О хлебе насущном.

05.05.2019 Напитки

"Жито" - от "жить", буквально: "то, что дает нам жизнь". В старину житом называли рожь, а не любой хлебный злак на корню, как сегодня. Хлеб был основным продуктом питания земледельцев, а потому считался основой жизни. Пекли его из пшеничной или ржаной муки. Пшеница, конечно, давала ценное зерно, но была более требовательна к условиям созревания. Рожь, напротив, давала более грубое зерно, зато оказалась неприхотлива. В неблагоприятные для земледелия годы, когда людям "не до жиру, а быть бы живу", вся надежда оставалась только на урожай ржи. Вот почему именно рожь, а не пшеница получила это имя: "жито" (гарантирующая жизнь, выживание). Наши предки серьезно и вдумчиво относились ко многому, что в современном мире воспринимается как нечто обыденное и не столь важное. Хлеб был не закуской, приправой, а основной пищей, а потому и средством продления жизни. Пища вкушалась не ради удовольствия, то был священный акт продления жизни. Хлеб - святыня.

"Калач" - от "коло" (через "колоша" - маленькое коло). Первоначально ритуальный хлебец в виде круга, символизировавший Солнце. Таким же символом Солнца был и блин на масленицу.

"Кулич" - от "кулик" (через "куликша" - маленький кулик). В России до сих пор сохраняется обычай ранней весной выпекать "жаворонков" и "куликов" из теста. С их помощью "закликают" ("гукают") весну, чтобы она не запаздывала. При этом поют песни-веснянки. Вот одна из них, из Курской области:

Летит кулик из заморья,

Принес кулик Девять замков.

Кулик, кулик! Замыкай зиму,

Замыкай зиму, Отпирай весну -

Теплое лето!

В христианстве этот языческий обычай трансформировался в выпечку куличей на пасху. В основе слов "кулич", "кулик" лежит понятие "кликать". Сравни: "кулич" - "клич".

"Пахать" - от "пихать". Пахать означает "запихивать" в почву специальное орудие (соху, плуг). Место, где пашут, называется пашней. Звук "х" чередуется с "ш" (пахать - пашу). Вот почему в слове пшеница не сразу разглядишь пиханицу, а в слове пшено - пихано (то, что пихали, толкли). "Запахивать" недалеко отстоит от "запихивать" как по звучанию, так и по значению.

"Пирог" - от "пир", "пиршество", а еще ранее это слово означало "огонь". Пирог был ритуальной пищей огнепоклонников, наших предков-огнищан. Память об этом сохранилась в поговорке: "Без блина не масляна, без пирога не именинник". В обычае задувать свечи, зажженные на праздничном пироге в день рождения, - отголосок былого величия ритуального пирога.

"Пшеница" - того же корня, что пшено, пашня и пихать. Пшеница буквально означает то же самое, что и пшено, а именно "пиханое, толченое". Пшеницу назвали так потому, что она давала зерна, которые дробили толчением, чтобы получить муку.

"Рожь" - того же корня, что ржа, щсавчина, щеть, английское "рэд" - рыжий, красный; по-украински "рудый" - рыжий. Лейтмотивом всех перечисленных слов выступает ры-жий цвет ржаных зерен, из которых выпекают хлеб темно-коричневого цвета, именуемый на Руси черным.

"Ситный". В словосочетании "ситный хлеб" означает "просеянный через сито". Зачем же просеивают муку через сито? Чтобы удалить из нее жучков-червячков и прочие посторонние частицы? Оказывается, не только для этого. И даже не столько для этого. Мука с жучками-червячками да с камушками уже изначально не годится для приготовления ситного хлеба. Здесь нужна только мука высшего качества.

Просеиванием удаляют главным образом комочки слежавшейся муки, образовавшиеся при хранении. Кроме того, - и это, пожалуй, главное - просеивая, насыщают муку воздухом. Крупинки отодвигаются друг от друга, уступая место свежему воздуху, так необходимому для нормальной жизнедеятельности дрожжевого грибка. После замеса просеянная мука превращается в пышное тесто. Хлеб получается пышный, воздушный, необыкновенно вкусный. Одним словом, ситный. Доброе русское слово "ситный" щедро дарит всем желающим важный секрет хлебной выпечки.

"Хлеб-соль". Эти два продукта народ выделил как основные. Они стали символом угощения, радушия, гостеприимства. Особенно им отличающихся мы называем "хлебосолы" или "хлебосольные". Отсюда простой вывод: предков русского народа следует искать прежде всего среди народов-хлебопашцев. Были, конечно же, среди русских и скотоводы, и рыбаки, и охотники, но хлебосольство как национальную черту заложили в нас землепашцы.

"Хлеб". Чтобы сразу же найти правильный путь к истокам этого слова, оставим на время такое его значение, как "продукт питания из муки" и уделим особое внимание слову "пропитание", которое, кстати сказать, выступает главным во множестве древних выражений: "хлеб насущный", "не хлебом единым", "хлеба не просит", "и то хлеб", "хлеб-соль" и т. п. Только при таком подходе можно разобраться в кажущейся путанице названий хлеба на разных языках. Судите сами. На иврите "хлеб" называется "ляхем", но по-арабски "ляхм" означает "мясо". В свою очередь, русское "мясо" созвучно с еврейским "маца" - разновидность хлеба, а к русскому "хлеб" близко по звучанию арабское "халиб" - "молоко".

На самом деле никакой путаницы нет. "Хлебом", то есть основным продуктом питания, люди могут называть различные продукты питания в зависимости от своего образа жизни. Для скотоводов хлебом насущным будут молоко и мясо, для рыболовов - рыба. Не случайно перевод "Отче наш" на язык эскимосов начинается буквально так: "Рыбу нашу насущную даждь нам днесь..." Народ-земледелец под хлебом подразумевает пищу из размолотых зерен злаковых растений. Первоначально, возможно, это были просто дробленые или смолотые зерна, смешанные с водой, некое "хлебово" от слова "хлебать". Именно оно и легло в основу слова "хлеб".

Внеклассное мероприятие «О хлебе насущном замолвим мы слово»

Соколовская Инна Владиславовна – педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Мы расскажем вам, как появился первый хлеб и как во все времена люди разных национальностей всегда бережно, и трепетно относились к нему. Как передавали эту любовь от поколения к поколению. Расскажем о том, как выпекается хлеб, из чего он делается, почему одни хлеба белые, а другие черные. Не забудем поведать вам и о хлебном великолепии и разнообразии: о многочисленных видах и сортах, формах и названиях хлебобулочных изделий. Обязательно вспомним любопытные истории, связанные с тем или иным видом хлеба. И хотелось бы верить. Что наше повествование поможет вам по – новому, добрыми и заинтересованными глазами взглянуть на хлеб наш насущный.
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 9 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование представления о хлебе как основе жизни человека.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление учащихся о хлебе, о том, как во все времена люди разных национальностей всегда бережно, и трепетно относились к нему.
Учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес литературе.
Оборудование: Выставка книг о хлебе, выставка рисунков детей

Внеклассное мероприятие «О хлебе насущном замолвим мы слово»


