Материал:
Чайник, чай - заварка, сахар, сахарница, салфетки, салфетница, конфеты, конфетница. Чашки, блюдца, чайные ложки по количеству детей.
Чайник с остывшим кипятком и чайник с кипятком.
Ход занятия:
Дети сидят на стульях на ковре. На большом столе скатерть. На отдельном столе предметы для занятия, накрытые красивой салфеткой. Раздается стук в дверь.
Воспитатель:
Кто это к нам стучится? Пойду, посмотрю?
Выходит за дверь и возвращается с коробкой в руках. К нам приходил почтальон. Он принес посылку. (Воспитатель держит в руках коробку.)
Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем, что в ней лежит?
На плите кастрюль - начальник
толстый, длинноносый…
Дети отвечают: (чайник).
Воспитатель: Достает чайник и показывает детям. А для чего нужен чайник?
Дети: Пить чай. (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно.
Послушайте стихотворение:
Говорила мышка мушке:
«Заходи на чай подружка»
Вот баранки, вафли, сушки
Подставляй скорее кружку.
Как чудесно вечерком
Баловать себя чайком.
Давайте и мы с вами попьем чайку. Послушайте загадку.
Пей напиток ароматный,
не скучай, он из высушенных листьев
вкусный … (чай).
Ответы детей: Чай.
Воспитатель: Правильно, чай или чайная заварка .
Воспитатель достает прозрачную коробку с заваркой, и ставит ее на стол. Я хотела бы вам рассказать, что чайная заварка бывает нескольких видов. Самый популярный вид это черный чай его любят люди на всей земле есть еще чай зеленый, красный, белый. Вообще- то весь этот чай это одни и те же листочки собранные ловкими женскими руками и высушены разным способом.
А теперь еще одна загадка:
Если пить мы захотим
То ее мы вскипятим.
Ответы детей: Вода.
Воспитатель: Совершенно верно.
Помощник воспитателя приносит чайник с кипятком.
Воспитатель загадывает еще одну загадку:
В брюхе баня, в носу - решето,
На голове пуговица,
Одна рука, да и та на спине.
Ответы детей: Чайник.
Воспитатель дополняет: Правильно, но это не просто чайник, а чайник для заваривания чая и такой чайник называют заварочный .
Посмотрите, ребята, как правильно надо заваривать чай.
Воспитатель наливает кипяток в чайник заварочный, ополаскивает его и выливает кипяток, затем чайной ложкой накладывает сухую заварку в чайник и заливает кипятком 1/2 чайника, закрывает крышкой и накрывает чистым полотенцем, отставляет его в сторону.
Воспитатель: Ну, вот заварка в чайнике должна настояться. Это значит, высушенные листочки чая должны напитаться водой и отдать воде свой аромат и цвет.
Ребята послушайте загадку:
Посмотри на меня-
В брюхе жарко у меня,
А в носу моем дыра.
Когда все во мне кипит,
Из нее пар валит.
Ответы детей: Чайник с кипятком.
Воспитатель: Как вы узнали, что чайник горячий?
Ответы детей: В брюхе жарко у меня, из нее пар валит.
Воспитатель: Совершенно верно, скажите, как надо себя вести, когда рядом очень горячая вода.
Ответы детей: не вертеться, не крутиться.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А что может случиться, если вести себя не внимательно?
Ответы детей: можно ошпариться горячей водой, будет больно и может вскочить волдырь.
Воспитатель: Вы правы, я с вами согласна, и поэтому пользоваться горячей водой можно только в присутствии взрослых.
А сейчас, ребята, послушайте загадку:
Душистый, крепкий Чай.
Говорит ей: «Не скучай!»
Туго всем придётся,
Если разобьётся.
Кто она бедняжка?
Фарфоровая….
Ответы детей: (Чашка.)
Воспитатель показывает чашку с блюдцем и говорит: Это называется чайная пара, и ставить на стол ее. Надо, чтобы между краем стола и блюдцем помещались два ваших пальчика. А ручка у чашки должна быть с левой стороны.
Что еще нам может понадобиться для того чтобы с удовольствием выпить ароматный чай.
Послушайте загадку : Она совсем небольшая,
В чашке сахар ею мешают…
Ответы детей: ложка чайная.
