиванию культур, убою скота и предварительной обработке сырья, составу продуктов. Практически всегда исключается содержание любых посторонних примесей и ненатуральных добавок. Иными словами, кошерный – значит, соответствующий принятым канонам, натуральный. Поэтому и бояться кошерной еды совершенно не стоит.

Понятие «кошерности» в мире стало синонимом натуральности и пользы для здоровья. Так, кошерная косметика никогда не может содержать парабенов и других искусственных ингредиентов.

Кошерными могут быть животные, растения и даже насекомые.

Мясо и рыба

Итак, что же такое кошерная еда у евреев? Тора позволяет есть млекопитающих, одновременно соответствующих двум признакам, — жвачных и парнокопытных (коз, овец, коров, оленей, косуль). Это значит, что , конина, зайчатина, верблюжатина сразу оказываются под запретом.

Что же до птиц, в книге приведен список из 24 некошерных видов. В основном, это те крылатые, которых мы и так вряд ли стали бы есть каждый день: вороны, совы, кукушки. Евреи традиционно готовят курятину, утятину, гусятину и индюшатину.

Ответ на вопрос о том, что означает кошерный продукт питания, имеет еще одно важное условие. Мясо не должно содержать кровь. Поэтому забой осуществляет специально обученный раввин (шойхет). Помимо всего прочего, он должен знать, как не причинить животному боли – это одно из строжайших предписаний.

Рыба также должна иметь два отличия: чешую и плавники. Непригодными к употреблению евреи считают сома, осетра, угря и морепродукты (раков, креветки). Икра признается кошерной, если она добыта из разрешенных к употреблению рыб.

В списке недозволенной еды у евреев — тигры и другие хищные животные, а кроме того пресмыкающиеся, черви и насекомые, за исключением некоторых видов саранчи. Интересно, что в список кошерных продуктов также попадает мед, хотя пчелы кошерными не считаются.

Овощи, фрукты и другие растения

Растительная еда не должна быть ядовитой (ботва картофеля, томатов, сырые косточки слив, персиков, семена яблони) и содержать насекомых. Соответствие последнего требования достигается специальной проверкой овощей.

В основном все овощные, фруктовые и зерновые культуры у евреев признаются кошерными. Есть несколько предписаний к обработке и возделыванию почвы, высаживанию растений, но принципиального значения для туристов они не имеют.

Молочные и мучные продукты

Поскольку зерновые культуры и мука, из них изготовленная, признаются кошерными, главное требование относится к составу готовых продуктов питания. Евреи считают недопустимым использование животных жиров, вкусовых и ароматических добавок.

Дополнительный стандарт установлен для выпечки «еврейского хлеба» (пат-исраэль), которая предполагает использование определенных злаков и обязательное участие еврея, например, в зажигании огня. Но это предписание чаще затрагивает именно домашнее хозяйство.

С молочными продуктами тоже все довольно просто. Дозволенным считается все, что дают кошерные животные. Значит, на молоко и яйца у евреев не существует категоричных запретов. Главное, чтобы в составе отсутствовали некошерные добавки – ими могут быть, к примеру, некоторые загустители или ароматизаторы. Строжайше запрещено смешивание мясных и молочных продуктов питания.

Напитки

– в списке самых строгих ограничений. К некошерным относят все вина, произведенные вне Израиля. В процессе их изготовления должны участвовать только иудеи. Особые требования касаются выращивания и сбора винограда. Например, для производства нельзя брать четвертый урожай. Кроме того, многие пастеризуют – в этом случае, даже если бутылку откроет не еврей, оно не утратит своей кошерности.

Также в списке запрещенных напитков спиртное, которое было выдержано в винных бочках, например, коньяк или виски, или содержит некошерные добавки. Большая часть сортов пива, ром, водка, текила, джин не вызывают никаких нареканий.

Любой кофе, чай и большинство соков, если в них нет молочных или винных компонентов, – кошерные напитки.

Кошерные продукты можно узнать по знаку

Чтобы не ошибиться в выборе и не заучивать список дозволенного, при покупке необходимо искать кошерные знаки на продуктах -«эхшер». Их имеют право присваивать только еврейские организации, контролирующие качество товаров. В мире насчитывается не менее 100 вариаций таких знаков.

Чаще всего на этикетках продуктов питания встречается слово «кошерный» (kosher). В европейских и американских вариантах — буквы «К», «U» или сочетание «KS».

Что же до общественного питания, то некошерных ресторанов в Израиле практически нет. Сертификации подвергаются даже гамбургеры в «МакДональдс».