Будет хлеб – будет счастье, будет жизнь на земле.
Народная поговорка

«Хлеб – всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Без хлеба и медом сыт не будешь» - так в разные времена с любовью говаривали о хлебе. И действительно, какой обед без хлеба: не сытный, не питательный, то ли поел, то ли нет. Да с хлебом и вкуснее все.
Историю свою хлеб ведет из глубины веков. Сначала люди питались сырыми зернами; затем, приспособив два камня, человек создал нечто вроде мельничного жернова и научился делать муку. Замесив измельченное зерно с водой, он открыл новый вид пищи – кашу. Считается, что именно каша была «праматерью» хлеба. Открытие огня позволило человеку усовершенствовать свою пищу. Может быть, совсем нечаянно женщина, готовившая еду для своей семьи, «спекла» однажды кашу, и по недосмотру получилась твердая лепешка. Однако из этой «ошибки» люди извлекли пользу. Лепешки оказались лучше и удобнее каши. Вначале лепешки ели в горячем виде в качестве приправы к мясу, потом стали употреблять в пищу и холодными. А холодная лепешка была уже хлебом.
Время шло век за веком, открытие за открытием, и человек сделал следующий шаг в приготовлении хлеба. От выпекания пресных лепешек он перешел к изготовлению кислого хлеба. Произошло это, возможно, впервые в Египте, 4 – 5 тысяч лет назад. Есть все основания полагать, что египтяне пользовались кислым тестом. Об этом говорят найденные статуэтки, изображающие приготовления пива. Казалось бы, при чем тут пиво? А у пива и хлеба во многом общее происхождение. Оба эти продукта – результат брожения, которое вызывается дрожжами. Вполне возможно, что пивные дрожжи, случайно попав в замешенное тесто, произвели «чудо». На глазах у изумленных людей тесто стало подниматься, пузыриться. Дышать, словно живое. И хлеб из такого «живого» теста оказался намного вкуснее.
Приготавливать кислое тесто и выпекать из него хлеб перешло от египтян к древним евреям и финикиянам, а от них – к грекам и римлянам. Во 2 веке до нашей эры в Риме и в других городах уже существовали специальные пекарни, в которых выпекали хлеб на дрожжах.
Не удивительно, что уже в древнем мире существовали разные виды хлеба. Например, в своем сочинении «Пир мудрецов» древнегреческий автор Афиней описывает некоторые виды хлеба, пирожных, печенья и другой выпечки. Среди сортов хлеба упоминаются лепешки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зернами, и военное блюдо – хлебные завитки, запеченные на вертеле. С тех пор хлебопекарное искусство заметно улучшилось, сортов хлеба и различной выпечки - не счесть. У каждого народа есть свои хлебные любимчики и секреты их приготовления. О некоторых из них мы и попробуем поведать.

Тайна записной книжки:
Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемых «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб» или эстонское «лейб».

Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
С. Погореловский


Белый, серый, черный – кто важнее?
«Яль на свете всех белее?» - наравне со сказочной красавицей могла бы воскликнуть любая пшеничная булка, и никто не смог бы ей возразить.
Не напрасно же на протяжении столетий белый хлеб считался предпочтительным для богатых, тогда как бедные люди ели серый (из пшеничной муки грубого помола) и черный (ржаной) хлеб. Но тот факт, что простые крестьяне, питаясь в основном черным хлебом из муки грубого помола. Не испытывали недостатка с пищеварением, наводит на справедливый вопрос6 какой хлеб на самом деле лучше и полезнее?
Начнем с того, что пищевая и энергетическая ценность хлеба определяется его химическими свойствами. Для выпечки белого хлеба используется мука высших сортов, чья биологическая ценность не очень высока, потому что при переработке зерно лишается всех пяти своих белковых оболочек, которые содержат около 70% витаминов и минералов. В результате в белой рассыпчатой муке остается почти чистый крахмал. Хорошо это? Нет, конечно. Витаминов В – 1, В – 2 и фолиевой кислоты в муке высших сортов в 3 раза меньше, чем в муке грубого помола. Витамин Е вообще отсутствует. Магния в 5 – 6 раз меньше, фосфора и кальция – в 3 раза. Цифры внушительные, но это все химия. Оценивать хлеб только со стороны полезности было бы неправильно. Ведь, как сказал академик И.П. Павлов, пища должна быть вкусной. Следовательно. Если брать во внимание вкус. Аромат. Пористость и внешний вид хлеба, то тут белоснежным батонам и булочкам нет равных. А если к ним для аромата и вкуса добавить еще ваниль, сбоду и прочее, так вообще за уши не оттащишь. Выходит, что белый хлеб более вкусный, но менее полезный.
У черного хлеба всегда были другие задачи. Его пекли не для баловства, а чтобы насытится, прокормиться. Он действительно был хлебом насущным, душой российского хлебопечения. Правда, тот черный хлеб, который ели наши предки, отличался от сортов черного хлеба, которые производят сейчас: он был приготовлен на закваске, то есть остатках старого теста, замешенного в хлебной таре. В ней содержалось больше витаминов, ферментов, поэтому образующаяся в результате выпечки в такой посуде корочка была не только самой вкусной, но и самой полезной частью хлеба. Корочка уже, конечно, стала не та, но большинство витаминов и полезных веществ остались.
Хлеб из пшеничной муки грубых сортов – серый хлеб. Возможно, кому – то он покажется менее вкусным, зато он более полезный и способствует улучшению работы кишечника.
Чтобы разрешить вечный спор между хлебами, французский ученый Ф. Мажанди впервые провел эксперимент, который показал, какой хлеб все – таки полезнее: черный или белый. Он составил хлебную диету для двух совершенно здоровых собак. Первая питалась исключительно белым хлебом, вторая только черным. В результате через несколько месяцев первая заболела и умерла, а здоровье второй осталось на хорошем уровне. Ученые Осборн и Мендель подтвердили его выводы, проводя аналогичные опыты над крысами. Таким образом, напрашивается вывод: чем выше сорт муки, чем она белее, тем менее богата питательными веществами, необходимыми для полноценного питания организма. Или, говоря современным языком, хлебом № 1 является черный хлеб.

Блокадный хлеб


Прозвучавший по радио 22 июня 1941 года голос Левитана и первые бомбежки прервали мирное течение жизни советского народа. Началась Великая Отечественная война (1941 – 1945). Уже в сентябре город Ленинград (ныне Санкт – Петербург) оказался в блокаде, почти полностью отрезанным от Большой земли. Это означало голод и жестокие лишения. В городе появились хлебные карточки, по которым и отпускались заветная норма хлеба. С 20 ноября 1941 года в течение месяца и пяти дней хлебная норма для жителей города составляла 250 граммов хлеба в сутки для рабочих и 125 граммов хлеба для служащих, иждивенцев и детей до 12 лет. (В витринах Музея хлеба в Санкт – Петербурге хранятся продовольственные карточки тех лет). Это был практически голод, так как у людей к ноябрю 1941 года давно уже закончились все домашние припасы. Именно им враг надеялся задушить ленинградцев. Но город жил, боролся, работал, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях.

Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем, в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды…
…И горе было гостем частым,
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.

Так писал поэт про те страшные времена.
В самом начале ноября 1941 года хлеб в Ленинграде пекли из ржаной муки самого грубого помола, к которой добавляли овсянку, солод и то, что обычно не едят, - жмых от подсолнечных семечек плюс закваска и как можно больше воды. С каждым блокадным днем рецептура менялась в зависимости от того, какие ингредиенты были на тот момент в городе. Так, к концу декабря ни солода, ни тем более овсянки в Ленинграде уже не оставалось. В хлеб добавляли перемолотые ветки березы, семена дикорастущих трав. И все – таки, несмотря ни на что, ленинградцы, пережившие блокаду, до сих пор помнят свои блокадные пайки, и вкуснее этого хлеба для них никогда не было и нет. Потому что это был хлеб жизни.


Ты помнишь голод страшный в дни войны?
Тогда и черствому кусочку хлеба
Не просто рад был - не было цены.
Тогда в блокадном, хмуром Ленинграде
Отдав детишкам пайку, гибла мать.
Взрослели дети быстро и, поверьте,
Умели важность хлеба понимать.