Воспитатель : Правильно. Чайную ложку мы кладем с правой стороны от чашки на два ваших пальчика.
Следующая загадку: Белый как снег,
Сладкий как мед,
Во рту тает,
Его в чай добавляют.
Ответы детей: Сахар.
Воспитатель: А куда надо положить сахар?
Ответы детей: В сахарницу.
Воспитатель: А сахарницу надо поставить на стол так, чтобы всем было удобно пользоваться. Конфеты кладем в ….?
Ответы детей : в конфетницу.
Воспитатель: Верно, и ставим на стол. Еще нужны?
Воспитатель показывает салфетки.
Дети: салфетки.
Воспитатель: А зачем нужны салфетки?
Дети: Вытирать рот и руки.
Воспитатель: Куда мы их положим?
Дети: в салфетницу.
Воспитатель: Ребята, а как можно назвать одним словом: чашки, блюдце, чайник, сахарницу и конфетницу?
Ответы детей: Посуда.
Воспитатель: Правильно, а так как мы пьем из нее чай, то такая посуда называется?
Дети: Хором повторяют: чайная посуда.
Воспитатель: Доливает кипяток в заварочный чайник, а затем предлагает дежурным детям раздать посуду. И приглашает всех детей к столу. Воспитатель: Разливает чай и приглашает детей принять участие в чаепитии.
Выпивая чашку чая,
Я обычно не скучаю.
Потому, что, никогда,
Я не пью его одна.
(Воспитатель пьет чай вместе с детьми и приглашает к столу помощников.) Вовремя угощения воспитатель еще раз повторяет с детьми название предметов для чаепития, обобщающие слова «чайная посуда» и правила поведения за столом. Интересуется, понравился ли чай и обращает внимание детей, на то, что во время чаепития надо говорить слова благодарности «спасибо и пожалуйста». По окончании занятия дети убирают посуду.
Литература:
У детей скоро каникулы! А как провести это время с пользой! Мне прислали замечательный готовый сценарий детского чаепития. Оно проходит и весело и познавательно. Все материалы подобраны.
Первая часть праздника – просмотр мультфильмов с сайта и само чаепитие. А потом все делятся на команды. Каждой команде надеваются опознавательные смайлики. Чтобы в процессе игры все не путались.
Цель дальнейших игр, получить подсказки для кроссворда, который нужно будет разгадать в конце, чтобы победить. На листе ведущий отмечает, какая команда в каждой игре получила подсказку. Подсказка — это первая буква в кроссворде. Например, в первой игре выиграла одна команда. Она получает подсказку — ей открывается первая буква в кроссворде. И так далее. Команда победитель в пятой игре, например, получает подсказку на пятый вопрос и т.д. Игр столько же, сколько вопросов в кроссворде. Вот какие ждут всех задания.
После всех игр, ведущий вписывает первые буквы в кроссворд, каждой команде, в зависимости от выигранных подсказок. Потом команды должны все вместе разгадать сами кроссворды. Кто быстрее. Они одинаковые. Как определить победителя? Та команда, которая быстрее отгадала кроссворд, должна хором прочитать первые буквы в каждом загаданном слове.
Участники делятся на команды. Перед каждой командой устанавливают большой лист бумаги с нарисованной в центре чашкой. Участникам завязывают глаза и они, подходя по очереди к листу, рисуют на нем по треугольничку (пакетику чая). Побеждает та команда, участники которой были точнее и разместили больше нарисованных пакетиков внутри чашки.
Чайные секреты
Для этого конкурса ведущий должен подготовить вопросы из истории чая и чайных церемоний. Каждому участнику по очереди ведущий читает вопрос, а участник должен ответить: да или нет. За правильный ответ - один балл. У кого в конце будет больше баллов, тот и победит.
Примеры вопросов:
Когда-то кубики чая в Сибири использовались в качестве денег (да)
Давным-давно чай в Англию поставлялся контрабандами и его пили только мужчины (да)
Чай является национальным напитком Америки (нет)
Больше всего чая выпивают в Ирландии (да)
В Китае чёрный чай называют красным (да) и так далее.