Кошерный и халяльный – разные продукты

Бытует мнение, что кошерный и халяльный значат одно и то же. В широком смысле это действительно так. Оба термина имеют отношение к еде и регулируются основным религиозным законом – иудейской Торой и мусульманским Кораном. Но если посмотреть глубже, найдутся и различия. Чем же отличается кошерная еда от халяльной?

И в иудаизме, и в исламе забой животного – целый ритуал, который осуществляется конкретным человеком. Схожи и запреты, касающиеся продуктов питания, например, в отношении крови животных.

Также в мусульманских странах не едят свинину (можно приготовить мясо любых травоядных с «раздвоенным копытом»). Запрещается мясо обитающих на земле плотоядных животных, а также хищных птиц, в то время как рыба и морепродукты могут присутствовать на столе без ограничений. Наконец, мусульмане не употребляют спиртные напитки.

Как и кошерная, халяльная косметика может содержать только натуральные масла, минералы и экстракты. Категорически запрещается использование в производстве животных жиров, вредных для здоровья добавок, алкоголя, глицерина.

Православие не исключает кошерные продукты

Многие задаются вопросом, можно ли православным есть кошерную пищу? Если обратиться к канонам христианской религии, пищевых запретов в православии не существует. Ограничения устанавливаются на особые периоды смирения и духовного обновления. Рождественский, Великий, Петров, Успенский посты, а также все среды и пятницы – время полного воздержания от мясной и молочной продукции. Значит, ничто не запрещает православному туристу попробовать кошерные продукты в Израиле.

Кошерные продукты – что это такое?

Кошерное питание составляет основу рациона стран, исповедующих иудаизм. Согласно иудейским правилам галаха, запрещено или разрешено употреблять те или иные продукты питания, соответственно, они делятся на кошерные и не кошерные. Система кошерного питания очень древняя и является своеобразным сокровищем иудейского народа.

Вся кошерная продукция подразделяется на 3 большие группы: мясо – басар, халяв – молочные продукты, а парвэ – хлеб, фрукты, овощи и другие продукты.

Современный рынок, на котором продаются кошерные продукты , стал гигантским бизнесом. Например, только на территории США годовой оборот кошерной пищи достигает 150 млрд. долл. Это посодействовало в большой степени завоевание сегмента покупателей, не исповедующих иудаизм.

Кошерные продукты употребляют не только евреи, но и люди, страдающие аллергией, вегетарианцы м мусульмане, Впрочем, люди, не относящиеся ни к одной из этих категорий, часто отмечают, что кошерные товары более натуральные и вкусные.

Итак, что же из себя представляет кошерная пища? Кошерные товары отличаются невероятно высокими требованиями качества. Еврейская традиция кашрут очень строго определяет те критерии, которые могут определять такие разрешенные, чистые продукты. Перед поступлением на мировые рынки кошерная пища проходит несколько уровней контроля качества, поэтому сторонниками приобретения кошерных товаров являются люди, ведущие здоровый образ жизни.

Все кошерные продукты производятся или выращиваются в определенных условиях, отвечающих религиозным правилам. Если говорить о мясе, то животное должно быть выращено в исключительной чистоте и откормлено только экологически чистыми продуктами. Помимо того животное должно умерщвляться самым безболезненным способом, а его мясо должно быть обработано соляным раствором, чтобы в конечном продукте не было ни капли крови.

Продукция сельского хозяйства в соответствии с кашрутом должна быть выращена в экологически чистой зоне, а для стимуляции роста могут использоваться только натуральные удобрения.

Качество кошерных товаров строго контролируется 170 еврейскими организациями, которые ставят соответствующую отметку на продукт. Если вы сомневаетесь в кошерности продукта, то всегда смотрите на его упаковку.

В частности, отличить кошерные продукты от обычных можно, если обратить внимание на наличие на упаковке буквы Uв кружочке.

К перечню такой продукции сегодня можно отнести большой ассортимент товаров от кондитерских изделий до детских смесей и алкоголя.

В нашем интернет-магазине представлено кошерное оливковое масло из оливок PICUAL и Arbequina , изготавливается с соблюдением строгих правил и требований органической, экологически чистой, кошерной продукции. Оливковые рощи, где олива собирается вручную сотрудниками компании Pons, располагаются в живописном городе Лерида, который является центром производства оливкового масла всей Каталонии.

Традиции сбора, производства и хранения оливкового масла сохраняются долгие годы, а высокое качество и уникальные вкусовые характеристики кошерного оливкового масла Pons отмечены многими специалистами. Безусловно, на каждой бутылке масла есть подтверждение кошерности в виде буквы U, обведенной в кружок.