Бородинский хлеб


Необычным, очень своеобразным вкусом отличается от других сортов черного хлеба бородинский. А придает ему этот вкус кориандр, замешенный в тесто. Есть в этом хлебе и так нужные нам витамины В – 1 и В – 2. Недаром пользуется он повышенным спросом не только на территории современной России, но и в странах бывшего СССР. А еще бытует мнение, что на Руси уже в Средние века появились такие сорта черного хлеба, как заварной, красносельский. Поистине интересна история появления бородинского хлеба. После битвы на Бородинском поле М.Тучкова, вдова погибшего генерала А. Тучкова, основала Спасо – Бородинский женский монастырь. Хлебопечение – одно из традиционных занятий при монастырях. Служительницы Спасо – Бородинского монастыря изобрели новый сорт ржано – пшеничного хлеба, долго не черствеющего, заварного, который впоследствии назвали бородинским.

К юбилею Бородинской битвы
Испекли те сёстры каравай,
И в него вложили все молитвы,
Да любовь, что била через край.

Паломники, посещавшие монастырь, приобрели этот хлеб, распространяя его по всей земле Русской. Сейчас на хлебозаводах существует своя рецептура приготовления и выпечки этого хлеба, сохраняющая многовековые традиции.

Кулич


Мама утром встала рано,
Испекла пирог румяный
Пышный, сдобный и душистый,
С чудной коркой золотистой.
Он украшен пудрой сладкой,
Белой сливочной помадкой.
Он с ванильным ароматом,
Начинён изюмом, маком,
К славной Пасхе испечён.
Куличом зовётся он.

Кулич, традиционное пасхальное кушанье. Изначально пасхальный кулич задумывался как подобие церковного артоса – большого хлеба с изображением креста с терновым венком (в знак победы Христа над смертью) или образом Воскресения. В дни празднования Пасхи на Руси артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе, а в субботу Светлой седмицы вместе с пасхой и с окрашенными в Великий четверг яйцами кулич также проходит через освящение – едва ли не самый общеизвестный пасхальный обряд, который происходит в Великую субботу.
Традиционно после окончания пасхального богослужения верующие разговляются (то есть прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой (приготовляемой обычно из творога). Иногда уже в церкви прихожане угощают друг друга и священнослужителей кусочками своего кулича, но чаще дома за пасхальной трапезой глава семьи делит его по числу домочадцев.
Чтобы кулич как можно больше походил на церковный артос, его выпекают в форме цилиндра. И хотя во всех куличах используется дрожжевое тесто, от количества сдобы зависит, насколько он будет высок и пышен. Куличи часто выпекают с изюмом, а сверху украшают сахарной пудрой или глазурью.

Хала


Халу не режут -- ломают легонько,
Она и радешенька быть на ладоньке.
Ее расплетают напевно, с молитвой
И день обещает быть солнечным, сытным.
У халы вкус детства и пышность достатка,
Пекли ее в пятницу, священность порядка.
Кошерного теста ломоть бережливо
Несли жертвой в Храм, там плели терпеливо
По три и по шесть. Испеченные жгли
Все халы во имя Великой Любви!
Но Храм в запустеньи, Стена только в силе,
Поэтому к халам нас всех приучили
И в детские годы, вприхлебку с чайком
(Добавку стащив со стола всё ж тайком)
Услада для сердца, оберег живота
Хала субботняя необычайно вкусна!

Хала – это традиционный праздничный хлеб еврейского народа, готовящийся из сдобного дрожжевого теста и имеющий вид заплетенной косички. «Плетут косички» накануне шаббата (священной субботы), причем в многодетных семьях дети тоже участвуют в этом интересном занятии. Конечно, для них это своего рода игра: мама дает каждому кусок теста, и ребенок, разделив его на три жгута, плетет свою маленькую халу - косичку, тогда как мама в это время готовит халы большие, для стола. Зато, какое удовольствие потом съесть свою собственную булку.
Едят халы на шаббат, то есть в праздничную субботу, которая начинается в пятницу после захода солнца. Свое название хала получила от наименования одной из заповедей Торы, которую совершают при приготовлении теста для хлеба. Заповедь эта называется «хала» или «отделение халы», ее источник – в словах Пятикнижия. Согласно этой заповеди, словом «хала» обозначался кусок теста, который отщипывали при выпечке хлеба для жертвоприношения и относили священникам Храма. Священники выпекали халу и ели ее, лишь они имели на это право. Теперь, поскольку Храм (который находился в Иерусалиме в очень далекие времена) разрушен и священников больше нет, кусочек теста, отщипываемый при выпечке хлеба для шаббата, сжигают, а испеченные халы едят. В наших хлебных магазинах тоже можно встретить халу, чаще посыпают маком или кунжутом. В России эта булка – плетенка пришлась по вкусу, а с конца 19 века обрела большую популярность.

Маца


В буквальном переводе с иврита маца означает «выжатое», «лишенное влаги». И действительно, эти тончайшие прямоугольные хрустящие лепешки из теста, сделанного только из муки (обычно пшеничной) и воды, без соли и без какой – либо закваски – самые сухие и обезвоженные из всех хлебобулочных изделий. К тому же это единственный вид хлеба, разрешенный религией к употреблению в течение недельного еврейского праздника Песах (греч. и рус. Пасха). Тора предписывает употребление мацы в Песах как напоминание о том, что во времена Исхода израильтяне «испекли… из теста, которое они вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить…» (Исх. 12:39). Эту библейскую историю многие из вас помнят. Когда Моисей именем Бога потребовал у египетского фараона отпустить его народ и не получил согласия, он был вынужден продемонстрировать чудеса, призванные убедить фараона и его приближенных в божественности своего требования. Эти чудеса получили название десятки казней египетских из – за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось страшными бедствиями для египтян. В честь последнего из этих чудес получил свое название еврейский праздник Песах (иврит. «миновение», от глагола «обошел», «миновал»). Согласно Пятикнижию, ангел смерти казнил всех египетских первенцев и миновал дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца. Спасение еврейских первенцев ознаменовало начало Исхода израильтян из Египта. Поскольку уходить нужно было той же ночью, беглецы прихватили с собой только самое необходимое и конечно же тесто для хлеба, поставленное с вечера и были в пути испечены первые сухие лепешки, получившие название «маца».
Всего через неделю после Исхода армия фараона настигла евреев у Чермного, или Красного моря, где совершилось еще одно чудо: воды моря расступились перед израильтянами и сомкнулись над войском фараона, благодаря чему беглецы спаслись. А случилась вся эта история, как сходятся во мнении исследователи, в 15 – 13 веках до н.э.

Работают эпохи жернова,
Меняет жизнь привычное теченье,
Утрачивая прежнее значенье,
Уходят устаревшие слова.
Но есть слова, чей смысл так велик
Что время обойтись без них не может,
О них еще немало песен сложит
О них серьезней думать повелит.
Хочу сказать о добром слове "ХЛЕБ",
Которое весомее с годами,
Судьбе его, просоленной слезами,
Впечатавший в историю свой след...
Тот след не зарастает ковылем...
Под грозные военные раскаты
И хлеб пошел с винтовкою в солдаты,
Отстаивая землю под огнем...
Но битва продолжается за хлеб.
Еще сегодня гибнут на планете
Не знающие вкуса хлеба дети,
А кто-то к их страданьям глух и слеп.
За словом "хлеб" - волнение и труд,
Дожди, неурожаи, суховеи,
Величие целинной эпопеи
И времени пристрастие – строгий суд.
И. Набиева

Вот и подошли к концу наши хлебные истории. Это лишь небольшая часть. И я надеюсь, что вы ребята, нашли в них и что – то важное, полезное и для себя, для своего понимания и отношения к хлебу. Не забывайте, что хлеб – он был, есть и будет и от вас во многом зависит его дальнейшая история.

Среда, 14 Ноя. 2012

Роспотребнадзор принял к рассмотрению НИИ промышленной и морской медицины. Ученые предлагают максимально оградить потребителя от употребления всех молочных продуктов включая: сыр, мороженное, маргарин, майонез, и дрожжи Российского производства. Дрожжи особенно. Их можно считать практически ядом. Зарубежные дрожжи, тоже ситуацию не спасают. Все они содержат ГМО. В этих продуктах больше всего пищевых добавок, они способствуют процессу брожения в организме человека. Нарушают работу иммунной системы, ведут к болезням и быстрому старению.