Ведущий оглашает какую-то букву алфавита, а участники чаепития по очереди называют блюдо или продукт на эту букву, который они обычно употребляют с чаем. Например, буква «В» - ватрушки, варенье, вафли и т. д. Самое смешное начинается, когда за неимением других в ход идут самые оригинальные варианты. Побеждает тот, кто предложит их больше.
Игра на лучшую роль. Не всегда же бегать, прыгать и что-то искать, тем более на чаепитии. В этом конкурсе все девочки получают роль миледи, а мальчишки - знаменитых лордов. По команде ведущего игра начинается. Каждый участник должен проявить себя максимум благородным и изысканным гостем, употребляя, например, такие слова, как «извольте», «прошу Вас», отведайте» и так далее. Чаепитие будет продолжаться в игре примерно полчаса. Кто за эти полчаса сможет проявить все свои лучшие манеры и благородные качества, тот и станет самым лучшим лордом или самой милой миледи, а заодно и приз получит.
Игра на выбывание. Дети садятся в круг и по очереди должны называть, долго не раздумывая, любой предмет, который каким-то образом причастен к чаепитию, а таких предметов очень много, поэтому игра получится весёлой и увлекательной. Сахарница, чашка, кружка, ложка, блюдце, пиала, самовар, блинница, сковорода (печь оладьи), противень, духовка, мультиварка (испечь пирог), вафельница, щипчики для сахара-рафинада, нож для торта, микроволновая печь (испечь кекс) и так далее. Кто не называет, тот выбывает, а самым лучшим знатокам «помощников» в чаепитии достаются призы.
Для этого конкурса понадобится несколько коробочков сладких кубиков. Рафинад кладут на стол, дети садятся в круг. Начиная с любого участника, дети по очереди берут один кубик и строят пирамиду, укладывая «кирпичик на кирпичк». У кого пирамида падает, тот и выбывает, а игра начинается заново. Так будет продолжаться до тех пор, пока в игре не останутся двое самых ловких, внимательных и аккуратных, они то и построят самую крепкую пирамиду, а заодно и решат, кто из них - победитель.
Для этого конкурса ведущий заранее должен подготовить картинки (интернет в помощь), из которых можно будет получить одно название любой сладости, например, картинка птицы + картинка молока = торт «Птичье молоко»; картинка руля от машины = баранка (бублик); картинка Наполеона = торт «Наполеон»; картинка сахарного песка + картинка кубика = рафинад; картинка планеты Марс = батончик «Марс»; картинка картофеля = пирожное «Картошка». По очереди ведущий показывает картинку или композицию из картинок, а дети проявляют быструю смекалку и отгадывают наименование сладостей. Кто первый поднял руку, тот и отвечает и за правильный ответ получает балл. А у кого в итоге больше баллов, тот получит сладкий приз.
По очереди по кругу ребята передают друг другу листики с именем и фамилией каждого из участников, где ребята пишут название сладости, на которую похож или с которой ассоциируется этот участник. Когда все листы заполнены, ведётся подсчёт и каждому из ребят присваивают сладкие звания, например, если у Иванова написано 1 раз - пончик, 2 раза - бисквитик, 3 раза - кекс со сгущёнкой, то Иванов - кекс со сгущёнкой. Если совпадений в листике нет, тогда звание выбирают по аплодисментам, то есть которое из написанных больше понравится. После того, как звания присвоены, их нужно записать, а позже сделать весёлый стенд класса, где поместить фото ребят и картинки сладостей, а также надписи со званиями, например, Петрова - булочка с маком, Тернов - тот ещё крендель и так далее.
Пока дети наслаждаются ароматным чаем и сладостями, ведущий по очереди будет задавать вопросы, на которые нужно отвечать быстро. Кто первый поднял руку, тот и отвечает. За правильный ответ - балл, а самое бОльше количество баллов - приз. А вопросы совершенно простые, но требующие немного подумать, смекнуть, например: его можно положить и в чай, и в банк (лимон); друг кнута (пряник); и полководец, и торт (Наполеон); бывает и сладкой, и медицинской (вата); сдоба, которой баловался Карлсон (плюшки); молодёжное выражение, когда что-то не получается, а также может быть сладким и с любой начинкой (блин) и так далее.