Свод религиозных предписаний кашрут очень вариативный и отличается в разных общинах. При этом качество продукта и его экологическая чистота делает ее очень популярной и все более востребованной.

Сегодня многие люди, не являющиеся евреями и не имеющие отношения к закону Моисея, стали увлекаться системой кошерного питания. Это вызвано не религиозными соображениями, а желанием оздоровить рацион, сделать его максимально приемлемым для усвоения организмом человека. И это правда, питание, в основе которого лежит употребление кошерных продуктов, действительно правильное и очень хорошо влияет на здоровье человека. Вот и сегодня мы расскажем вам, что значит кошерное питание и какие продукты являются кошерными. Приступим?


Что это значит?

Если попытаться узнать, что такое кошерное питание, то суть будет примерно такой: это питание экологически чистыми и полезными продуктами, рациональное и продуманное, отвечающее законам кашрута, или кошера – определённых норм и правил иудаизма. Конечно, эти правила мало волнуют людей, стремящихся к здоровому питанию: для них главное – собственно кошерные продукты, и здесь нет ничего непонятного – если ничего не усложнять.

Кошерные продукты обозначаются специальным знаком кошерности, гарантирующим человеку, соблюдающему принципы кошерного питания, их полезность, экологичность и высокое качество; стоят эти продукты дороже, чем обычные, в том числе и натуральные – право ставить на них специальный знак требует обязательной сертификации, а это всегда повышает стоимость любого товара. Да и производить натуральные, полезные и качественные продукты стоит намного дороже производства синтетических и искуственных заменителей.

Надо сказать, что еврейские законы, подробно описанные в Торе – Книгах Моисея, с древних времён предъявляли самые строгие требования к каждой стороне жизни человека, в том числе к продуктам питания и способам их приготовления. Слово «кошерный» в переводе с иврита значит «пригодный», в данном случае пригодный в пищу продукт. И это на самом деле так.

Список продуктов

Попробуем коротко перечислить основные продукты, считающиеся кошерными по Торе.

Какое мясо является кошерным?



Начнём с мяса. Какие виды мяса относятся к кошерным продуктам? Это баранина, козлятина, говядина; мясо диких травоядных животных – оленей, лосей и др. Обязательными условиями кошерности мяса являются раздвоенные копыта животных и их способность жевать жвачку – если налицо только одно из этих условий, мясо животного считается некошерным. Другие условия – забой животного определённым способом и правильная обработка его мяса: это одна из основных причин дороговизны кошерных продуктов питания.

Что значит кошерная рыба?

У кошерных рыб тоже должно быть два главных признака: плавники и чешуя. Нам, по незнанию, может быть непонятно второе условие, однако чешуя есть не у всех рыб: её нет у угрей, сомов, акул, а также осетровых, в русской кухне издавна считающихся деликатесными – следовательно, и чёрная икра тоже некошерна. Устрицы и прочие моллюски, как и ракообразные, к рыбам не относятся, но чешуи и плавников не имеют, и потому считаются некошерными; как видим, прямой связи между кошерностью и здоровым питанием тут не прослеживается – разве моллюски и другие морепродукты вредны для здоровья?


Птица в кошерном питании

О признаках некошерных птиц в Торе ничего не говорится, но перечисляются некоторые из них, в основном падальщики и хищники. Кошерных птиц тоже необходимо забивать и обрабатывать особым образом.

В кошерном питании запрещено есть насекомых, грызунов (в том числе кроликов и зайцев), пресмыкающихся и земноводных. Для некоторых насекомых – саранчи и других, Тора делает исключение; мёд тоже разрешается – это объясняется тем, что он не относится к продуктам, вырабатываемым организмом пчёл, являющихся насекомыми – а откуда же он тогда берётся? Не надо быть зоологом, чтобы знать, что мёд производится именно пчёлами, и как раз является продуктом, образующимся в процессе их жизнедеятельности, но то, что мёд считается кошерным – хорошо.


Правильное приготовление

Дальнейшие предписания, относительно кошерного приготовления пищи, у многих до сих пор вызывают недоумение: не вари козлёнка в молоке его матери. Кому может прийти в голову варить мясо козлёнка в молоке козы – по крайней мере, в нашей культуре питания? Здесь всё проще (хотя можно было прямо и объяснить): имеется в виду несовместимость молока и мяса.

Согласно кошерному питанию, нельзя готовить вместе мясные и молочные продукты; нельзя есть их в один приём пищи; верующие евреи даже используют для их приготовления разную посуду и хранят её отдельно – впрочем, того же требуют любые санитарные нормы, предъявляемые специальными службами в разных странах. Другое дело, что некоторые евреи даже готовят молоко и мясо на разных плитах, но это тоже имеет мало отношения к здоровому питанию и сочетаемости продуктов.