”И когда они ели, Иисус взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое.

И взяв чашу, благодарив, подал им и пили из нее все.

И сказал им: сия есть Кровь Моя нового завета, за многие изливаемая” (Мк. 14; 22-24).

Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Лк. 14; 20, 21).

Значение хлеба в жизни человека невозможно переоценить. С древнейших времен хлеб, хлебные злаки считались основой питания и не случайно - ибо в пшеничных, ячменных, ржаных зернах содержатся все необходимые для жизнедеятельности человека компоненты. Поэтому воспевает Царь и Пророк Давид в Псалтыри: ”Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком, извести хлеб от земли; ... и хлеб сердце человека укрепит” (Пс. 103; 14, 15).

Но с приходом на землю Господа нашего Иисуса Христа, проповедавшего нам Евангелие правды и создавшего церковь Нового Завета, значение хлеба приобрело новую безценную духовную значимость, ибо Иисус сказал: ”Я - хлеб живый сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира” (Ин. 51) и далее ”Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 53, 54).

В этих словах Божественного Евангелия открывается для нас Таинство причастия святых Таин Христовых.

В “Известии учительном” иерейского “Служебника” в разделе: “О вещи тайны самого Тела Христова” говорится: “Вещь тайны Тела Господа нашего Иисуса Христа, есть хлеб от чистыя пшеничныя муки, водою простою естественною смешанный и добре испеченный, квасный, непресоленый, свежий и чистый”.

Далее говорится, что если священник что-то еще добавит или убавит из вышесказанного, или использует иную муку и иные вещества - “зело тяжко согрешит и извержению подпадет, яко таинство на таковых видах не совершится”.

А что мы имеем сейчас? В 2004 г. была переиздана брошюра под названием “Что такое просфора, антидор, артос”, в которой говорится, что просфора - это и есть тот “квасной, то есть дрожжевой хлеб”.

В этой же брошюре на стр. 34 говорится, что “просфора приготавливается из лучшей пшеничной муки, замешанной на чистой воде с добавлением соли, закваски из дрожжей и святой воды”.

В этой брошюре отражено нынешнее, почти повсеместное отступление от заповеданных нам канонов. Произошла подмена закваски на дрожжи, и еще рекомендуют добавление соли, хотя подсаливание запрещено.

Что же из себя представляла закваска.

Это жидкое тесто, сквашенное с помощью хмеля или изюма с добавлением натурального сахара или меда . Все компоненты закваски всегда растительного происхождения и вызывают процесс квашения .

Теперь рассмотрим, что такое дрожжи .

Согласно “Библейской энциклопедии Брокгауза” (Lexikon Zur Bibel c 1994) “Дрожжи, горьковатое на вкус вещество, состоящее из микроскопических грибков , вызывающих брожение .

У древних евреев дрожжи считались нечистым продуктом. Использовались при изготовлении вина.

Сравнивая в Псалме 74 (с. 9) Божий суд с чашей в руке Господа, псалмопевец говорит, что ”даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли” , которые в полной мере познают горечь суда.

Спиртовое разложение

Пр. Иеремия говорит о моавитянах, а пр. Софония об иудеях, что они ”сидят на дрожжах своих” (Иер. 48, 11; 1, 12), т. е. сделались нечестивыми, неспособными к нравственному очищению” (стр. 256, 257).

Из современных научных источников нам стало известно, что технология производства дрожжей основана на использовании костей животных, преимущественно свиней. В отличие от закваски - они полностью животного происхождения. Вместо процесса квашения они вызывают процесс брожения.

Одного это вполне достаточно, чтобы понять, какой громадный духовный вред наносит нам замена закваски на дрожжи при приготовлении “вещи тайны самого Тела Христова” - “яко таинство на таковых видах не совершится”, а раз не совершится таинство, то мы не получим нужных нам сил для спасения и наследования Царства Небесного.

Откуда же взялась эта напасть на наши головы и души? Для этого нужно рассмотреть отношение к хлебу и его составляющих врагов нашего спасения. Читаем в Сионских протоколах, протокол 13, первая фраза: “Нужда в насущном хлебе заставляет гоев молчать и быть нашими покорными слугами”. А вот развитие темы у В. И. Ленина в работе “Сумеют ли большевики удержать власть” (1907 г.). В этой работе он говорит: “Хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность являются в руках полновластных советов самым могучим средством учета и контроля. И это средство контроля и принуждения к труду посильнее гильотины. Гильотина только запугивала, только сламливала активное сопротивление. Нам этого мало, нам надо не только запугать, нам надо сломать и пассивное сопротивление, нам надо работать в новых организационных государственных рамках. И мы имеем средства для этого, эти средства - хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность. Хлеб нужно взять, разделить его правильно и мы будем господствовать”.

Чтобы господствовать над нашими телами, революционерами и были придуманы средства захвата (продразверстка, экспроприация и пр.), а затем контроля распределения хлеба.

Нынешним строителям нового мирового порядка мало господствовать над нашими телами - теперь им понадобилось господство над нашими душами. Усыпляя нашу бдительность, а скорее пользуясь доверчивостью, граничащей с халатностью, в течение нескольких десятилетий (начиная с сороковых годов двадцатого века) тихо, без рекламного шума внедрялась в нашу страну эта чума двадцатого века.

Чтобы глубже понять пагубность внедрения дрожжей, рассмотрим влияние их на здоровье человека. В первую очередь нужно подробней разъяснить, что такое дрожжи и что такое закваска.

Дрожжи - это искусственно созданная плесень, имеющая структуру грибка. Плесень отличается смердящим запахом, обладает свойство вызывать брожение, которое оказывает разрушающее действие, входя в состав клетки, лишая ее (клетку) способности делиться, т. е. порождать здоровые клетки.

Это фактически приводит к гибели здоровых клеток, лишает организм способности обновления. Хлеб же, содержащий в себе плесень, производящую дурной запах, становится не только неудобоперевариваемым, но и отбирает здоровье, силу и разум по причине выбраживания этих способностей.

Изучая природу дрожжей, ученые в Российской Государственной библиотеке (бывшая Ленинская) наткнулись на информационные источники из фашистской Германии, где сообщалось, что дрожжи выращивались на человеческих костях и еще, что если Россия не погибнет в войне, то она погибнет от дрожжей. Нашим специалистам не позволили скопировать эти документы, т. к. они были засекречены.

Негативное воздействие дрожжей на организм было раскрыто многими учеными всего мира. Об этом писали: французский профессор Этьен Вольф, академик Ф. Г. Углов, Б. И. Искаков, Н. П. Дубинин (труды МИНХа им. Плеханова), Розини Джанфранко (”Наличие убивающей особенности дрожжей”. Канадский журнал микробиологии, 1983, т. 29 № 10, с. 1462), Г. Басси и Д. А. Шерман (”Убивающий фактор - биохимия, биофизика”, 1973, № 298, с. 868-879), С. А. Коновалов (”Биохимия дрожжей”, 1962, М., Пищепромиздат, стр. 13-14), Б. А. Рубин (”Брожение”, БМЭ, т. 3, 1976, с. 383-384), В. М. Дильман (”Четыре модели медицины”, Л. Медицина, 1987, с. 40-42, с. 214-215) и др.

Учеными установлено, что главное свойство дрожжей - брожение. Дрожжами это свойство передается в кровь, и кровь начинает не циркулировать, а бродить. Образующийся при этом сивушный газ поступает в первую очередь в мозг, нарушая его функции. Резко ухудшается память, способности к логическому мышлению, творческому труду . Воистину: имеющий уши становится не слышащим, имеющий глаза - не видящим, имеющий ум - не разумеющим.

Также дрожжи, действуя на клеточном уровне, вызывают в организме образование доброкачественных и раковых опухолей. Происходит воздействие на клетку, которая, вместо деления на другие живые клетки, становится мертвой. Клетка, отравленная сивушным газом, который сродни трупному яду, естественно не может родить здоровую клетку. Таким образом организм лишается Богом заложенной способности к самообновлению, регенерации органов.

Еще один из отрицательнейших факторов воздействия дрожжей - образование алкогольной зависимости . Механизм простой. При попадании в организм, в котором имеются дрожжи, сахара начинается процесс спиртообразования (как в самогонном аппарате). Эта малая доза спирта, попадающего в кровь, и вызывает потребность увеличения дозы.

Вышеизложенного, полагаю, вполне достаточно, чтобы понять любому здравомыслящему человеку, что дрожжи являются не просто вредоноснейшим веществом, а фактически биологическим оружием, предназначенным для уничтожения нашего народа.

Что же делать? Вернуться к выпечке хлеба на заквасках, которые использовались в глубокой древности и в недавнем прошлом.

Знаменитые крестьянские закваски готовили из ржаной муки, ячменя, пшеницы, соломы хмеля и др. Именно такие закваски обогащали организм витаминами, минеральными веществами, ферментами, биостимуляторами и прежде всего насыщали организм кислородом. Благодаря этому тело человека становилось энергичным, работоспособным, устойчивым к простудам и другим заболеваниям.

До сих пор в некоторых деревнях и в старых (изданных до 1980 г.) кулинарных книгах сохранились рецепты приготовления заквасок и выпечки хлеба на их основе.

Приведем один из них.

Для приготовления хмелевой закваски 0,5 л. воды доводим до кипения и засыпаем 3 столовых ложки соплодий хмеля (шишки хмеля) и кипятим на слабом огне 15 мин.

Отвар процедить, остудить до 30-30 градусов, добавить одну чайную ложку меда или сахара и заправить мукой до состояния густой сметаны. Закваску поставить в теплое место на 24-30 часов, пока в процессе квашения масса не увеличится в 2-3 раза. Готовую закваску хранить в стеклянной посуде в холодном месте.

Для приготовления теста готовится опара. Замес опары лучше всего делать в деревянной (квашне) или эмалированной посуде.

Для одной порции на 1 л. воды берем 1 кг. муки и 4 ст. ложки закваски.

Сначала в емкость вливаем примерно 200 г. теплой воды, добавляем 4 ст. ложки закваски, перемешиваем и постепенно добавляем муку, все перемешивая и доводя массу до состояния густой сметаны. Опара готова.

Она утепляется и ставится в теплое место на 6-8 часов - в зависимости от всхожести опары.

Для приготовления теста в эмалированную или другую посуду высыпаем большую часть оставшейся от 1 кг. муки, вливаем, помешивая, оставшуюся часть воды (примерно 800 г.), вливаем опару, тщательно перемешиваем, добавляем оставшуюся муку, доводя массу до консистенции густой сметаны.

Посуду с тестом утепляем и ставим в теплое место на 7 часов. После подъема теста добавляем муки и месим до крутого теста (для просфор) и мягкого теста для хлеба.

После замеса тесто ставится на 40-60 мин. в тепло. Затем закладывается в формы или на противень, опять даем время для подъема теста, после чего ставим в печь. Для облегчения замеса в тесто для хлеба добавляет 1-2 ст. ложки натурального растительного масла.

Как видно из рецепта, ничего сложного в процессе выпечки хлеба на закваске нет. Раньше любая хозяйка знала и умела печь хлеб - иначе замуж не брали. Более того, многие умели разнообразить его вкус, добавляя в закваску изюм, свеклу, морковь, тмин, укропное семя и др. Все это следует восстанавливать.

В последнее время с хлебом возникла еще одна проблема. В муку начали добавлять, под предлогом заботы о нашем здоровье, железо и биологически активные добавки (БАД).

Это преступное вмешательство в природу. Самим Богом в хлебных злаках заложены все необходимые и полезные для человека вещества. У Бога нет никаких недостатков. У Него все предусмотрено и сбалансировано, поэтому любое вмешательство в созданную Им гармонию ведет только к разрушительным результатам. А здесь вопрос связан с нашим здоровьем. Поэтому мы должны потребовать от Минздрава, Министерства сельского хозяйства и других правительственных органов немедленного запрещения подобной практики.

Начнем, наконец, каждый в своем доме и нашем общем доме - Отечестве защищать себя и наших детей от уничтожения.

Игумен МИТРОФАН (Лаврентьев),

благочинный Южского района Ивановской епархии.

08.02.2005

Уважаемая редакция,

Алексей Алексеевич Сенин!

В № 3 за этот год в вашей газете в статье ”О хлебе насущном: закваска или дрожжи” игумен Митрофан приоткрыл одну из важнейших составляющих тайны беззакония - хлеб, потребляемый нами, начиная с 40-х годов ХХ в., целенаправленно превращен в тонкую отраву посредством дрожжевых грибков, тотально заменивших в хлебе нашем насущном обычную природную закваску.

Причем немецкие источники сообщают, что дрожжи “выращивались на человеческих костях”, очевидно - микродозы среди свиных костей.

Не доверять немецким источникам нет никаких оснований, ведь мы, начиная с 1917 г., находимся во власти самых настоящих чудовищ, пожравших (и продолжающих пожирать) сотни миллионов людей.

По расчетам гениального Д. И. Менделеева население России должно было к концу ХХ в. составить 600 млн. человек. Где добрых 300 млн. человек?

Но вернемся к статье игумена Митрофана. То, что он нам приоткрыл - лишь малая часть извивающейся, смердящей, мерцающей чешуей тайны беззакония.

Прошу вспомнить о тоннах гематогена, колбасы-кровянки на наших прилавках.

Невозможно себе представить наших православных предков, до 1917 г., оскверняющих себя и своих детей этими, так сказать, продуктами. Не происходит ли на наших глазах наглое осквернение целого народа, когда-то православного, благочестивого, многодетного, имевшего некогда общепризнанное название - Святая Русь?

И еще. Не происходит ли в результате этого осквернения невиданное сокращение населения - по 500000 человек в год на Украине и по миллиону человек в год в России (это данные только за годы перестройки - превышение смертности над рождаемостью с 1991 по 2004 гг.). Причем вымирает именно славянское население - потомки тех самых благочестивых христиан, отступившие от веры отцов. Магометане и прочие, наоборот, начиная с 1917 г., утроили свою численность.

Обратимся снова к цифрам, которые, как и факты, - упрямая вещь. По данным последней императорской переписи населения в России в 1900 г. проживало 150 млн. человек (магометан из них - 1 млн.). Даже несмотря на потери в Первой мировой войне с 1914 по 1917 гг. население России продолжало расти и к февралю 1917 г. составило около 181 млн. человек. Россия тогда почти догнала Китай, в котором в те дни проживало немногим более 200 млн. чел. (Ныне в Китае около полутора млрд. чел.) Доля населения бывшей России по отношению к населению всей Земли уменьшилась не менее удручающе: если перед февралем 1917 г. каждый десятый житель Земли был подданным России, то ныне только каждый 35-й. А если искать среди них православных, то, наверное, каждый двухсотый.

Да, “по плодам их узнаете их, волков в овечьей шкуре”.

Для начала необходимо отказаться от употребления кровавых лакомств. Слишком дорогую цену мы платим за них. Однако лукавому, смердящему серой модернизатору мало вышеуказанных жертв христианских. Он недоволен слишком малыми, по его мнению, темпами нашего вымирания. Именно поэтому сегодня во всех без исключения видах продовольствия имеются т. н. консерванты. Для непосвященных профанов объявлено, что консерванты добавляются с благой целью продления срока их годности (например, кока-кола, пепси, пиво и т. д. не портится 15 лет). Но одно дело - обмазывать консервантом мумию Ленина, чтобы она не портилась, а совсем другое дело - принимать эту гадость внутрь с пищей и напитками.