Молоко евреям разрешается употреблять только через 6 часов после мяса – вот в этом нам следовало бы у них поучиться. После молока можно есть мясо через полчаса – не совсем правильно (это слишком рано), но лучше, чем есть всё одновременно, как в западной кухне. После сыра есть мясо можно тоже через 6 часов – тоже очень полезное предписание.

Молоко употребляется только кошерных животных: за процессом их дойки и изготовлением продукции следит доверенный раввина.

Кошерный хлеб должен выпекать еврей, отделяя от него и сжигая маленький кусочек теста (халу); в большой пекарне евреи должны хотя бы включать печи и следить за процессом выпечки.


На яйцах не должно быть пятен крови – так иногда бывает, но мы на это обращаем мало внимания – просто моем их. Варят яйца в специальных кастрюлях, по 3 штуки за раз.

С растительными продуктами проще – на первый взгляд. Насекомые и червяки запрещены Торой к употреблению в пищу, и верующим приходится не только тщательно пересматривать муку, крупы, зелень и бобовые, но и проверять все овощи, фрукты и ягоды – у нас этому придаётся гораздо меньше значения, хотя специально есть червивые плоды, конечно, никто не станет.

Кошерные напитки и вина

С напитками в питании тоже не всё понятно: с точки зрения кошерности и некошерности рассматриваются только напитки, содержащие виноград или его производные.


С вином вообще всё сложно, и потому оно стоит гораздо дороже любых качественных вин: французских, испанских и т.д. Кошерное вино изготавливается только евреями, а виноград для него собирается в определённое время на виноградниках, возраст которых не меньше 4-х лет; отдыхать такой виноградник должен раз в 7 лет.

Перед началом производства вина совершают жертвоприношение и молитву, а на заводах в это время останавливаются другие производственные процессы. Добавьте сюда постоянную стерилизацию оборудования и коммуникаций – не только с целью обеззараживания, но и с целью очищения в религиозном смысле. В субботу работать нельзя – производство останавливают; видеть процесс изготовления вина нельзя посторонним – иначе всё придётся начинать заново.

Если к продуктам, предназначенным для приготовления кошерного вина, случайно прикоснётся немец, француз – в общем, не еврей, вино из таких продуктов утратит свою кошерность - вот здесь принципы здорового питания и чистоты конечной продукции уж точно ни при чём.

Часто кошерные вина пастеризуют, считая, что в этом случае они останутся таковыми даже тогда, когда их будет открывать кто угодно – то есть, даже открывать и разливать кошерные вина могут только евреи. Доходит до того, что кипятить требуют даже виноградный сок – какая уж тут польза? Интересно, что они делали раньше, пока Луи Пастер не сделал свои знаменитые открытия?

Из того, о чём тут рассказано (хотя это только основные моменты), понятно, почему эти вина так дороги – виноделы сегодня всё чаще отказываются от таких процессов, производя обычное вино.

Вместо заключения

Законы Израиля, связанные с питанием и продуктами, если разобраться, имеют значение только для евреев и для их веры – к жителям других стран они не имеют отношения, поэтому вряд ли стоит называть те или иные продукты кошерными только потому, что они натуральные и экологически чистые.

Относительно спиртных напитков из винограда у евреев есть мнение, что они могут использоваться в религиозных обрядах других народов – действительно, всем известно, что в христианстве существует «вино причастия»; используется вино и в других религиях. Вообще-то с таким же успехом можно было бы запрещать напитки из других плодов и ягод, но речь идёт только о винограде – так что здесь речь о религиозных обычаях, а не о принципах питания и здоровья.

Все запреты и предписания, связанные с питанием, согласно Торе, не объясняются никак – это чисто религиозный подход, а здоровое питание и польза здесь и рядом не стояли.

Тем не менее, кошерные продукты, как и еда, приготовленная из них, намного полезнее и безопаснее обычных. Производственный процесс строго контролируется, соблюдаются все технические и гигиенические требования, а уж мясную продукцию проверяют постоянно – поэтому качество продуктов на порядок выше. В скотобойнях проводятся специальные исследования животных – они все должны быть здоровыми перед убоем, и не иметь никаких травм. Очень важно и то, что при выращивании таким животным не дают гормоны и антибиотики.


Конечно, вывод напрашивается сам собой: питаться согласно кошерному питанию в нашем современном мире очень сложно, можно даже сказать невозможно, мы не найдем столько кошерных продуктов в наших магазинах, но кое-какие полезные моменты для себя можно взять на заметку.