Воистину, символ западных религий - яд.

Действие таких ядов, как например, консервант бензоат натрия или Е-211 , принимаемых хоть и в малых дозах, но регулярно и поражающих прежде всего нейроны головного мозга, приводит именно к тому эффекту, о котором в вышеуказанной статье предупреждает игумен Митрофан, а именно: при наличии глаз человек много не видит, при наличии ушей - не слышит и т. д., вплоть до полного отупения, бесчувствия, т. е. превращается в живой труп.

С уважением,

р. Б. АЛЕКСАНДР

г. Киев

06.03.2005

Комментарий :

Газета «Русский вестник» всегда отличалась некоторой резкостью многих публикуемых материалов. Не стала исключением и статья благочинного (старшего по округу) Южского района Ивановской епархии игумена Митрофана (Лаврентьева) “О хлебе насущном: закваска или дрожжи”.

Игумен резко критикует сложившуюся в современной Церкви практику выпечки просфор (специального хлеба круглой формы, используемого при богослужении) с применением дрожжей.

Никогда раньше не применяли дрожжи для выпечки просфор, утверждает отец Митрофан, а подмена произошла из-за неправильного понятия сути квасного хлеба.

Свиные дрожжи. Подмена закваски современными технологиями — нарушение Божиих законов

Одно из главных таинств христианства, которое завещал Сам Христос, — это евхаристия: таинственное превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Согласно традиции, сложившейся в первые века христианства, хлеб для евхаристии (просфоры) изготавливался из квасного теста. Позже Западная Церковь ввела в практику использование пресного хлеба, взяв за основу опресноки, применяемые на иудейскую пасху, но Восточная Церковь осталась верна древним традициям. Квасное же тесто — это тесто, изготовленное на основе закваски: жидкого теста, сквашенного на хмеле, либо изюме, либо овсе с добавлением сахара или мёда. Все компоненты закваски растительного происхождения, в отличие от повсеместно применяемых современных термофильных дрожжей, которые имеют грибковое происхождение, и, как утверждает автор статьи, в современных технологиях могут изготавливаться даже из костей животных, преимущественно свиней. Главное отличие закваски от дрожжей: первая вызывает процесс квашения, вторая — брожения. И это брожение вызывает в человеческом организме самые негативные последствия.

Наш организм, для того, чтобы нейтрализовать кислоту, образующуюся при брожении, вынужден расходовать щелочной резерв, а его значительное снижение существенно организм ослабляет. При расходовании на нейтрализацию кислоты железа гемоглобина крови человек ощущает усталость. Если же на эти нужды расходуется кальций, появляются бессонница, раздражительность. Из-за снижения щелочного резерва ухудшается умственная деятельность, появляется депрессивное состояние. Вымывание из костей солей кальция для нейтрализации кислот становится одной из главных причин остеопороза. Естественной закономерностью дрожжевого брожения в организме является снижение работоспособности, иммунитета, устойчивости к инфекционным заболеваниям, повышается риск заболевания диабетом. Негативное опосредованное влияние оказывает оно и на деятельность сердца.

Существует множество научных исследований, в которых дрожжи называются опаснейшим для нашего здоровья компонентом ежедневно потребляемых продуктов. Действуя на клеточном уровне, дрожжи вызывают новообразования, в том числе и злокачественные.

Проведенные эксперименты показали, что злокачественные опухоли, находящиеся в дрожжевой основе, растут в геометрической прогрессии и полностью исчезают при извлечении из дрожжевой среды.

Недаром в США, Швеции и других странах бездрожжевой хлеб рекомендуется в качестве одного из средств профилактики и лечения онкозаболеваний. Некоторые исследователи в своих работах клетки дрожжей называют «клетками-убийцами», которые убивают менее защищенные клетки организма путем выделения в них ядовитых белков малого молекулярного веса. Токсичный белок ослабляет плазменные мембраны, увеличивая их проницаемость для патогенных микроорганизмов и вирусов.

В канадском «Журнале микробиологии» (N 10, 1983 год) по этому поводу была помещена статья с характерным названием: «Наличие убивающей особенности дрожжей».

Верить вышеприведённым сведениям или нет, дело каждого. Ведь чего только не наслышишься в наше перепересыщенное информацией время. И справедливости ради, стоит отметить, что существует немало исследований, доказывающих наличие в дрожжах массы полезных для организма элементов, действие которых перекрывает возможные негативные последствия их употребления. Но вот недавно Центральное телевидение показало довольно поучительный сюжет из детского приюта при одном из православных монастырей.

Проживали в приюте бывшие бродяжки и беспризорники, дети из неблагополучных семей. Несмотря на неплохие условия проживания и постоянную заботу взрослых, ослабленное здоровье детей никак не приходило в норму, и приют всё больше становился похожим на детский лазарет. И вот в обитель прибыли двое монашек, биологи по образованию, которые изменили хлебную составляющую детского питания: полностью исключили из рациона хлеб на дрожжевой основе и жирные сладкие печенья и начали сами готовить бездрожжевой хлеб по старинным рецептам. Как ни странно, эти несложные ограничения вскоре привели к тому, что дети практически перестали болеть.

Недаром диетологи всё чаще призывают переходить на ржаной хлеб, при изготовлении которого используются не дрожжи, а закваска или солод. Какой хлеб выпекается в Новосибирске, «Вечёрка» расскажет в ближайшее время, а пока вернёмся к статье игумена Митрофана в газете «Русский вестник».

В единственной молитве, оставленной Иисусом Христом, «Отче наш», слово «хлеб» является синонимом еды вообще, а наши предки говорили: «Хлеб — дар Божий». На Руси и хлеб, и церковную просфору всегда готовили на квасном хлебе, выпеченном из муки с добавлением закваски. И хотя иногда эту закваску и называли дрожжами, но к современным дрожжам она не имеет никакого отношения. Из поколения в поколение передавались рецепты приготовления русского хлеба — сытного, питательного, долгое время не теряющего свежесть. Потому и крепкой закваски были наши предки, не чета хлипкому нынешнему поколению, основная просьба которого в молитвах — это просьба о здоровье.

А может быть, это потерянное здоровье и давал нам Господь в своей молитве «Отче наш» через хлеб насущный, который издревле готовился на солоде и закваске?

Валерий МЕЛЬНИКОВ

17.03.2005

И в продолжение темы

Квасной или пресный? Возвращаясь к напечатанному

Публикация статьи «Свиные дрожжи» вызвала неоднозначную реакцию среди наших читателей, а особенно среди прихожан новосибирских православных храмов. В частности, возникали вопросы: есть ли принципиальные отличия хлеба, испечённого на заквасках, от дрожжевого хлеба, правомочно ли выпекать просфоры (специальные богослужебные хлеба, используемые для совершения главного православного таинства — Евхаристии) с применением прессованных дрожжей, могут ли современные дрожжи изготовляться из свиных костей, почему в Православной Церкви используют при служении Литургии квасной хлеб, а не пресный?

В Православной Церкви предъявляются следующие требования к просфорам, употребляемым при служении Божественной литургии: просфоры должны изготовляться из пшеничной муки, при замешивании теста применяют воду и соль. Тесто должно быть квасным. На протяжении уже многих десятилетий для закваски используются дрожжи. По свидетельству авторитетных специалистов-хлебопёков, биохимические процессы, протекающие в тесте при использовании дрожжей и при использовании различных заквасок (хмеля, изюма и т.д.), идентичны.

Как выяснилось, никаких «свиных дрожжей» в Новосибирске не производится, поэтому и тут опасения беспочвенны. Следовательно, нет никаких оснований утверждать, что просфора, выпеченная из дрожжевого теста, чем-то отличается от просфоры, выпеченной из теста, приготовленного на закваске. Поэтому, если более удобным является приготовление теста с использованием дрожжей, это не запрещается. Если на каком-либо приходе умеют выпекать хорошие просфоры, используя тесто на закваске, то и такие просфоры можно использовать при служении Литургии.

Более того, Церковь никогда не вырабатывала каких-либо правил относительно технологии приготовления теста. Православными церковными правилами запрещено лишь употребление за Литургией пресного хлеба.

Между тем те, кто читал Евангелие, могли обратить внимание на то, что первая Литургия была совершена Иисусом Христом на Тайной Вечере, когда Он с апостолами собрался для совершения обрядов, связанных с празднованием ветхозаветной Пасхи. При этом кроме пасхального агнца, горьких трав, кисло-соленого соуса полагалось есть и пресный хлеб.

Может быть, Иисус Христос во время установления Таинства Евхаристии употребил именно этот, пресный хлеб?

Действительно, на Тайной Вечере Христос и апостолы исполнили все предписания Ветхого Завета и ели пресный хлеб. Но Евхаристия была установлена уже после того, как пасхальный агнец был съеден и все ветхозаветные обряды, связанные с этим, были исполнены. Евангелисты пишут, что Иисус Христос после этого взял хлеб, благословил, преломил и дал Своим ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое…» (Мф. 26, 26).

Причём в оригинальном греческом тексте Евангелия хлеб называется артос . В греческом языке было два слова, обозначающих хлеб: азимон пресный хлеб и артос хлеб вскисший, поднявшийся . Именно такой хлеб и был употреблен Христом для первой Литургии.

Правило выпекать хлеб для Евхаристии из квасного теста установлено со времён апостольских.

Подсчитано, что в среднем человек за свою жизнь съедает без малого 8 тонн хлеба. Свежая, душистая и ароматная буханка - непременный атрибут трапезы, который можно встретить на столе семьи с любым достатком. Выпечка натурального хлеба по классической технологии - это затратный, длительный и трудоемкий процесс, доступный только крупным специализированным предприятиям. А потому на прилавках магазинов все чаще встречается хлеб со всевозможными химическими добавками: улучшителями вкуса, ароматизаторами, ускорителями подъема теста, отбеливателями и красителями.

Хороший хлеб можно отличить от плохого по целому ряду признаков: внешнему виду, состоянию мякиша, вкусу, запаху, влажности, кислотности, пористости. Настоящий качественный хлеб не черствеет несколько дней, не портится и не теряет своего вкуса, к тому же служит источником многих полезных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности человеческого организма.

Классическая технология выпечки хлеба была известна еще в Древнем Египте, и с тех пор в ней мало что принципиально изменилось. Качество хлеба складывается из многих компонентов. Сырье является если не самой главной, то одной из важнейших составляющих для производства качественного и полезного продукта.

«Для того чтобы приготовить вкусный и полезный хлеб, нужно начинать с сырья - муки, дрожжей и прочего, - делится секретами мастерства начальник производственной лаборатории находкинского хлебокомбината Маргарита Рогулькина. - Сейчас на рынке много некачественного сырья, встречается мука, в которой содержатся опасные металлы, посторонние примеси, и даже отбеливатель! Поэтому к выбору поставщиков мы относимся очень тщательно: берем только сырье определенного качества, которое отвечает требованиям ГОСТа, даже несмотря на то, что оно дороже. В производстве используем жидкие дрожжи, свежую молочную сыворотку и живую густую закваску. Работаем, в основном, с постоянными партнерами, которые знают наши требования и могут им соответствовать. Наличие собственной лаборатории позволяет регулярно проводить трехступенчатый контроль качества: проверяем поступившее к нам сырье, замешанное тесто и готовую продукцию».

Печь по-настоящему вкусный и полезный хлеб - это настоящее искусство и строгое следование технологии. На находкинском хлебокомбинате хлеб выпекают именно по классическому рецепту, без добавления химических продуктов, усилителей вкуса и искусственных красителей. Процесс выпечки занимает много времени, что во многом определяет себестоимость «продукта №1».В зависимости от рецепта на приготовление одной булки может понадобиться от 8 до 12 часов. Но только так, неукоснительно соблюдая технологию на каждом этапе, можно получить именно тот хлеб, с насыщенным вкусом и ароматом, который все мы так любим.

АППЕТИТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ

Непосредственно перед приготовлением теста для будущих хлебов, булочек и караваев сырье, которое поставляют в Находку из Алтайского края и Челябинской области, проходит дополнительную обработку. Для этого используются специальные промышленные агрегаты. При просеивании из сырья удаляются посторонние частицы, мука разрыхляется, согревается и насыщается воздухом.

Во время замеса теста согласно все той же классической технологии на хлебокомбинате используют живые дрожжевые грибки (для хлеба и сдобы из пшеничной муки) или культуру, которая содержит определенную пропорцию дрожжевых штаммов и молочнокислых бактерий (для изделий из ржаной). Правильно замешанное тесто должно вдвое увеличиться в объеме, для этого ему необходимо «отстояться» не менее трех с половиной часов.

Уникальную густую закваску, которая придает пористую структуру ржаному хлебу, выращивают на предприятии самостоятельно, в отдельном помещении, где поддерживается определенная влажность и температура. Закваска — живой организм, требующий к себе повышенного внимания. Прежде чем отправить поднимать тесто для популярного ржаного «Бородинского», закваску несколько дней выращивают в лаборатории под контролем специалистов. Именно натуральная ржаная закваска во многом обуславливает вкус и аромат черного хлеба.

Жидкие дрожжи, которые традиционно используют для выпечки пшеничного хлеба «Урожайный» и «Окский», поставляет на предприятие в пробирках санкт - петербургский институт микробиологии.

Качество поступающего сырья, теста и готовых кондитерских и хлебобулочных изделий круглосуточно контролируют специалисты собственной производственно-технологической лаборатории. Дежурные технологи днем и ночью регулярно, каждые 10-15 минут, берут пробы на каждом этапе производственного процесса. Готовую продукцию перед выходом с комбината проверяют инженеры - химики, поэтому брак покинуть стены предприятия не может.

«Позволить себе выпекать хлеб, следуя всем тонкостям традиционной российской рецептуры, могут только такие крупные специализированные комбинаты — говорит руководитель кооператива Геннадий Тарасов. - Невозможно выпечь нормальный продукт «в подвале». Нужны площади, технологии, специалисты. У мелких производителей нет возможности содержать полноценный штат, оплачивать круглосуточную загрузку производственных мощностей, выделять средства на приобретение натуральных компонентов. Некоторые производители вообще не утруждают себя видимостью соблюдения ГОСТа, и пекут хлеб по сомнительным «домашним рецептам».

Для того чтобы сократить себестоимость продукции многие небольшие частные хлебопекарни используют «химию», которая снижает вес буханке, увеличивая при этом ее объем, чтобы ускорить в тесто подмешивают искусственные компоненты - разрыхлители муки, усилители вкуса и ускорители подъема теста. Приемов обмануть потребителя немало: едкий химический отбеливатель легко «превращает» муку 2 сорта в продукт высшего качества, муку с низкой клейковиной до нормы подтягивают при помощи лактатов и фосфатов кальция, аммония, магния. С помощью разрыхлителей время естественного брожения теста сокращается почти в 8 раз - с 4 часов до 20-30 минут. Но в этом внешнее красивом хлебе нет аромата и вкуса, мякиш имеет очень белый цвет и «ватный» привкус, а зачерствеет такая буханка уже на следующий день.

«Секрет успеха нашего хлеба прост - продолжает руководитель производственного кооператива Геннадий Тарасов. - Вся продукция комбината производится только из натуральных компонентов. Сейчас многие производители не гнушаются добавлять в свою продукцию различные добавки, сухие смеси, химические загустители, подсластители и усилители вкуса. Мы все это принципиально не используем».

ПЕРВЫЙ - ВСЕГДА ПЕРВЫЙ!

На хлебокомбинате работает свыше 200-от человек, и так как выпечка хлеба - традиционно женское дело, подавляющее большинство работников предприятия - представители прекрасного пола. Текучести кадров здесь практически нет, а вот рабочие династии уже сложились, дети приходят на комбинат на смену родителям. Показательный пример - сын и ближайший помощник председателя производственного кооператива Геннадия Тарасова. Павел Геннадьевич Тарасов, будучи студентом юридического факультета, начинал работать на хлебокомбинате сторожем. Позже, на старших курсах, пришел на предприятие на практику. После окончания учебного заведения остался работать, параллельно получая еще одно высшее образование - экономическое. Сейчас он занимает пост заместителя председателя производственного кооператива.

Ежедневно находкинский хлебокомбинат производит до семи тонн хлеба и три тонны булочных изделий, а также около 400-от килограммов различной кондитерской продукции. Работает комбинат, в основном, по предварительным заказам от торговых предприятий. Использование предприятием классической технологии выпечки хлеба определяет график работы: часть коллектива работает весь день, другая - всю ночь. Дважды в день (ранним утром и после обеда) специализированные автомашины развозят продукцию по более чем двум сотням продуктовых магазинов городского округа и близлежащих районов.

На днях после капитальной реконструкции на предприятии вновь заработал кондитерский цех. Устаревшее технологическое оборудование демонтировано, а на его месте установлены новые пекарные камеры, расстоечные шкафы, двухскоростная тестомесильная машина, а также кремовзбивальная и раскаточная машины для приготовления слоёного теста.

Вообще, ассортимент продукции находкинского хлебокомбината постоянно обновляется, и, на сегодняшний день, уже превысил 50 наименований. Это ржаной и пшеничный хлеб, сдоба, восточные сладости, слойки с фруктовой начинкой и многое другое. Внедряется технология производства диетических и лечебно-профилактических сортов хлеба, которые пользуются спросом у горожан, ведущих активный образ жизни.

«Гвардейский», «Прибалтийский», «Урожайный», ржаной «Бородинский», «Окский» - эти торговые марки находкинского хлебозавода у всех на слуху. Продукция находкинского хлебокомбината заслужила признание не только потребителей, но и специалистов. На протяжении своей истории предприятие неоднократно становилось победителем и призером различных соревнований, удостаивалось дипломов, награждалось грамотами и медалями. Отменное качество продукции не раз было отмечалось на различных уровнях — на ярмарках, конкурсах и смотрах качества. К примеру, сразу два сорта хлеба - «Белый» на молочной сыворотке и диетический «Сезам» - удостоились в первом этапе конкурса «Лучший товар Приморья 2013» высшего признания потребителей краевой столицы.

Увы, добрым именем и доверием покупателей к продукции находкинского хлебокомбината стали пользоваться недобросовестные продавцы. «Некоторые магазины поступают так: заказывают и наш «Окский» хлеб, и похожий, но более дешёвый от других поставщиков - продолжает рассказ Геннадий Тарасов. - Декларацию качества получают на нашу продукцию, а потом по цене нашего продукта выставляют менее качественный, но дешевый. Отличить две одинаковые с виду буханки хлеба сможет разве что специалист. Есть такой с позволения сказать «хлеб» может быть иногда просто опасно. Мы неоднократно убеждались в этом, проводя контрольные закупки в торговых предприятиях».

Бороться с этим непросто. Торговая инспекция давно канула в Лету, а сами представители хлебокомбината не имеют полномочий привлечь недобросовестных «партнеров» к ответственности, даже в буквальном смысле «поймав их за руку» на умышленном обмане покупателей. Поэтому на предприятии решили пойти другим путем - заказали пробную партию новых форм для выпечки, сделанные по индивидуальному проекту. В новых формах сглажены края, более плавные линии, благодаря чему, надеются на хлебокомбинате, потребители всегда смогут отличить оригинал от подделки. Первыми с новым внешним видом популярного сорта хлеба «Окский» познакомились покупатели из Врангеля, Ливадии и специализированного магазина «Горячий хлеб». Впоследствии предприятие планирует полностью перейти на новые формы.

Please enable JavaScript to view the

О хлебе насущном. Прошлое хлеба. Хлеб хлебу рознь. «Диагностика» хлеба. Какой хлеб полезнее. Хлебозавод-автомат. Как сохранить хлеб свежим. Обогащающие добавки и улучшители.

Хлеб - всему голова

Старинная русская пословица

Знаменитый русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев писал в свое время: «Давно замечено, что мы не обращаем внимания на самые замечательные факты только потому, что они слишком обыкновенный Многим ли, действительно, приходила в голову мысль, что ломоть хлеба, хорошо испеченного пшеничного хлеба… составляет одно из величайших изобретений человеческого ума…». Производство хлеба создавалось веками, она потребовало от человека много выдумки, знаний, труда и настойчивости. Человек приноравливался к капризным «материалам», которые то портились, то скисали, то вспучивались, то высыхали, то гнили. Очень многие из этих превращений были непонятны людям, а порой казались загадочными и даже таинственными. Вот, например, на хлебе и на пресных лепешках, употреблявшихся в церквах при причастии, временами выступали красные пятна. Священнослужители выдавали их за «кровь Христову», считали их дурным предзнаменованием. Церковь, пользуясь тем, что народ не знал истинных причин появления этих пятен, организовывала гонения на «еретиков».

Все это было очень давно. Теперь известно, что виновниками красных пятен на хлебе являются микробы, которые вызывают и много других превращений продуктов. Хлеб выпекали с незапамятных времен, хотя долгое время пекари и понятия не имели о том, что происходит в тесте, пока оно не превратится в хлеб, и почти все делали наугад, на основе одного лишь опыта.

В нашей стране хлебопекарная промышленность была фактически создана только за годы Советской власти. До Великой Октябрьской социалистической революции хлебопечение в России представляло собой одну из наиболее отсталых отраслей промышленности, в которой преобладали предприятия кустарного типа. Хлеб вырабатывали вручную в небольших пекарнях. Чаще всего это были подвальные или полуподвальные помещения, лишенные естественного освещения, вентиляции, элементарного благоустройства. Вспомните, как описал М. Горький дореволюционную пекарню в повести «Коновалов», в рассказах «Двадцать шесть и одна» и «Хозяин». «В подвале с маленькими окнами, закрытыми снаружи частой проволочной сеткой, - под сводчатым потолком стоит облако пара, смешанное с дымом махорки. Сумрачно, стекла окон побиты, замазаны тестом, снаружи обрызганы грязью. В углах, как старое тряпье, висят клочья паутины, покрытые мучной пылью, и даже черный квадрат иконы весь оброс серыми пленками» («Коновалов»). «Мы вставали в пять часов утра, не успев выспаться, и - тупые, равнодушные - в шесть уже садились за стол делать крендели из теста, приготовленного для нас товарищами в то время, когда мы еще спали. И целый день с утра до десяти вечера одни из нас сидели за столом, рассучивая руками упругое тесто и покачиваясь, чтоб не одеревенеть, а другие в это время месили муку с водой» («Двадцать шесть и одна»).



Большую роль очень долгое время играло домашнее хлебопечение. В тридцатых годах на его долю приходилось 45 процентов хлеба, потреблявшегося в городах СССР - пекарни и хлебозаводы не могли еще обеспечить всех нуждающихся в нем.

И лишь сравнительно недавно советские ученые, тщательно исследовавшие биохимические процессы, совершающиеся при изготовлении хлеба, создали новую, научную технологию производства хлеба и хлебобулочных изделий.

Сегодня хлебопекарная промышленность - одна из наиболее развитых отраслей пищевой индустрии.